- Преподавателю
- Начальные классы
- КВН по русскому языку
КВН по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вороновская С.В. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
К В Н
По русскому языку
( 3-й класс )
Учитель начальных классов:
Вороновская Светлана
Владимировна
Гимназия №7 им. В. М. Воронцова
Г. Воронеж
2008 г.
Цели :
-проверка знаний, полученных на уроках;
- выработка умения проявлять смекалку и находчивость.
-формировать умение выражать свои мысли;
-воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, уважение, дружелюбие.
Вступительная часть.
На доске: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».
(К. Паустовский)
Сообщение темы занятия.
Учитель. Задумывались ли вы над тем, что один человек говорит, а другой слушает и понимает его. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. И это происходит благодаря языку.
Дети. Л. Успенский в книге « Слово о словах» пишет: «Язык- удивительное орудие, посредством которого люди общаются между собой, передают друг другу свои мысли».
Язык имеет два не похожих друг на друга значения:
-
язык- это мясистый подвижный орган вкуса, помещенный во рту;
-
язык- человеческая способность говорить и понимать собеседника.
Учитель. Это мы говорим о языке. А что такое русский язык?
Дети. Русский язык- это национальный язык русского народа.
Учитель. А немецкий, английский, французский языки?
Дети. Каждый из них так же является национальным языком данного народа. Население Земли говорит на сотнях языках. Только в нашей стране люди говорят более чем на 130 языках. А более чем на 70 языках работают школы и другие учебные заведения, издаются газеты, литература.
Стихотворение.
Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Учитель. Можно ли узнать, сколько всего слов в нашем языке? Обратимся к словарям русского языка.
Дети. В однотомном словаре С. И. Ожегова 57 тысяч слов. В 4-х томном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч слов. В 17-ти томном словаре современного русского литературного языка 120 тысяч 480 слов. Попытку собрать все слова русского языка предпринял В. И. Даль. В его «Толковом словаре живого великого русского языка» более 200 тысяч слов. В. И. Даль работал над ним 47 лет!
Учитель. А что такое слово?
Дети.
- Слово дано человеку, животным - немота.
- Слово дано человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.
- Слово - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.
Учитель. В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко, с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его девица, перевертывать». Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово - разное, если рассматривать с разных сторон, а главное - нужно уметь владеть словом, так как оно имеет не одно, а несколько значений.
Таким образом, чем лучше, чем глубже человек знает русский язык, слова и их значение, тем богаче, глубже и точнее будут его собственные мысли, и с большой яркостью они могут быть выражены. А сейчас все свои знания русского языка мы покажем в игре «КВН ПО русскому языку».
Учитель. Условия нашей игры:
-
Задания выполняет вся команда, ответ даёт один из участников команды.
-
За выполненное задание - 3балла, за задание, выполненное с недочётами, - 2 балла, невыполненное задание - 0 баллов.
-
Любой участник игры имеет право дополнить ответ. За это получает жетон.
-
За нарушение порядка баллы снимаются.
Итак, начнем.
Задание № 1.
Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?
Вы не знаете кто я?
Я не только буква «Я» -
Буква, слог и слово.
Доказать, что «Я» действительно обозначает букву, слог и слово. (Э, Ю, Я - буква, я - ма, я - корь - слог, я ученик - слово.)
Задание №2.
В каждом из этих слов спряталось другое, найдите его.
Коса, укол, уточка, зубр, щель, столб, удочка.
(оса, кол, точка, зуб, ель, стол, дочка).
Задание № 3.
Замените выделенную букву, образовав как можно больше слов.
Бочка Коза
Задание №4.
Выпишите родственные слова, выделите корень.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
- Вы кто такие?
- Я гусь, это - гусыня, это наши гусята.
- А вы кто?
- А я ваша тётя - гусеница.
Задание №5.
Найдите слова - близнецы.
Огородное пугало всех пугало.
- Чем похожи и чем отличаются эти слова? Какими членами предложения они являются? Какими частями речи выражены?
Пауза для загадок.
В гости что-то зачастил
К нам зелёный …(крокодил)
Веселится, как ребёнок,
Царь зверей, задорный…(львёнок)
В джунглях, братцы, знает толк
Злой, голодный серый…(волк)
Где-то прячется в лесах
Очень хитрая…(лиса)
Готов для интеллектуальных игр
Суровый, справедливый…(тигр)
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,
Потому что это…(рысь)
Пришёл в гости, стал реветь
Невоздержанный…(медведь)
-Что можно сказать об этих животных? (хищники)
Сюда из джунглей поутру,
Прискакала…(кенгуру)
Такая красивая, без изъяна,
Шаловливая и весёлая…(обезьяна)
Перенёс огромный шкаф
Замечательный …(жираф)
К нам пришёл сегодня он -
Большой и сильный, добрый…(слон)
В пустыне любит тяжкий труд
Наш выносливый…(верблюд)
Кто всегда в тельняшке ходит?
В гости (зебра) к нам приходит.
К нам пришёл, разинув рот,
Большой, огромный…(бегемот)
- Что можно сказать об этих животных? (травоядные)
Задание №6.
Отгадайте загадки, найдите антонимы, подберите ещё три пары антонимов.
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я враг, а деревьям - друг. (Дятел.)
Как столкнутся - стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьёт -
Тонкий что - нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь.)
Задание №7.
Соедините стрелками слова - синонимы.
Алфавит кидать
Огонь аккуратный
Бросать озорник
Чистый азбука
Шалун пламя
Задание №8.
Объясните значения выражений. Подчеркните выражения с прямым значением.
Золотой характер (добрый, мягкий)
Золотые руки (трудолюбивые, умелые).
Золотое кольцо (сделано из золота).
Задание №9.
Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» и допишите слова, признаки которых здесь указаны.
Золотая…(рыбка)
Сварливая…(старуха)
Высокий…(терем)
Синее…(море)
Разбитое…(корыто)
Грозная…(стража)
Задание №10.
Конкурс капитанов. Ребусы.
Игра с командами.
Сначала я задам вопрос,
А вы затем, над ним всерьёз
Подумав, одно из двух -
«Да» или «нет» - ответьте вслух.
Коль вы находчивы, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам,
Играй, и всё увидишь сам.
Скажи, приветствуя рассвет,
Поёт ли сом усатый? (нет.)
А, рассекая гладь пруда
Умеют гуси плавать? (да.)
А если солнцем снег согрет,
Он станет льдом холодным? (нет.)
Ответь, а может резеда
Цвести в саду зимою? (нет.)
А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (нет.)
Неужто пятятся всегда,
Передвигаясь раки? (да.)
Верблюд способен - дай ответ -
Идти три дня без пищи? (да)
Бегут по рельсам поезда,
Они имеют ноги? ( Нет)
Растёт ли в море лебеда?
Ну, что на это скажешь? (нет)
А верно то, что с детских лет
К нам сны во сне приходят? (да)
Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны? (да)
Ну, а любимая еда
У волка мёд и груши? (нет)
В конце спросить пришла пора,
Тебе понравилась игра? (да)
(А. Бортняк)
Задание №11.
Грамматическая арифметика,
Чудеса - а + ный = (чудесный)
Часть - ь + ушко - о + а = (частушка)
Кабан - ан + лук = (каблук)
Задание №12.
Раздаются карточки с четверостишиями ( на карточках написаны только первые части стихотворных строк) и полоски с предложениями строк. Надо разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своём месте, по смыслу написанного.
Злой кабан…(томился в клетке),
Пароход…(сидел на ветке)
Соловей…(точил клыки),
Дикобраз…(давал гудки).
Кошка…(физику учила)
Буратино… ( шил себе штаны),
Маша…(хвостик свой ловила),
Портной…(все поел блины).
Кот…(накрыт к обеду был)
Чиж…(усами шевелил)
Рак…(летал под облаками)
Стол…( гонялся за мышами).
Учитель. Это что за ералаш?
Я приказываю вам
Всё расставить по местам!
Подведение итогов. Награждение команд и отдельных активных членов команд.
2