Рабочая программа Русский язык

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 имени 37 ГСД Красной Армии

муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ №2 им. 37 ГСД Красной Армии

_____________________ Е.А. Пазина

(приказ № _______ от «______» ______________ 2015 г.)





Рабочая программа по русскому языку

(базовый уровень)

3 класс «А»

Учитель : Шкурихина Вера Юрьевна

2015 год



Раздел 1

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по русскому языку для 1 -4 классов В.П. Канакиной (Русский язык, авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий и др.) Сборник рабочих программ «Школа России», М.: «Просвещение», 2014).
Учебно-методический комплект:

1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.

2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.

3. Е.М.Тихомирова Тесты по русскому языку. М., «Экзамен», 2015 год.

4. В.П.Канакина. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2013 год.

Задачи и цели дисциплины: Целью данной рабочей программы является:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.
Рабочая программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Для обязательного изучения русского языка на ступени начального образования Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в объеме 175 часов (35 учебных недель) отводится 675 часов, из них в 3 классе 170 учебных часа из расчета 5 учебных часов в неделю. Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 175 часов (35 учебных недель) : добавлено 5 часов, которые распределены следующим образом:

  • Текст. Предложение. Словосочетание -1ч
  • Состав слова-2ч
  • Части речи -2 ч


Раздел 2 «Основное содержание учебной дисциплины»

Структура курса


Виды речевой деятельности Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала. Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.) Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).
Систематический курс Фонетика и орфография. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации:

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные падежные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
Лексика. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Морфемика и словообразование. Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. Разбор слова по составу.

Морфология. Понятие о частях речи. Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого. Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам. Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч. Числительное Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Формирование умения составлять схему предложения. Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения). Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Лексикография. Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Распределение учебных часов по разделам программы

ТЕМА

Кол-во часов

1

Язык и речь

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание

15

3

Слово в языке и речи

17

4

Состав слова

49

5

Части речи

77


Части речи(повторение)

2


Имя существительное

30


Имя прилагательное

18


Местоимение

4


Глагол

23

6

Повторение изученного за год

15


ИТОГО

175









Тематика контрольных работ

Тема

Кол-во часов

1

Входной контрольный диктант№1 (повторение изученного во 2 классе)

1

2

Проверочная работа по теме «Предложение»

1

3

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»

1

4

Проверочная работа по теме «Состав слова»

1

5

Итоговый контрольный диктант №3 за 1триместр по теме «Части слова»

1

6

Контрольный диктант №4 «Правописание частей слова»

1

7

Контрольный диктант №5 за 2 триместр «Имя существительное»

1

8

Контрольный диктант №6 по теме «Правописание окончаний имен существительных»

1

9

Контрольный диктант №7 по теме «Имя прилагательное»

1

10

Контрольный диктант №8 по теме «Глагол»

1

11

Итоговый контрольный диктант №9 по теме «Части речи» за год

1

Развитие речи:

  • обучающее изложение-10ч

  • Сочинение по картине -7 ч

Материально-техническое обеспечение ОП Наглядные пособия. 1. Схемы по основным темам курса «Русский язык. 3 класс». 2. Таблицы по основным темам курса «Русский язык. 3 класс». Информационно-коммуникативные средства. 1. БДЭЭ : детский энциклопедический словарь (CD). 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD). 3. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс (DVD). 4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Электронное приложение к учебнику «Русский язык». 3 класс Технические средства обучения. 1. Компьютер. 2. мультимедийный проектор. 3. Интерактивная доска. Учебно-практическое оборудование. 1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт;


Раздел 3 « Планируемые результаты освоения программы по предмету» Рабочая программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб ной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речение высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


































РАЗДЕЛ 4 «Календарно-тематический план учебной дисциплины»

Дата

Тема урока

Планируемые результаты


план


факт


Предметные

результаты

УУД

Личностные

результаты

Язык и речь (2ч)

1



Наша речь. Виды речи Различает язык и речь. Объясняет, в каких случа-ях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывает о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2



Наш язык

Текст. Предложение. Словосочетание. (15ч)

3



Текст. Типы текстов Различает текст и предложение, текст и набор предложений. Определяет тему и глав-ную мысль текста. Подби-рает заголовок к заданно-му тексту и определяет по заголовку содержание текста. Выделяет части текста и обосновывает правильность их выделе-ния. Различает типы текс-тов: повествование, опи-сание, рассуждение. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

4



Текст Определяет тему и главную мысль текста. Подбирает заголовок к заданному тексту и определяет по заголовку содержание текста. Выде-ляет части текста и обос-новывает правильность их выделения. Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

5



Предложение Объясняет, что такое предложение, разъясняет постановку знаков препинания Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

6



Виды предложений по цели высказывания Называть виды предложений по цели высказывания Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

7



Входной контрольный диктант №1(повторение изученного во 2 классе) Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изученными орфограммами Оценка-выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

8



Виды предложений по цели высказывания Называть виды предложений по цели высказывания Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

9



Виды предложений по интонации Называть виды предложений по интонации Поиск и выделение необходи-мой информации. Анализ объектов с целью выделения существенных и несущест-венных признаков Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

10



Предложения с обращением

Объяснять, что такое обращение, Находить обращения в предложении

Осуществлять поиск необходи-мой информации с использова-нием учебной литературы Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

11-12



Главные и второстепенные члены предложения Устанавливает при помощи вопросов связь между членами предложе-ния. Различает и выделяет главные и второстепенные члены в предложении Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

13



Главные и второстепенные члены предложения Различает и выделяет главные и второстепенные члены в предложении, распространенные и нераспространенные предложения. реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

14



Простое и сложное предложения Различает простые и сложные предложения, объясняет знаки препи-нания внутри сложного предложения. Составляет из двух простых предло-жений одно сложное Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

15



Простое и сложное предложения Различает простые и сложные предложения, объясняет знаки препина-ния внутри сложного предложения. Составляет из двух простых предло-жений одно сложное Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

16



Словосочетание Различает словосоче-тание и предложение. Выделяет в предложении словосочетания. Устанавливает при помо-щи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

17



Словосочетание. Проверочная работа по по теме «Предложение»

Слово в языке и речи (17ч)

18



Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова Распознает многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информа-ция будет нужна для изучения незнакомого материала. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

19



Синонимы и антонимы Находит синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирает к слову синонимы и антонимы Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

20



Омонимы Распознает омонимы, объяснять их лексическое значение. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информа-ция будет нужна для изучения незнакомого материала. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

21



Слово и словосочетание Находит в тексте и в предложении фразе-ологизмы, объясняет их значение Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

22



Фразеологизмы Находит в тексте и в предложении фразео-логизмы, объясняет их значение Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

23



Обучающее изложение Подробно излагает текст, находит нужную орфог-рамму на допущенную ошибку при письме Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

24



Имя существительное

25



Имя прилагательное

26



Глагол

27



Что такое имя числительное?

28



Однокоренные слова Распознает одноко-ренные слова, выделяет в них корень. Различает слово и слог, звук и букву. Проводит звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Оп-ределяет наличие в слове изученных орфограмм. Определять план выполнения заданий на уроках Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

29



Звуки и буквы. Гласные звуки

30



Звуки и буквы. Согласные звуки Распознает однокоренные слова, выделяет в них корень. Различает слово и слог, звук и букву. Проводит звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Оп-ределяет наличие в слове изученных орфограмм. Определять план выполнения заданий на уроках Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

31



Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

32



Обучающее изложение Подробно излагает текст, находит нужную орфограмму на допущен-ную ошибку при письме Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

33



Проект «Рассказ о слове» Объяснять значение выбранного слова, понимать, как пишется словарная статья Выполнять анализ, устанав-ливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраи-вать логическую цепь рассуждений. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

34



Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи» Находить и отмечать в словах орфограммы, об-ъяснять правильность написания слова с изученными орфограммами Оценка-выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения



Состав слова (49ч)

Части слова (19ч)

35



Что такое корень слова? Различает однокоренные слова, группирует однокоренные слова (с общим корнем), выделяет в них корень, подбирает примеры однокоренных слов. Находит чередую-щиеся звуки в корне слова

Учиться подтверждать аргументы фактами;

прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе. Оценивать собственную успешность в выполнении заданий. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

36



Как найти в слове корень? Различает однокоренные слова, группирует однокоренные слова (с общим корнем), выделяет в них корень, подбирает примеры однокоренных слов. Находит чередую-щиеся звуки в корне слова Выделять учебную задачу на основе соотнесения известного; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре; проявлять интерес к различным точкам зрения Оценивать собственную успешность в выполнении заданий. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.


37



Корень слова. Сложные слова Находит чередующиеся звуки в корне слова. Различает сложные слова, находить в них корни.

38



Что такое окончание? Формулирует опреде-ление окончания, выделяет окончание в слове, доказывает значимость окончания в слове. Различает однокоренные слова и формы одного и того же слова. Выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного; участвовать в учебном диалоге, аргументи-ровать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассни-ками при работе в группе, паре; проявлять интерес к различным точкам зрения. Оценивать собственную успешность в выполнении заданий. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

39



Как найти в слове окончание?

40-41



Окончание слова

42



Что такое приставка? Как найти в слове приставку? Формулирует определе-ния приставки и суффикса. Объясняет значение приставок и суффиксов в слове. Выделяет в словах приставки и суффиксы. Образовывает слова с помощью приставки или суффикса. Выделяет в словах основу слова. Находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы; делать выводы на основе обобщения знаний; пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия. Подтверждать аргументы фактами; слушать, извлекать пользу из опыта однокласс-ников, сотрудничать с ними при работе в группе. Выполнять анализ, устанав-ливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраи-вать логическую цепь рассуждений. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

43



Значения приставок

44



Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

45



Значения суффиксов

46



Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» Подробно излагать текст, находить нужную орфограмму на допущен-ную ошибку при письме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

47



Что такое основа слова? Выделяет в словах основу слова. Выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

48



Обобщение знаний о составе слова


Определяет наличие в слове изученных орфограмм.

49



Проверочная работа по теме «Состав слова» Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изученными орфограм-мами Оценка-выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

50



Обобщение знаний о составе слова

51



Обучающее изложение Подробно излагать текст, находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

52



Проект «Семья слов» Называть слова по анало-гии с данным объектом Поиск и выделение необходимой информации Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

53



Итоговый контрольный диктант №3 по теме «Части слова» за 1триместр Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изучен-ными орфограммами Оценка-выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Правописание частей слова (30ч)

54



В каких значимых частях слова есть орфограммы? Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Подбирает несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Осуществляет взаимо-контроль и самоконт-роль при проверке выполнен-ной письмен-ной работы. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. Опреде-лять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно соотносить свои действия с поставленной целью. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

55-56



Правописание слов с безударными гласными в корне Определяет наличие в слове изученных орфограмм. Подбирает несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Осуществляет взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. Определять цель учебной деятельности с помощью учите-ля и самостоятельно соотносить свои действия с поставленной целью. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

57-58



Правописание слов с двумя безударными гласными в корне

59



Упражнения в написании слов с безударными гласными

60



Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слов


Осуществляет взаимокон-троль и само-контроль при проверке выполненной пись-менной работы. Конт-ролирует правильность записи текста, находит неправильно написанные слова и исправляет ошибки. Восстанавливает содержание повествова-тельного деформиро-ванного текста.


Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самос-тоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Извлекать информацию, предс-тавленную в разных формах (текст, иллюстрация Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

61-62



Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слов

63



Обучающее изложение Подробно излагать текст, находить нужную орфограмму на допущен-ную ошибку при письме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

64




Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Осуществляет взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролирует правильность записи текста, находит неправильно написанные слова и исправляет ошибки.. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.)Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

65



Упражнение слов с непроизносимыми согласными в корне

66



Правописание слов с удвоенными согласными

67



Правописание слов с удвоенными согласными

68



Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» Подробно излагать текст, находить нужную орфог-рамму на допущенную ошибку при письме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

69



Правописание суффиксов и приставок Подбирает несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группирует слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществляет взаимокон-троль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролирует правиль-ность записи текста, находит неправильно написанные слова, исправляет ошибки. Выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Оценивать собственную успешность в выполнении заданий. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

70



Правописание суффиксов и приставок

71



Правописание суффиксов и приставок

72



Правописание суффиксов и приставок

73



Правописание приставок и предлогов

74



Правописание приставок и предлогов

75-76



Правописание слов с разделительным твёрдым знаком Группирует слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществляет взаимо-контроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролирует правильность записи текста, находит неправильно написанные слова и исправляет ошибки. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

77



Разделительные твёрдый и мягкий знаки

78



Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

79



Правописание

слов с разделительными твёрдым и мягким знаками

80



Упражнение в написании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками

81



Обучающее изложение Подробно излагать текст, находить нужную орфог-рамму на допущенную ошибку при письме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

82



Контрольный диктант №4по теме «Правописание частей слова» Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изученными орфограммами Оценка-выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

83



Упражнение в написании слов с изученными орфограммами Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изученными орфограммами Оценка-выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Части речи (77ч)

84-

85



Части речи


Называет изученные части речи, приводит примеры Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Имя существительное (30ч)

86



Имя существительное и его роль в речи Распознает имена существительные среди слов других частей речи, определяет лексическое значение имен существительных. Выделяет среди имен Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

87



Значение и употребление имён существительных в речи

88



Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

89



Обучающее изложение Подробно излагать текст, находить нужную орфог-рамму на допущенную ошибку при письме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

90



Собственные и нарицательные имена существительные Распознает собственные и нарицательные имена существительные, определяет значение имен собственных. Обосновывает написание заглавной буквы в именах собственных.. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

91



Проект «Тайна имени» Производить исследо-вательскую работу, составлять связный текст Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

92



Число имён существительных Определяет число имен существительных. Изменяет форму числа имен существительных. Распознает имена существительные, имеющие форму одного числа. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

93



Число имён существительных

94




Род имён существительных Определяет род имен существительных. Правильно записывает имена существительные с шипящим звуком на конце и контролирует правильность записи

95-96



Род имён существительных Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

97



Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих Определяет род имен существительных. Правильно записывает имена существительные с шипящим звуком на конце и контролирует правильность записи Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

98



Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

99



Обучающее изложение Подробно излагать текст, находить нужную орфограмму на допущен-ную ошибку при письме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

100



Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное» итоговый за триместр Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изучен-ными орфограммами Оценка-выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

101



Склонение имён существительных Изменяет имена существительные по падежам. Запоминает названия падежей. Определяет падеж имен существительных. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

102



Падеж имён существительных Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

103



Упражнения в определении падежей

104



Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» Подробно излагать текст, находить нужную орфограмму на допущен-ную ошибку при письме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

105



Именительный падеж Изменяет имена существительные по паде-жам. Запоминает названия падежей. Определяет падеж имен существи-тельных. Распознает па-деж, в котором употребле-но имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

106



Родительный падеж Изменяет имена сущест-вительные по падежам. Запоминает названия па-дежей. Определяет падеж имен существительных. Распознает падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

107



Дательный падеж Изменяет имена сущест-вительные по падежам. Запоминает названия падежей. Определяет падеж имен существительных. Распознает падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

108



Винительный падеж Изменяет имена существительные по падежам. Запоминает названия падежей. Определяет падеж имен существительных. Распознает падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

109



Творительный падеж Изменяет имена сущест-вительные по падежам. Запоминает названия падежей. Определяет падеж имен существи-тельных. Распознает падеж, в котором употреб-лено имя существитель-ное, по падежному вопросу и предлогу. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

110



Предложный падеж Изменяет имена существительные по падежам. Запоминает названия падежей. Определяет падеж имен существительных. Распознает падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

111



Обучающее изложение Подробно излагать текст, находить нужную орфог-рамму на допущенную ошибку при письме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

112



Обобщение знаний по теме: «Имя существительное» Определяет начальную форму имени существи-тельного. Распознает, пользуясь памяткой, изученные признаки име-ни существительного по заданному алгоритму и обосновывает правиль-ность их определения. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

113



Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» Подробно излагать текст, находить нужную орфог-рамму на допущенную ошибку при письме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

114



Контрольный диктант №6 по теме «Правописание окончаний имён существительных» Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изучен-ными орфограммами Оценка-выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

115



Проект «Зимняя страничка» Производить исследовательскую работу, составлять словарь слов Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Имя прилагательное (18ч)

116



Значение и употребление имён прилагательных в речи Распознает имена прилагательные среди других частей речи. Определяет лексическое значение имен прилагательных. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

117



Значение и употребление имён прилагательных в речи Распознает имена прила-гательные среди других частей речи. Определяет лексическое значение имен прилагательных.

118



Роль прилагательных в тексте Определяет лексическое значение имен прилагательных. Распознает сложные имена прилагательные и правильно их записывать. Определяет, каким чле-ном предложения являет-ся имя прилагательное. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

119



Текст-описание Определяет лексическое значение имен прилага-тельных. Распознает сложные имена прилага-тельные и правильно их записывать. Определяет, каким членом предложе-ния является имя прилагательное. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе; проявлять интерес к различным точкам зрения.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

120



Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» Подробно излагать текст, находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

121



Род имён прилагательных Определяет род имен прилагательных, клас-сифицирует имена при-лагательные по роду. Изменяет имена прила-гательные по родам в единственном числе. Пишет правильно родовые окончания имен прилагательных. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Читать вслух и про себя тексты учебников. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

122



Изменение имён прилагательных по родам

123



Изменение имён прилагательных по родам

124



Число имён прилагательных Определяет форму числа имен прилагательных, изменяет имена прилагательные по чис-лам. Определяет нача-льную форму имени прилагательного. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

125



Число имён прилагательных

126



Изменение имён прилагательных по падежам Определяет падеж имен прилагательных по падежу имен существительных. Правильно произносит и пишет имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

127



Изменение имён прилагательных по падежам Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

128



Обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное» Разбирает имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке «Порядок разбора имени прилагательного».

129



Обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное» Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

130



Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками» Подробно излагать текст, находить нужную орфограмму на допущен-ную ошибку при письме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

131



Обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное» Разбирает имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке «Порядок разбора имени прилагательного». Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

132



Контрольный диктант №7по теме «Имя прилагательное» Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изученными орфограммами Оценка-выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

133



Проект «Имена прилагательные в загадках» Проводит исследовате-льскую работу Иллюстрации, таблицы, презентации, карточки Иллюстрации, таблицы, презентации, карточки

Местоимение (4ч)

134



Личные местоимения Распознаеттличатьятму вопросу и предлогекст.гательное, местоимение, глагол, предлог. личные место-имения среди других частей речи. Определяет грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменяет повторяющиеся в тексте имена существительные местои-мениями. Разбирает личное местоимение как часть речи. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

135



Изменение личных местоимений по родам

136



Местоимение




137



Обучающее изложение

Подробно излагать текст, находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

Глагол (23ч)

138



Значение и употребление глаголов в речи

Распознает глаголы среди других частей речи. Находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы; делать выводы на основе обобщения знаний; пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

139



Значение и употребление глаголов в речи

Распознает глаголы среди других частей речи.

140



Значение и употребление глаголов в речи

Распознает глаголы среди других частей речи.

141



Неопределённая форма глагола

Узнает неопределенную. форму глагола по вопро-сам. Образовывает от гла-голов в неопределенной форме однокоренные глаголы

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

142



Неопределённая форма глагола

143



Число глаголов

Распознает число глагола. Изменяет глаголы по числам.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

144



Число глаголов

Распознает число глагола. Изменяет глаголы по числам.

145



Времена глаголов

Распознает время глагола. Изменяет глаголы по временам

146



Времена глаголов. 2е лицо глаголов

Распознает время глагола. Изменяет глаголы по временам

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

147



Изменение глаголов по временам

Распознает время глагола. Изменяет глаголы по временам

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

148



Изменение глаголов по временам

Распознает время глагола. Изменяет глаголы по временам

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

149



Обучающее изложение

Подробно излагать текст, находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

150



Род глаголов в прошедшем времени

Определяет род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывает родовые окончания глагола в прошедшем времени. Находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы; делать выводы на основе обобщения знаний; пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

151



Род глаголов в прошедшем времени

152



Правописание частицы не с глаголами

Раздельно пишет частицу НЕ с глаголами.

153



Правописание частицы не с глаголами

Раздельно пишет частицу НЕ с глаголами.

154



Обобщение знаний по теме «Глагол» Распознает части речи, определяет их лексическое значение. Выделяет в предложении словосочетания. Устанавливает при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять план выполнения заданий на уроках. Осуществлять само и взаимопроверку работ.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

155



Обобщение знаний по теме «Глагол»

156



Обобщение знаний по теме «Глагол»

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

157



Обобщение знаний по теме «Глагол»

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

158



Контрольный диктант №8 по теме «Глагол» Находить и отмечать в словах орфограммы, объ-яснять правильность на-писания слова с изучен-ными орфограммами Оценка-выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

159



Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа с текстом

160



Обобщение знаний по теме «Глагол» Распознает части речи, определяет их лексическое значение. Выделяет в предложении словосочетания. Устанавливает при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять план выполнения заданий на уроках. Осуществлять само и взаимопроверку работ

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Повторение (15ч)

161



Обобщение и систематизация изученного о частях речи Распознает части речи, определяет их лексическое значение. Находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы; делать выводы на основе обобщения знаний; пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

162



Обобщение и систематизация изученного о частях речи Распознает части речи, определяет их лексическое значение.

163



Обучающее изложение Подробно излагать текст, находить нужную орфог-рамму на допущенную ошибку при письме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

164



Обобщение изученного о слове, предложении Выделяет в предложении словосочетания. Устанавливает при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы; делать выводы на основе обобщения знаний; пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

165



Правописание окончаний имён прилагательных Пишет правильно родовые окончания имен прилагательных. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

166



Правописание приставок и предлогов Определяет наличие в слове изученных орфограмм Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

167




Правописание безударных гласных Определяет наличие в слове изученных орфограмм

168

169



Правописание значимых частей слов Определяет наличие в слове изученных орфограмм

170



Итоговый контрольный диктант №9 по теме «Части речи» Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изученными орфограммами Оценка-выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

171



Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова Осуществляет взаимокон-троль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Оценка-выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Осуществляет взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

172



Обучающее изложение Подробно излагать текст, находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Подробно излагать текст, находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме

173



Текст Контролирует правиль-ность записи текста, находит неправильно написанные слова и исправляет ошибки. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы; делать выводы на основе обобщения знаний; пробовать самостоятельно перестраивать известный способ Контролирует правильность записи текста, находит неправильно написанные слова и исправляет ошибки.

174



Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» Подробно излагать текст, находить нужную орфограмму при письме Подробно излагать текст, находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме

175



КВН «Знатоки русского языка»

Подробно излагать текст, находить нужную орфограмму при письме


РАЗДЕЛ 5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 - 4 классы. - М.: «Просвещение», 2014 2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. - М.: «Просвещение», 2014 3. Канакина В.П. Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2009 6. Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку.3 класс. В 2 ч. К учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс. В 2 ч». - М.: Издательство «Экзамен» , 2015

1. Дополнительная литература. 1. Бетенькова, Н. М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фомин. - М. : АСТ : Астрель, 2010. 2. Волина, В. В. Учимся играя : занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. - М. : АРТ-ПРЕСС, 2012. 3. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2010. 4. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением. формирование орфографической грамотности. 1-4 классы : пособие для учителя / О. Е. Жиренко. - М. : ООО «5 за знания», 2010. 5. Игнатьева, Т. В. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова. - М. : Дрофа, 2011. 6. Канакина, В. П. Работа над трудными словами в начальной школе / В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2012. 7. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. - М. : Русский язык, 2012. 8. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учебное пособие / Е. Г. Мережко. - Саратов : КИЦ «Добродея», 2012. 9. Неусыпанова, Н. М. Толковый словарик русского языка / Н. М. Неусыпанова. - М. : Просвещение, 2013. 10. Нефедова, Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1-4 классы / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. - М. : АСТ : Астрель, 2012. 11. Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. - М. : ACT, 2013. 12. Семенова, Е. Е. Занимательная грамматика / Е. Е. Семенова. - М. : Омега, 2010. 14. Справочник школьника (1-4 классы) / под ред. О. Л. Соболевой. - М. : АРТ-ПРЕСС, 2011. 15. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. - М. : ТЦ «Сфера», 2013. 16. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе / сост. Н. Г. Кувашова. - Волгоград : Учитель, 2013. 17. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. - М. : Цитадель-Тренд, 2010. 18. Узорова, О. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку (Пособие для начальной школы) / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : Аквариум, 2010. 19. Узорова, О. В. Русский язык : правила и упражнения / О. В. Узорова, Е. А Нефедова. - М. : ACT, 2013. 20. Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку. 4 класс / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : ACT : Премьера, 2013. 21. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. - М. : ACT : СЛОВО, 2012. 22. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский. - М., 2011 23. Школьный фразеологический словарь / сост. И. И. Степанова. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. 24. Шукейло, В. А. Русский язык : сборник проверочных и контрольных работ. 1-4 классы / В. А. Шукейло. - М. : Вентана-Граф, 2010.

2. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru 2. Газета «1 сентября». - Режим доступа : festival.1september.ru 3. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). - Режим доступа : zankov.ru/practice/stuff/article=50 4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа : uroki.ru 5. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193 6. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». - Режим доступа : gramota.ru 7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа : km.ru/ed 8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : nsc.1 september.ru/urok





«Рассмотрено на заседании ШМО учителей «Согласовано» начальной школы» Председатель методического совета МОУ СОШ №2 Протокол №1 от «____» ________________2015г имени 37 ГСД Красной Армии Руководитель ШМО _________ Макаревич Г.Н _____________________ Н.А. Зубачева «_______»_________________2015г.





© 2010-2022