- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока русского языка по теме Парные согласные по глухости-звонкости (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме Парные согласные по глухости-звонкости (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Теплых И.А. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока по теме
«Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова (сугроб, чертёж)
и перед согласным в корне (сказка, гибкий, просьба)».
Теплых Ирина Александровна, учитель начальных классов
МКОУ СОШ пгт Лебяжье
Класс: 3
Предмет: Русский язык
Дидактическая цель урока: Создать условия для применения знаний и умений, осуществлять их перенос в новые условия.
Образовательная цель:
-
Отрабатывать умения подбирать несколько проверочных слов, объяснять, доказывать правильность написания слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
Развивающая цель:
-
Развивать устную речь: активизировать словарный запас учащихся при подборе проверочных слов, обсуждать алгоритм действия для решения орфографических задач;
-
Пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения.
Воспитательная цель:
-
воспитывать интерес к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе
- знать понятия звонкие и глухие согласные; способы проверки парных согласных в корне слова;
- формировать умение видеть орфограмму; уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- развивать орфографическую зоркость.
Регулятивные: осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха.
Познавательные: общеучебные - использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;
логические - анализировать текст, определять его смысл, использовать доказательство. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации 3. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивацию к учебной деятельности и осознавать личностный смысл учения
Методы обучения: Частично - поисковый, исследовательский, объяснительно иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальный, в малых группах, индивидуальная.
Средства обучения:
-
Учебник Русский язык 3 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. издательство Москва Просвещение 2013
-
ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Презентация 1.
Основные этапы организации учебной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Познавательные
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности
Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность через занимательное стихотворение
«Начинается урок,
он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
учитесь думать, рассуждать».
*Ребята, вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке русского языка?* Как вы думаете, всему ли вы научились по этой теме?
Настраиваются на работу на уроке.
Включаются в деятельность с помощью слова: «Хочу».
Актуализируют требования с помощью слова: «Надо»
Создают ориентировочную основу коррекционных действий с помощью слова: «Могу».
Смыслообразование
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Волевая саморегуляция.
2).Этап актуализации и пробного учебного действия.
Стадия вызова.
Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы.
Выявляет уровень знаний, определяю типичные недостатки средствами дидактического задания
*прочитать слова, назвать орфограмму.
Через проблемный вопрос формулирует тему урока:
Слайд2
слова на доске:
Сне.., гла..кий, моро.., у..кий, варе..ка, сугро…
*На какие две группы можно разделить слова.
*Сформулируйте тему урока. *Какие цели поставите перед собой?
Организует самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)
Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему и цели урока. (научиться узнавать слова с парной согласной в середине, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в середине, на конце слова; подбирать проверочные слова).
Выполняют самостоятельную работу №1 на применение способов действия, запланированных для рефлексивного задания.
Слайд 3
Самопроверка своих работ по готовому образцу (без исправления ошибок).
Построение логической цепи рассуждений.
Логические - анализ объекта с целью выделения признаков.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Самооценка своей деятельности
3).Этап локализации индивидуальных затруднений.
Цель: Локализация индивидуальных затруднений.
Через эвристическую беседу организует работу по правилам проверки парной согласной в корне слова,
: Слайд 4
- Что надо проверять?
-Где надо проверять?
-Как надо проверять?
- Чем надо проверять? (Приложение №1)
Используя кластер Слайд5, вспоминают, как проверить парный согласный на конце слова и в середине слова.
Выявляют и фиксируют способы действий (алгоритм), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
Подведение под понятия, выведения следствий.
Учатся обосновывать и доказывать собственное мнение
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
4).Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Цель: Выбор способа и средств для реализации выявленных затруднений.
Организует учащихся по исследованию проблемной информации.
Устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
через дидактическое упражнение в подборе проверочных слов.
Слайд 6
Сугро.. ре..кий
Огоро… площа..ка
Моро… подру..ка
*Каким способом можно проверить слова в 1 столбике?
*Каким способом можно проверить слова в 2 столбике?
Как же проверить слова с парным согласным в корне?
Выбирают способ проверки парных согласных в первом столбике и во втором столбике. (подбирают однокоренное слово или изменяют форму слова)
При проверке используют слова:
«Я считаю что….»
«Я докажу что….»
Моделирование,
Логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство, выдвижение гипотез, и их обоснование.
Сотрудничество с учителем и учащимися в поиске и выборе информации.
Планирование, прогнозирование
Динамическая пауза.
Организует физминуку
Выполняют физминутку.
Слайд 7
5).Этап реализации построенного проекта.
Цель: формирование умения правильно применять соответствующие способы действий
Устанавливает осознанность восприятия через дидактическое Слайд 8
упр. 216 (под цифрой 1). Изменить слова так, чтобы на конце этих слов был парный по глухости - звонкости согласный звук.
*Где в словах находится парный согласный по глухости-звонкости парный согласный звук? (повторить правило)
*Какой способ применяли для проверки парной согласной на конце слова?
Проверьте работу соседа по парте.
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Выбирают наиболее эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий.
(подбирают однокоренное слово или изменяют форму слова)
Взаимопроверка.
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действий, моделирование.
Управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Контроль, оценка, коррекция
6).Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
Организует самостоятельную деятельность по выполненному упражнению по применению новых знаний. Формулирует задание: « Исследуйте слова в предложениях, докажите правильность их написания» Слайд 9
*Исследуйте слова в предложениях, докажите правильность их написания.
Лёхким, мяхким, пушистым снешком замело дорошки в саду.
Глаткий. скольский лёт блестит на солнце.
Морос запушил деревья снешком, а прут затянуло летком.
Работа в группах.
(Приложение №2)
Исследуют слова, исправляют ошибки в словах, применяя один из способов проверки парных согласных.
(подбирают однокоренное слово или изменяют форму слова)
Проверка. Слайд 10
(повторяют правило проверки парной согласной в корне слова)
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, выведение следствий.
Самоопределение
Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: индивидуальная рефлексия достижения цели и создании ситуации успеха.
Организует творческую работу.
* В чем прелесть русской зимы? Написать сочинение - миниатюру «Зимой» с использованием слов с парной согласной. (На доске рисунки детей о зиме)
Даёт установку:
*Никогда не пиши букву, в которой ты сомневаешься. В этом случае:1.Реши орфографическую задачу.2.Обратись к словарю.3.Спроси у взрослого.4.Оставь пустое место. Слайд 11
На доске опорные слова: холо(д,т), сне(г,к), моро(з,с), ле(т,д), снегови(г,к), шар(ф,в), хорово(д,т), наря(д,т), пар(к,г), сле(д,т), валь(з,с),сугро(б,п).
Доро(ж,ш)ки, сне(ж,ш)ки, сколь(с,з)кий, гла(д,т)кий, ле(д,т)ком, варе(ж,ш)ка, ре(з,с)кий, ду(б,п)кам, берё(з,с)кам, пта(ш,ж)ки, в гнёзды(ш,ж)ке.
- Выполняют самостоятельную работу №2, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;
- проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты;
- фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.
Зачитывают 2-3 работы.
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий
Контроль и коррекция.
9.Этап рефлексии деятельности на уроке.
Цель: Самооценка результатов коррекционной деятельности.
Учитель возвращает учащихся к первоначальным предположениям, установления причинно-следственных связей между блоками информаций. Используя кластер, просит повторить алгоритм исправления ошибок, способы действий.
Просит проанализировать соответствие поставленных целей и результатов деятельности на уроке.
Оцените свою работу на уроке через прием «Продолжи фразу»
Спасибо за урок! Слайд 13
- Уточняют алгоритм исправления ошибок;
- называют способы действий, вызвавшие затруднение;
- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
- оценивают собственную деятельность на уроке Продолжи фразу:
*Сегодня я понял(а), что могу …
*Самое трудное для меня было…
- в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).
Слайд 12
с. 215, упр. 218
Дополнительное задание
по выбору:
1)Составить с тремя словосочетаниями распространённые предложения;
2)Четыре прилагательных разобрать по составу.
Смыслообразо
вание.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Оценка
Приложение №1
Модель слова для правила парная согласная в корне слова.
( лнр)
( лнр)
Приложение №2
-
Лёхким, мяхким, пушистым снешком замело дорошки в саду.
-
Глаткий скольский лёт блестит на солнце.
-
Морос запушил деревья снешком, а прут затянуло летком.
Литература:
-
Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.- 320с.: ил.
-
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.: ил.
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 152 с. : ил.
-
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. - М.: ВАКО, 2013. - 384с. - (В помощь школьному учителю).
-
Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Часть вторая. - Киров: ВГПУ, 1998. - 2018с.