Рабочая программа для начальных классов Добрые сердца

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 65"







Рабочая программа

по внеурочной деятельности для начальной школы

(3-4 классы)

«Добрые сердца»





Автор составитель:

Учитель начальных классов

Бакланова Н.И.



Кемерово 2012 г



Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………

3

Учебно - тематический план ……………………………………………………

10

Содержание программы …………………………………………………………

15

Материально - техническое обеспечение ………………………………………

19

Перечень ключевых слов …………………………………………………………

22







Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Добрые сердца», реализуемая по духовно - нравственному направлению, составлена на основе программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).

Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Программа внеурочной деятельности "Добрые сердца" создана для учащихся 3 классов общеобразовательной школы. Рассчитана на 34 часа. Занятия проводится один раз в неделю. Делится на теоретические и практические занятия. Практические занятия проводятся в форме игр, экологические десанты и другие занятия.

Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Комплексная программа развития детского волонтерского движения преследует основную идею - воспитать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Цель:

содействовать развитию и консолидации детских волонтерских отрядов - участников волонтерского движения школы , формирование у детей культуры социального служения , как важного фактора развития современного общества.

Задачи:

Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)

Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни.

Общая характеристика внеурочной деятельности

В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и асоциальное поведение. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у детей навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать, умение получать и передавать информацию - это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу "равный-равному" волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Сам ребёнок обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации учеников. Именно поэтому появления новых форм вовлечения детей в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего малого волонтерского отряда - внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Внеурочная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций. Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

Программа содержит:

1. Самообслуживание - дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание цветочно-декоративных растений. Охрана зеленых насаждений.

4. Разные трудовые операции. Сбор лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок.

ФОРМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Беседы;

-Открытые уроки здоровья;

-Выпуск тематических газет, плакатов;

-Распространение листовок;

-Организация внеклассных мероприятий.

Место внеурочной деятельности в базисном учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение внеурочной деятельности «Волонтёры» в 3-4 классах начальной школы выделяется 68 ч, из них в 3 классах-( 1 ч в неделю, 34 учебных недели), в 4 классах-( 1ч в неделю, 34 учебных недели).

Ценностные ориентиры

- оказание помощи при формировании жизненной позиции у обучающихся путем возрождения нравственных идеалов и ценностей (настоящая дружба, счастливая семья).

- гражданское и патриотическое воспитание;

- пропаганду здорового образа жизни;

- пропаганду бережного отношения к историко-культурному наследию города Кемерово

- защиту окружающей среды.

Основные направления деятельности волонтерской команды:

1. Просветительская деятельность:

- повышение квалификации путем обучения и применения на практике новых форм работы;

- поддержка реализации программ по содействию формированию здорового образа жизни в подростковой среде;

- участие в общественно - полезной деятельности;

- подведение итогов работы (анализ деятельности, мониторинг);

- обеспечение участия добровольцев в мероприятиях проекта;

2. Информационно-рекламная деятельность:

- организация и проведение тематических бесед, лекториев и др.;

- организация и проведение презентаций и других рекламных акций волонтерской деятельности.

Планируемые результаты:

-Стремление детей к здоровому образу жизни.

-Воспитание силы воли и характера, самостоятельности в принятии решений.

-Осознанное понимание своей роли и места в будущем страны.

-В правовом отношении стремление быть законопослушными гражданами, ответственными за себя и свое здоровье

Место внеурочной деятельности в учебном плане

Количество часов в учебном плане

3 класс

4 класс

Всего

Теория

Практика

Теория

Практика

8

26

9

25

68







Учебно-тематический план

Тематическое планирование для 3-го класса

(1ч. в неделю, 34 ч. в год)

п.п

Тема занятия

Часы

Теория

Практика

1.

Организационное заседание отряда волонтёров.

1

2.

Благоустройство класса.

1

3.

«Чем я могу помочь школе?»- беседа.

1

4.

Проект «Доброе сердце», благотворительная акция по сбору письменных и канцелярских принадлежностей.

1

5.

Озеленение классной комнаты, уход за цветами.

1

6.

Концерт, посвящённый Дню учителя, участие в концерте.

1

7.

Поздравление педагогов -пенсионеров с Днём пожилого человека.

1

8.

Мы - против наркотиков, курения и алкоголя- беседа.

1

9.

Организация выставки рисунков и плакатов
«Мы - за здоровый образ жизни» .

1

10.

Этическая беседа: будь непримирим к грубости и чёрствости».

1

11.

Проект бережливых «Чтобы дольше жили книжки».

1

12.

Акция «Чистый класс».

1

13.

Развивающая ролевая игра «Планета друзей».

1

14.

Изготовление кормушек для птиц.

1

15.

Акция «Хлебные крошки».

1

16.

Задушевный разговор, невыдуманные рассказы «Что такое делать добро».

1

17.

«Рождественские подарки - в каждый дом».

1

18.

Беседа-практикум «Будь аккуратным и чистым».

1

19.

Игра по станциям «Друг в беде не бросит»

1

20.

КТД «Подарок просто так».

1

21

Ремонт книг в библиотеке.

1

22.

Сбор макулатуры.

1

23.

Конкурс агитплакатов в защиту окружающей среды.

1

24.

Игра по станциям «Я выбираю здоровье».

1

25.

Операция «Я- добрый волшебник».

1

26.

Изготовление поздравительных открыток к празднику «Дню защитника Отечества».

1

27.

КТД «Идеальный учебник для идеальной школы».

1

28.

Этическая беседа: твоя готовность выступить против лжи.

1

29.

Поздравление женщин с праздником 8 марта.

1

30.

Акция «Забота», уход за комнатными растениями.

1

31.

Творческая игра «Послание к человечеству».

1

32.

Конкурс плакатов "Мы и наше здоровье".

1

33.

Проект «Игрушки для детского сада своими руками!»

1

34.

Ремонт книг в библиотеке.

1





Учебно-тематический план

Тематическое планирование для 4-го класса

(1ч. в неделю, 34 ч. в год)

п.п

Тема занятия

Часы

Теория

Практика

1-2.

Экскурсия на пришкольный участок.

Изготовление пакетов для семян.

1

1

3-4.

Сбор семян в пакетики.

Сбор листьев для гербария.

1

1

5.

Выставка «Чудеса природы».

«Осенний бал».

1

6.

Цветочный праздник.

Папка-гербарий «Мои любимые цветы».

1

7.

Операция «Витамин». Сбор желудей и шишек.

1

8-9.

Праздник урожая «Хлеб-наше богатство.

1

1

10.

Акция «Мы уважаем старших !»

1

11.

Ремонт книг в библиотеке .

Выставка «Мы творим чудеса!»

1

12.

Операция «Посади дерево!»

1

13.

Изготовление флажков к празднику

«Я люблю свою страну».

1

14-15.

Праздник «Дорогие наши мамы.»-участие в концерте.

1

1

16-18.

Беседа «Птицы -наши друзья!»

Операция «Кормушка».

1

2

19.

Игра «Мы делаем снежные фигурки».

Конкурс рисунков -открыток « С новым годом!»

1

20.

Изготовление елочных игрушек.

Новогодняя елка.

1

21.

Сбор макулатуры.

1

22-23

Конкурс стихов и рисунков «Мой папа» «Рыцарский турнир».

1

1

24-25.

Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!».

Открытки-самоделки «8 марта».

1

1

26.

«Моя любимая бабушка» открытка для бабушки.

1

27-28.

КВН «Птицы - наши друзья» Акция «Сделай скворечник».

1

1

29-30

«Субботник» уборка школьной территории и родников.

Озеленение территории.

2

31.

Открытки-самоделки «Спасибо тебе солдат!»

Встреча с ветеранами войны.

1

32-33.

«Мы юные садоводы» работа на пришкольном участке.

Экскурсия на природу.

2

34.

Ремонт книг в библиотеке.

1



Содержание программы

3 класс- 34 часа

1.Организационное заседание отряда волонтёров.

2.Благоустройство класса.

3.«Чем я могу помочь школе?»- беседа.

4.Проект «Доброе сердце», благотворительная акция по сбору письменных и канцелярских принадлежностей.

5.Озеленение классной комнаты, уход за цветами.

6.Концерт, посвящённый Дню учителя, участие в концерте.

7.Поздравление педагогов -пенсионеров с Днём пожилого человека.

8.Мы - против наркотиков, курения и алкоголя- беседа.

9.Организация выставки рисунков и плакатов «Мы - за здоровый образ жизни» .

10.Этическая беседа: «Будь непримирим к грубости и чёрствости».

11.Проект бережливых «Чтобы дольше жили книжки».

12. Акция «Чистый класс».

13.Развивающая ролевая игра «Планета друзей».

14.Изготовление кормушек для птиц.

15.Акция «Хлебные крошки».

16.Задушевный разговор, невыдуманные рассказы «Что такое делать добро».

17. «Рождественские подарки - в каждый дом».

18.Беседа-практикум «Будь аккуратным и чистым».

19.Игра по станциям «Друг в беде не бросит».

20.КТД «Подарок просто так».

21.Ремонт книг в библиотеке.

22.Сбор макулатуры.

23.Конкурс агитплакатов в защиту окружающей среды.

24.Игра по станциям «Я выбираю здоровье».

25.Операция «Я- добрый волшебник».

26.Изготовление поздравительных открыток к празднику «Дню защитника Отечества».

27.КТД «Идеальный учебник для идеальной школы».

28.Этическая беседа: «Твоя готовность выступить против лжи.

29.Поздравление женщин с праздником 8 марта.

30.Акция «Забота», уход за комнатными растениями.

31.Творческая игра «Послание к человечеству».

32.Конкурс плакатов "Мы и наше здоровье".

33.Проект «Игрушки для детского сада своими руками!»

34.Ремонт книг в библиотеке.

4 класс- 34 часа

1.Экскурсия на пришкольный участок. Изготовление пакетов для семян.

2.Сбор семян в пакетики. Сбор листьев для гербария.

3.Выставка «Чудеса природы». «Осенний бал».

4.Цветочный праздник Папка-гербарий «Мои любимые цветы».

5.Операция «Витамин». Сбор желудей и шишек.

6.Праздник урожая «Хлеб-наше богатство.

7.Акция «Мы уважаем старших !»

8.Ремонт книг в библиотеке. Выставка «Мы творим чудеса!»

9.Операция «Посади дерево!»

10.Изготовление флажков к празднику «Я люблю свою страну».

11.Праздник «Дорогие наши мамы»- участие в концерте.

12.Беседа «Птицы -наши друзья!» Операция «Кормушка».

13.Игра «Мы делаем снежные фигурки». Конкурс рисунков -открыток « С новым годом!»

14.Изготовление елочных игрушек . Новогодняя елка.

15.Сбор макулатуры.

16.Конкурс стихов и рисунков «Мой папа». «Рыцарский турнир».

17.Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!». Открытки-самоделки «8 марта».

18.«Моя любимая бабушка» открытка для бабушки.

19.КВН «Птицы - наши друзья» Акция «Сделай скворечник».

20.«Субботник» уборка школьной территории и родников. Озеленение территории.

21.Открытки-самоделки «Спасибо тебе солдат!» Встреча с ветеранами войны.

22.«Мы юные садоводы» работа на пришкольном участке. Экскурсия на природу.

23.Ремонт книг в библиотеке.







Материально- техническое обеспечение

Список литературы для учителя

1.Кукченко, Т.М. Классный руководитель и воспитание школьников: методические материалы по реализации программы «С любовью к городу»: часть 1. 1 - 4 класс [Текст]./под общей редакцией Т.М. Кукченко.- Кемерово: МОУ ДПО «Научный методический центр», 2008. - 204 с.

2.Кукченко,Т.М. Воспитание на региональном материале. Сборник материалов [Текст]./ Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук - Кемерово: Кузбассвузиздат,2002. - 42 с.

3.Дик, Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники. [Текст]. Н.Ф.Дик Ростов н/Д: Феникс, 2006

4.Тыртышная, М.А. Программа социального развития младшего школьника. [Текст]/ М.А.Тыртышная// Завуч начальной школы - №6, 2002

5.Палкина, Н.В.Программа воспитательной работы в начальных классах [Текст]/Н.В. Палкина/ Завуч начальной школы- №1, 2002

6.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы.[Текст]./ Игры и проекты. И.В. Цветкова/ Ярославль: «Академия развития»,1997



Список литературы для обучающихся

3. Пегелис, В.Д. Как найти себя. .[Текст] /Энциклопедия в 3-х книгах. В.Д.Пегелис ./ Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева, Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. .[Текст] /Е.П.Кондратьева.

6. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания .[Текст]/ И. А. Каиров, О.С.Богданова.

7.Суворова, Г.Ф. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе .[Текст]/ Г.Ф.Суворова.

8.Кульневич, С.В. Воспитательная работа в начальной школе. [Текст]/ С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина.





Ключевые слова:

1.Акция.

2.Агитплакаты.

3.Благотворительность.

4.Волонтёр.

5.Гербарий.

6.Канцелярия.

7.Практикум.

8.Ролевая игра.

9.Рыцарский турнир.

10.Самоделки.

11.Этика.







© 2010-2022