Внеклассное занятие Встреча с дедушкой Корнеем

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Встреча с дедушкой Крыловым


Подготовительная работа: школьники самостоятельно знакомятся с детскими годами жизни И.А.Крылова, иллюстрируют басни, рисунки учеников вывешиваются перед мероприятием.

На доске портрет писателя и даты его жизни.

Эпиграф: Где нужно, он навесть умеет

Свое волшебное стекло,

И в зеркале его яснеет

Суровой истины чело.

Весь мир в руках у чародея,

Все твари дань ему несут:

По дудке нашего Орфея

Все звери пляшут и поют.

Длись судьбами всеблагими

Нить любезных нам годов!

Здравствуй с детками своими,

Здравствуй, дедушка Крылов!

П.Вяземский

Ход урока


Ведущий. Очень верно в своем стихотворении П.Вяземский отозвался о творчестве И.А.Крылова, который имел ласковое прозвище «дедушка Крылов», данное ему народом, что было лучшим свидетельством его популярности. Прошло 240 лет со дня рождения баснописца, а в каждом доме знакомы с его произведениями, могут прочитать наизусть его басни. Мы сегодня посвятим нашу встречу этому уникальному человеку.

Викторина «Что мы знаем о детстве И.А.Крылова?»

  1. Когда и где родился Иван Андреевич? (13 февраля 1769 г. в Москве)

  2. Кем был его отец? (Андрей Прохорович Крылов был военным человеком, дослужился до чина капитана, выйдя в отставку, работал в губернском магистрате.)

  3. Где жил маленький Крылов с семьей с 1775 г.? (В Твери, где жила бабушка Матрена, где служил отец, выйдя в отставку.)

  4. Кто научил читать и писать Ванюшу? (Отец, который очень любил книги, много денег тратил на их покупку, а лишних денег в семье не было.)

  5. Чему научил Ивана синьор Луиджи, старый итальянец, подрабатывающий на рынке? (Старичок был скрипачом, он стал учить мальчика игре на скрипке и заодно итальянскому языку. Ванюша оказался очень музыкальным, на слух выучился играть пьесы. Любовь к скрипке осталась на всю жизнь. Крылов часто играл для себя и для друзей.)

  6. Какие еще языки знал писатель? (Французский и древнегреческий.)

  7. Какие еще учебные дисциплины легко давались Ванюше? (Арифметика и русский язык. Эти предметы он изучал с детьми богатого помещика Львова.)

  8. В какую настольную игру любил играть в детстве Крылов? (В шашки.)

  9. Какие еще занятия привлекали Ванюшу? (Любил бродить по рынку, играть с мальчиками на реке Волге, читать книги, сочинять стихи, посещать школьные спектакли, кататься с ледяной горы на салазках.)

  10. Что осталось И.А.Крылову в наследство от отца? (Старый деревянный сундук, доверху набитый книгами.)

  11. Какая книга из сундука ему полюбилась больше всего? (Небольшая книга в кожаном переплете с пожелтевшими от времени страницами называлась «Эзоповы басни», которая стала любимой книгой на протяжении всей жизни. Особенно маленькому Крылову понравился рассказ про Ворону и Лисицу.)

  12. С каких лет и где пришлось работать Ивану Андреевичу? (После смерти отца девятилетний Иван начал служить подканцеляристом в Тверском губернском магистрате?)

  13. Во сколько лет Ванюша с матерью Марией Алексеевной и братом Левушкой переехал в Санкт-Петербург? (В 13 лет. В этом возрасте он считал себя совсем взрослым и вдобавок сочинителем. В Твери делать было нечего. В это время сделан первый перевод басни «Ворон и Лисица» Лафонтена, не очень гладкий, но изрядный для столь юного возраста.)

  14. Где любил гулять по воскресеньям Иван, приехав в Санкт-Петербург? (В Летнем саду. Эта привычка осталась на всю жизнь. Именно здесь был открыт первый памятник И.А.Крылову.)

Ведущий. Так протекали детские годы писателя. Безусловно, они оставили свой отпечаток и в более зрелом возрасте. А его внешний облик будто и не изменился. Поглядите на портрет, а я вам опишу Ивана-ребенка:

Большеголовый, плотно сбитый крепыш, неуклюжий, коротконогий. Смышленые бойкие глаза на широком лице с картофелеобразным носом. Он умел смешно рассказывать, изображать в лицах базарные сценки, подражая голосом и жестами тем, кого представлял.

Мы сегодня попробуем быть такими же смышлеными, артистичными, вспоминая творчество «дедушки Крылова».


  1. Инсценировка басни «Демьянова уха».

- современники отмечают, что писатель очень хорошо читал свои басни, особенно «Демьянову уху», при постановке которой сам Крылов играл Фоку.

Демьянова уха

«Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай».

«Соседушка, я сыт по горло». - «Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай:

Ушица, ей же-ей, на славу сварена!» -

«Я три тарелки съел». - «И, полно, что за счеты:

Лишь стало бы охоты,

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» -

Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот.

Однако же еще тарелку он берет:

Сбирается с последней силой

И - очищает всю. «Вот друга я люблю! -

Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой -

И с той поры к Демьяну ни ногой.

_____________________________

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать во время не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.


  1. Игра в фанты.

- Во времена Ивана Андреевича играли в фанты, и сам баснописец не раз был участником этой забавы.

Условие игры: со всех желающих собираются фанты, после ведущий выбирает 3 фанта, придумывает задание, и их владельцы выполняют желания:

  1. Прочитать басню «Ворона и Лисица».

  2. Сделать пантомиму к басне «Мартышка и очки».

  3. Рассказать случай из жизни Крылова.

Лягушки квакают к дождю

Крылов любил гулять в Летнем саду. Однажды, прогуливаясь, он столкнулся с группой молодых повес, не знавших его в лицо. Один из них, смеясь над его громоздкой фигурой, громко произнес:

- Вот так туча приближается, сейчас пойдет дождь!

- Да, - подхватил баснописец, проходя мимо них, - потому, видно, и лягушки расквакались.


  1. Задание «Крыловский биограф».

- Прочитайте надпись: «Нави Волырк», разгадав шифр.

(Ответ: Иван Крылов. Читаем справа налево. Так иногда подписывал автор свои произведения.)


  1. Задание «Первая книга».

- В 1809 г. вышла первая книга басен Крылова, в ней их 23. таким образом, совершилось второе рождение писателя: сатирик и драматург стал баснописцем.

Отгадайте название басен, вошедших в эту книгу.

  1. Расшифруйте:

Ытнакызум

Кичрал

Ацинис

Келисав

(Ответ: музыканты, ларчик, синица, василек.)


  1. Найди пару:

Вороны Куры

Волк Огонь

Орел Ягненок

Роща Лисица

(Ответ: Ворона и Лисица, Волк и Ягненок, Орел и Куры, Роща и Огонь.)


  1. Задание «Крыловские выражения».

- Н.В.Гоголь писал о крыловских баснях: «Его притчи - достояние народа и составляют книгу мудрости самого народа». Многие басни родились из русских пословиц, многие выражения из басен стали крылатыми.

Вспомните такие выражения:

«А ларчик просто открывался!»

«Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют».

«Слона-то я и не приметил».

«А Васька слушает да ест!»

«Услужливый дурак опаснее врага».

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться».


  1. Задание «Необычные герои».

Учитель показывает детям предметы - героев басен. Учащиеся вспоминают название басни.

Очки, зеркало, виноград, шкатулка («Ларчик»).

Ведущий. Наша встреча позволила прикоснуться к жизни и творчеству удивительного человека - И.А.Крылова, которого каждое новое поколение не перестает нежно называть «дедушка Крылов», не перестает с удовольствием читать его басни.


© 2010-2022