- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шарипова Р.Т. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Автор:
Шарипова Резеда Талгатовна
учитель начальных классов,
Высшей квалификационной категории
Окружающий мир.
Класс: 1 Программа: «Школа 2100»
Тема: «Путешествие колобка». Откуда на стол пришел? Цель урока: развитие образного мышления, речи учащихся, умения сравнивать, делать выводы.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с тем, что каждый предмет, прежде чем попасть к нам в руки проделывает долгий путь превращений. Пронаблюдать вместе с учащимися путь появления хлеба на столе, выяснить, люди каких профессий причастны к появлению хлеба, научить различать зёрна пшеницы, овса, ржи.
- Развивать умение устанавливать связи в природе, логическое мышление, внимание, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб, чувство патриотизма, формировать интерес к профессиям сельского хозяйства.
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Оборудования:
- Презентация.
- Карточки с названиями профессий и пословицы.
- Учебники, рабочие тетради для 1-го класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг». - М.: Баласс, 2010. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
- Книги о хлебе, о профессиях.
- Раздаточный материал для практической работы (семена пшеницы, ржи, овса в коробке, стаканы с водой и мукой).
- Злаковые: пшеница, овес, ячмень, гречиха, рис, пшено.
- Хлеб.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Прозвенел опять звонок.
Начинается урок.
Встали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-Ребята, проверьте, всё ли готово к уроку? Пожелаем друг другу успеха! II. Актуализация знаний, активизация учащихся, пробуждение интереса. -С какими профессиями мы знакомились на предыдущем уроке? Назовите их -Благодаря их труду нас окружает много разных красивых, полезных и необходимых предметов и продуктов питания. ( Слайд №1 ) -Как появились эти вещи? ( Их сделали люди разных профессий.) - отгадайте загадки и назовите профессии людей. (Слайд № 2) Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные, Пахучие котлеты, салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (Повар) Он полосатой палочкой взмахивает ловко И тормозят водители, все знают- остановка (Инспектор ГИБДД)
Мама делает прически, подстригает чёлки, Фены, ножницы, расчёски, у неё на полке. (Парикмахер)
Все дороги мне знакомы, я в кабине словно дома. Мне мигает светофор, знает он, что я-… (Шофёр)
Кто в дни болезней всех полезней И лечит нас, от всех болезней? (Врач)
В огне и дыму он идет среди жара, Спасая людей и дома от пожара. (Пожарный)
III. Постановка проблемы, определение темы урока.
-Ребята, отгадайте загадку:
Пышный , мягкий , пропечённый,
Подрумяненный слегка.
Он с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
-О чём идёт речь? (О хлебе) Кушаете ли вы хлеб? (Слайд №3)
- Сегодня мы буде говорить о хлебе, совершим путешествие. А путешествовать с нами будет герой сказки, которую мы все с вами хорошо знаем.
Отгадайте загадку:
Формой он похож на мяч
Был когда-то он горяч
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушёл.
У него румяный бок
Кто же это? (Колобок) (Слайд №4)
-Определение темы урока
-Откройте учебник на с. 18 прочитайте что мы будем делать с колобком.
-Кто написал эту сказку? (Показываю книжку) (Это русская народная сказка )
IV. Открытие новых знаний.
1)Перечислите приключения колобка, как он появился на свет, и что с ним произошло в сказке. (Слушание рассказов детей )
-Правильно, сегодня мы отправляемся в далёкое путешествие с колобком, проследим за тем, как хлеб попал к нам на стол и люди каких профессий ему помогали.
А как вы думаете, почему именно колобок отправляется с нами в путешествие? ( Колобок - это хлеб)
- почему его так назвали.
- Откуда хлеб к нам попал? ( Из магазина.) (Слайд №5) - Кто его нам продал? ( Продавец.) - Как хлеб появился в магазине? ( Привезли на машине.)
- Кто его привёз? ( Водитель.) - А где взял хлеб водитель? ( На хлебозаводе, в пекарне)
- Кто его пёк? ( Пекарь) - Из чего? ( Из теста) (Слайд №6)
- Что необходимо взять, что бы получилось тесто? ( Из муки) (Слайд №6)
Практическая работа- изготовление муки
(на столах стоят стаканчики с мукой и водой)
- Устали пекари, потрудились на славу. Значит нужно отдохнуть
Физминутка «Колобок»
Колобок, колобок,
(идут в полуприседе, поставив руки на пояс.)
Колобок - румяный бок.
По дорожке покатился
( бегут на носочках, держа руки на поясе.)
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку
( встав лицом в круг, изображают медведя, волка и зайца.)
Всем играл на балалайке,
(изображают игру на балалайке.)
У лисы спел на носу,
( пляшут вприсядку.)
Больше нет его в лесу
(разводят руками)
- А из чего изготовили муку? ( Из зерна пшеницы.) (Слайд №7) - Где смололи зерно? ( На мукомольном заводе.)
- Кто это сделал ? ( Рабочий - мукомол.)
- А как зерно попало к нам на мукомольный завод? ( Её привезли) - Кто мог её привезти? На чём? ( Машинист, по железной дороге, в вагоне. )
- Откуда её привезли? ( С поля или с зернохранилища)
- Как зерно попадает на поле? ( Его посадили)
- Кто его сажает? ( Тракторист (пахарь) сначала пашет поле, а затем засеивает поле семенами.) (Слайд №8)
- Кто ухаживает за посевами ( Полевод. А ещё в сельском хозяйстве есть очень важная профессия - агроном ) В Толковом словаре Ожегова даётся следующее определение:
« Это профессия человека, который занимается земледелием и выращиванием сельскохозяйственных культур». Это самый главный специалист по выращиванию хлеба.
-Кто собирает зерно с поля? ( Комбайнёр) (Слайд №9)
Видео фрагмент из серии «Замечательные профессии» -Так откуда начал своё путешествие хлебушек? ( С зерна) 3) Практическая работа. - Ребята, у вас на партах семена зерновых культур: пшеницы, овса, ячменя. Сравните их и определите, какие зёрна лежат в коробочках.
- Рассмотрите их и назовите признаки зерен пшеницы, овса, ячменя
(Слайд №11-13) - Почему же зёрна такие разные? (Чтобы выпекать различные вида хлеба: белый, ржаной и т.д.) Дегустация ржаного и пшеничного хлеба.
- Как вы думаете, из какой зерновой культуры получили пряники, баранки, бублики, торты? (Слайд №15)
Физминутка «Зернышко»
-Зёрнышко в земле сидело, под солнышком зазеленело,
Колосья пшеницы качаются, зерном золотым наливаются.
Просмотр видеофрагмента «Откуда берется хлеб?»
4) - Теперь мы сможем рассказать, как путешествует хлеб, прежде чем попасть к нам на стол? - Кажется ли вам этот путь коротким? - Людям, каких профессий мы должны сказать спасибо за то, что каждый день кушаем хлеб? ( Агроном, комбайнёр, тракторист, водитель, рабочий - мукомол, пекарь, продавец.) дети выстраиваются с карточками названий профессий. Вот видите, сколько людей трудятся не покладая рук, чтобы вырастить хлеб. - Есть очень мудрые слова о хлебе. Давайте их прочитаем. Как вы их понимаете?
5).Пословицы. (Слайд №26) Хлеб - всему голова. Пот на спине - так и хлеб на столе. Доплясались, что без хлеба остались. 6) Стихи о хлебе рассказывают ученицы.
Вот он, хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В нем - здоровье наше, сила, в нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
В нем - земли родимой соки солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!
Ведь не сразу стали зерна, хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле.
У народа есть слова: "Хлеб - всей жизни голова".
Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.
(С. Погореловский)
В страшные военные годы маленький кусочек хлеба мог спасти жизнь человека.
(фото «Хлеб Ленинграда») (Слайд № 16) - Значит, как нужно относиться к хлебу? ( Бережно)
7).Вывод. -Ребята, прежде чем стать какой либо вещью, каждый предмет, как и хлеб, преодолевает большой путь превращений. - Кто совершает эти превращения? - Могут ли они обойтись друг без друга? Чтение вывода в учебнике на стр. 19 ( Каждый предмет , прежде чем попасть к нам в руки, проделывает долгий путь превращений. Эти превращения совершают люди разных профессий. Они не могут обойтись без труда друг друга)
V. Первичное закрепление. - Посмотрим, какую дорожку проделал стол, чтобы попасть к нам в класс. Дети составляют рассказ по картинкам (на стр. 19 учебника) - Люди каких профессий помогли совершить это превращение?( Лесоруб, деревообделочник, работающий на деревообрабатывающем станке на деревообрабатывающем заводе, столяр, продавец. ) Могут ли они обойтись друг без друга? - Докажите.
VI. Самостоятельная работа.
- Работа в рабочей тетради с. 44. ( в парах)
VII.Повторение.
- Составить цепочку превращений ( работа в группах) 1)Корова, молоко, сыр. (Слайд №18) -Какие профессии задействованы в этом? ( Доярка, сыровар.) VIII.Итог урока. -Что нового узнали на уроке? -Как хлеб доходит до наших столов? Труден ли этот путь?
IX. Рефлексия. Вспомните тему нашего урока.
Вспомните, к какому выводу мы пришли, рассматривая путь появления хлеба на
столе. Для чего мы составляли цепочки превращений из других предметов.
-У вас на партах лежат колобки (вырезанные)
- Если вы поняли тему урока, нарисуйте румяного улыбающегося колобка.
- Если у вас небольшие затруднения, нарисуйте колобка не очень румяного, который не улыбается.
- Если вы не поняли тему урока, нарисуйте грустного, белого колобка.
X. Домашнее задание (по выбору детей)
1. Прочитать статью в учебнике по теме 18, в рабочей тетради с.44 № 1.
2. Подготовить сообщения о людях различных профессий, о профессиях родителей.
3. Прочитать книги о хлебе, найти стихи, пословицы, поговорки.
XI. Окончание урока
-Благодарю всех за работу! Урок окончен.
Литература: 1.Книги детских писателей о хлебе . 2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Учебник для 1-го класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг» в 2-х частях. - М.: Баласс, 2010. 3.Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь для 1-го класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг». - М.: Баласс, 2010.
- Иллюстрации - ресурсы Internet