- Преподавателю
- Начальные классы
- Cтатья к презентацииОсобенности уроков литературного чтения в рамках проекта Начальная школа XXI век
Cтатья к презентацииОсобенности уроков литературного чтения в рамках проекта Начальная школа XXI век
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михайлова Л.М. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Особенности уроков литературного чтения в рамках проекта «Начальная школа ХХI века» Моделирование как средство активизации познавательных интересов учащихся .
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. С одной стороны, литературное чтение обогащает читательский опыт детей, оказывает воздействие на формирование вкуса, а с другой стороны - учит работать с художественными произведениями и книгами.
СЛАЙД 2. Как помочь ученикам стать вдумчивыми читателями?
Как развить интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге как средстве информации?
Конечно, научить ребенка читать и пользоваться умением читать как средством своего развития - это труднейшие задачи, которые стоят перед учителем. От учителя начальных классов зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными ее читателями.
СЛАЙД 3.Особенность данного проекта - новый предмет «Литературное слушание». Еще А.С. Макаренко писал: «Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух…
Что входит в УМК 21 век:
-
СЛАЙД 4.Учебник «Литературное слушание» - содержит тексты для отработки навыков чтения, произведения русской и зарубежной литературы для слушания и самостоятельного чтения, систему заданий, формирующих и развивающих читательские умения учащихся.
-
СЛАЙД 5.Учебная хрестоматия «Литературное чтение (в 2 частях) - содержит про изведения, расширяющий круг чтения учащихся и позволяющие6 учителю организовать дифференцированное изучение курса.
-
СЛАЙД6.Рабочие тетради по литературному чтению №1, №2 - держат систему разноуровневых заданий к текстам произведений, включенных в учебник и учебную хрестоматию.
Начиная с 1 класса, в течение всего учебного года, проводятся уроки литературного слушания, на которых постепенно включаются задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности:
выделение и чтение отдельных эпизодов;
характеристика героев;
сравнение героев, их речи, поступков;
сравнение нескольких произведений - исследовательский характер;
Система таких вопросов и заданий разработана в тетрадях к учебникам «Литературное чтение».
Значение уроков литературного чтения состоит, прежде всего, в развитии восприятия художественного произведения;
СЛАЙД 7.в обогащении опыта читателя и слушателя;
в умении воспринимать и понимать чужое чтение, а также пересказывать прочитанный текст;
в формировании умений правильно называть произведение и книгу;
находить и называть фамилию автора и заголовок;
определять тему чтения и жанр произведения.
Работа по формированию специальных читательских умений продолжается в последующих классах, усложняясь по мере взросления школьников.
Уроки литературного чтения во 2классе являются продолжением той работы, которая проводилась на уроках чтения и слушания в 1классе.
В своей работе я выделила следующие направления по развитию познавательного интереса на уроках литературного слушания:
СЛАЙД 8.дифференцированное обучение, которое обеспечивается содержанием учебника и рабочей тетрадью;
использование проблемных вопросов, творческих заданий, кроссвордов;
литературные игры, викторины, путешествия, а самое главное - чтение вслух и об суждение прочитанного;
моделирование как один из методов развития начитанности. Начитанность предполагает знание детьми названий произведений и фамилий их авторов, умение определять темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте.
Среди этих форм работы наиболее необычной является моделирование, потому что первые три формы используют в работе многие учителя, а вот моделирование встречается нечасто.
Моделирование - это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг.
Такая форма работы очень нравится детям. Это связано с тем, что моделирование обеспечивает смену деятельности: слушание, чтение и говорение сочетаются практической деятельностью; позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность, предоставляет каждому ученику возможность работать в соответствии со своими возможностями.
СЛАЙД 9.Работа по моделированию обложки начинается в 1 классе. Пока будущие читатели составляют модель обложки с помощью фигур под руководством учителя: фамилию автора и название учащиеся пока проговаривают, а тему и жанр определяют с помощью фигур - заместителей. Учитель работает на доске, а дети тетрадях.
СЛАЙД 10.Во 2 классе Дети составляют модель обложки, на которой пишут фамилию автора и заголовок, а вот тему и жанр указывают «заместителями». Иногда в художественном произведении затрагивается не одна, а несколько тем. К этому выводу дети должны прийти самостоятельно, этому способствуют знания основных тем и умения определять темы. Модель учащиеся могут нарисовать, выложить с помощью фигур - заместителей на парте, составить на доске. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также дает возможность включить каждого ребенка в активный познавательный процесс и в формирование специальных читательских умений, таких как: умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения. Уже в конце первого полугодия, когда дети вспомнят и закрепят умения по моделированию обложки пройденного произведения, такое задание можно давать на дом.
На каждом уроке мы формируем и развиваем не только читательскую деятельность, но и формируем умение работать с книгой и произведением: правильно называть произведение (фамилию автора и заголовок), определять тему, жанр, сравнивать произведения, уметь отбирать книги и произведения на заданную тему и требуемого жанра.
Работа по моделированию и с моделью обложки произведения может осуществляться на разных этапах урока. Приведу примеры уроков, на которых используется прием моделирования.
СЛАЙД 11. 1 ВАРИАНТ.
Н.Носов «Заплатка».
1. Первичное чтение и восприятие рассказа: слушание рассказа.
2. Беседа с приемом моделирования.
- Кому понравилось это произведение?
- Какое чувство оно вызывает?
- Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.
- Определите жанр произведения и поднимите соответствующую фигуру (заместители)
- О ком или о чём это произведение?
- Какой цвет соответствует теме о детях?
- Проверьте, правильно ли составлена модель обложки на доске?
СЛАЙД 12. В программе «Начальная школа 21 век» приоритетным считается не только фронтальная работа, но и работа в парах и группах. Поэтому прием моделирования можно использовать и при групповой работе.
СЛАЙД 13. 2 ВАРИАНТ
С.Романовский «Слово о русской земле»
1. Слушание рассказа.
2. Беседа - выявление первичного восприятия
3.Работа с произведением.
- Найдите фамилию автора, прочитайте, укажите на модели.
Романовский Фамилия автора
- Как автор озаглавил свое произведение?
Романовский
Слово о Русской земле.
Романовский
Слово о Русской земле.
Жанр и тема.
Рассказ о Родине.
заголовок
- Что написал автор - сказку или рассказ? О ком или о чем этот произведение?
(Дети самостоятельно определяют и указывают жанр и тему произведения)
- Вспомните произведения о Родине, которые подходят данной модели (называют фамилию автора, название - важно, чтобы дети называли жанр и тему).
СЛАЙД 14. 3 ВАРИАНТ- многотемность
В.Беспальков «Совушка»
1. Чтение сказки - по цепочке или читает учитель.
2. Беседа по содержанию.
3. Анализ каждой части.
4. Моделирование обложки.
- К какому жанру относится это произведение? Почему?
- Кто главный герой сказки?
( В ходе беседы выясняется, что главных героев двое: мальчик и сова. Значит эта сказка о детях и животных)
- Какого цвета будет круг? (желто-коричневый)
- Кто помнит фамилию автора сказки? (если дети затрудняются ответить, то можно прочитать в
учебнике)
- Так с какой же сказкой вы познакомились?
СЛАЙД 15. ВАРИАНТЫ РАБОТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ.
1.Сравнивание своих моделей с моделью на доске.
2. Дополнение модели обложки (автор, название)
3. Прием провокация.
4. Соотнесение моделей с прочитанными произведениями.
5.Игра «Узнай книгу».
6. Показ заместителей жанров по определенной теме.
При использовании этих упражнений формируются необходимые читательские умения: различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку; определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям; узнавать изученные произведения по отрывкам из них; различать книги по темам детского чтения