Cтатья к презентацииОсобенности уроков литературного чтения в рамках проекта Начальная школа XXI век

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОCтатья к презентацииОсобенности уроков литературного чтения в рамках проекта Начальная школа XXI вексобенности уроков литературного чтения в рамках проекта «Начальная школа ХХI века» Моделирование как средство активизации познавательных интересов учащихся .

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. С одной стороны, литературное чтение обогащает читательский опыт детей, оказывает воздействие на формирование вкуса, а с другой стороны - учит работать с художественными произведениями и книгами.

СЛАЙД 2. Как помочь ученикам стать вдумчивыми читателями?

Как развить интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге как средстве информации?

Конечно, научить ребенка читать и пользоваться умением читать как средством своего развития - это труднейшие задачи, которые стоят перед учителем. От учителя начальных классов зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными ее читателями.

СЛАЙД 3.Особенность данного проекта - новый предмет «Литературное слушание». Еще А.С. Макаренко писал: «Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух…

Что входит в УМК 21 век:

  1. СЛАЙД 4.Учебник «Литературное слушание» - содержит тексты для отработки навыков чтения, произведения русской и зарубежной литературы для слушания и самостоятельного чтения, систему заданий, формирующих и развивающих читательские умения учащихся.

  2. СЛАЙД 5.Учебная хрестоматия «Литературное чтение (в 2 частях) - содержит про изведения, расширяющий круг чтения учащихся и позволяющие6 учителю организовать дифференцированное изучение курса.

  3. СЛАЙД6.Рабочие тетради по литературному чтению №1, №2 - держат систему разноуровневых заданий к текстам произведений, включенных в учебник и учебную хрестоматию.

Начиная с 1 класса, в течение всего учебного года, проводятся уроки литературного слушания, на которых постепенно включаются задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности:

выделение и чтение отдельных эпизодов;

характеристика героев;

сравнение героев, их речи, поступков;

сравнение нескольких произведений - исследовательский характер;

Система таких вопросов и заданий разработана в тетрадях к учебникам «Литературное чтение».

Значение уроков литературного чтения состоит, прежде всего, в развитии восприятия художественного произведения;

СЛАЙД 7.в обогащении опыта читателя и слушателя;

в умении воспринимать и понимать чужое чтение, а также пересказывать прочитанный текст;

в формировании умений правильно называть произведение и книгу;

находить и называть фамилию автора и заголовок;

определять тему чтения и жанр произведения.

Работа по формированию специальных читательских умений продолжается в последующих классах, усложняясь по мере взросления школьников.

Уроки литературного чтения во 2классе являются продолжением той работы, которая проводилась на уроках чтения и слушания в 1классе.

В своей работе я выделила следующие направления по развитию познавательного интереса на уроках литературного слушания:

СЛАЙД 8.дифференцированное обучение, которое обеспечивается содержанием учебника и рабочей тетрадью;

использование проблемных вопросов, творческих заданий, кроссвордов;

литературные игры, викторины, путешествия, а самое главное - чтение вслух и об суждение прочитанного;

моделирование как один из методов развития начитанности. Начитанность предполагает знание детьми названий произведений и фамилий их авторов, умение определять темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте.

Среди этих форм работы наиболее необычной является моделирование, потому что первые три формы используют в работе многие учителя, а вот моделирование встречается нечасто.

Моделирование - это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг.

Такая форма работы очень нравится детям. Это связано с тем, что моделирование обеспечивает смену деятельности: слушание, чтение и говорение сочетаются практической деятельностью; позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность, предоставляет каждому ученику возможность работать в соответствии со своими возможностями.

СЛАЙД 9.Работа по моделированию обложки начинается в 1 классе. Пока будущие читатели составляют модель обложки с помощью фигур под руководством учителя: фамилию автора и название учащиеся пока проговаривают, а тему и жанр определяют с помощью фигур - заместителей. Учитель работает на доске, а дети тетрадях.

СЛАЙД 10.Во 2 классе Дети составляют модель обложки, на которой пишут фамилию автора и заголовок, а вот тему и жанр указывают «заместителями». Иногда в художественном произведении затрагивается не одна, а несколько тем. К этому выводу дети должны прийти самостоятельно, этому способствуют знания основных тем и умения определять темы. Модель учащиеся могут нарисовать, выложить с помощью фигур - заместителей на парте, составить на доске. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также дает возможность включить каждого ребенка в активный познавательный процесс и в формирование специальных читательских умений, таких как: умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения. Уже в конце первого полугодия, когда дети вспомнят и закрепят умения по моделированию обложки пройденного произведения, такое задание можно давать на дом.

На каждом уроке мы формируем и развиваем не только читательскую деятельность, но и формируем умение работать с книгой и произведением: правильно называть произведение (фамилию автора и заголовок), определять тему, жанр, сравнивать произведения, уметь отбирать книги и произведения на заданную тему и требуемого жанра.

Работа по моделированию и с моделью обложки произведения может осуществляться на разных этапах урока. Приведу примеры уроков, на которых используется прием моделирования.

СЛАЙД 11. 1 ВАРИАНТ.

Н.Носов «Заплатка».

1. Первичное чтение и восприятие рассказа: слушание рассказа.

2. Беседа с приемом моделирования.

- Кому понравилось это произведение?

- Какое чувство оно вызывает?

- Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.

- Определите жанр произведения и поднимите соответствующую фигуру (заместители)

- О ком или о чём это произведение?

- Какой цвет соответствует теме о детях?

- Проверьте, правильно ли составлена модель обложки на доске?

СЛАЙД 12. В программе «Начальная школа 21 век» приоритетным считается не только фронтальная работа, но и работа в парах и группах. Поэтому прием моделирования можно использовать и при групповой работе.

СЛАЙД 13. 2 ВАРИАНТ

С.Романовский «Слово о русской земле»

1. Слушание рассказа.

2. Беседа - выявление первичного восприятия

3.Работа с произведением.

- Найдите фамилию автора, прочитайте, укажите на модели.

РомановскийCтатья к презентацииОсобенности уроков литературного чтения в рамках проекта Начальная школа XXI век Фамилия автора

- Как автор озаглавил свое произведение?

Романовский

Слово о Русской земле.

Романовский

Cтатья к презентацииОсобенности уроков литературного чтения в рамках проекта Начальная школа XXI век

Слово о Русской земле.

Cтатья к презентацииОсобенности уроков литературного чтения в рамках проекта Начальная школа XXI век

Cтатья к презентацииОсобенности уроков литературного чтения в рамках проекта Начальная школа XXI век

Cтатья к презентацииОсобенности уроков литературного чтения в рамках проекта Начальная школа XXI век

Жанр и тема.

Cтатья к презентацииОсобенности уроков литературного чтения в рамках проекта Начальная школа XXI век Рассказ о Родине.

Cтатья к презентацииОсобенности уроков литературного чтения в рамках проекта Начальная школа XXI век заголовок

- Что написал автор - сказку или рассказ? О ком или о чем этот произведение?

(Дети самостоятельно определяют и указывают жанр и тему произведения)

- Вспомните произведения о Родине, которые подходят данной модели (называют фамилию автора, название - важно, чтобы дети называли жанр и тему).

СЛАЙД 14. 3 ВАРИАНТ- многотемность

В.Беспальков «Совушка»

1. Чтение сказки - по цепочке или читает учитель.

2. Беседа по содержанию.

3. Анализ каждой части.

4. Моделирование обложки.

- К какому жанру относится это произведение? Почему?

- Кто главный герой сказки?

( В ходе беседы выясняется, что главных героев двое: мальчик и сова. Значит эта сказка о детях и животных)

- Какого цвета будет круг? (желто-коричневый)

- Кто помнит фамилию автора сказки? (если дети затрудняются ответить, то можно прочитать в

учебнике)

- Так с какой же сказкой вы познакомились?

СЛАЙД 15. ВАРИАНТЫ РАБОТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ.

1.Сравнивание своих моделей с моделью на доске.

2. Дополнение модели обложки (автор, название)

3. Прием провокация.

4. Соотнесение моделей с прочитанными произведениями.

5.Игра «Узнай книгу».

6. Показ заместителей жанров по определенной теме.

При использовании этих упражнений формируются необходимые читательские умения: различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку; определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям; узнавать изученные произведения по отрывкам из них; различать книги по темам детского чтения


© 2010-2022