Рабочая программа по окружающему миру (3 класс, УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

………………………………….



Согласовано Утверждено

Протокол методического Директор МОУ …………………….

Совета от _____ №_____ ___________________

Приказ от __________№______



РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

ПО

окружающему миру

3 б класс

на 2015-2016 учебный год




Составила учитель

I квалификационной категории

…………………………….


село Чёрная Слобода


Содержание


  1. Паспорт рабочей программы



  1. Пояснительная записка


  1. Содержание учебного курса



  1. Учебно-тематический план



  1. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)



  1. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)



  1. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ



  1. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися



  1. Список литературы

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

  1. Паспорт рабочей программы Тип программы

    Программа общеобразовательных учреждений Статус программы

    Рабочая программа учебного курса Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

    Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. Окружающий мир. А. А. Плешаков, М.: Просвещение 2012 год Категория обучающихся

    Учащиеся_3б_ класса Сроки освоения программы

    1 год Объём учебного времени

    68 часов Форма обучения

    Очная Режим занятий

    1. часа в неделю

  2. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы образовательных учреждений автора А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).

Цель:

- формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

1.Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни.

2. Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.

3. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

4. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Основные формы:

- индивидуальная; парная; групповая.

Основные технологии: Проблемное обучение .Игровая технология .Объяснительно-иллюстративная. Обучение развитию критического мышления. ИКТ.

Методы обучения:

-словесный, исследовательский; частично - поисковый; эвристический; ситуационный; учебная дискуссия; упражнения; практический метод; познавательные игры; обучающий контроль.

  1. Содержание учебного курса

Как устроен мир (6часов).

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 часов).

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнения.

Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды. Экономия воды в быту.

Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Образование почвы. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения и их разнообразие. Группы растений, виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие. Роль растений в природе и жизни человека. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных. Размножение и развитие животных. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье (10 часов).

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, её роль в организме. Органы чувств, их значение и гигиена. Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносные системы, их роль в организме.

Закаливание . Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Враги здоровья.

Наша безопасность (7 часов).

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), пр аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице, в квартире. Дорожные знаки. Опасные места. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые грибы и растения. Опасные животные.

Экологическая безопасность. Как защитить себя от загрязнённого воздуха, грязной воды, от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Чему учит экономика (12 часов).

Потребности людей. Товары и услуги. Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд. Роль полезных ископаемых в экономике. Отрасли экономики. Роль денег в экономике. Государственный бюджет. Доходы и расходы. Налоги. Семейный бюджет. Безопасная экономика.

Путешествие по городам и странам (15 часов).

Города Золотого кольца России. Страны, граничащие с Россией, - наши ближние соседи. Страны зарубежной Европы. Знаменитые места мира. Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

4. Учебно-тематический план


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока


Домашнее задание


Раздел «Как устроен мир» (6 часов)

1

02.09

Природа.

Урок введения в новую

тему.

Страница 6-8

Задания 1-2

2

07.09

Человек.

Урок-игра.

Страница 15

Задание 1

3

09.09

Проект «Богатства, отданные людям».

Урок-проект.

4

14.09

Общество.

Урок изучения нового материала.

5

16.09

Что такое экология.

Комбинированный урок.

Страница 27-30

6

21.09

Природа в опасности!

Тест

Урок-исследование.

Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)

7

23.09

Тела, вещества, частицы.

Урок-исследование.

Страница 34-36

8

28.09

Разнообразие веществ.

Урок-исследование.

Страница 39-42

Задания 1-2

9

30.09

Воздух и его охрана.

Урок-практика.

Страница 44-48

Задания 1-3

10

05.10

Вода.

Урок-практика.

.

Страница 52-57

Задания 1-2

11

07.10

Превращения и круговорот воды.

Урок-практика.

12

12.10

Берегите воду!

Урок-исследование.

Страница 57-61

Задания 1-2

13

14.10

Тест

Как разрушаются камни.

Урок-исследование.

траница 61-64

Задания 1-2

14

19.10

Что такое почва.

Урок-практика.

Страница 65-69

15

21.10

Разнообразие растений.

Урок развития умений и навыков.

Страница 71-75

Задания 1-2

16

26.10

Солнце, растения и мы с вами.

Урок изучения нового материала.

Страница 76-79

Задания 1-3

17

28.10

Размножение и развитие растений.

Комбинированный урок.

Страница 80-83

Задания 1-3

18

09.11

Охрана растений.

Контрольно-обобщающий урок.

Страница 84-87

Задания 1-2

19

11.11

Разнообразие животных.

Урок формирования умений и навыков.

Страница 89-94

Задания 1-3

20

16.11

Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края».

Урок-проект.

Страница 96-98

Задания 1-2

21

18.11

Размножение и развитие животных.

Урок развития умений и навыков.

Страница 105-111

Задания 1-4

22

23.11

Охрана животных.

Урок-конференция.

Страница 112-116

Задания 1-3

23

25.11

В царстве грибов.

Урок развития умений и навыков.

24

30.11

Великий круговорот жизни.

Тест

Контрольно-обоб-щающий урок.

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)

25

02.12

Организм человека.

Урок введения в новую

тему.

26

07.12

Органы чувств.

Урок-исследование.

Страница 132-136

Задания 1-4

27

09.12

Надёжная защита организма.

Урок-практика.

Страница 136-140

Задания 1-2

28

14.12

Опора тела и движение.

Урок

развития умений и навыков.

Страница 140-145

Задания 1-2

29

16.12

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

Урок-проект.

30

21.12

Тест

Дыхание и кровообращение.

Урок-практика.

31

23.12

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Контрольно-обобщающий урок.

32

28.12

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

Урок-конференция.

33

11.01

Умей предупреждать болезни.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Страница 157-160

34

13.01

Здоровый образ

жизни. Тест

Урок обобщения и систематизации знаний.

Раздел «Наша безопасность» (7 часов)

35

18.01

Огонь,

вода и газ.

Урок введения в новую

тему.

Страница 4-6

Задания 1-2

36

20.01

Чтобы путь был счастливым.

Контрольно-обобщающий урок.

Страница 8-12

37

25.01

Дорожные знаки.

Контрольно-обобщающий урок.

Страница 12-17

Задания 2-3

38

27.01

Проект «Кто нас защищает».

Урок-проект.

39

01.02

Опасные места.

Урок систематизации

знаний.

Страница 18-21

40

03.02

Природа и наша безопасность.

Контрольно-обобщающий урок.

Страница 22-28

Задания 3

41

08.02

Экологическая безопасность.

Тест

Урок-практика.

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

42

10.02

Для чего нужна экономика.

Урок введения в новую

тему.

Страница 36-38

43

15.02

Природные богатства и труд людей - основа экономики.

Урок изучения нового материала.

44

17.02

Полезные ископаемые.

Комбинированный урок.

Страница 48-52

Задания 1-3

45

20.02

Растениеводство

Урок-практика.

Страница 52-58

Задания 1-2

46

24.02

Животноводство.

Урок-исследование.

Страница 58-63

Задания 1-3

47

29.02

Какая бывает промышленность.

Урок-исследование.

Страница 64-67

Задания 1-4

48

02.03

Проект «Экономика родного края».

Урок-проект.

49

09.03

Что такое деньги.

Урок-практика.

50

14.03

Государственный бюджет.

Урок изучения нового материала.

51

16.03

Семейный бюджет.

Урок изучения нового материала.

Страница 80

Задания 1-3

52

21.03

Экономика и экология.

Контрольно-обобщающий урок.

Страница 81-86

53

23.03

Экономика и экология.

Тест Урок-исследование.

Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов)

54

04.04

Золотое кольцо России.

Урок-путешествие.

Страница 88-99

Задания 2, 4, 5.

55

06.04

Золотое кольцо России.

Урок-путешествие.

56

11.04

Золотое кольцо России.

Урок-викторина.

.

57

13.04

Проект «Музей путешествий».

Урок-проект.

58

18.04

Наши ближайшие соседи.

Урок-путешествие.

Страница 100-107

Задания 2-3

59

20.04

На севере Европы.

Урок-путешествие.

Страница 110-117

Задания 1-3

60

25.04

Что такое Бенилюкс.

Урок-путешествие.

Страница 118-124

Задания 1-3

61

27.04

В центре Европы.

Урок-путешествие.

Страница 125-130

Задания 1, 4, 5.

62

04.05

По Франции и Великобритании (Франция).

Урок-путешествие.

Страница 132-141

Задания 2-4

63

11.05

По Франции и Великобритании (Великобритания).

Урок-путешествие.

64

16.05

На юге Европы.

Урок-путешествие.

Страница 142-147

Задания 1-6

65

18.05

По знаменитым местам мира.

Тест

Комбинированный урок.

66

23.05

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Контрольно-обобщающий урок.

67

25.05

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

Урок-конференция.

Итого 67 часов согласно календарю

5. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

1.Учебник «Окружающий мир 3 класс» 1 часть и 2 часть. Автор: А. А. Плешаков. Москва «Просвещение», 2012 год.

2.Рабочая тетрадь.1часть и 2 часть. Окружающий мир 3 класс. Автор :А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2013год.

3.Атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба». А. А. Плешаков

4. «Зелёные страницы». Книга для учащихся начальных классов. А. А. Плешаков.

5.«Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Книга для учащихся начальных классов. А. А. Плешаков.

6. Тесты по окружающему миру. 3 класс Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс. Составитель И. Ф. Яценко. Москва ООО «Вако». 2013 год

7. Презентации к урокам.

8. Приложение на электронном носителе.

6.Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

человек - часть природы и общества;что такое тела и вещества, разнообразие веществ;

основные свойства воздуха и воды, круговорот воды;основные группы живого; взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы; строение тела человека, основные системы органов; правила гигиены и здорового образа жизни; правила безопасности в быту и на улице, дорожные знаки; потребности людей; товары и услуги; роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; бюджет;

некоторые города России; страны, граничащие с Россией; страны зарубежной Европы.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать растения и животных своей местности, съедобные и несъедобные грибы;

проводить простейшие опыты и наблюдения, практические работы, фиксировать их результаты;

объяснять взаимосвязи между природой и человеком;

выполнять правила личного поведения в природе, посильную работу по охране природы;

выполнять правила личной гигиены и безопасности;

владеть элементарными приёмами чтения карты;

приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и

Планируемые результаты освоения предмета

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно." речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:

3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать плат презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

№ урока

Вид работы

Тема

6

21.09

Тест

Как устроен мир

13

14.10

Тест

Эта удивительная природа 1

24

30.11

Тест

Эта удивительная природа 2

30

21.12

Тест

Мы и наше здоровье 1

34

13.01

Тест

Мы и наше здоровье 2

41

08.02

Тест

Наша безопасность

53

23.03

Тест

Чему учит экономика

65

18.05

Тест

Путешествия

8.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Текущий контроль осуществляется в письменной и устной форме. Письменная работа проводится не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.

Тематический контроль - проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Тесты

Каждое выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В -в 2 балла, уровня С - в 3 балла.

80-100% от максимальной суммы баллов - оценка «5»;

60-80% - оценка «4»;

40-60% - оценка «3»;

0-40% - оценка «2».

9.Список литературы

1.Учебник «Окружающий мир 3 класс» 1 часть и 2 часть. Автор: А. А. Плешаков. Москва «Просвещение», 2012 год.

2.Рабочая тетрадь.1часть и 2 часть. Окружающий мир 3 класс. Автор :А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2013год.

3.Атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба». А. А. Плешаков

4. «Зелёные страницы». Книга для учащихся начальных классов. А. А. Плешаков.

5.«Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Книга для учащихся начальных классов. А. А. Плешаков.

6. Тесты по окружающему миру. 3 класс Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс. Составитель И. Ф. Яценко. Москва ООО «Вако». 2013 год

7. Рабочие программы. Начальная школа. 3класс УМК «Школа России» . Москва «Планета», 2013год.

11


© 2010-2022