Урок по ОРКиСЭ О чём поведает икона?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О чём поведает икона?

Цель: развитие эстетического сознания (создание образа иконы, который соотнесён с идеалами прекрасного), коммуникативной, этической, гражданской компетентности, социокультурной идентичности.

Задачи:

- сформировать основы Российской гражданской идентичности,

- познакомить с основным символом христианской веры - иконой,

- развивать навык сотрудничества, осваивать способы решения проблем поискового характера,

- формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- учить осваивать формы личной рефлексии,

- развивать навык смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание,

- формировать способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать православную святыню, в ходе анализа памятников православной культуры,

- воспитывать нравственность, основанную на ценностях православного христианства, приучать размышлять об истоках духовной культуры.

Содержание: фотография портретная, В. Серов «Портрет Мики Морозова»,

Дидактическая модель: исследовательская.

Педагогические средства: задания требующие анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Вид деятельности учащихся: парная, групповая, индивидуальная.

Информационная компетенция: работа с текстами, иллюстрациями, терминами, словарями.

Учебно-познавательная компетенция: уметь анализировать икону с точки зрения истории, принятой системы символов в иконографии, выявлять культурную и нравственную значимость иконы.

Оборудование: СД-Р диск с изображением икон, карточки с текстами, карточки-вопросники, для осуществления анализа, книги: Аристова В.В. «История искусства для детей. Икона» Издательство Росмэн, Москва 2002, Ефремова Л.А. «Русская иконопись. Художественные направления и стили» Издательство ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» Москва 2008, С.И. Ожегов «Словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь русского языка»

Краткая аннотация урока. На уроке необходимо создать первичное представление об основном символе христианской веры - иконе. Важно познакомить с воплощением этого символа в иконографии. Выявить глубину содержания иконы, научиться «читать» её, раскрыть культурную и нравственную значимость иконы для современного человека.

Основополагающий вопрос: о чём поведает икона?

Учебные вопросы:

1. Что является источником содержания иконы?

2. По каким правилам (канонам) пишутся иконы?

Продукт проектной деятельности: научиться «читать» икону.

Ход урока.

1.Блок целеполагания.

Цель: осознание назначения иконы и озадачиться учебными вопросами.

Учитель организует беседу, ставит цель.

Для учеников создаются условия, чтобы в сфере личностных УДД был сформирован интерес к иконе, основа для принятия её духовной ценности, умение ориентироваться в системе образов.

В сфере регулятивных УДД ученики научатся слушать в соответствии с целевыми установками, принимать и сохранять учебную задачу в соответствии с целевой установкой, контролировать правильность ответов.

В сфере познавательных УДД ученики выслушают, выдвинут предположения, выделят существенную информацию, обоснуют предположения.

В сфере коммуникативных УДД будут иметь возможность слушать собеседника, строить высказывания, взаимодействовать с учителем во время фронтального опроса.

- Перед Вами фотография, портрет, икона. Определите одним словом, что объединяет эти понятия. ( Это образы).

- Чем различны эти понятия? ( Фотограф улавливает момент жизни. Художник пытается разгадать душу своего героя и выразить своё отношение к ней. Иконописец изображает святого.)

- Можем ли мы утверждать, что хорошо понимаем икону? (Нет).

- Определите тему нашего урока. ( О чём поведает икона?)

2 Блок организационный.

- Наметим пути исследования.

*Выяснить понятие «святой» по словарям и энциклопедиям.

*Выявить источники содержания иконы.

*Найти и систематизировать правила (каноны) написания иконы.

* «Прочитать» икону самостоятельно.

3 Блок инструментальный.

-Какими средствами будем решать проблему?

Обратимся к литературе, словарям, текстам, иллюстрациям. Будем работать с выделителями текстовыми, с карточками-помощниками.

4. Основная часть урока.

Цель:

- выяснить понятие «святой», определения «икона», сделать вывод о том, что понятия божественности, святости, простоты, праведности, самоотверженности, добра и любви оказываются общими для иконописи.

Итог: в тетради составить словарик индивидуальный, а в паре схему образов икон.

- рассмотреть традиции изображения святого или события.

Итог: составить схему в группе.

Учитель организует работу пар, групп, индивидуальную, корректирует результаты работы.

Личностные УДД:

-формируется внутренняя мотивация обращения к книге с учебными и познавательными мотивами, основы для принятия культурных ценностей христианства, умение ориентироваться в системе символов иконографии.

Регулятивные УДД:

-научиваются принимать и сохранять учебную задачу, обнаруживать отклонение от эталона, адекватно воспринимать оценку товарищей, контролировать правильность анализа, полноту, по мере необходимости дополнять и уточнять, осуществлять контроль и самоконтроль понимания текста.

Познавательные УДД:

- научатся в результате чтения текстов, карточек, литературы, участия в беседе осуществлять анализ текстов, выделять нужную информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные УДД:

-читая, слушая, участвуя в обсуждении содержания научатся понимать ответы на слух, формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия, для решения коммуникативной задачи.

4.1.Индивидуальная работа со словарями. ( Приложение1)

Святой, святыня, милостивый, кроткий, самоотверженный, доброта, любовь.

4.2. Работа в парах. (Приложение 2).

Образы икон: Спаситель, Богоматерь, Праотцы, ангелы, Святые, Троица, Жития. Работа с образами в иллюстрациях, литературой, составление схемы.

Итог.Слайд.

4.3.Работа в группах. (Приложение 3).

Традиция изображения в иконографии: обратная и смешанная перспектива, Божественный свет, разновременность, нереальные пропорции, символы предметов (жилище - символ БогоВселенной, дерево - Древо Жизни, гора - Высший мир, Белый голубь - Святой Дух, круг - Вечность, символ Божественной славы, нимб ( лат. «облако») - сияние Святости над головами Бога и Святых), цвет.

Итог. Слайд.

4.4. Первичное закрепление-обсуждение.

Учитель организует обсуждение по итогам работы групп, оценивает результаты.

Личностные УДД:

-будет сформировано умение чувствовать эмоциональную сопричастность к искусству иконографии, осознание нравственно-эстетической проблематики иконы, способность осмысливать свою принадлежность к культуре христианства.

Регулятивные УДД:

- прослушивают ответы и осуществляют итоговый пошаговый контроль по результату.

Познавательные УДД:

- участвуют в беседе по обсуждению и осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Коммуникативные УДД:

-озвучивают содержание, выводы и смыслы с обоснованием, строят монологическое высказывание, адекватно используя речевые средства для коммуникативных задач, строят понятные для партнёров высказывания, совершают рефлексию своих действий.

4.4 Практическая индивидуальная работа по вариантам «Чтение» иконы.

Цель: применение знаний.

5.Рефлексия уровня осознания содержания.

Какой бы теперь я предложил план для исследования иконы? (фронтальный опрос).

Слайд. План.

1.Заветный сюжет. Житие.

2.Имена Святых.

3 Перспектива.

4 Свет.

5. Время.

6. Пропорции.

7.Символы предметов.

8.Символы цвета.

9.История жизни иконы.

Индивидуальное заполнение карточки «Дерево целей и приращения знаний.

О чём поведала икона?»:

Я познакомился…..(Ветхозаветные рассказы, иконы, системы символов).

Было непросто…

Я узнал…

Я понял…

Хотелось бы….

6 Домашнее задание.

Провести мини-исследование «Образ моей именной иконы».

Вывод. Понятия божественности, святости, простоты, праведности, самоотверженности, доброты, любви оказываются общими для икон и стоящего перед ним человека. Эти понятия на вечные времена. Человечество самоотверженно отстаивает их вот уже три с половиной тысячи лет. Икона - окно в другой мир. Через икону христиане могли прикоснуться к невидимому духовному миру. Икона - носитель духовной культуры, радостный свет красоты, мир гармонии красок, памятник истории, святыня.

Приложение 1.

Святой-1. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный. Святая любовь к Родине. 2. Заветный, истинный, исключительный по важности. Святое дело. 3. Обладающий божественной благодатью. Святая вода. 4. У христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы. (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»).

Святой - человек причастный Богу. От этих людей исходит мир, покой, любовь. Они дают мудрые советы, утешают в тяжёлых ситуациях, нередко могут исцелять болезни, предвидеть будущее. ( Иллюстрированная православная энциклопедия. М. Издательство «Дарь», 2011).

Святые - люди, которые прославились своей добротой, честностью, твёрдостью в вере и мужеством в страданиях. Их стали называть святыми и берегли память о них. События их жизни записывали и составляли поучительные рассказы о трудах, подвигах, чудесах.

Милостивый -добрый, сострадательный, милосердный, мягкосердный, снисходительный, благосклонный, ласковый, доброжелательный ( В.И. Даль)

Кроткий - незлобливый, покорный, смирный. Кроткий характер. Кроткая душа. (С.И. Ожегов)

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. ( С.И.Ожегов)

Любовь - чувство самоотверженной, сердечной привязанности. (С.И. Ожегов)

Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других людей, ради общего блага, героический, благородный. (С.И. Ожегов)

Святыня - то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым. ( С. И. Ожегов)

Добродетели - прекрасные свойства, являющиеся неотъемлимыми качествами Господа и потенциально присутствующие в каждом человеке.

Воздержание -умеренность в еде и удовольствиях. Целомудрие - содержание тела и ума в чистоте, воля и совесть действуют в согласии, целомудренная душа проста и собрана. Нестяжание - способность довольствоваться самым необходимым. Кротость - уклонение от гневливых помыслов, от возмущения сердца яростью, в терпении, тишине ума и мужестве. Трезвение - усердие в добрых делах. Смирение - отказ от своей грешной воли. Блаженный плач - сокрушение о грехах. Любовь - высшая и полная из добродетелей.

(Православная энциклопедия)

Приложение 2.

Причисление того или иного человека к лику святых ( канонизация) - это непростое решение принимает Церковь. Для канонизации необходимы несколько оснований: святость жизни, страдание за православную веру, дар творить чудеса, точное соответствие веры сподвижника православному вероучению, нетленность мощей, народное почитание.

Чины святости зависят от духовных подвигов:

Апостолы - ученики Христа, которые при жизни Спасителя следовали за ним, слушали проповеди, а после смерти, Воскресения и Вознесения стали проповедниками Слова Божия. Апостол Андрей Первозванный, Апостол Пётр (Симон), Апостол Матвей (евангелист), Апостол Иоанн Богослов (евангелист), Апостолы Фалдей, Филипп, Иаков Алфеев, Иаков Заведеев, Фома, Матфий, Симон Зелот, Варфоломей.

На разных языках ученики Христовы несли свою проповедь в самые далёкие части света. Они обошли Европу, Азию, Африку, дошли до далёкого Севера. За проповедь они подвергались жестоким пыткам. Из 12 апостолов 11 погибли в мучениях, и только один - Иоанн Богослов - умер своей смертью. Икона. Художник Ф.Зубов. 17в. Апостольская проповедь.

Равноапостольные: император Константин Великий, его мать царица Елена, княгиня Ольга, внук княгини Ольги князь Владимир (988год-крещение Руси), Святые Кирилл и Мефодий - славянские учителя, составители азбуки, равноапостольная Нина - просветительница Грузии и Армении.

Пророки - имели дар предсказывать будущее, говорили о наказании за злые дела, укоряли равнодушных, предрекали пришествие Христа. Жили в 1 веке до Р.Х.

Исаия - потомок царя Давида, Иеремия - в Иудее при царе Иосии предсказал проигрыш в войне с Вавилоном, за что был брошен в тюрьму и жестоко избит, Иезекииль - священник, предсказавший возрождение Иерусалима, Даниил - жил в Вавилоне при царе Навуходосоре. За то, что отказался поклоняться золотому идолу, бросили его в огненную печь, а при царе Дарии бросили в ров голодным львам, но он остался невредим, тем укрепляя дух евреев.

Иоанн Предтеча говорил людям о скором появлении Спасителя. Предтеча означает предшественник. Жил пророк в пустыне, питался мёдом диких пчёл и акридами (саранчой), одевался в грубую одежду из верблюжьего волоса. Глаза на его худом, истаявшем лике поражают духовной силой и глубоким страданием. По наущению жены царя Ирода-младшего, пророка казнили, отрубив голову. Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи».

Праотцы - родоначальники, жившие до Христа: Адам, Моисей, Ной, Авраам, Иаков, родители Богородицы.

Святители - святые архиереи, чьё служение соединено с праведной жизнью. Святители Пётр и Алексий правили Русской церковью в 14 веке. Это было время, когда Русь начала крепнуть после разрушительного нашествия монголо-татар. Возрождались города, строились храмы, народ обретал веру в лучшее будущее. Объединению Руси и укреплению помогли митрополиты Пётр и Алексий, которых церковь возвела в ранг святых.

Пётр - первый русский митрополит. В 20 лет ушёл в монастырь. Выполнял любую работу, писал иконы. В Константинополе просил посвящения в митрополиты, заботился о благополучии родной земли, примирял враждующих, помогал бедным, убедил князя московского Ивана Даниловича Калиту построить в Москве каменную церковь в честь Успения Богоматери. Успенский собор стал главным храмом Москвы.

Алексий - второй митрополит Руси. Был сыном боярина и крестником Ивана Калиты. Прекрасно образованный, кроткий, мудрый, помогал князьям в государственный делах. При нём прекратились междоусобицы и возрождалась Русь. Москва превращалась в великий город, вокруг которого объединялись русские земли. Стал он воспитателем малолетнего князя Дмитрия Ивановича, которого назовут Донским. Двух лет не дожил митрополит Алексий до Куликовской битвы. Но именно при нём Русь начала становиться сильной, единой державой.

Мученики - христиане, пострадавшие за веру Христову и умершие насильственной смертью.

Великомученица Варвара - дочь финикийского богача Диоскора. Умна, красива, приняла крещение, не побоявшись отца. Отец отдал её для истязаний римскому наместнику, хотел заставить отречься, но Варвара вытерпела. В 306 году девушке отсёк голову собственный отец.

Борис и Глеб - первые русские святые - сыновья князя Владимира. Почитая святых братьев, люди задумались о единстве Русской земли, об ужасе братоубийственных войн.

Исповедники - люди, невзирая на опасность смерти, объявляли себя христианами в эпоху гонений.

Преподобные - люди, посвятившие себя монашеской жизни, приблизившиеся к ангельскому образу.

Благоверные - князья, цари, правители, которые отличались праведной жизнью и использовали свою власть для укрепления православия: Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский.

Праведные - люди, чья благочистивая жизнь в миру стала примером для окружающих.

Бессребреники - люди, которые всю свою жизнь посвятили бескорыстному служению ближним. Обычно это врачи.

Троица - символ христианской веры. Принят в 325 году. Господь проявляется трояко. Троица - это Бог, единый в трёх лицах, неразделимых. Как цвета радуги. Все равны - Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

Бог Отец - творец неба и земли, Вседержитель, повелевающий Вселенной.

Бог Сын - Иисус Христос - Христос Эммануил - Спаситель всех людей, воплощение Бога Отца на земле.

Святой Дух - божественная животворящая сила, исходящая от Бога Отца.



Образ «Спаса».

На Руси Иисуса Христа называли Спасом - это главный образ древнерусского искусства. Предания так описывали внешность Спасителя: «.величавый, средних лет, с длинными волосами и небольшой бородой». На любом изображении золотой нимб и буквы, обозначавшие имя. Нимб Христа всегда расчерчен крестом. «Спас на престоле» (Новгород, 13 век,ГТГ), «Спас Недреманное Око» (ММК, 16 век), «Спас Вседержитель». Христос сострадающий и всё понимающий, проникающий в душу своим мудрым и печальным взором. Он учил людей, как жить, чтобы спасти душу.

«Спас» А.Рублёв, 15 век; «Благовещение» А. Рублёв, 15 век; «Рождество Христово», 19 век; «Крещение Господне», 16 век; «Распятие Господне», 16 век; «Вознесение», 17 век.

Образ Богоматери.

«Рост её был средним, волосы цвета зрелой пшеницы. Лицо светлое , очи ясные, рот алый. Одежду носила простую, говорила мало и была приветлива. Всякое слово её дышало благодатию».

Кротким и одухотворённым писали лик Богоматери. На Руси Матерь Божию почитали особо и скоро стали называть покровительницей Русской земли, а Русь - домом Богородицы.

Богоматерь знает о будущей жертве Христа. Её скорбные проникновенные глаза устремлены к людям, ждущим спасения. Сын смотрит на Деву Марию ласково и спокойно, как бы утешая её безмолвно. Благородная красота полна сдержанной высокой печали.

«Одигитрия» (греч. Путеводительница) - один из самых древних поясных образов Богоматери.

«Умиление» (греч. Милостивая) - мать и младенец соприкасается щеками, являя миру взаимную нежность, теплоту, заботу друг о друге и обо всём человечестве.

«Оранта» (лат. Молящаяся) - символ заботы о человечестве, изображение с воздетыми к небу руками.

«Знамение» - поясное изображение Оранты.

Ангелы.

Ангелы (вестники) - невидимые, бесплотные духи. Исполняя волю Бога, они участвуют в жизни людей, сходя с неба на землю.

«Они сияют, как раскалённые угли, как освещённое молнией небо… очи их как горящие лампады, и звук слов подобен шуму».

Ближе всего к Богу серафимы, херувимы, престолы. Серафимы (др. евр. Пламенеющие) - воплощают Боголюбовь, изображаются с 6-ю красными крыльями. Херувимы - через них Господь посылает людям мудрость. Престолы помогают вершиться Божественному правосудию, изображаются как крылатые колёса с множеством глаз .

Ближе всех к людям стоят архангелы (их, по преданию, семеро) и сонм т.е. множество ангелов.

Архангел Гавриил (др.евр. «сила Божия») - объяснял людям смысл событий, Деве Марии предсказал рождение Иисуса Христа. Изображается прекрасным юношей. «Ангел Златые Власы» 12 век называют за мерцающие золотые пряди его вьющихся волос.

Архангел Михаил (др. греч. «верховный военачальник») - глава небесного воинства, победитель тёмных сил.

Архангел Рафаил («сияющий, кто лечит») - милосердный целитель, для утешения больных и скорбных. На иконах изображается держащим сосуд с лекарством в левой руке, а в правой стручец ( остриженное птичье перо) для помазывания ран.

Архангел Уриил (др. евр. «просветитель, свет Божий») - просветитель потемненных и невежд, просветитель душевных и телесных чувств, наставник заблудших. Изображается держащим в правой руке против груди обнажённый меч, а в левой огненный пламень.

Архангел Селафиил - молитвенный ангел, согревает сердце к молитве, вразумляет людей. Изображается с лицом и очами склонёнными вниз, с руками молитвенно сложенными на груди, как у умиленно молящегося человека.

Архангел Иегудиил (др.евр. «славящий Бога») - покровительствовал во время 40-летнего странствия израильтян при выходе из Египта. Изображается держащим в правой руке золотой венец, а в левой - бич из трёх чёрных верёвок с тремя концами.

Архангел Варахиил (др.евр. «благословение Божие») - податель людям благословений Божиих на добрые дела. Изображается несущим на груди, на одежде белые розы.

Архангел Иеремиил (др.евр. «высота Божия») - внушитель благих и добрых помыслов.

Приложение 3.

Иконография Ангелов.

Ангелов изображают в виде прекрасных юношей. В фигурах ангелов всё символично.

Крылья говорят о быстроте и способности проникать всюду.

Посох, с древних времён считавшийся символом власти, означает, что Ангел, как Божественный посланник, наделён особенной властью.

Зеркало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) - символ дара предвидения, которым Ангелов наделял Бог.

Тороки (развевающиеся ленты в волосах) символизируют абсолютное послушание Божественной воле.

«Серафим», Дионисий, фрагмент росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 16 век.; «Ангел Златые Власы», Новгород, 12 век; «Архангел Михаил, попирающий дьявола», икона, С. Ушаков, 17 век.



Словарь символов.

Жилище (дом) - символ построенной Богом Вселенной.

Дерево - вечное Древо Жизни.

Гора - символ высшего мира.

Белый голубь - символ Святого Духа.

Круг - символ Вечности, символ Божественной славы.

Нимб (в переводе с латинского «облако») - сияние святости над головами Бога и святых. Изображается в виде круга.

Символика цвета в иконе.

Золотой - символ сияния Бога.

Пурпурный (багряный) - цвет царя, владыки, Бога на небе.

Красный - цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, символ Воскресения, победы жизнью над смертью. Цвет крови, мучений, цвет жертвы Христа. Красный фон - символ торжества вечной жизни.

Белый - символ Божественного света, цвет чистоты, святости, простоты. Людей добрых, честных, живущих «по правде» - праведников, святых изображали в белом.

Синий - символ бесконечности неба, вечного мира. Синий цвет считался символом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.

Зелёный - символ природы, живого, вечного обновления.

Коричневый - цвет земного, тленного.

Чёрный - цвет зла, смерти.

Мудрость и спокойствие святых ликов.

В старинных наставлениях иконописцам запрещали писать «щёки красные, взоры неспокойные, тела мясистые». Это для обычных людей. А те, кто устремлялся душой к Богу, кто забывал о еде и сне ради добрых дел, являл людям внутреннюю красоту. Святые смотрят на молящихся задумчиво и чуть строго - словно напоминают о чём то важном. Почти неподвижны их фигуры. Иконописцы старались подчеркнуть прозрачность, бестелесность святых образов. Как и всё в иконе, одежда стала символом. По ней можно было узнать воинов, царей, пророков, мучеников, священников.

Изображённые на иконах тела святых утрачивали земную тяжесть. Лики святых сосредоточены. Они очень далеки от земных переживаний - гнева, удивления, горя и радости. Их руки приподняты в молитве или благословляют людей. Слово «благословлять» означает желать блага, наделять благополучием.

Одеяния святых.

Иконописцы изображали одеяния плоскими яркими пятнами. Лёгкие складки повторяли изгибы тела. Часто одежды и волосы покрывали золотыми бликами.

Для этого на икону приклеивали нити из золота или серебра. Получалось, будто отсвет неба ложился на святых в виде тонких сверкающих линий.

Пейзаж в иконе.

Природа в иконописи, как и люди, выглядела необычно. Она не знала времён года, хорошей или плохой погоды. Не меняясь, природа молчаливо сопровождала святых. Пейзаж в иконе называют «горками». Земля, словно стремясь приблизиться к небу, поднимается вверх небольшими волнистыми горами. «Горки» писали с площадками - уступами, что делало их похожими на лестницу, иногда с пещерами, деревьями и травами.

В изображении города лёгкие разноцветные постройки возвышались одна над другой, парили в воздухе. Взору открывалось причудливое смешение окон, лестниц, карнизов, арок, крыш, решёток, шпилей и колонн.

Небо и земля в иконе.

В иконе живут рядом два мира - горний и дольний. Слово «горний» обозначает «небесный, высший». «Дольний» от слова дол, долина. Это то, что расположено внизу. Так строится изображение на иконе. Лёгкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позём» и пишется обычно зелёным или коричневым цветом. В тёмной полосе позёма остаётся всё печальное и временное. А над землёй, в верхней части иконы, разливается золотой свет Неба, и в этом негаснущем сиянии пребывают святые.

Круг в иконописи.

Круг - очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Сияние святости над головами Бога и святых также изображается в виде круга. Его название - нимб - в переводе с латинского означает «облако».

Обратная перспектива.

Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться всё уже, пока не исчезнет на горизонте. В иконе, наоборот, все линии сходятся к человеку, и он оказывается перед неведомой светлой бесконечностью. В иконописи это называется обратной перспективой.

Прошлое и будущее в иконе.

Часто икона показывает события нескольких дней или даже целой жизни святого. Во время молитвы люди успевали подумать над ними, пережить их в своём сердце.

Свет. В классической живописи всегда можно понять, где находится источник света, а в иконописи свет исходит как бы отовсюду и тени падают в разные стороны. Икона вся наполнена светом.

Традиция.

Для изображения каждого святого или события существует строгий свод правил, канон. Если светские живописцы обычно стремятся нарисовать свою картину так, чтобы она была не похожа на другие, то иконописец, наоборот, стремится, как можно лучше, выполнить уже существующие правила. Свод правил, касающихся изображения того или иного события, называется иконографией.

О чём поведала икона?

Понятия божественности, святости, простоты, праведности, самоотверженности, доброты, любви оказываются общими для икон и стоящего перед ними человека. Эти понятия на вечные времена. Человечество самоотверженно отстаивает их вот уже три с половиной тысячи лет. Икона - окно в другой мир, духовный.

Карточка для индивидуальной работы.

Прочитай определения из словарей.

Выделителем отметь человеческие качества.

Назови эти качества одним словом.

Образец ответа.

Добрый - доброжелательный - незлобливый - благосклонный

Спокойный - смирный - кроткий - покорный

Милосердный - мягкосердный

Сострадательный - отзывчивый

Самоотверженный

Мужественный

Честный

Благородный

Ход урока.

В 2008 году российское телевидение проводило общественный конкурс «Имя России». Его целью было определить, кого из отечественных исторических деятелей наши современники считают заслуживающими благодарной памяти потомков. Поначалу было отобрано 500 имён из русской истории в результате голосования в Интернете, затем круг сузился до 50 и, наконец, осталось 12 имён. Среди них был А.С. Пушкин, Пётр 1, М.В. Суворов.

Первое место было отдано святому благоверному князю Александру Невскому.

Попробуйте сформулировать вопрос урока.

Почему современные люди выбрали человека, жившего 7,5 веков назад?

Какими качествами обладал Александр Невский?

Почему его жизнь и деяния оказались современными?

На уроках ОМРК мы имеем возможность знакомиться с культурными реликвиями. Какой результат хотелось бы вам получить в ходе нашего исследования?

Познакомиться с иконографией образа святого благоверного князя Александра Невского.

Предлагаю вам разделиться на группы: «Историки», «Литераторы», «Учёные».

Вывод «Историков»:

Вывод «Литераторов»:

Вывод «Учёных»:

Практическая работа: создание иконописного образа святого благоверного князя Александра Невского на основе полученных знаний.

Итог.

Карточка для «Историков».

Князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переяславле. Когда Александру исполнилось 5 лет, отец князь Ярослав «учинил сыну княжеский постриг», то есть совершил обряд посвящения в воины. В кругу любящей и заботливой семьи Александру приходилось рано взрослеть и брать на себя ответственность за себя и других. Его рано начали учить. Истории Евангелия прививали юноше понятия жертвенности, готовности положить свою жизнь «за други своя».

Обязательным учебником для русских князей той эпохи было «Поучение Владимира Мономаха, сына Ярослава Мудрого и внука великого князя Владимира Киевского, Крестителя Руси». Есть в этом тексте такое наставление: « На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, …сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте.. Лжи остерегайся, и пьянства, ибо от того душа погибает и тело… Куда пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего и странника.. Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны. Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав и не подарив его добрым словом. Жену свою любите, но не давайте им над собой власти. А вот вам и конец всему: страх Божий имейте превыше всего..» Так в древнерусской жизни строилась детская княжеская душа.

В «Поучениях» рассказывается о многих военных походах. Мужчина, муж - это защитник, воин, охотник. Доблесть и храбрость всегда остаются важнейшими качествами, главными для мужчины.

Завершается «Поучение» призывом к добру: «…подвигнитесь на всякие добрые дела,.. Смерти, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, мужской долг исполняйте, как вам Бог пошлёт..»

Итак, чтобы правильно и хорошо исполнять мужской долг, юноше надо было: овладеть «учением книжным», развить в себе физическую силу, ловкость, выносливость и военное умение - владеть мечом и копьём, хорошо держаться в седле. Важно было разобраться: с кем дружить и составлять союзы, а с кем придётся враждовать.

Князь Ярослав в 1228 году покидает Новгород, оставив вместо себя, на попечении бояр, двух своих сыновей. Через 3 года в Новгороде из-за морозов погибли посевы, начался голод. Люди ели мох, сосновую и липовую кору, жёлуди. Начался мор. Умирает брат Фёдор. Александр остаётся один в чужом и своевольном городе. От юного князя потребовались и осторожность и воля, умение обращаться с людьми. Князь успешно выходил из этого непростого положения. Его полюбили новгородцы, стали называть «наш князь». Князю 11 лет.

В 1236 году началось самостоятельное княжение 16-летнего Александра в Великом Новгороде.

«Той же осенью пришли от восточной страны в Болгарскую землю безбожные татары и взяли славный Великий город Болгарский. И перебили оружием от старца и до юного и до сущего младенца, и взяли товара множество, а город их пожгли огнём и всю землю их полонили..»

«От множества войска земля стонала и гудела, а от многочисленности и шума полчищ столбенели дикие звери и хищные животные…»

Зимой 1237-128 годов татары всей своей силой обрушились на Русь. Рязань. Летопись гласит: «И не осталось в городе ни одного живого. …. И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и ещё больше разъярился и ожесточился, и пошёл на город Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, ..» «..секли людей всех, словно траву, не дойдя 100 вёрст до Новгорода. Новгород же сохранил Бог».

«В лето 1240. Пришли свеи (шведы) в силе великой, и мурмане (норвежцы)..на кораблях- великое множество,…стремясь захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород.. Князь же Александр, нимало не промедлив, пошёл против них….и победил их силою.. И пало их многое множество: наполнилидва корабля телами лучших мужей и пустили впереди себя по морю, а для прочих выкопали яму и побросали туда без числа, а другие многие ранены были. И в ту же ночь,….ушли посрамлённые… Князь же Александр с новгородцами и ладожанами возвратились все в здравии восвояси,..» 20-летний Александр использовал фактор внезапности, как талантливый полководец. Малыми силами молниеносным наступлением разгромил противника. Эта победа принесла ему общерусскую славу и прозвище «Невский», под которым он останется в мировой истории.

1241 год. Татары двинулись на Восточную и Центральную Европу. Человек « не имел никакой надежды избежать смерти от меча, потому что вся земля, как от саранчи, кишела вражескими полчищами, которым было чуждо всякое чувство милосердия,.. но которые, как дикие звери, жаждали человеческой крови.»(с55).

1242 год. Дружина Александра настигает врасплох немецких рыцарей на Чудском озере. Летописец пишет: «Была же тогда суббота. И когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была сеча зла, и треск от ломающихся копий стоял, и звон от ударов мечами, словно замёрзшее озеро двинулось, и нельзя было льда видеть, ибо покрыт он был кровью..» «и возвратился князь Александр со славной победой…. Когда же приблизился князь ко граду Пскову, встретили его пред городом … весь народ, воздавая хвалу Богу и славу господину князю Александру.»

«Ледовое побоище» ( под таким названием Чудская битва вошла в наши летописи, а затем и научную историю). Тевтонский орден вынужден был обратиться к Александру с просьбой о мире.

В 1244 году умерла мать Александра Невского княгиня Феодосия.

В 1245 году дружина князя уничтожила посмевших напасть литовцев. Князь защищает свой народ, своё государство, стремиться нанести врагам суровое поражение, чтобы надолго отбить у них охоту нападать на Русь. Русь сможет постоять с мечом в руках за своё достоинство.

Кочевые орды перемещались своей неисчислимой массой, как саранча, уничтожали всё живое на своём пути. Эту страшную стихийную силу можно было остановить на своих рубежах только оружием, общим напряжением всех народных сил, общим воинским подвигом при дружном участии всех без исключения русских княжеств. Но Русь была разобщена. В этих условиях князь Александр решал государственные проблемы, главной заботой стал вопрос как облегчить жизнь народа и простого человека. И потому надо было сжать зубы и терпеть.

1247 год - тело отца Александра князя Ярослава было привезено в стольный град Владимир. Князя похоронили в центральном Успенском соборе. Теперь двум старшим сыновьям князя Ярослава предстояло одолевать тяжёлый полугодовалый путь в Азию, где « ощущается сильная скудость в воде… Поэтому люди князя русского….. в большом количестве умерли в этой пустыне….. мы нашли многочисленные головы и кости мёртвых людей, лежащие на земле подобно навозу..»( так писал посол папы Плано Карпини о тяготах пути).

1249год. Князь вернулся во Владимир.

1250 год. Летописец отмечает: « Приехал князь Александр из Орды, и была радость великая в Новгороде.»

1251 год. Выбран новый хан Менгу. Он отличался твёрдостью, решительностью, строгостью. По его указу потеряли силу все ярлыки на княжение. Надо было вновь задаривать ханов, подтверждать свои права на княжение.

В 1252 году Александр Невский становится великим князем Владимирским и верховным правителем всех Русских земель. Для Руси той эпохи это было огромным благом: во главе государства в опасные и сложные времена оказывается отважный полководец и мудрый политик, для которого дипломатия становится средством разумного и бескровного решения политических проблем.

В конце1262 года великий князь Александр Невский в 4-ый раз отправился в Орду, к хану Берке. Автор Жития князя Александра так объясняет причину этой поездки: «Было же тогда великое насилие от иноплеменников; сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же Великий Александр пошёл к царю (хану), чтобы отмолить людей от беды той..»

1263 год. «…Великий князь Александр вышел от иноплеменников дошёл до Нижнего Новгорода, и здесь занемог…. И так с миром предав Богу душу свою, скончался месяца ноября в 14-й день, на память святого апостола Филиппа».

Вся жизнь благоверного князя Александра была посвящена служению Отечеству. Служение это было нелёгким, требовало то воинской храбрости и силы меча, то осторожной государственной мудрости и терпения. Власть им понималась не как возможность притеснения слабых, а прежде всего, как ежедневное самопожертвование во имя своей веры и своего народа.

Из глубины веков встаёт перед нами светлый облик князя Александра: ясный и практический ум, широта взглядов, могучая воля, беззаветная преданность Родине, благородство и великодушие, искренность чувств, неизменная бодрость духа, крепкая любовь к Богу.

Карточка для работы в паре

Прочитайте тексты.

Составьте схему иконописных образов.

Соотнесите образ Святого и качества, которыми он обладает, поставив стрелки.

Образец ответа.

Жития Спас Троица

Богоматерь Иконы Ангелы

Святые

Апостолы

Равноапостольные

Пророки

Праотцы

Святители

Мученики

Исповедники

Преподобные

Благоверные

Праведные

Простая

Приветливая

Скромная, кроткая

Нежная

Заботливая

Мудрый

Сострадающий, жизнь отдал за людей Богоматерь

Заботливые Спас

Милосердный Ангелы

Честные Пророки

Примером своей жизни укрепляли дух людей Праотцы

Скромные святители

Сострадающие людям мученики

Духовно сильные исповедники

Мужественные преподобные

Решительные благоверные

Праведно живущие праведные

Помогли укреплению Руси, становлению сильной державы

трудолюбивы

заботились о благе родной земли

примирял враждующих, призывал к миру

помогал бедным

кроткий

мудрый

против братоубийственной войны, за мир на родной земле

Карточка для работы в группе.

Прочти текст «Как писали святые образы?» из книги «История искусства для детей. Икона». Москва, Росмэн, 2002г , стр 24-27 и текст «Иконы» из книги «Иллюстрированная православная энциклопедия», Москва, Дарь, 2014г, стр 144, 145.

Продолжи предложения, чтобы получился рассказ «Как писали святые образы?»

Святые смотрят на молящихся (как?)……………………..,…………………..

Фигуры святых (какие?)…………………………

По одежде можно узнать, что изображён (кто?)……

……

Природа выглядела (как?)…………………. Нельзя угадать (что?)……

…………

Пейзаж иконы называется………………… В иконе два мира (каких?)…..

……………………………………………..Дольний от слова …………- это то, что расположено (где?)…………………. «Горний» означает ….. ………………………….. Земля в иконописи называется (как?) …..

…………….. и пишется (каким?) ……………….. или …………….цветом.

Часто икона показывает события (чего?) …………. Во время молитвы люди успевали подумать над ними, и (что сделать?) …….

……………………….. их в своём сердце.

Икона наполнена (каким?) …………………….. светом. Если на иконе Белый голубь, то это означает присутствие (кого?)………………….

Над головами Бога и святых в виде круга сияет (что?)……………….., что в переводе с латинского означает (что?)………………. Цвет в иконе имеет важное значение. Бог изображается (каким?)………………………. цветом.

В одежде Богоматери часто (какой?) ……………… цвет - символ бесконечности, вечности мира.

Икона пишется по особым законам потому, что это окно в (какой?)………… мир.





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

Курс Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль Основы православной культуры.

Учебник

Тип урока Открытие нового знания.

Тема О чём поведает икона?

4 класс

Учитель Прохорова Ирина Витальевна.

2015 год

Цель развитие эстетического сознания ( создания образа иконы, который соотнесён с идеалами прекрасного), коммуникативной, этической, гражданской компетентности, социокультурной идентичности, приучать размышлять об истоках духовной культуры.

Планируемые результаты

Личностные формируется внутренняя мотивация обращения к книге с учебными и познавательными мотивами, основы для принятия культурных ценностей христианства, умение ориентироваться в системе символов иконографии, формировать способность личностно, полноценно и глубоко воспринимать православную святыню, в ходе анализа памятника православной культуры.

Метапредметные

Регулятивные научиваются принимать и сохранять учебную задачу, обнаруживать отклонения от эталона, адекватно воспринимать оценку товарищей, контролировать правильность анализа, полноту, по мере необходимости дополнять и уточнять, осуществлять контроль и самоконтроль понимания текста, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,осваивать формы личной рефлексии.

Познавательные уметь анализировать икону с точки зрения истории, принятой системы символов в иконографии, выявлять культурную и нравственную значимость иконы, научатся в результате чтения текстов, карточек, литературы, участия в беседе осуществлять анализ текстов, выделять нужную информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные читая, слушая, участвуя в обсуждении содержания научатся понимать ответы на слух, формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия, для решения коммуникативной задачи, развивать навык сотрудничества, осваивать способы решения проблем поискового характера.

Предметные познакомятся с символом христианской веры - иконой.

Оборудование: СД-Р дискс изображением икон, карточки с текстами, карточки-вопросники, для осуществления анализа, книги: Аристова В.В. «История искусства для детей. Икона», Издательство «РОСМЭН», М., 2002; Ефремова Л.А. «Русская иконопись. Художественные направления и стили», Издательство ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», М.,2008

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Актуализация

опорных знаний.

Слайд 1.

Учитель организует беседу.

-Перед вами фотография, портрет, икона. Определите, что объединяет эти понятия одним словом.

- Чем различаются эти понятия?

- Можете ли вы утверждать, что хорошо понимаете икону?

Определите тему нашего урока.

Ученики слушают, выдвигают предположения.



(Это образы).

Фотограф пытается поймать миг жизни. Художник разгадывает душу героя, выражает своё отношение. Иконописец изображает святого).

Для учеников создаются условия, чтобы в сфере личностных УДД был сформирован интерес к иконе, в сфере регулятивных УДД научатся слушать в соответствии с целевыми установками, контролировать правильность ответов. В сфере познавательных УДД выдвинут предположения, выделят существенную информацию, обоснуют предположения. В сфере коммуникативных УДД будут иметь возможность слушать собеседника, строить высказывания, взаимодействовать с учителем во время фронтального опроса.

2

Целеполагание.

Познакомитьсяя с символом христианской веры.

.

3

Постановка проблемы.

Слайд 2

- О чём поведает икона?

4

Планирование.

Слайд 3.

Учитель предлагает

наметить пути исследования.

*Выявить источники содержания иконы.

*Найти и систематизировать правила (каноны) написания иконы.

* « Прочитать» икону самостоятельно.

5

Исследование

Работа индивидуальная

Слайд 4.

Учитель предлагает с помощью приложения 1 индивидуально в тетрадях создать схему того, кого изображают на иконах.

Ученики создают и вклеивают схему в тетрадь, решая первый пункт исследования.

Самопроверка и корректировка по слайду.

Личностные УДД

- будет сформировано общее представление о содержании икон.

Регулятивные УДД

-прослушивают ответы и осуществляют пошаговый контроль по результату.

Познавательные УДД

- участвуют в беседе и осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Коммуникативные УДД

- озвучивают содержание, выводы и смыслы с обоснованием, строят монологическое высказывание, адекватно используя речевые средства для коммуникативных задач, строят понятные для партнёров высказывания, совершают рефлексию своих действий.

Работа в парах.

Слайд 5.

Учитель предлагает в парах поработать с текстами приложения 2 и создать таблицу «В чём отличие написания картины и иконы?»

Ученики работают выделителем текста и создают таблицу по заданным критериям, решая пункт 2 исследования.

Проверка по слайду.

Работа в группах.

Слайд 6.

Учитель предлагает по жребию учащимся разделиться на группы: «Историки», «Иконописцы», «Литераторы».

«Историки» изучают исторический аспект иконы «Чудо Георгия о змии».

«Иконописцы» раскрывают рисунок в цвете.

«Литераторы» пишут сочинение по иконе.

Отчёт по группам.

Подведение итогов.

Слайд 7.

Рефлексия.

Мини-тест

Ученики заполняют.



© 2010-2022