- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иноземцева О.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Малышевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы:
Бадашкеева Е.С. Шамшурина Г.К. Ковальчук О.П.
Протокол № _________________ Приказ №
___________________ _________________
Рабочая программа по математике в 4 классе средней общеобразовательной школы на 2015 - 2016 учебный год
Составитель: Иноземцева О.В.
2015 - 2016 уч. год
Пояснительная записка
Программа по математике для 4 класса разработана на основе авторской программы М.И. Моро, С. И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
-
Математическое развитие младших школьников.
-
Формирование системы начальных математических знаний.
-
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Место курса в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс на изучение математики в 4 классе отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч.
описание Ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа России»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Результаты изучения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
- положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
- понимание значения математических знаний в собственной жизни;
- понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
- восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
- умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
- уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
- начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
- осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
- осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
- интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные Учащийся научится:
- понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
- находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
- проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях - самостоятельно;
- выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
- адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
- самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
- ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные Учащийся научится:
- устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
- проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
- устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
- выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
- делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
- проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
- понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
- стремление полнее использовать свои творческие возможности;
- общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
- самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
- осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
- умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные Учащийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
- принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
- ** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
- умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
- согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
- ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;
- сравнивать числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
- читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ Учащийся научится:
- выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
- выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
- выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 5 действий (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ Учащийся научится:
- анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
- составлять план решения задачи в 2 - 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
- преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
- составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
- решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
- дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
- находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
- решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Учащийся научится:
- обозначать геометрические фигуры буквами;
- различать круг и окружность;
- чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
- различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
- изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
- читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
- выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
- выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
- вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Учащийся научится:
- анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
- выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
- читать несложные готовые таблицы;
- понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Тематическое планирование учебного материала
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Числа от 1 до 1000
1
Повторение. Нумерация чисел
1
2
Порядок действий в числовых выражениях
1
3
Нахождение суммы нескольких слагаемых
1
4
Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел
1
5
Умножение трёхзначного числа на однозначное
1
6
Свойства умножения
1
7
Алгоритм письменного деления
1
8
Приёмы письменного деления
1
9
Приёмы письменного деления
1
10
Приёмы письменного деления
1
11
Диаграммы
1
12
Что узнали. Чему научились
1
13
Контрольная работа №1 по теме «Числа от 1 до 1000»
1
14
Анализ контрольной работы. Странички для любознательных
1
Числа, которые больше 1000
Нумерация
1
15
Класс единиц и класс тысяч
1
16
Чтение многозначных чисел
1
17
Запись многозначных чисел
1
18
Разрядные слагаемые
1
19
Сравнение чисел
1
20
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз
1
21
Закрепление изученного
1
22
Класс миллионов. Класс миллиардов
1
23
Странички для любознательных.
1
24
Наши проекты. Что узнали. Чему научились
1
25
Контрольная работа №2 по теме «Числа, которые больше 1000»
1
26
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного
1
Величины
27
Единицы длины. Километр
1
28
Единицы длины. Закрепление изученного
1
29
Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр
1
30
Таблица единиц площади
1
31
Измерение площади с помощью палетки
1
32
Единицы массы. Тонна, центнер
1
33
Единицы времени. Определение времени по часам
1
34
Секунда
1
35
Век. Таблица единиц времени
1
36
Что узнали. Чему научились
1
37
Контрольная работа №3 по теме «Величины»
1
Сложение и вычитание
38
Анализ контрольной работы. Устные и письменные приёмы вычислений
1
39
Нахождение неизвестного слагаемого
1
40
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого
1
41
Нахождение нескольких долей целого
1
42
Решение задач
1
43
Решение задач
1
44
Сложение и вычитание величин
1
45
Решение задач
1
46
Что узнали. Чему научились
1
47
Странички для любознательных. Задачи-расчёты
1
48
Что узнали. Чему научились
1
49
Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание»
1
Умножение и деление
50
Анализ контрольной работы. Свойства умножения
1
51
Письменные приёмы умножения
1
52
Письменные приёмы умножения
1
53
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями
1
54
Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя
1
55
Деление с числами 0 и 1
1
56
Письменные приёмы деления
1
57
Письменные приёмы деления
1
58
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме
1
59
Закрепление изученного. Решение задач
1
60
Письменные приёмы деления. Решение задач
1
61
Закрепление изученного
1
62
Что узнали. Чему научились
1
63
Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число»
1
64
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного
1
65
Умножение и деление на однозначное число
1
66
Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием
1
67
Решение задач на движение
1
68
Решение задач на движение
1
69
Решение задач на движение
1
70
Странички для любознательных. Проверочная работа
1
71
Умножение числа на произведение
1
72
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
1
73
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
1
74
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями
1
75
Решение задач
1
76
Перестановка и группировка множителей
1
77
Что узнали. Чему научились
1
78
Контрольная работа №6 за первое полугодие
1
79
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного
1
80
Деление числа на произведение
1
81
Деление числа на произведение
1
82
Деление на 10, 100, 1000
1
83
Решение задач
1
84
Письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями
1
85
Письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями
1
86
Письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями
1
87
Письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями
1
88
Решение задач
1
89
Закрепление изученного
1
90
Что узнали. Чему научились
1
91
Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»
1
92
Наши проекты
1
93
Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму
1
94
Умножение числа на сумму
1
95
Письменное умножение на двузначное число
1
96
Письменное умножение на двузначное число
1
97
Решение задач
1
98
Решение задач
1
99
Письменное умножение на трёхзначное число
1
100
Письменное умножение на трёхзначное число
1
101
Закрепление изученного
1
102
Закрепление изученного
1
103
Что узнали. Чему научились
1
104
Контрольная работа № 8 по теме «Умножение на двузначно и трёхзначное число»
1
105
Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число
1
106
Письменное деление с остатком на двузначное число
1
107
Алгоритм письменного деления на двузначное число
1
108
Письменное деление на двузначное число
1
109
Письменное деление на двузначное число
1
110
Закрепление изученного
1
111
Закрепление изученного. Решение задач
1
112
Закрепление изученного
1
113
Письменное деление на двузначное число. закрепление
1
114
Закрепление изученного. Решение задач
1
115
Закрепление изученного. Решение задач
1
116
Контрольная работа № 9 по теме «Деление на двузначное число»
1
117
Анализ контрольной работы. Письменно деление на трёхзначное число
1
118
Письменно деление на трёхзначное число
1
119
Письменно деление на трёхзначное число
1
120
Закрепление изученного
1
121
Деление с остатком
1
122
Деление на трёхзначное число. Закрепление
1
123
Что узнали. Чему научились
1
124
Что узнали. Чему научились
1
125
Контрольная работа № 10 по теме «Деление на трёхзначное число»
1
126
Анализ контрольной работы
1
Итоговое повторение
127
Итоговая контрольная работа
1
128
Нумерация
1
129
Выражения и уравнени
1
130
Арифметические действия: умножение и деление
1
131
Арифметические действия: умножение и деление
1
132
Правила о порядке выполнения действий
1
133
Величины
1
134
Геометрические фигуры
1
135
Задачи
1
136
Обобщающий урок. Игра «В поисках клада»
1