Доклад по самообразованию на тему Формирование универсальных учебных действий (УУД) в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад


Тема: "Формирование универсальных учебных действий (УУД)

в 1 классе"


Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В своей работе я стараюсь проектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который решает задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов. В ФГОС НОО метапредметные результаты - «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Урок, построенный по новым стандартам, имеет определенную модель.

Тему урока определяют учащиеся (учитель лишь подводит учащихся к осознанию темы).

Например, путешествуя по "маршрутному листу", учащиеся находят флажок, где обозначена тема урока.

На данном этапе формируются познавательные общеучебные, коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

Цели урока формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач).

Например, - Посмотрите на страницу Азбуки и подумайте, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Учащиеся с помощью учителя формулируют учебную задачу: читать слоги, слова, текст, дополнять слоги до целого слова, разгадывать ребусы и т.д.).

Планирование (учащиеся в сотрудничестве с учителем определяют последовательность изучения материала)

Например, работа в парах

- Прочитай слово, а твой сосед по парте пусть подберет к нему слово с противоположным значением. Затем поменяйтесь ролями.

На данных этапах формируются регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем учебные ориентиры при выполнении заданий, коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, решение конфликтов, взаимодействие с партнером.

Практическая деятельность учащихся (учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану)

Например, игра "Разложи предметы по порядку".

- Вам предлагается набор предметов: мыло, полотенце, зеркало; кукла, пирамида, машина. Задание: разложить предметы по порядку по количеству слогов в их названиях, начиная с наименьшего. (Мыло, зеркало, полотенце - 2, 3, 4 слога. Кукла, машина, пирамида - 2, 3, 4 слога.)

На данном этапе формируются познавательные: анализ (выделение частей целого), регулятивные УУД.

Осуществление контроля (учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля, учитель консультирует)

Например, выполнили задание в прописи, сверили с образцом; поменялись тетрадями, проверили друг у друга).

На данном этапе формируются регулятивные контроля (самоконтроля) УУД: осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Осуществление коррекции (учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает)

Например, выполнение заданий в Прописи, проверка, исправление ошибок.

Задание в Прописи:

- Добавь к словам букву я. Запиши полученные слова.

беда, кол, мак

(ябеда, Коля, маяк)

- Что означает слово Коля? (Слово Коля означает имя мальчика.)

- С какой буквы пишутся имена и фамилии людей? (Имена и фамилии людей пишутся с заглавной буквы.) - - Какую ошибку вы допустили с написании слова Коля? Исправьте, пожалуйста, ошибку в слове Коля.

На данном этапе формируются регулятивные коррекции: вносить необходимые дополнения, исправлять свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), коммуникативные: умения выражать свои мысли.

Оценивание учащихся (учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Например, дети показывают соответствующую карточку.

Я доволен своей работой - красный цвет.

Я работал хорошо, но умею лучше, но умею лучше - зеленый цвет.

Работа не получилась, не доволен собой - синий цвет.

На данном этапе формируются регулятивные оценивания (самооценивания): адекватно воспринимать оценку учителя.

Итог урока (проводится рефлексия)

- Что нового для себя узнали?

- В чем испытывали затруднения?

Например,

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Было трудно...

На данном этапе формируются познавательные УУД: формулировка выводов (в сотрудничестве с учителем), коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Формирование личностных УУД - процесс долгий и сложный, требующий проведения кропотливой работы и в урочное, и во внеурочное время. Учителю начальных классов приходится закладывать фундамент в работе над созданием коллектива класса, отрабатывать умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Стараюсь в работе с первоклассниками создавать ситуацию успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.


© 2010-2022