- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад по теме: Современные формы организации внеурочной деятельности
Доклад по теме: Современные формы организации внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бородулина О.В. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РФ
Борисоглебский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет»
Центр дополнительных образовательных услуг
Курсы повышения квалификации
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Слушатель: Бородулина Оксана Валентиновна
Место работы, должность: МБОУ БГО « Борисоглебская гимназия №1», учитель начальных классов
Рецензент:
_____________________________________
(учёное звание, учёная степень, должность) ______________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Борисоглебск
2014
Оглавление Введение Глава I. Современные формы организации внеурочной деятельности младших школьников
- Цель и принципы внеурочной деятельности
- Организация внеурочной деятельности
- Направления внеурочной деятельности
- Принципами организации внеурочной деятельности
- Воспитательные результаты внеурочной деятельности
- Основные модели организации внеурочной деятельности
- Ожидаемые результаты
Глава II. Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Заключение
Список литературы
Введение
Не знаю в жизни ничего более воодушевляющего,
чем бесспорная способность человека
путём сознательных усилий возвышать жизнь свою.
Генри Дэвид Торо. Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществляется воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор. Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна их форм организации свободного времени учащихся, цель которой - создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора. Внеурочная деятельность-это часть основного образования, которое нацелено на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности, сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность-это организация педагогом различных видов деятельности учащихся во внеучебное время, обеспечивающее необходимые условия для социализации личности ребёнка. Но я считаю, что в рамках реализации ФГОС внеурочную деятельность следует понимать, как образовательную деятельность, осуществляющую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Актуальность выбранной темы заключается в том, что внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность её организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества обучения. В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:
- в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.);
- вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.).
Глава I Современные формы организации внеурочной деятельности младших школьников С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появляется внеурочная деятельность. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:
- внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
- внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
- происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
- Цель и принципы внеурочной деятельности
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности педагогов;
- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
Компонент организации внеурочной деятельности
Содержание компонента
Условия Региональные особенности. Социо-культурная ситуация ОУ. Системы и структуры педагогической деятельности в ОУ. Стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей, родителей. Материально - техническое оснащение и информационно - технологическое обеспечение ОУ. Степень участия общественных советов и организаций, социальных партнеров в деятельности ОУ.
Цели Способствовать личностному становлению учащихся. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, предоставить возможность реализации им в различных видах деятельности. Способствовать формированию коллективно - распределённой деятельности в детских коллективах. Проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку учащихся.
Мотивация Переход системы образования на системно - деятельностную парадигму.
Содержание Направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность - как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.
Технологии Проектная деятельность; дифференциация по интересам; информационные и коммуникационные технологии; игровые технологии; обучение на основе «учебных ситуаций»; социально - воспитательные технологии; технология саморазвития личности учащихся.
Средства Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: - для подвижных занятий и для спокойной работы, - для общения и для уединения, - для «пробы сил» и для демонстрации достижений, - для поиска информации.
Результаты Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций» - формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; - воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач; - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы. 1.3Направления внеурочной деятельности Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:
Направление внеурочной деятельности Форма, название Социальное РКМ (развитие креативного мышления) Духовно-нравственное «Планета Здоровья» Общекультурное «Сказочный мир» «Волшебный фонарь» Физкультурно-спортивное и оздоровительное «Чемпион» Общеинтеллектуальное «Занимательная математика» «Я исследователь» «Волшебный мир LEGO WEDO» 1. Общекультурное направление представлено театральным кружком и объединением «Волшебный фонарь». Их целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению в нашей школе работают педагоги дополнительного образования, которые осуществляет свою работу в форме игровых занятий, бесед, конкурсов, выставок, театрализованных постановок. 2. Общеинтеллектуальная деятельность осуществляется в объединениях «Занимательная математика», «Я исследователь», «Волшебный мир LEGO WEDO». Актуальность объединений обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
- младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
- обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
- реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
- включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
- использование ресурсов учреждений дополнительного образования.
- запросы родителей, законных представителей первоклассников;
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности педагогов;
- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно-ценностное общение
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
- Художественное творчество
- Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
- Трудовая (производственная) деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
1.7 Ожидаемые результаты Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Результатом реализации Программы внеурочной деятельности, разработанной в школе, должна стать теоретически обоснованная и экспериментально апробированная модель уклада школьной жизни в начальной школе, частью которой является модель организации внеурочной деятельности и отработанный механизм её реализации в 1- 4 классах в процессе их воспитания и социализации. 1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: - развитие индивидуальности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций», нравственного, эмоционального волевого компонента мировоззрения; познавательного интереса; потребности к самообразованию и творчеству; целеустремленности, аккуратности, ответственности. - формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; навыков общественного поведения, коллективного взаимодействия, сотрудничества. - воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач; - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции. -увеличение числа детей, охваченных организованным досугом Отслеживание результатов деятельности проводится через анкетирование учащихся и родителей, через тестирование детей на предмет владения умениями и навыками, которые они должны приобрести в течение года по программе работы той или иной группы, а также в ходе участия детей в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, олимпиадах, интеллектуальном марафоне. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Для учителя в это время очень важно составить правильное представление о личности ученика и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь. Именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут сформированы его лидерские качества зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Особое внимание уделяется развитию лидерских качеств во внеурочной деятельности. Внеурочная работа понимается преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Именно внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Глава II. Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников Целью диагностики является выяснение, того - являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыводы в отношении тех или иных педагогов той или иной школы. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. Воспитание - это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики. Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника.
- Портфолио школьника
- Наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно - деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам.
- Анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.
- Диагностическая методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»
- Методика социометрии.
МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1»
Технологическая карта занятия объединения «Мастерская слова»
Таблица №1 Ф. И. О. педагога Бородулина Оксана Валентиновна
Предмет
Русский язык Класс
3 «Б» Тип занятия
Изучение нового материала Вид (форма) урока
Занятие - исследование Тема занятия
«В каждом слове - чудесный клад». Исследование слова «Доброта» Цель занятия
-совершенствование речи; - развитие коммуникативных способностей обучающихся; - обогащение словарного запаса обучающихся через работу со словарями и справочной литературой; - формирование интереса у обучающихся к предмету «Русский язык»
Задачи урока: 1)обучающие 2) развивающие 3) воспитательные
Образовательные: - углубить и расширить знания и представления обучающихся о литературном языке; - совершенствовать знания обучающихся о разделах науки о языке; - формировать навык самостоятельной деятельности обучающихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала, навык исследовательской деятельности Воспитательные: - воспитывать культуру обращения с книгой; - воспитывать любознательность, чувство прекрасного, потребность наслаждаться красотой родной речи Развивающие: - развивать смекалку и сообразительность; - умение пользоваться разнообразными словарями; - гуманитарное мышление младших школьников Формы организации образовательного пространства на уроке Фронтальная работа, работа в малых группах Риски
Обучающиеся могут не определить точно задачи занятия Обучающиеся могут не прийти к выводу, с какой целью мы исследуем слова Средства обучения, в том числе ЭОР
Интерактивная доска SMART, словари, индивидуальные карточки самооценки
Таблица №2
Дидак-тиче-скаяструкту-ра урока (с указа-нием времени, планируемом на каждый этап урока)*
Микроцель
(задачи) этапов урока
Методы и приёмы работы.
Образовательные технологии
(элементы технологий)
Форма деятель-
ности
Деятельность учителя.
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Деятель-
ность ученика
Планируемые результаты (УУД)**
1)ПрУУД
2)МетаПрУУД:
ПУУД
КУУД
РУУД
3)ЛУУД
1этап.
Самоопределение к учебной деятельности(мотивация)
Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности Беседа. Приём активизации мыслительной деятельности
Фронтальная форма работы
Создать условия для возникновения у обучающихся внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!), активизировать требования к ученику со стороны учебной деятельности (надо!), установить тематические рамки учебной деятельности(могу!)
Самоорганизация
ЛУУД
-стремиться к самосовершенствован
ию собственной речи;
- воспитывать в себе любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
МетаПрУУД:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
Познавательные УУД:
-строить самостоятельные рассуждения
2 этап Актуализация знаний
Подготовить обучающихся к восприятию «нового», помочь осознать ими внутренних потребностей к построению нового способа действий Беседа. Метод интерактивного обучения. Мозговой штурм.
Приём активизации мыслительной деятельности
Фронтальная форма работы
Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы.
Просмотр фрагмента мультфильма «Просто так»
Воспроизводит и фиксирует компетенции, достаточные для построения нового способа действия
ЛУУД -самоопределение к деятельности
МетаПрУУД:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели занятия
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные УУД:
-осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения
3этап Постановка учебной задачи.
Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации
Метод приобретения новых знаний.
Беседа
Метод проблемного изложения
Фронтальная форма работы
Выступает в роли организатора, после ответов детей уточняет тему и цели занятия
На основе мультфильма определяют предмет исследования (слово-доброта).
Формулируют конкретную цель и задачи своих будущих учебных действий
ЛУУД
-самоопределение
смыслообразование
МетаПрУУД:
Регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать их
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения
4этап
Постановка проекта выхода из затруднения (отрытия детьми нового знания)
Построить новый способ действия и сформировать умения применять его
Метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала.
Групповая дискуссия.
Системно-деятельностный подход
Работа в малых группах Фиксирует новый способ действия). Следит за хронометрией занятия
Дети работают в группах (исследовательских лабораториях)
Каждая группа работает по своему плану
-находить в слове основу и окончание;
-составлять из слов предложения;
-образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
- сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций слов; к совершенствова-нию своей речи
ЛУУД:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
МетаПрУУД:
Регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать их;
-самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации
-- пользоваться словарями, справочниками;
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения
5этап
Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Самостоятельная работа
Усвоить обучающимися новый способ действия
Метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала.
Приём активизации мыслительной деятельности.
Наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным обучающимся.
Работа со словарями по осмыслению и усвоению новых знаний.
Исследовательский метод
Работа в малых группах Выступает в роли организатора
Отчёт каждой группы о проделанной работе
-пользоваться разными видами словарей;
-различать многозначные слова;
- подбирать к данному слову синонимы и антонимы;
-разбирать слово морфологически;
-различать лексическое и грамматическое значение слова
- находить грамматические группы слов;
-сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций слов, совершенствованию своей речи
ЛУУД:
-формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- осваивать личностные смыслы учения; желание продолжать учебу;
Познавательные УУД:
-извлекать из текста необходимую информацию;
-строить логические цепи рассуждений и доказательств;
-ориентироваться в словаре: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала
Коммуникативные УУД:
-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- аргументировать свое мнение
6этап Рефлексия деятельности
Оценить собственную учебную деятельность
Формулирование выводов, правил
Фронтальная работа
Организует рефлексию.
Какова была цель занятия?
Достигло ли занятие цели?
Что нового узнали?
Что удивило?
Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия
МетаПрУУД:
Регулятивные УУД:
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень у спешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- контролировать и оценивать способы своей деятельности
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
*Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока и может меняться в зависимости от типа и вида (формы) урока. Обязательные составляющие структуры урока - организационный момент, «погружение» в тему, рефлексия, виды контроля и оценки деятельности обуч-ся, Д/З и комментарий к нему.
**ПрУУД - предметные УУД
МетаПрУУД - метапредметные УУД
ПУУД - познавательные УУД
КУУД - коммуникативные УУД РУУД - регулятивные УУД
ЛУУД - личностные УУД
Заключение Внеурочная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Таким образом, внеурочная деятельность помогает: - научить себя учиться, что способствует саморазвитию; - утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует самоутверждению; - найти себя, что будет способствовать самоопределению; - реализовать себя, что способствует самореализации; - научиться управлять собой, что способствует саморегуляции и самовоспитанию. Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю. Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей. Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Выявленные тенденции требуют кардинального осмысления системы внеурочной воспитательной работы с позиции создания условий для выбора ребенком индивидуальной, соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей и общества траектории развития за рамками урока. Очевидно, что позитивной динамика эффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении и сбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участников образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
- Титова Е.В. Если знать как действовать. М., 1993 г.
- Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1996 г.
- Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998 г.
- Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004 г.
- Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002 г.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992.
- Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.
- Рубин А.А. Юрченко З.В. "Внеурочная работа по общественным предметам". Журнал "Преподавание истории в школе" N 5, 1991.
- Журнал «Директор школы», № 8, 2001.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.,1992.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.
- Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К.Балясной. - М., 1980.
- Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. - М., 2006.
22