Технологическая карта урока Слова омонимы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Деятельностный подход на уроке русского языка

«Слова - омонимы»

(УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)


















Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Слова - омонимы.

Цель: первичное усвоение знаний о словах - омонимах.

Планируемые результаты:

Предметные: - предъявление знаний о словах - омонимах: какие слова называются « омонимы»; что помогает различать их.

Метапредметные:

познавательные: - применять базовые знания для решения конкретной проблемы;

- выполнять поиск информации в словаре;

регулятивные: - принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- оценивать свои результаты;

коммуникативные:- приобретать навык учебного сотрудничества в процессе групповой работы;

- умение выражать свои мысли полно и точно.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, индивидуальные карточки, толковый словарь.

Ход урока

I.Оргмомент. Мотивация

- Богат и разнообразен русский язык. Он таит в себе много загадок. А вы любите отгадывать загадки? Хотите отгадать одну из загадок родного языка?

II. Актуализация знаний. Формулирование проблемы.

Задания на доске:

  1. Прочитайте, определите, является ли группа слов предложением.

  2. Объясните что такое предложение. Исправьте ошибку.

ветер туча гнал сильный Сильный ветер гнал туча.

Ветер туча гнал сильный.

( слова в предложении согласуются между собой и связаны по смыслу, исправляют ошибки)

  1. Работа в паре. Создание проблемной ситуации.

Задание на карточке.

1.Составьте предложение по схеме.

3. Вместо недостающего слова вставьте иллюстрацию.

4. Выполните взаимопроверку

|__ существительное глагол прилагательное __________ .

вырос, на, зеленый, грядке

( На грядке вырос зеленый Технологическая карта урока Слова омонимы)

|_глагол предлог существительное ____________.

у, растрепалась, девочки

(Растрепалась у девочки Технологическая карта урока Слова омонимы )

( иллюстрация не соответствует смыслу предложения)

- Как можно выполнить задание?

(- Записать слово, убрав иллюстрацию). Выполняют задания, делают взаимопроверку.

- Что помогло выполнить задание? (одно и то же слово может иметь свое значение в предложении) помогли картинки, на которых изображен предмет

- Всегда ли картинка отражает смысл того, о чем идет речь в предложении? (нет);

-От чего это зависит? (не знаем)

2.2 Постановка учебной задачи.

Нам надо узнать, какие слова называются омонимами, и отчего зависит смысл предложения.

- Посмотрите на иллюстрации. Приложение 2

Технологическая карта урока Слова омонимылук Технологическая карта урока Слова омонимыТехнологическая карта урока Слова омонимы косаТехнологическая карта урока Слова омонимы - Что общего в них? (оба предмета звучат одинаково и записываются одним и тем же словом) - А чем же они отличаются? ( каждое слово имеет свое толкование) - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. ( слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению) - Вам, ребята, встречались близнецы? Как трудно бывает их различать. Есть близнецы и в русском языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разное значение. Каким словом они называются, вы узнаете, выполнив задание на планшете. Запишите:

Первая буква слова огурец о

Первая буква слова молоко м

Безударная гласная слова овес о

Суффикс слова ночной н

Ударная гласная в слове малина и

Буква алфавита после «эль» м -

-Прочитайте слово. Узнайте в словаре, что оно обозначает ( В греческом языке слово «омоним» означает «одинаковое имя»)

- Попробуйте сформулировать сами правило: омонимами называются слова, одинаковые по (звучанию) , но разные по (значению).

- Проверьте по учебнику на С.68

III . Открытие нового знания

3.1 Групповая работа. Приложение №3

Распределитесь на 4 группы.

Задание: Проведите наблюдение за словом по плану:

А) Прочитайте предложение. -

Б) Найдите омонимы в предложении.

В) Найдите в толковом словаре значение слова - омонима.

Г) Сделай вывод : что помогло различить омонимы.

Д) Результаты наблюдения представьте у доски.

Выводы представляет каждая группа.

1 группа (Наконец мы нашли старый замок.)-

Технологическая карта урока Слова омонимыТехнологическая карта урока Слова омонимы

2 группа ( Зацвели душистые гвоздики.)

Технологическая карта урока Слова омонимыТехнологическая карта урока Слова омонимыТехнологическая карта урока Слова омонимы

3 группа ( Мальчик раскрашивал кружки. )

Технологическая карта урока Слова омонимыТехнологическая карта урока Слова омонимы

4 группа (В магазине продавался старинный атлас.)

Технологическая карта урока Слова омонимыТехнологическая карта урока Слова омонимы

- Какое открытие вы сделали?

Общие выводы ( Знак ударения помогает различать слова - омонимы)

IV. Физминутка (Упражнение для снятия утомления с мышц туловища)

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний

VI. Включение нового знания в систему знаний.

6.2. Задание на доске повышенного уровня трудности. Объясните значение каждого слова в предложении:

Косил косой косой косой.

Технологическая карта урока Слова омонимы

План ответа

1.Что необходимо, чтобы понять предложение? (знать значение каждого слова);

2.Соотнеси каждое слово предложения с картинкой

2.1 Кто косил? (заяц-косой)- шутливое название зайца;

2.2 Чем он косил? (косой - предмет для срезания травы);

2.3 Какая коса по форме? (косая - изогнутая)

Косил косой косой косой. Побеждает тот, кто нашел объяснение!

VII. Итог урока. Рефлексия

7.1 Какую учебную задачу перед собой ставили?

Нам надо было узнать, какие слова называются омонимами, и отчего зависит смысл предложения.

Закончите фразу:

-Теперь я знаю, что………

-Теперь я могу…….

- Чему я удивился на уроке?.........

-Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям?...........

- Кого из ребят вы хотите похвалить? И за что?........

7.2 - Оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующий сигнал:

- Мне было легко на уроке - зеленый круг;

- Нуждался в помощи - желтый круг;

- Еще не до конца разобрался - красный круг.

VIII. Домашнее задание - упражнение в учебнике С.71, упр.6

- творческое задание: придумай слова - омонимы, нарисуй рисунок.





Приложения

Приложение №1

Индивидуальная карточка.

Задание: составь предложение, соответствующее данной схеме, вместо недостающего слова положи рисунок.

|__ существительное глагол прилагательное __________ .

вырос на зеленый грядке

Технологическая карта урока Слова омонимы

Задание: составь предложение, соответствующее данной схеме, вместо недостающего слова положи рисунок.

|_глагол предлог существительное ____________.

у растрепалась девочки

Технологическая карта урока Слова омонимы



Приложение №2

Технологическая карта урока Слова омонимыЛУК

КОСАТехнологическая карта урока Слова омонимы

Технологическая карта урока Слова омонимыЛУК

Технологическая карта урока Слова омонимыКОСА

Приложение №3

Задания для групповой работы.

Наконец мы нашли старый замок.

Зацвели душистые гвоздики.

Мальчик раскрашивал кружки.

В магазине продавался старый атлас.

Для проверки на доске.

Технологическая карта урока Слова омонимыЗамок Технологическая карта урока Слова омонимы Замок

Технологическая карта урока Слова омонимыКружки Технологическая карта урока Слова омонимы

Технологическая карта урока Слова омонимыГвоздики Технологическая карта урока Слова омонимы Атлас

Технологическая карта урока Слова омонимыТехнологическая карта урока Слова омонимыТехнологическая карта урока Слова омонимыАтлас



© 2010-2022