Поделитесь с коллегами:
Зубова Римма Александровна учитель начальных классов МАОУ СОШ № 30 г. Асбест Свердловской области
литературное чтение 3 класс УМК «Гармония» Тема урока: Л.Толстой «Белка и волк» в формате ТРКМ. Место урока в теме: изучение нового материала.
Задачи: Стадия вызова: - Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия осмысления: - Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
- Формировать отношения к тексту.
Стадия рефлексия: - Помочь учащимся соотнести старые знания с новыми.
- Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Ход урока:
- Организационный момент
- Вот и прозвенел звонок, начинается урок! - Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке? (Да!)
II. Стадия вызова - Проверка домашнего задания
а) Фронтальный опрос - Какое произведение читали на прошлом уроке? ( «Чиж и Голубь») - Кто автор? (А.И.Крылов) - Определите жанр произведения. (басня) - Что такое басня? (Это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни). б) Самостоятельное «тихое чтение» басни. - Найдите и процитируйте строчки, где заключена мораль басни (главная мысль). («Вперед чужой беде не смейся, Голубок») - Как вы понимаете смысл этих слов? - Приведите примеры из жизни, когда можно было употребить эти слова? - Как нужно читать последнюю строчку? в) Выразительное чтение басни. (оценка чтения учащимися; оценка чтения учителем) 2. Приём «Ассоциация» (На доске портрет писателя) - Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека? (В процессе диалога составляется такая схема).
Л.Н.Толстой
писатель
рассказы сказки басни
разножанровый
- Проведём логические цепочки, это поможет нам рассказать о человеке, который изображен на портрете. Вывод: Продолжим изучение произведений писателя. 3.Сообщение темы урока: - Сегодня мы будем читать произведение Л.Толстого « Белка и волк». Басня. - Что вы должны знать при работе над произведением? Выслушиваются ответы учащихся (название произведения, его автора, содержание произведения). - Чему должны научиться? Выслушиваются ответы учащихся (определять тему произведения, главную мысль, оценивать героев произведения). - Молодцы, ребята! Вы верно определили цели изучения нового материала на уроке.
- Стадия осмысления
- Приём «Предположение»
- Посмотрите на рисунок, определите тему басни (демонстрация на экране - рисунки белки и волка). Вывод: О животных. - Почему Л.Н.Толстой так назвал свою басню? Что может произойти в басне с таким названием? 2. Прием «Чтение с остановками» ( Учебник О.В. Кубасова «Любимые страницы», 3 класс, ч.2, с.18) - Чтение текста до слов «Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала…» - Как вы думаете, что сказала белка, отчего они так веселы? После 2-й остановки (в конце басни): - Случайно ли Л.Толстой подобрал именно таких героев, как белка и волк? - Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне? 3.Чтение и анализ басни. - Какими вы представляете действующих лиц басни? - Прочитайте, какими словами в басне раскрывает Л. Толстой черты характера белки и волка. 4.Прием «Сводная таблица» Для сравнения и анализа характера героев, воспользуемся таблицей и составим её. -Индивидуальная работа в тетрадях. -Проверка работы. (Обсуждение)
Белка Линия сравнения Волк добрая веселая игривая умная характер злой скучный глупый
- Где заключен главный смысл басни, в каких строках? Прочтите. Объясните, как вы понимаете. (Не нужно быть злым человеком, т.к. ему и окружающим будет скучно. Доброму всегда жить веселее, легче.) - Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне? 5. Выразительное чтение басни Л.Толстого по ролям. слова автора - слова белки - слова волка - - Верно ли переданы образы? - Какова сила воздействия чтения на слушателя?
IY. Стадия рефлексия
- Прием «Синквейн»
- А теперь давайте проявим творчество - напишем синквейн по теме сегодняшнего урока. (Учитель напоминает учащимся что это за литературный прием и правила составления синквейна). - К какому жанру относится прочитанное нами произведение? (басня) - Объявляется конкурс на лучший синквейн к слову басня. - Работа выполняется в малых группах. - После написания заслушиваются работы, выделяются лучшие работы. басня
короткая, мудрая
учит, осуждает, подсказывает
Басня учит мудрости жизни.
мораль
- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения.
Мне удалось … Меня удивило… Мне понравилось… Я порадовался за … Я могу похвалить себя за … Мне было бы интересно ещё узнать… -На следующих уроках мы продолжим знакомство с творчеством писателя и его произведениями. - С каким настроением заканчиваете урок? - Оценки. 3. Домашнее задание: с.18, выразительное чтение и проиллюстрировать басню. - Спасибо за работу! 5