Рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы учебного курса «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса общеобразовательных школ автора Поглазова О.Т. Программа рассчитана на 68 ч. Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых компетентностей , что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по литературе и авторской программой учебного курса. Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:

  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
  • воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса:

Изменения

Обоснование

1.

20% из 68ч - внеаудиторные занятия

В связи с реализацией ФГОС


Тематическое планирование по математике 2 класс

2ч x 34 = 68 ч в год ( 54ч - аудиторных, 14 ч - внеауд)



Тема


№ задания

Планируемые результаты


Виды деятельности

Предметные


Метапредметные и личностные (УУД)

Человек и природа 10 часов

1 часть Знать:

- объекты окружающего мира;

- понятия «природные» и «рукотворные» объекты;

- общие условия,

- отличительные признаки живого;

-роль органов чувств в жизни человека и животных.

- роль труда в жизни человека и общества;

- виды транспорта;

- понятия «талант» и «трудолюбие»;

- разнообразие профессий людей;

- роль трудовой деятельности в жизни человека и в истории общества.

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения

в природе.

-как сохранить органы зрения и слуха.

-правила закаливания.

-правила личной гигиены

- значение природы для здоровья;

-опасные ситуации с участием детей

-службы спасения; Уметь:

- называть живые и неживые предметы окружающего мира, изделия человека;

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

- описывать отдельные события
из истории отечества;

- анализировать трудовую деятельность человека-строителя.

- анализировать роль трудовой деятельности
человека-изобретателя.

объяснять. здоровью каких органов чувств наносится вред, если не выполнять правила.

- выполнять правила безопасного поведения в природе;

- объяснять значение природы

для здоровья человека.


Личностные:

-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

-понимание важности здорового образа жизни;

-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих

Регулятивные:

-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

-планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; Познавательные: 1. Общеучебные:

-осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; 2. Логические:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения.

-работа со схемами

-выполняют задания в рабочей тетради

- дидактические игры;

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

-работают с разрезными карточками.

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником).

-практические работы: наблюдение природных явлений;

-проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием;

-оказание первой помощи;

-разыгрывание сценок безопасного поведения.


  1. Что нас окружает. Повторение изученного в 1 классе.



  1. Свойства живых существ. Внеауд.



  1. Человек - часть живой природы.

  1. Человек - разумное существо.



  1. Профессии людей. Эколог - одна из важных профессий.

Профессии людей нашего села РК



  1. Здоровье человека. Значение природы для здоровья. ОБЖ

  1. Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм.



  1. Органы чувств и сохранение их здоровья.

Встреча со школьной медсестрой.



  1. Чистота - залог здоровья



  1. Азбука безопасного поведения Службы экстренной помощи нашего села. РК



  1. Обобщение по теме: «Человек и природа» Внеауд.



3 - 5





6 - 7



8 - 11



12 - 19



20 - 23







24 - 27

















28 - 35









36 - 39



40 - 46

Красота и разнообразие неживой природы. 31 час



  1. Изучение природы человеком.

  2. Природные тела и явления

Природные явления нашей местности.РК

  1. Разнообразие облаков

  1. История появления автомобиля и правил дорожного движения. ОБЖ


  1. Гроза. Безопасное поведение во время грозы. Внеауд.


  1. Солнце - ближайшая к Земле звезда


  1. Солнце и жизнь


  1. Земля - планета


  1. Форма и движение Земли


  1. Луна - естественный спутник Земли

  1. Поведение детей на улицах и дорогах. Госавтоинспекция.

  1. Исследования Луны. Человек на Луне


  1. Звёзды и созвездия. Внеауд.


  1. Планеты, движущиеся вокруг Солнца


  1. Кометы, метеоры, метеориты.


  1. Обобщение по теме: «Разнообразие космических тел.»

Внеауд.


  1. Поверхность Земли. Материки и океаны.

  1. Сигналы для регулирования движения.ОБЖ


  1. Разнообразие форм суши.

Плоские и холмистые равнины.



  1. Овраги и борьба с ними


  1. Горы и их разнообразие.

Горы нашего края.

  1. Горы и люди. Полезные ископаемые.

Полезные ископаемые, добываемые в нашем крае.

  1. Вулканы. Безопасное поведение в горах.

  2. Экскурсия: «Формы суши родного края» Внеауд.

  1. Правила безопасного перехода улиц и дорог. Безопасность на улицах и дорогах.ОБЖ


  1. Обобщение по теме: «Земля и её

поверхность»

  1. Вода на Земле. Океаны и моря. Правила без опасного поведения на море.


  1. Значение моря для жизни людей


  1. Пресные водоёмы. Река, её части.

Реки Забайкальского края.РК



  1. Значение рек для людей.

Водохранилища, каналы. Правила безопасного и экологически грамотного поведения на реке. .



  1. Озеро и пруд. Разнообразие озёр.

Байкал - жемчужина России.



  1. Болото. Безопасное поведение на болоте.

  1. Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу. ОБЖ


  1. Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов.


  1. Экскурсия: «Водоёмы родного края» Внеауд.


  1. Обобщение по теме: «Разнообразие водоёмов»






47 - 51

52 - 55





56 - 59







60 - 63



64 - 67



68 - 71

72 - 77

78 - 81

82 - 85







86 - 89



90 - 95

96 - 99



100-103

64 - 103



104-109







110-111





112-115

116-119



120-123







124-125

















104-125

2 часть

3 - 5



6 - 7

8 - 11



12 - 13











14 - 17





18 - 19













20 - 26






Знать:

-что изучают биологи, экологи, географы, астрономы.

-понятие «тела»;

-примеры природных явлений;-

-какие явления представляют опасности для человека.

- понятие «облака».

правила безопасного поведения во время грозы.

- небесные тела дневного неба;

- Солнце - ближайшая к Земле звезда;

- значение солнца для растений, животных и человека;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

-причину смены дня и ночи;

-причину смены времен года.

- что Луна - естественный спутник Земли;

- названия основных небесных тел; звезд и созвездий;

- имена, фамилии первых космонавтов.

- названия планет солнечной системы

-названия материков и океанов;

-названия крупных рек, островов и полуостровов.

- понятия «равнины», «холмы», «овраги»;

- разнообразие форм земной поверхности.

- части гор;

- разнообразие гор

- понятие «вулканы»;

- признаки вулканов;

- общие условия, необходимые

для жизни живых организмов в море;

- о значении моря для человека.

- понятие «река», части рек, разнообразие пресных водоемов;

- общие условия,

- понятия «озера» и «пруды»;

- разнообразие озер;

- замечательные озера России;

- значение пресной воды для растений, животных и человека;

- источники питьевой воды; Уметь:

- определять разнообразие облаков;

- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

- определять небесные светила дневного неба;

- выделять признаки влияния Солнца на земную жизнь.

- определять значение солнца

для растений, животных и человека;

- анализировать атмосферные условия Луны, значение полета человека на Луну;

- определять фазы Луны;

- находить звезды и созвездия на ночном небе;

- давать характеристику некоторым созвездиям и звездам.

- формировать умение моделировать расположение предметов в пространстве.

-работать с физической картой

- определять формы земной поверхности;

- различать равнины, холмы, овраги

- определять части реки;

-показывать по карте моря, реки, озёра, горы. Личностные:

-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

Регулятивные:

-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами )

-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; Познавательные: 1. Общеучебные:

-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; 2. Логические:

-сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); Коммуникативные:

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.


-работа со схемами

-выполняют задания в рабочей тетради

-практические работы: наблюдение дневного и ночного неба, разных форм облаков, форм суши, видов водоёмов;

-моделирование разных форм облаков (из бумаги, из ваты), форм суши (из пластилина, из песка и глины, гипса);

-изготовление аппликаций «Ночное небо», «На море», «Озеро», «Болото»;

- дидактические игры;

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником).

- экскурсия на местный водоём, по окрестностям города

Человек и общество 9 часов


Знать:

- общие правила общения с одноклассниками;

- основные правила поведения

в школе. Уметь:

- выполнять правила поведения
в обществе и природе.

-оценивать свое состояние и окружающих людей.

-давать оценку поступкам одноклассников.

-работать со схемами, выделять главную мысль в тексте.


Личностные:

-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

Регулятивные:

-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы; Познавательные: 1. Общеучебные:

-дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы),

-осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. 2. Логические:

-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы. Коммуникативные:

-оперировать в речи предметным языком - правильно использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия,

- полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

-работа с картой; - выполнение индивидуальных заданий;

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником).

-работа со схемами

-выполняют задания в рабочей тетради

-практические работы:

-наблюдение взаимоотношений людей разного возраста;

-составление карточки-определителя «Какой я», составление родословной семьи;

-ролевая игра «Уроки вежливости»;


  1. Человек - общественное существо. Формы общения



  1. Уроки вежливости Внеауд.



  1. Физическая и духовная красота человека



  1. Настроение человека. Положительные и отрицательные эмоции

  1. Правила перехода перекрестка.ОБЖ



  1. Друзья, их значение в жизни людей Внеауд.



  1. Семья. Родственники.

Моя семья.



  1. Семейные заботы и традиции



  1. Родословная семьи



  1. Обобщение по теме: «Человек и общество » Внеауд.


27 - 33



34 - 37



38 - 41





42 - 47











48 - 51





52 - 57





58 - 63



64 - 66

Наша Родина - Россия. 9часов


Знать:

-понятия «родина»,»страна»,россияне», «национальность».

- государственные символы, что они символизируют

-права и обязанности гражданина России, профессиональные и семейные праздники

-историю государства, ее столицы, достопримечательности.

-историю города, ее достопримечательности.

- что такое город, кто его проектирует. Архитектор, небоскреб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь.

-виды транспорта Уметь:

- выделять нужную информацию из текста, иллюстрации, работать со словарем.;

-выполнять тестовые задания разных типов, работать с блок-схемами алгоритмов

-проводить наблюдения, анализировать их.


Личностные:

-осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

Регулятивные:

-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; Познавательные: 1. Общеучебные:

-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; 2. Логические:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные:

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.

- дидактические игры;

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками (учебником, справочной литературой).

-практические работы:

наблюдение исторических и природных памятников родного края;

-изготовление аппликации «Национальные одежды народов России»;

-ролевая игра «Я - экскурсовод» (по родному городу, по Москве и др.);

-экскурсия: достопримечательности родного города.


  1. Родина. Родной край. Россия - многонациональное государство

Край, в котором я живу.РК



  1. Российская Федерация, её государственные символы

Символика Агинского округа. РК



  1. Конституция - основной закон государства. Государственные праздники.

  2. Москва - столица России



  1. Российские города. Крупнейшие города-миллионеры, города-герои

  1. Мы - пассажиры. ОБЖ



  1. Родной город (село), его достопримечательности.

  2. Горожане и селяне. Проблемы современного города.

Проблемы нашего села.

  1. Виды транспорта. Проблемы загрязнения воздуха и воды.

  2. Обобщение по теме: «Человек и общество» Внеауд.


67 - 71





72 - 75







76 - 79





80 - 85



86 - 89





90 - 93









94 - 97



98 - 103

Человек - творец 9 часов


Знать:

-какими бывают музеи, какие экспонаты в них хранятся.

-правила безопасного пользования осветительными приборами.

-формировать научные представления об окружающем мире

-признаки симметрии и асимметрии Уметь:

- целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения.

-анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию.

-оценивать произведения искусства, свое поведение и других людей

-проводить линию симметрии, различать предметы, обладающие осевой симметрией

-находить центр симметрии, различать предметы, обладающие этим видом симметрии

-применять знания в практической деятельности.


Личностные:

-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

Регулятивные:

-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные: 1. Общеучебные:

-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; 2. Логические:

-сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач,

-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); Коммуникативные:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- ответы на вопросы;

- работа с информационными источниками; экскурсия: по городу, в парк, музей архитектуры, в старинную усадьбу, в исторический или краеведческий музеи, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей.

-практическая работа: выявление источников загрязнения двора, улицы, города (посёлка), составление проекта озеленения двора или улицы;

-наблюдение симметричных узоров на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях;

-проверка симметричности плоских фигур и определение оси симметрии;

-ролевая игра «Я - эколог».


  1. Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог. Внеауд.

Сельский музей. РК



  1. Старинные и современные предметы одежды и быта.



  1. Старинные и современные средства письменности, счёта, связи.

9)Я пешеход и пассажир. ЭкскурсияОБЖ



  1. Художественное творчество человека. Театры, консерватории, галереи.

Районный Дом Культуры.



  1. Природа в произведениях литературы, живописи, музыки



  1. Красота природная и рукотворная. Гармония и симметрия Внеауд.



  1. Осевая симметрия. Ось симметрии. Предметы с осевой симметрией в окружающем мире.



  1. Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии

10) Итоговое тестирование.



  1. Обобщение по теме: «Человек - творец» Внеауд.


104-106









107-109







110-116











117-119















120-121

















122







123-125







Список литературы:

для учителя:

  1. Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.
  2. Истомина Н. Б. Уроки окружающего мира. 2 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации / Пособие для учителей. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
  3. Поглазова О. Т. Программы для 1-4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2013 г.
  4. Поглазова О.Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2013 г.
для учащихся:
  1. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2015 г.
  2. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2015 г.
  3. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2013



© 2010-2022