- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок развития речи 3 класс. Сочинение-миниатюра
Урок развития речи 3 класс. Сочинение-миниатюра
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Володина А.А. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект урока
развития речи в 3 классе по теме:
Сочинение-миниатюра «Весенняя сказка»
Тип урока: урок развития речи.
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема урока
Сочинение-миниатюра «Весенняя сказка»
Тип урока
Урок развития речи Цель
Формировать умение составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение).
Планируемый
результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
- подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой;
- продолжить формирование умения воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка;
- расширить словарный запас учащихся;
- учить видеть красоту речи, развивать наблюдательность;
- конкретизировать знания детей о явлениях природы, характерных признаках весны.
Личностные:
-
осознание алгоритма учебного действия;
-
способность к самооценке на основе критерия;
-
успешность учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение;
-
планировать учебное сотрудничество.
Познавательные:
-
освоение умения составлять текст-описание;
- формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
-
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результат своих действий;
- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;
- высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.
Основные понятия
Межпредметные связи
Русский язык -развитие речи - литературное чтение - окружающий мир - музыка - изо
Ресурсы:
- основные
-дополнительные
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2
Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Картины русских художников о весне».
Аудиозапись «Голоса птиц».
Выставка рисунков учащихся «Весна идёт!» по материалам экскурсии.
Карточки со словами (словарный диктант).
Карточки с этапами плана.
Карточки со словами «весенний», «весеннее», «весенняя», «весенние».
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые
универсальные учебные действия I. Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
Включение в деловой ритм
Устное сообщение учителя
Готовятся к работе.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Урок развития речи -Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости. А гостям всегда рады. Постараемся, чтобы гостям не было скучно.
Дети рассаживаются. - Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. А тему урока вы скоро узнаете.
Запись даты в тетради. II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений Цель: повторение изученного материала и материала, необходимого для написания сочинения; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки .
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выявления признаков.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание
-
Минутка чистописания
-Запишите буквы с образца на нижнюю строку:
с л к а е з о к г а и
-
Словарная работа
- Запишите слова под диктовку: со…нце, пр…талины, сне…, н…беса, луж….
Учитель диктует слово, дети самостоятельно записывают его в тетрадь. Учитель прикрепляет к доске карточку с данным слово, учащиеся сравнивают своё написание слова. Один учащийся объясняет орфограммы в слове. Аналогичная работа проводится с остальными словами.
Солнце, проталины, снег, небеса, лужи.
III. Постановка учебной задачи Цель: создание речевой ситуации; проговаривание цели урока.
Анализирует знания учащихся.
Создает проблемную ситуацию.
Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: общеучебные -самостоятельное выделение, формулирование цели.
-
- Вычеркните буквы-«опасные места» из слов в строке чистописания.
с л к а е з о к г а и
- Какое слово у вас получилось? (Сказка)
-А это значит, что сегодня мы с вами будем писать сказку. О чём? А вот о чём.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт.
-О чём же будет наша сказка? (О весне).
-Какие ощущения связаны у вас со словом «весна»? ( Тепло, радость)
-
- Подберите родственные слова к слову «весна». (Весенний, веснушки, веснянка.)
-
- Образуйте от слова «весна» прилагательное мужского рода. (Весенний).
- Женского рода? (Весенняя).
- Среднего рода? (Весеннее)
- Прилагательное множественного числа? (Весенние).
-
-Подберите существительные к данным прилагательным. Запишите их.
Дети записывают: Весенний день. Весеннее солнце. Весенняя песня. Весенние дни.
IV. Эмоциональная подготвка к написанию сочинения.
Цель: упорядочение материала
Организует деятельность по подготовке учащихся к восприятию материала.
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование;
логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
1. Вступительное слово о весне.
- С приходом весны пробуждается природа от долгого зимнего сна, происходит обновление души. Попытаемся в нашем классе создать радостное весеннее настроение. Давайте эпиграфом нашего урока прекрасные строчки из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева. Прочитайте!
А.Н. Плещеев
ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
- Не правда ли, чудесные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитывать. Да, красота весны вдохновила многих поэтов! Как много прекрасных стихов посвящено весне!
2. Просмотр презентации «Весна в творчестве русских художников». - Удивительное время года - весна! Она не оставляет никого равнодушным. Чтобы описать красоту весенней природы, композиторы находят чарующие звуки в музыке. Предлагаю вам послушать «Весенний вальс» Шопена.
Просмотр презентации. - И на полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи. -Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины? - Почему весной особенно хочется радоваться? - Мы тоже сегодня постараемся описать красоту весенней природы. Для этого нужно вспомнить приметы весны. 3. Выставка рисунков «Весна идёт!»
- Весна пришла в наши края полноправной хозяйкой. Накануне мы побывали на прогулке, наблюдали за природой и убедились в этом.
Учитель обращается к выставке рисунков «Весна идёт!». -Посмотрите, какой у нас получился весенний пейзаж! Ваши наблюдения помогут сегодня вам в работе. Что происходит в природе весной?
Дети: - Снег тает, птицы прилетают, бегут ручьи, капель звенит, в природе всё оживает, рождается заново. Учитель: -Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла весна.
V. Построение проекта сочинения
Организует деятельность учащихся по составлению плана сочинения.
Составляют план достижения цели и определяют средства .
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование;
логические - решение проблемы,
построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. -Итак, мы напишем с вами сказку. У каждого будет своя, особенная сказка. А когда ваши сказки будут готовы мы объединим их и у нас получится книга «Весенние сказки».
На доске вывешиваются картинки «Птицы», «Солнце», «Ручейки», «Подснежники». -Расставьте эти картинки в правильной последовательности. С чего начинается весна?( Светит ярче солнце.) - В каком месяце мы особенно это замечаем? (В марте). - Да, действительно, солнца становится так много, что белый снег и яркое солнце слепит глаза и мы жмурим их. Это Весна света.
Рядом с картинкой на доске появляется запись - Весна света. -Светит ярко солнце. Что происходит дальше? (Тает снег.) -Наступает время Весны воды. Что происходит в природе? (Вскрываются реки ото льда, бегут ручьи.)
Рядом с картинкой на доске появляется запись - Весна воды. - Мы рассказали об изменениях в неживой природе. А что же происходит с живой природой? (Прилетают птицы.)
. - Будучи на экскурсии, мы отметили, что на улице стало очень весело. От чего? (Птицы поют) - Значит, пришло время Весны звуков.
Рядом с картинкой на доске появляется запись - Весна звуков. - Какие ещё изменения в живой природе ждут нас впереди? (Появятся подснежники.Распустятся листья.)
. - А это значит, что придёт время для Весны зелени.
Рядом с картинкой на доске появляется запись - Весна зелени. -Итак, мы решили написать весеннюю сказку. Подходит такой план для написания сказки? (Нет начала, конца,сказочного момента). -Давайте исправим наш план. 1. Вступление. 2. Основная часть. а) Весна света. б) Весна воды. в) Весна звуков. г) Весна зелени. 3. Заключение.
Физминутка. - Я буду называть вам предложения и словосочетания. Если они относятся к весне - встаём на носочки, если нет - приседаем. Появились почки на деревьях. Медведь спит в берлоге. Белка делает запасы. Тает снег. Морозно. Идёт ледоход. Опадают листья. Метут метели. Ярче светит солнце. Журчат ручьи. Солнце светит, но не греет. Набухание почек. Оттаивание почвы. Птицы улетают в тёплые края. Появление насекомых. В природе начинается цветение растений. - Продолжим работу. Мы составили план. Чего не хватает? (Нет названия.) -Запишите название «Весенняя сказка» в тетрадь. -Какой тип речи будем использовать? Почему? (Описание. Будем описывать приход весны) -В какой части будем использовать глаголы будущего времени? (Весна зелени. Это время ещё не наступило.)
VI. Реализация построенного проекта
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Работают в соответствии с составленным планом. Отбор языкового материала.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.
Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. 1. Работа над первой частью - вступление. а) - Итак, мы начинаем писать сказку о весне. Предлагаю начать вот с такого предложения.
Первый весенний Лучик разбудил Весну. - Обратите внимание как написаны слова Лучик, Весна? - Как называется такой приём в литературе? (Олицетворение) -Какие ещё слова подойдут для описания Лучика? (Весёлый, радостный, тёплый, горячий, яркий). - Запишите это предложение. - О чём можно написать дальше? (О весенних изменениях).
б) Прочитайте слова на доске.
Идёт, шагает, бредёт, шествует, плетётся.
- Что общего в этих словах? (Это глаголы, обозначают действие предмета. Это глаголы-синонимы.)
- Кто может выполнять эти действия? (Человек, животные, неодушевлённые предметы.)
- Сгруппируйте. Объясните принцип группировки.
-Какие глаголы можно употребить, говоря о Весне? (Идёт, шагает, шествует.)
- Какие глаголы не подойдут к образу весны? Почему? (Бредёт, плетётся. Весна - это молодая девушка.)
-Объясните значение слова «шествует». (Торжественно идти.)
- Действие завершилось или и сейчас продолжается? ( Продолжается и сейчас).
- В каком времени употребим глаголы? (В настоящем)
- Можно ли эти предложения использовать во 2 предложении? (Да. Называется предмет описания)
- Являются ли предложением слова «Идёт весна»?
- Нравится вам это предложение? (Нет, оно невыразительное).
-Что нужно сделать, чтобы оно стало красивым, поэтичным? (Украсить эпитетами)
- Какая весна?Подберите эпитеты.(Весна-Красна, красавица- Весна, чудесная.)
- Запишите своё предложение в тетрадь. ( Идёт по земле Красавица-Весна).
2. Работа над частью «Весна света»
- Переходим к работе над второй частью.
а) Беседа о содержании.
- Как называется вторая часть? (Основная часть)
- О чём нужно рассказать в этой части? (О признаках весны)
- Сразу ли весна становится хозяйкой? (Нет)
- С чего начинается приход весны? (Стало много солнца.)
-Правильно, поэтому в основной части нашего сочинения нужно обязательно написать о весеннем солнышке.
- Весна света - это первая победа Весны .
б) Чтение отрывков из произведений русских писателей.
- Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей. (У каждого ученика карточки с текстами отрывков из
произведений русских писателей о весне).
- Прочитайте. (Отдельные учащиеся читают текст вслух, остальные следят за чтением.)
- Подчеркните слова, которые помогают ярко представить весеннее солнце.
-
«С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Воздух так ясен и прозрачен.Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями». А. П. Чехов.
- «Прибавились значительно дни. Ярче и приятнее стали солнечные лучи и сильно пригревают в полдень. Потемнела полосами
- белая пелена снега и почернели дороги.» С. Т. Аксаков.
-
«На солнце нельзя было теперь взглянуть, - лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами». А.Н. Толстой
-
«Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручейки. Ожила земля.» И. С. Соколов-Микитов
- Посмотрите, ребята, как точно и очень красиво написали о весне русские писатели-классики.
в) Составление предложений о Весне света.
- Составьте своё предложение о солнце, постарайтесь использовать образные выражения. Запишите его в свою тетрадь.
3. Работа над частью «Весна воды»
-Ещё не закончилась Весна света, а уже готовится следующее наступление на зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее? (Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. Побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины)
- Составьте и запишите в тетрадь предложение о снеге.
- О каком явлении ещё можно написать в «Весне воды»? (О ледоходе).
- Как образовано слово «ледоход»? Как называются такие слова? (Сложные слова).
- Если слово «ледоход» будет играть роль подлежащего в вашем предложении, то какие глаголы вы употребите на роль сказуемого? (Начался, прошёл, идёт).
- Запишите предложение о ледоходе в тетрадь.
- Мы увидели вторую победу Весны - наступила Весна воды .
4. Работа над частью «Весна звуков
а) Прослушивание аудиозаписи «Весенние голоса птиц»
- А знаете ли вы, какой голос у Весны? (Птичьи голоса).
-Давайте послушаем.
Прослушивание аудиозаписи «Весенние голоса птиц» - Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, и , конечно же, радостные голоса птиц.
б)Чтение учителем отрывка из произведения.
- Послушайте, как красиво о весне звуков написал писатель Виталий Бианки. "…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, - и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…"
в) Составление и запись предложения о Весне звуков.
- Запишите предложение, где вы расскажете как мы слышим весну звуков.
г)Работа в парах. - Многие из вас написали это предложение о птицах. И говоря о весне, мы просто обязаны сказать о птице, которая самая первая возвращается из тёплых краёв. Кто это? (Грач). - Народ давно подметил: увидел грача - весну встречай. Как же радостно становится на душе, когда впервые после зимы увидишь этих птиц, важно расхаживающих по земле. Давайте запишем предложение о грачах.
- Прочитайте слова. Составьте из данных слов предложение.
старой гнёзда на грачи чёрные берёзе строят
- Запишите предложение в тетрадь.
5. Работа над частью «Весна зелени»
а) Беседа о первоцветах.
- Последняя победа солнца - наступление Весны зелени.
- Что сразу представили? (Подснежники). -Первые весенние цветы так и называются - первоцветы. Они появляются после холодной зимы, когда ещё даже не везде растаял снег. Ну, а самый храбрый из первоцветов - подснежник. Поэт Виталий Иванов посвятил ему стихи. Цветок весны, идущий к нам по снегу, Простой цветок, но сколько он несёт Добра, и радости, и счастья человеку!
б)Составление и запись предложения о Весне зелени.
- Прочитайте: Встречает весну.
-Что прочитали? (Словосочетание.)
-Назовите главное и зависимое слово. (Главное слово «встречает»)
- Кто может встречать весну? (Подснежник)
- Составьте предложение с данным словосочетанием. (Подснежник встречает весну.)
- Дополните предложение второстепенными членами предложения. (Радостно встречает весну храбрый подснежник)
-Запишите своё предложение в тетрадь. в)Заключение - Вот и закончилась основная часть. Мы проследили последовательность изменения природы Весной и сумели красиво об этом написать. О чём можно написать в заключении? (Выразить своё личное отношение к весне, свои чувства).
- Напишите об этом одним предложением.
VII. Самостоятельная проверка
Организует деятельность по применению новых знаний.
Самостоятельная работа.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение. - Теперь предлагаю вам проверить свою работу.
VIII. Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Организует рефлексию
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.
-
Заслушивание готовых «Весенних сказок».
- Вот какие замечательные сказки у нас получились! На первый взгляд может показаться, что мы просто описали весну, ведь в наших сказках нет ни волшебных предметов, ни чудесных превращений. Но разве не чудо - наблюдать каждый год это прекрасное время года? Разве не сказка то, что нас сейчас окружает в природе? 2. Подведение итога урока. - Наш урок закончился. Кому удалось сегодня найти для себя какие-то новые весенние приметы, на которые он раньше не обращал внимания? - Мы сегодня услышали совсем немного стихов и музыкальных произведений о весне, увидели картины о весне, и, может быть, у кого-то состоялась встреча с любимым произведением. А у кого-то, возможно, появилось желание выучить новое стихотворение о весне, прочитать рассказ, увидеть картину, послушать музыкальное произведение.
3. Домашнее задание - Свою сказку, ребята, вы дома запишете на строках под своим рисунком (с выставки).