- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению
Конспект урока по литературному чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дамчаева Б.А. |
Дата | 15.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по литературному чтению 2 класс
УМК: литературное чтение, автор Е.И.Матвеева, система Эльконина-Давыдова
Раздел: Притчевое слово в сказке
Тема: Притчевые слова в сказках К.Д. Ушинского «Два плуга» и «Ветер и солнце»
Цель: раскрыть поучительные выводы на основании житейских историй в сказках-притчах К.Д.Ушинского «Два плуга» и «Ветер и солнце»
Задачи:
- определить особенности сказки-притчи, учиться выявлять поучения в сказках притчах;
- развивать умение делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- способствовать воспитанию нравственных ценностей как доброта и трудолюбие.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
1.Создание учебной ситуации
Слайд 1 притча
- о чем вам говорит это слово?
Слайд 2 короткий рассказ
Житейский рассказ
Скрытый смысл
Содержит поучение
Притча - это короткий житейский рассказ со скрытым смыслом, содержащий поучение.
Притча - это поучение в примере
-Что такое поучение?
Поучение учит жизни, уму разуму, как нельзя себя вести, учит добру, милосердии, трудолюбии, любить ближнего
- Вспомним предыдущий урок. Прочитайте притчу:
- Какое поучение содержит притча?
Вот вышел сеятель сеять. И когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на места каменистые, где мало было земли., и вскоре взошло, но скоро и засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и терние заглушило его. Иное семя упало на добрую землю и принесло плоды.
Кто имеет уши слышать да слышит!
-Учит быть внимательными, добрыми, чуткими друг к другу. Ведь добрая земля - это доброе сердце.
Решение конкретно-практических задач
-как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
-откройте стр.49. К.Д.Ушинский
- А вы слышали когда-нибудь это имя?
-Послушайте и запомните: КДУ - великий русский писатель и педагог. Родился в городе Тула в 1824 году- это примерно 200 лет тому назад, в семье дворянина. Написал много интересных рассказов, сказок для детей.
- Найдите и подпишите портрет КДУ.
-будем читать притчи, выявлять поучение!
-Писатель, сказочник…
Работа в группах
(Карточки с тремя не подписанными портретами: А.С.Пушкин, К.Д.Ушинский, Ф.К.Сологуб)
Физминутка:
В чистом поле теремок.
Из трубы идет дымок.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Серый зайка прыг да скок -
И запрыгнул за порог,
Зашатался теремок,
И открылся сам замок.
- Читаем «Два плуга»
Слайд 3 - фото плуга
- Читаем «Ветер и солнце»
-Назови героев сказок
- К какому жанру можно отнести эти произведения? Почему?
Читают подготовленные ученики.
-блестящий плуг и ржавый плуг
-ветер, солнце, человек
- сказка, потому что…
- притча, потому что…
Сказки-притчи
Сказка + притча = сказка-притча
Работа в группах
-Выявить поучение
Работа в группах
(у каждой группы заготовки)
1гр.- инсценировать сказку «Два плуга»
2гр. -пересказать сказку «Ветер и Солнце»
3гр.- выявить основную мысль сказки-притчи «Два плуга» и подобрать подходящие пословицы, поговорки.
4гр.- выявить основную мысль сказки-притчи «Ветер и Солнце» и прочитать самые добрые слова в этом произведении.
Рефлексия
-Могут ли пригодиться вам в жизни эти поучения?
-Да…
Домашнее задание
Расскажи сказки -притчи своим родителям.