Разработка занятия внеурочной деятельности по православной культуре Масленица (2класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стригуновская средняя общеобразовательная школа»




Разработка занятия внеурочной деятельности по православной культуре Масленица (2класс)



Занятие внеурочной деятельности

2класс


Подготовила: Карнаух Н.В.,

учитель начальных классов




Стригуны 2012 г



Тема: Масленица. Цель занятия: Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа; возрождать познавательный интерес к русским обрядам и обычаям, формировать бережное к ним отношение. Задачи: Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы. Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям. Создавать условия для эстетического восприятия красоты народного праздника Масленица как одного из явлений праздничной культуры. Способствовать реализации индивидуальных творческих способностей каждого ученика через его собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора. Прогнозируемый результат - формирование универсальных учебных действий: Личностные УУД-уважительное отношение к национально-культурным традициям страны, осознание учащимися личной ответственности за результат, полученный в группе, способность к самооценке; Регулятивные УУД- целеполагание, определение и понимание учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; различение способа и результата действия; проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение оценивать результат и осуществлять рефлексию своей деятельности; Познавательные УУД- умение извлекать необходимую информацию из различных источников, структурировать и представлять ее в виде продукта творческой деятельности, строить логическое рассуждение, формулировать вывод Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, учиться выполнять различные роли в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Ход занятия I. Организационный момент

  • Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередное занятие кружка «Православная культура».
  • Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным?
  • Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия.
II. Мотивация на учебную деятельность. Эмоциональный настрой .
  • Для того чтобы узнать тему нашего занятия прослушайте стихотворение
МАСЛЕНИЦА Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе. Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней - Великий пост, Время, чтоб молиться.

- Ребята, вы догадались о каком празднике говорится в этом стихотворении? (Этот праздник называется Масленица) Слайд 1

- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Молодцы, правильно! Сегодня мы поговорим о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник. Слайд 2

- Скажите, пожалуйста, а какие ещё праздники вы знаете? На какие группы они делятся? (государственные, религиозные). А масленица, какой это праздник? Что вы можете о нём рассказать? Что происходит во время этого праздника? - Сколько дней длится этот праздник?

Масленица - древний славянский праздник , который длился обычно 7 дней.

Масленица - это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.

Празднуется Масленица в последнюю неделю перед семинедельным Великим постом. Само название праздника «Масленица» произошло от того, что в этот день ели много масленой пищи. На Масленицу нельзя есть мясную пищу, но можно есть молочные продукты и рыбу. По-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Основным же блюдом считаются блины, как символ Солнца, тепла и Весны.

- А что же является символом весны, солнца в этом празднике? Знаете? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный!

Словно солнышко горит,

Скушать быстренько манит,

Только мама испечет,

А он прыг и прямо в рот! - Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные! - Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, с рыбой - выбирай на любой вкус. А, наевшись досыта - гуляй и развлекайся! На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Кружат друг - друга в танцах , да хороводах. Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем! Учитель: Каждый день Масленичной недели имел свое название и свои забавы. Понедельник - день встречи. Ребятишки накануне сооружали снежные горы, произнося скороговоркой следующее приветствие:
«Душа ли ты, моя Масленица! Приезжай ко мне в гости на широкий двор На горах покататься, в блинах наваляться, Сердцем потешиться, умом повеселиться, Речью насладиться!»
В домах делали чучело Масленицы из соломы, одевали его в девичий наряд, наряжали, сажали на санки и везли на горку. Дети встречали её песнями, катали с горок и кричали: «Приехала Масленица!». Это тоже своеобразное колдовство: чем выше гора - тем выше рожь и пшеница, чем дольше прокатишься с горы - тем длиннее лен. Поэтому на горах катались самые лучшие мастерицы и мастера. Учитель: Масленая неделя начиналась с приготовления блинов. Рецепт у каждой хозяйки был свой, но во всех случаях блины должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными, Первый блин никогда не съедали, а клали на окошко - «для родителей». Часто его отдавали нищим на помин всех усопших. Вторник - заигрыш Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. В этот день в разные игры играли. А вы не хотите поиграть? Игра называется «Золотые ворота» (двое детей становится в круг, поднимая руки вверх, остальные становятся цепочкой и пробегают через «ворота», проговаривая: «Золотые ворота, пропускают не всегда. Первый раз прощается, второй - запрещается, А на третий раз не пропустим вас!!!» Среда - лакомка. С этого дня родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. Главное угощение - блины - круглые, горячие. Они представляли собой как бы маленькое изображения солнца. К тому же настоящие русские блины имели красный цвет. Пекли блины из гречневой или пшеничной муки. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, икра, яйца. В этот день надо было в гостях съесть 20 блинов с 20 разными начинками. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, медовые пряники Считалось, чем богаче Масленицу отпразднуете, тем богаче год будет.

Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы.
Приглашаем самых сильных посостязаться. Игра «Петушиный бой».( На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.)

Пятница - тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек) блинами.
Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".


Суббота - -золовкины посиделки.
В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.

Воскресенье - прощенный день или проводы.

Последний день Масленицы - прощёное воскресенье. Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить и сжигали куклу масленицу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше.

В прощеный день все просят друг у друга прощения.

- Что значит попросить прощение? (признать свою вину, свой грех, покаяться в нём, повиниться).

А делают это так: «простите меня ради бога, если что не так!» (кланяются в ноги).

Тот, у кого просят прощения, отвечает: «Бог простит!».

Потом обменивались подарками: пряниками, конфетами, печеньем и целовались и не вспоминали об обидах. Поэтому этот день ещё называется « целовальником»

Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

- Прощенное воскресенье будет через три дня. Давайте поучимся просить прощение друг у друга за причиненные обиды. (разыграть сцену просьбы прощения).

4. Рефлексия:

Учитель: А сейчас давайте нарисуем нашу Масленицу, то, что вам больше всего запомнилось или понравилось в обычае празднования этого праздника. (дети выполняют рисунки или раскрашивают картинки на тему «масленица»и прикрепляют их к доске).

- У нас получилась замечательная картина «Широкая масленица», которая состоит и множества ваших рисунков. А как называется такая картина? (коллаж). - Вот так мы отпраздновали сегодня любимый праздник наших дедов и прадедов - широкую русскую Масленицу. Но какая же масленица без блинов? И вас без угощения она не оставила. (родители вносят блины) А теперь приглашаю всех к столу блинов поесть да чайку попить! 5. Итог занятия: Скажите ребята, какая у нас была тема занятия ? Понравилось вам занятие? А расскажите, что нового вы узнали? Спасибо вам за работу, занятие окончено. ( занятие заканчивается чаепитием с блинами)


© 2010-2022