Рабочая программа по чтению 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Южное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы

Автономная некоммерческая организация

«Школа «Премьер»


Россия 115563 Москва, Шипиловская улица, д. 40, корпус 2, телефон (495) 393-08-18

E-mail: [email protected]


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

председатель методического объединения


………………………..


/Шайкина Е.В./


Протокол № ……….

от «…»………..2014 г.

«Согласовано»

заместитель директора

по УВР



………………………


/Холодкова Л.П./



«…» …………..2014 г.

«Утверждаю»

директор школы




…………………….


/Андросова Ю.В./


Приказ №…….

от «…»…………..2014 г.




Рабочая программа

по литературному чтению

для 2 класса

на 2015 - 2016 учебный год


4 часа в неделю/136 часов

уровень обучения - базовый



Педагог - составитель:

Иванова Л.И.

Учитель нач. классов

АНО «Школа «Премьер»

ЮАО г. Москвы







РАЗДЕЛЫ

1) пояснительная записка;

2) общая характеристика учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

8) тематическое планирование;

9) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21 декабря 2012 года, основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту системы учебников «Перспектива»: Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2011 год; Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

  • формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
  • приобщение 2-классников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач - сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение - это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения. Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором. Программа по литературному чтению формирует у 2-классников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Обучающиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.


2.Общая характеристика учебного предмета, курса Программы, которая включает следующие разделы: 1. «Круг детского чтения. Тематика». 2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения». 3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».

Круг детского чтения. Тематика. 1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга - друг и советчик». 2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных стран). Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов). Литература - искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей. 3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения 1. Развитие навыка чтения. - способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя. - увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных. - качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50-60 слов в минуту. - выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного. 2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения. - подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану. - выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации. - деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя). - умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно. - рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя). - составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой. 3. Воспитание культуры речи и чтения. - развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи. - соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа. - формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста. - воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним. - ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

  • формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.

Эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов

искусства и наблюдений за окружающим миром 1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений. - Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру. - Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков. - Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе. - Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному. - Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки. 2. Слушание художественных произведений. - Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова. - Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов. - Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года. 3. Перечитывание художественного произведения и его анализ. - Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания. - Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев. - Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова. - Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением. - Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д. - Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов). - Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения). - Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа). 4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами. Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи. - Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке. - Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов. - Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»). - Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный) - Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.

Актуализация обучения • Углублять читательский опыт детей. • Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом 1. Развитие навыков чтения: - развитие навыка осознанного и правильного чтения; - выработка плавного чтения целыми словами; - проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин.; - проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца; - развитие темпового чтения. 2.Развитие выразительности чтения и речи: - чтение вслух и чтение про себя; - развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных; - произносить скороговорки и чистоговорки; - обучение орфоэпическому чтению; - обучение чтению по ролям.

Обогащение опыта творческой деятельности 1.Обогащение опыта эстетического восприятия: - формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красоту в окружающем мире, - формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи. 2. Развитие умения выразить свои впечатления: - проводить игры со словами, - коллективно сочинять различные истории, - составлять рассказы на свободные темы. 3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений: - рисование красками, - словесными описаниями, - рассказ по собственному рисунку, - придумывание своей концовки. 4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии, - развивать поэтический вкус. 5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение), жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение), знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка).

Требования к уровню подготовки обучающихся Обучающиеся должны знать: - наизусть 5-6 стихотворений русских и зарубежных классиков; - 5-6 русских народных пословиц, считалок, загадок;

-имена и фамилии 5-6 отечественных писателей

Обучающиеся должны уметь: - читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов; - читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам; - читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа; - практически различать сказку, рассказ и стихотворение; - объяснять заглавие прочитанного произведения; - высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев; - устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;

- пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий; - делить текст на части в соответствии с предложенным планом; - отгадывать загадки; - находить в тексте слова, характеризующие поступки героя; - различать слова автора и героев; - определять тему произведения по заглавию; - различать и называть сказки о животных и бытовые сказки; - находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно; - ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника; - составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • самостоятельно выбирать и читать книги;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;
  • находить в словаре значение неизвестного слова.

Критерии оценок В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  • Способ чтения: чтение целыми словами.
  • Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  • Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
  • Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту. Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:
  • Выразительное чтение текста;
  • Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  • Выразительное чтение наизусть;
  • Составление простого плана;
  • Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  • Работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки:
  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету. В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.


4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках обучающиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения., совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Состема духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.


5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

конкретного учебного предмета, курса


Личностные результаты: - формирование чувства гордости за свою Родину,российский народ и историю России; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; - развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • формирование эстетических чувств
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
  • отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развивать навыки сотрудничества:формирования стремления овладеть положительной ,гуманистической моделью доброжелательного общения, развития умения находить выход из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к творческому труду,формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты : - овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров,осознанного по строения построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текста в устной и письменной форме; - использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения , излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • овладение логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификации,установление аналогий и причинно - следственных связей, построение рассуждений; - - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами ( общение,культура,творчество: книга,автор,содержание,;художественный текст и др) осознание связи между предметами гуманитарно - эстетического цикла;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,находить средства их осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Предметные результаты: - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности; - формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова; - осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России; - осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представления о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем предметам ;
  • понимание роли чтения; использование различных видов чтения; умение осознано воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов; участвовать в обсуждении,давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа, и преобразованием художественных, научно - популярных и учебных
текстов;
  • умение выбирать книгу для самостоятельного чтения,ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы , оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы , пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


6.Содержание учебного предмета, курса


Виды речевой деятельности и читательской деятельности

Аудирование: (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний, художественных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению.

Чтение:

Чтение вслух

Планомерный переход от слогового к плавному осмысленному беглому чтению целыми словами. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Формирование способа чтения «по догадке».

Воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.

Выразительное чтение с соблюдением логических ударений и пауз, мелодики, верного темпоритма; передача эмоционального тона реплик персонажей, эмоционального характера произ­ведения в целом.

Чтение «про себя»

Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте и в книге необходимую информацию.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текстов: художественных и научно-познавательных, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.

Развитие способности к антиципации.

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным и вербальным планом.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение заглавия с содержанием текста. Определение темы и идеи произведения.

Определение, от какого лица ведется повествование (осознание образа рассказчика), способность представлять образ автора на основе его произведения.Выявление роли авторского присутствия в произведении.

Осознание роли пейзажа и портрета в художественном произведении.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств читаемого текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Определение собственного отношения к поступкам персонажей.

Выявление особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка, структура (композиция), жанр, народное или авторское произведение.

Выделение опорных (ключевых) слов. Деление текста на части, озаглавливание, составление картинного и вербального плана. Воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: пересказ (частичный, подробный, творческий), рассказ по иллюстрациям.

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно- популярными и другими текстами

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей научно-познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.Опорные (ключевые) слова. Выделение главного в содержании текста. Схема, модель текста. Воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему. Подробный, частичный и выборочный пересказ текста.

Библиографическая культура

Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и источник знаний. Элементы книги: содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Умение составлять представление о книге по обложке (прогнозировать тему, жанр, характер текста); умение ориентироваться в одной книге и в группе книг (5-6 книг).

Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Говорение: (культура речевого общения)

Осознание и освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: способность понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.

Построение плана собственного высказывания с помощью учителя. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания (монолога).

Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в устном сообщении (описание, рассуждение, повествование).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по картине либо на заданную тему.

Круг чтения

Второклассники знакомятся с литературными произведениями по всем основным темам детского чтения: о родине, о подвигах, о детях, о природе (о растениях и животных, о временах года).

Во втором классе, где приоритетным является формирование навыка чтения, литературные произведения сгруппированы по методической цели обучения.

Те тексты, при работе над которыми основное внимание уделяется формированию осознанности чтения, входят в раздел под названием «Читая - думаем».

Произведения, при чтении которых необходима специальная работа над правильностью чтения (по предупреждению орфоэпических ошибок, а также на искажение звукобуквенного состава), включены в раздел под названием «Читаем правильно».

В раздел «Читаем быстро» входят такие произведения, при чтении которых целесообразно применение беглого чтения. Это, например, скороговорки (народные и литературные), «бесконечные» стихи и небольшие по объему и доступные по содержанию прозаические произведения, в основном, современных авторов, написанные в разговорном стиле.

При чтении произведений, расположенных в разделе «Читаем выразительно», проводится целенаправленная работа над интонационной выразительностью речи. В силу этого сюда, в первую очередь, включены эмоционально окрашенные стихотворения и басни, а также сказки и рассказы, содержащие диалоги.

Таким образом, во втором классе при акценте на активном формировании навыка чтения дети накапливают разнообразные литературные впечатления - о темах, жанрах, авторах.


7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Программа направлена на достижение следующих результатов: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
    формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
  • развивать поэтический слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.


8.Календарно - тематическое планирование учебного материала

по литературному чтению для обучающихся во 2 классе

на 2015- 2016учебный год


Количество часов в курсе: 136 (4 часа в неделю) № уроков
Название темы и количество часов. Сроки изучения (неделя месяца). Формируемые УУД Оценивание: формы, сроки

I четверть

Любите книгу (10 ч.)
1 1-10 Вводный урок по курсу литературного чтения. Сентябрь - 1-я неделя Личностные - умение сопереживать, устанавливать связи между целью и результатом. Соотносить поступки и события.


Познавательные - умение понимать контекстную речь, строить речь с учетом целей.


Коммуникативные - учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, разрешение конфликтов, умение выразительно строить контекстную речь. Текущий сентябрь 2 2-10 Слово про слово. Сентябрь - 1-я неделя Фронтальный сентябрь 3 3-10 Книга - учитель. Сентябрь - 1-я неделя Фронтальный сентябрь 4 4-10 Лучший друг. Сентябрь - 1-я неделя Текущий сентябрь 5 5-10 Книги из далёкого прошлого. Сентябрь - 2-я неделя Фронтальный сентябрь 6 6-10 «В монастырской келье узкой..» Сентябрь - 2-я неделя Текущий сентябрь 7 7-10 Мы идём в библиотеку. Сентябрь - 2-я неделя Индивидуальный сентябрь 8 8-10 Художники-иллюстраторы. Сентябрь - 2-я неделя Текущий сентябрь 9 9-10 По следам самостоятельного чтения. Сентябрь - 3-я неделя Индивидуальный сентябрь 10 10-10 По следам семейного чтения. Сентябрь - 3-я неделя Фронтальный сентябрь

Краски осени (14 ч.)
11 1-14 Вводный урок раздела. Сентябрь - 3-я неделя Познавательные - логические - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить план действий героев, самостоятельное создание способов решения проблем.


Коммуникативные - сотрудничество взрослого и ребенка, разрешение конфликтов, оценка действий героев.


Регулятивные - постановка цели, контроль, планирование.
Текущий сентябрь 12 2-14 Краски осени. А. Пушкин. С.Аксаков. Сентябрь -3-я неделя Текущий сентябрь 13 3-14 Осень в произведениях В.Поленова, А.Куинджи. Сентябрь - 4-я неделя Фронтальный сентябрь 14 4-14 Краски осени. А.Майков, С.Есенин. Сентябрь - 4-я неделя Текущий сентябрь 15 5-14 Краски осени. И .Токмакова, А.Плещеев. Сентябрь - 4-я неделя Фронтальный сентябрь 16 6-14 Техника чтения. Сентябрь - 4-я неделя Индивидуальный сентябрь 17 7-14 Народные пословицы, поговорки и приметы. Сентябрь - 5-я неделя Текущий сентябрь 18 8-14 Народные приметы. Осенние загадки. Сентябрь - 5-я неделя Фронтальный сентябрь 19 9-14 Мы идём в библиотеку. Октябрь - 1-я неделя Индивидуальный октябрь 20 10-14 По следам самостоятельного чтения. Октябрь - 1-я неделя Индивидуальный октябрь 21 11-14 По следам семейного чтения. Октябрь - 1-я неделя Текущий октябрь 22 12-14 Наш театр. Октябрь - 2-я неделя Фронтальный октябрь 23 13-14 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Октябрь - 2-я неделя Текущий октябрь 24 14-14 Любимые стихотворения об осени. Проверочная работа. Октябрь - 2-я неделя Фронтальный октябрь


Мир народной сказки (17 ч.)


25 1-17 Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Октябрь - 2-я неделя
Фронтальный октябрь 26 2-17 Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль. Октябрь - 3-я неделя Познавательные - логические: выделение признаков, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей.

Познавательные - умение сопереживать, эмоциональный характер речи, творческий пересказ.
Фронтальный октябрь 27 3-17 Узнай сказку. Октябрь - 3-я неделя Текущий октябрь 28 4-17

Народная сказка.

октябрь - 3-я неделя

Октябрь - 3-я неделя

Октябрь - 4-я неделя

Октябрь - 4-я неделя

Октябрь - 4-я неделя Фронтальный октябрь 29 5-17 Текущий октябрь 30 6-17 Фронтальный октябрь 31 7-17 Текущий октябрь 32 8-17 Текущий октябрь

II четверть
33 9-17 Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки. Ноябрь - 1-я неделя Личностные - самоопределение, умение найти ответ на вопрос «зачем?», нравственно-эстетическая ориентация. Познавательные - построение речевого высказывания, смысловое чтение, создание творческих алгоритмов, моделирование, логические цепи рассуждений.
Индивидуальный ноябрь 34 10-17 По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. Ноябрь - 1-я неделя
Индивидуальный ноябрь 35 11-17 По следам семейного чтения. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Ноябрь - 2-я неделя Текущий ноябрь 36 12-17 Нанайская сказка. Айога. Ноябрь - 2-я неделя Фронтальный ноябрь 37 13-17 Ненецкая сказка. Кукушка. Ноябрь - 2-я неделя Текущий ноябрь 38 14-17 Наш театр. Лиса и журавль. Ноябрь - 2-я неделя Фронтальный ноябрь 39 15-17 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Ноябрь - 3-я неделя Текущий ноябрь 40 16-17 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Ноябрь - 3-я неделя Фронтальный ноябрь 41 17-17 Проверочная работа. Ноябрь - 3-я неделя Индивидуальный ноябрь

Веселый хоровод (11 ч.)
42 1-11 Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Ноябрь 3-я неделя Личностные - умение сопереживать, устанавливать связи между целью и результатом. Соотносить поступки и события.




Коммуникативные - учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, разрешение конфликтов, умение выразительно строить контекстную речь. Фронтальный ноябрь 43 2-11 Б.Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине. Ноябрь - 4-я неделя Текущий ноябрь 44 3-11 Музей народного творчества. Ноябрь - 4-я неделя Фронтальный ноябрь 45 4-11 Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. Ноябрь - 4-я неделя Текущий ноябрь 46 5-11 Авторские перевёртыши и весёлые стихи. Ноябрь - 4-я неделя Фронтальный ноябрь 47 6-11 Мы идём в библиотеку. Декабрь - 1-я неделя Индивидуальный декабрь 48 7-11 Весёлые стихи. Декабрь - 1-я неделя Текущий декабрь 49 8-11 Семейное чтение. Декабрь -1-я неделя Индивидуальный декабрь 50 9-11 Семейное чтение. Декабрь - 1-я неделя Индивидуальный декабрь 51 10-11 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Декабрь - 2-я неделя Текущий декабрь 52 11-11 Проект. Подготовка и проведение праздника « веселый хоровод». Декабрь - 2-я неделя Индивидуальный декабрь


Мы - друзья (10 ч.)


53 1-10 Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Декабрь - 2-я неделя Коммуникативные - сотрудничество взрослого и ребенка, разрешение конфликтов, оценка действий героев.

Фронтальный декабрь 54 2-10 Мы - друзья. Стихотворения о дружбе. Декабрь - 2-я неделя Индивидуальный декабрь 55 3-10

Мы - друзья.

Декабрь - 3-я неделя

Декабрь - 3-я неделя Фронтальный декабрь 56 4-10 Текущий декабрь 57 5-10 Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. Декабрь - 3-я неделя Регулятивные - постановка цели, контроль, планирование. Индивидуальный декабрь 58 6-10 Самостоятельное чтение. Декабрь - 3-я неделя Индивидуальный декабрь 59 7-10 Как друзья познаются. Декабрь - 4-я неделя Текущий декабрь 60 8-10 Семейное чтение. Декабрь - 4-я неделя Индивидуальный декабрь 61 9-10 Наш театр. Декабрь - 4-я неделя Текущий декабрь 62 10-10 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Декабрь - 4-я неделя Фронтальный декабрь

Здравствуй, матушка Зима! (10 ч.)
63 1-10 Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: выразительное чтение. Декабрь - 5-я неделя Познавательные - умение сопереживать, эмоциональный характер речи, творческий пересказ.
Фронтальный декабрь 64 2-10 Готовимся к новогоднему празднику. Декабрь - 5-я неделя Текущий декабрь


III четверть


65 3-10

Русские поэты - о зиме.




Январь -2 -я неделя

Январь -2 -я неделя

Январь - 3 -я неделя


Январь - 3-я неделя

Январь - 3-я неделя Личностные - самоопределение, умение найти ответ на вопрос «зачем?», нравственно-эстетическая ориентация. Познавательные - построение речевого высказывания, смысловое чтение, создание творческих алгоритмов, моделирование, логические цепи рассуждений.
Фронтальный январь 66 4-10 Текущий январь 67 5-10 Текущий январь
68 6-10 Фронтальный январь 69 7-10 Текущий январь 70 8-10 Загадки зимы. Январь - 3-я неделя Фронтальный январь 71 9-10 Праздник начинается, конкурс предлагается. Январь - 4-я неделя Текущий январь 72 10-10 Проверочная работа. Январь - 4-я неделя Индивидуальный январь


Чудеса случаются (16 ч.)


73 1-16 Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: литературная сказка. Январь - 4-я неделя Познавательные - логические: выделение признаков, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей.


Регулятивные - постановка цели, контроль, планирование.


Коммуникативные - сотрудничество взрослого и ребенка, разрешение конфликтов, оценка действий героев.
Фронтальный январь 74 2-16 Мои любимые писатели. Январь - 4-я неделя Индивидуальный январь 75 3-16 А.С.Пушкин. Январь -5-я неделя
Январь - 5-я неделя
Январь - 5-я неделя Фронтальный январь 76 4-16 Текущий январь 77 5-16 Текущий январь 78 6-16 Д. Мамин-Сибиряк. Январь - 5-я неделя
Январь 5-я неделя

Фронтальный январь 79 7-16 Текущий январь 80 8-16 Дж. Харрис. Февраль - 1-я неделя Фронтальный февраль 81 9-16 Э. Распе. Февраль - 1-я неделя Текущий февраль 82 10-16 Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. Февраль - 1-я неделя Индивидуальный февраль 83 11-16 Самостоятельное чтение. К. И. Чуковский. Февраль - 1-я неделя Индивидуальный февраль 84 12-16 К. И. Чуковский. Стр.36-38 Февраль - 2-я неделя Фронтальный февраль 85 13-16 Семейное чтение. Л. Толстой. Февраль - 2-я неделя Текущий февраль 86 14-16 Наш театр. Февраль - 2-я неделя Фронтальный февраль 87 15-16 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Февраль - 2-я неделя Фронтальный февраль 88 16-16 Проверочная работа. Февраль - 3-я неделя Индивидуальный февраль


Весна, весна! И все ей радо! (11 ч.)


89 1-11 Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение. Февраль - 3-я неделя Познавательные - умение сопереживать, эмоциональный характер речи, творческий пересказ.

Личностные - самоопределение, умение найти ответ на вопрос «зачем?», нравственно-эстетическая ориентация. Познавательные - построение речевого высказывания, смысловое чтение, создание творческих алгоритмов, моделирование, логические цепи рассуждений.
Фронтальный февраль 90 2-11

Русские писатели и поэты - о весне.

Февраль- 3-я неделя

Февраль - 3-я неделя

Февраль - 4-я неделя Текущий февраль 91 3-11 Фронтальный февраль 92 4-11 Текущий февраль 93 5-11 Мы идём в библиотеку. Февраль - 4-я неделя Индивидуальный февраль 94 6-11 Самостоятельное чтение. Русские писатели и поэты - о весне. Февраль - 4-я неделя Индивидуальный февраль 95 7-11 Устное сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна». Февраль - 4-я неделя Текущий февраль 96 8-11 Семейное чтение. Март - 1-я неделя Индивидуальный март 97 9-11 Наш театр. С.Маршак. Двенадцать месяцев. Инсценирование. Март - 1-я неделя Фронтальный март 98 10-11 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Март - 1-я неделя Текущий март 99 11-11 Проверочная работа. Март - 1-я неделя Индивидуальный март


Мои самые близкие и дорогие (9 ч.)


100 1-9 Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: семья, согласие, ответственность. Март - 2-я неделя Личностные - умение сопереживать, устанавливать связи между целью и результатом. Соотносить поступки и события.



Фронтальный март 101 2-9 Поэты и писатели - о семье. Р. Рождественский, Ю. Энтин. Март - 2-я неделя Текущий март 102 3-9 Поэты и писатели - о семье. Б. Заходер, А. Барто. Март - 2-я неделя Фронтальный март 103 4-9 Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Март - 2-я неделя
Текущий март 104 5-9 Самостоятельное чтение. Э.Успенский. Б.Заходер. Март - 3-я неделя Коммуникативные - учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, разрешение конфликтов, умение выразительно строить контекстную речь.
Познавательные - умение понимать контекстную речь, строить речь с учетом целей.
Индивидуальный март 105 6-9 Семейное чтение. Л.Толстой. Март - 3-я неделя Индивидуальный март 106 7-9 Наш театр. Е.Пермяк. Март - 3-я неделя Фронтальный март


IV четверть


107 8-9 Наш театр. Инсценирование. Апрель - 1-я неделя
Текущий апрель 108 9-9 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Апрель - 1-я неделя Фронтальный апрель


Люблю все живое (18 ч.)


109 1-18 Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сочувствие, сопереживание.апрель - 2-я неделя Личностные - умение сопереживать, устанавливать связи между целью и результатом. Соотносить поступки и события.




Коммуникативные - учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, разрешение конфликтов, умение выразительно строить контекстную речь. Текущий апрель 110 2-18 Саша Черный. Жеребенок. Апрель - 2-я неделя Фронтальный апрель 111 3-18 С.Михалков. Мой щенок. Апрель - 2-я неделя Текущий апрель 112 4-18 Г.Снегирев. Отважный пингвиненок. Апрель - 2-я неделя Фронтальный апрель 113 5-18 М.Пришвин. Ребята и утята. Апрель - 3-я неделя Текущий апрель 114 6-18 Е.Чарушин. Страшный рассказ. Апрель - 3-я неделя Фронтальный апрель 115 7-18 Шутки-минутки. Апрель - 3-я неделя Фронтальный апрель 116 8-18 Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Рубцов. Про зайца. Апрель - 3-я неделя Текущий апрель 117 9-18 Проект. Создание фотоальбома о природе. В.Берестов. Апрель -4-я неделя Индивидуальный апрель 118 10-18 Мы идём в библиотеку. В.Бианки. Апрель -4-я неделя Индивидуальный апрель 119 11-18 Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н.Сладкова. Апрель - 4-я неделя Индивидуальный апрель 120 12-18 Семейное чтение. Поэты и писатели - о животных. В. Сухомлинский. Апрель - 4-я неделя Регулятивные - постановка цели, контроль, планирование.
Индивидуальный апрель 121 13-18 Поэты и писатели - о животных. Г.Снегирёв. Апрель - 5-я неделя Текущий апрель 122 14-18 Наш театр. В.Бианки. Лесной колобок-колючий бок. Апрель -5-я неделя Фронтальный апрель 123 15-18 Наш театр. В.Берестов. Заяц-барабанщик. Апрель - 5-я неделя Текущий апрель 124 16-18 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Апрель - 5-я неделя Фронтальный апрель 125 17-18 Люблю всё живое. Май - 1-я неделя Текущий май 126 18-18 Проверочная работа. Май - 1-я неделя Индивидуальный май


Жизнь дана на добрые дела (10ч.)


127 1-10 Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие. Май - 1-я неделя Познавательные - умение сопереживать, эмоциональный характер речи, творческий пересказ.

Личностные - самоопределение, умение найти ответ на вопрос «зачем?», нравственно-эстетическая ориентация. Познавательные - построение речевого высказывания, смысловое чтение, создание творческих алгоритмов, моделирование, логические цепи рассуждений.
Фронтальный май 128 2-10 Жизнь дана на добрые дела. С.Баруздин. Стихи о человеке и его друзьях. Май - 1-я неделя Текущий май 129 3-10 Жизнь дана на добрые дела. Л.Яхнин. Пятое время года. Силачи. Май - 2-я неделя Фронтальный май 130 4-10 Жизнь дана на добрые дела. В.Осеева. Просто старушка. Май - 2-я неделя Фронтальный май 131 5-10 Жизнь дана на добрые дела. Э.Шим. Не смей! Май - 2-я неделя Текущий май 132 6-10 Жизнь дана на добрые дела. А.Гайдар. Совесть. Е.Григорьева. Во мне сидит два голоса. Май - 2-я неделя Фронтальный май 133 7-10 Работа со словом. Май - 3-я неделя Текущий май 134 8-10 И.Пивоварова. Сочинение. В.Осеева. Три товарища. Май - 3-я неделя Текущий май 135 9-10 Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели. Май - 3-я неделя Индивидуальный май 136 10-10 Самостоятельное чтение. Н.Носов. Затейники. Май - 3-я неделя
Фронтальный май





9.Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса


Информационно-коммуникативные средства: - Федеральный портал «Российское образование». - Режим доступа: http//edu.ru - Школьный портал. - Режим доступа: http//portalschool.ru - Сайт «Начальная школа». - Режим доступа: http//1-4.prosv.ru

Наглядные пособия: - Портреты писателей. - Фотографии и репродукции картин художников. - Плешаков А.А. Комплект цветных таблиц «Времена года». - Новицкая М.Ю. Комплект цветных таблиц «Земля и люди - круглый год». - СД-диски с произведениями авторов по курсу. - Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. (электронный ресурс). - Набор ребусов. - Набор «Загадки». - Набор кукол в национальных костюмах народов России.

Интернет-ресурсы: - Методический центр. - Режим доступа: http//numi.ru/register.php - Газета «1 сентября». - Режим доступа: 1september.ru - Учительская газета. - Режим доступа: ug.ru

Технические средства обучения: - музыкальный центр; - телевизор; - видеомагнитофон; - персональный компьютер; - интерактивная доска; - мультимедийный проектор; - демонстрационный экран.

Рекомендуемая литература:

  1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.Просвещение. 2012г.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1. - М.Просвещение. 2012г.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. - М.Просвещение. 2012г.
  4. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Рабочая тетрадь по развитию речи. 2 класс. - М.Просвещение. 2012г.
  5. Коти Т.Ю. Литературное чтение: Творческая тетрадь: 2 класс. - М.Просвещение. 2012г.
  6. Бойкина М.В. Литературное чтение: Уроки чтения: 2 класс. - М.Просвещение. 2012г.
  7. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность. - М.Просвещение. 2012г.
  8. Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника: Книга для учителя. - М.Просвещение. 2012г.
  9. Газета «1 сентября». - Режим доступа: 1september.ru.
  10. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа: uroki.ru

11



© 2010-2022