КВН по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К В Н

По русскому языку

( 3-й класс )


Учитель начальных классов:

Вороновская Светлана

Владимировна

Гимназия №7 им. В. М. Воронцова

Г. Воронеж

2008 г.

Цели :

-проверка знаний, полученных на уроках;

- выработка умения проявлять смекалку и находчивость.

-формировать умение выражать свои мысли;

-воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, уважение, дружелюбие.

Вступительная часть.

На доске: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

(К. Паустовский)

Сообщение темы занятия.

Учитель. Задумывались ли вы над тем, что один человек говорит, а другой слушает и понимает его. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. И это происходит благодаря языку.

Дети. Л. Успенский в книге « Слово о словах» пишет: «Язык- удивительное орудие, посредством которого люди общаются между собой, передают друг другу свои мысли».

Язык имеет два не похожих друг на друга значения:

  1. язык- это мясистый подвижный орган вкуса, помещенный во рту;

  2. язык- человеческая способность говорить и понимать собеседника.

Учитель. Это мы говорим о языке. А что такое русский язык?

Дети. Русский язык- это национальный язык русского народа.

Учитель. А немецкий, английский, французский языки?

Дети. Каждый из них так же является национальным языком данного народа. Население Земли говорит на сотнях языках. Только в нашей стране люди говорят более чем на 130 языках. А более чем на 70 языках работают школы и другие учебные заведения, издаются газеты, литература.

Стихотворение.

Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Учитель. Можно ли узнать, сколько всего слов в нашем языке? Обратимся к словарям русского языка.

Дети. В однотомном словаре С. И. Ожегова 57 тысяч слов. В 4-х томном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч слов. В 17-ти томном словаре современного русского литературного языка 120 тысяч 480 слов. Попытку собрать все слова русского языка предпринял В. И. Даль. В его «Толковом словаре живого великого русского языка» более 200 тысяч слов. В. И. Даль работал над ним 47 лет!

Учитель. А что такое слово?

Дети.

- Слово дано человеку, животным - немота.

- Слово дано человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.

- Слово - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

Учитель. В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко, с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его девица, перевертывать». Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово - разное, если рассматривать с разных сторон, а главное - нужно уметь владеть словом, так как оно имеет не одно, а несколько значений.

Таким образом, чем лучше, чем глубже человек знает русский язык, слова и их значение, тем богаче, глубже и точнее будут его собственные мысли, и с большой яркостью они могут быть выражены. А сейчас все свои знания русского языка мы покажем в игре «КВН ПО русскому языку».

Учитель. Условия нашей игры:

  1. Задания выполняет вся команда, ответ даёт один из участников команды.

  2. За выполненное задание - 3балла, за задание, выполненное с недочётами, - 2 балла, невыполненное задание - 0 баллов.

  3. Любой участник игры имеет право дополнить ответ. За это получает жетон.

  4. За нарушение порядка баллы снимаются.

Итак, начнем.

Задание № 1.

Всем на свете буква «Я»

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я?

Вы не знаете кто я?

Я не только буква «Я» -

Буква, слог и слово.

Доказать, что «Я» действительно обозначает букву, слог и слово. (Э, Ю, Я - буква, я - ма, я - корь - слог, я ученик - слово.)

Задание №2.

В каждом из этих слов спряталось другое, найдите его.

Коса, укол, уточка, зубр, щель, столб, удочка.

(оса, кол, точка, зуб, ель, стол, дочка).

Задание № 3.

Замените выделенную букву, образовав как можно больше слов.

Бочка Коза

Задание №4.

Выпишите родственные слова, выделите корень.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

- Вы кто такие?

- Я гусь, это - гусыня, это наши гусята.

- А вы кто?

- А я ваша тётя - гусеница.

Задание №5.

Найдите слова - близнецы.

Огородное пугало всех пугало.

- Чем похожи и чем отличаются эти слова? Какими членами предложения они являются? Какими частями речи выражены?

Пауза для загадок.

В гости что-то зачастил

К нам зелёный …(крокодил)

Веселится, как ребёнок,

Царь зверей, задорный…(львёнок)

В джунглях, братцы, знает толк

Злой, голодный серый…(волк)

Где-то прячется в лесах

Очень хитрая…(лиса)

Готов для интеллектуальных игр

Суровый, справедливый…(тигр)

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,

Потому что это…(рысь)

Пришёл в гости, стал реветь

Невоздержанный…(медведь)

-Что можно сказать об этих животных? (хищники)

Сюда из джунглей поутру,

Прискакала…(кенгуру)

Такая красивая, без изъяна,

Шаловливая и весёлая…(обезьяна)

Перенёс огромный шкаф

Замечательный …(жираф)

К нам пришёл сегодня он -

Большой и сильный, добрый…(слон)

В пустыне любит тяжкий труд

Наш выносливый…(верблюд)

Кто всегда в тельняшке ходит?

В гости (зебра) к нам приходит.

К нам пришёл, разинув рот,

Большой, огромный…(бегемот)

- Что можно сказать об этих животных? (травоядные)

Задание №6.

Отгадайте загадки, найдите антонимы, подберите ещё три пары антонимов.

Далеко мой стук слышится вокруг.

Червякам я враг, а деревьям - друг. (Дятел.)

Как столкнутся - стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт -

Тонкий что - нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь.)

Задание №7.

Соедините стрелками слова - синонимы.

Алфавит кидать

Огонь аккуратный

Бросать озорник

Чистый азбука

Шалун пламя

Задание №8.

Объясните значения выражений. Подчеркните выражения с прямым значением.

Золотой характер (добрый, мягкий)

Золотые руки (трудолюбивые, умелые).

Золотое кольцо (сделано из золота).

Задание №9.

Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» и допишите слова, признаки которых здесь указаны.

Золотая…(рыбка)

Сварливая…(старуха)

Высокий…(терем)

Синее…(море)

Разбитое…(корыто)

Грозная…(стража)

Задание №10.

Конкурс капитанов. Ребусы.

Игра с командами.

Сначала я задам вопрос,

А вы затем, над ним всерьёз

Подумав, одно из двух -

«Да» или «нет» - ответьте вслух.

Коль вы находчивы, то сполна

Поможет рифма, но она

Настолько хитрая у нас,

Что может с толку сбить подчас.

Терять не стоит время нам,

Играй, и всё увидишь сам.

Скажи, приветствуя рассвет,

Поёт ли сом усатый? (нет.)

А, рассекая гладь пруда

Умеют гуси плавать? (да.)

А если солнцем снег согрет,

Он станет льдом холодным? (нет.)

Ответь, а может резеда

Цвести в саду зимою? (нет.)

А крокодил собрать букет

Из белых лилий может? (нет.)

Неужто пятятся всегда,

Передвигаясь раки? (да.)

Верблюд способен - дай ответ -

Идти три дня без пищи? (да)

Бегут по рельсам поезда,

Они имеют ноги? ( Нет)

Растёт ли в море лебеда?

Ну, что на это скажешь? (нет)

А верно то, что с детских лет

К нам сны во сне приходят? (да)

Скажи мне, злые холода

Для обезьян опасны? (да)

Ну, а любимая еда

У волка мёд и груши? (нет)

В конце спросить пришла пора,

Тебе понравилась игра? (да)

(А. Бортняк)

Задание №11.

Грамматическая арифметика,

Чудеса - а + ный = (чудесный)

Часть - ь + ушко - о + а = (частушка)

Кабан - ан + лук = (каблук)

Задание №12.

Раздаются карточки с четверостишиями ( на карточках написаны только первые части стихотворных строк) и полоски с предложениями строк. Надо разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своём месте, по смыслу написанного.

Злой кабан…(томился в клетке),

Пароход…(сидел на ветке)

Соловей…(точил клыки),

Дикобраз…(давал гудки).

Кошка…(физику учила)

Буратино… ( шил себе штаны),

Маша…(хвостик свой ловила),

Портной…(все поел блины).

Кот…(накрыт к обеду был)

Чиж…(усами шевелил)

Рак…(летал под облаками)

Стол…( гонялся за мышами).

Учитель. Это что за ералаш?

Я приказываю вам

Всё расставить по местам!

Подведение итогов. Награждение команд и отдельных активных членов команд.







2

© 2010-2022