- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: Знакомство с буквой Й, й, звуком [й]
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: Знакомство с буквой Й, й, звуком [й]
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайцева Н.А. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема: Знакомство с буквой Й, й, звуком [й].
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет
Литературное чтение (обучение грамоте)
Класс
1
Тип урока
урок открытия нового знания
Технология построения урока
проблемно-диалогическая
Тема урока
Знакомство с буквой Й, й, звуком [й].
Цель урока
создание условий для овладения обучающимися знаниями о звуке [ й`],
для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
формирование приемов сравнения, обобщения и классификации,
формирование чувства любви к Родине и уважения к российским воинам.
Основные термины, понятия
Звук, буква, синонимы, антонимы, алгоритм
Технологическая карта изучения темы
Планируемый результат
Предметные умения
Мыслительные умения
:
-
уметь видеть общее и отличие
-
соотносить слово и соответствующую схему
-
разгадывать ребусы.
Учебно-языковые умения:
- слышать звуки в словах;
- определять звуки в зависимости от места в слове;
Читать текст и отвечать на вопросы по содержанию;
уметь правильно произносить слова с учетом фонематических норм русского языка.
Речевые умения:
- правильно называть буквы русского алфавита.
- находить нужные слова в группе слов;
- объяснять лексическое значение слова,
- подбирать синонимы и антонимы к слову
Личностные УУД:
-
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-
определять общие для всех правила поведения;
-
определять правила работы в парах, группах;
-
оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-
формулировать учебные задачи;
-
работать по предложенному плану, инструкции;
-
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-
отличать верно выполненное задание от неверного;
-
осуществлять самоконтроль;
-
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения - уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Работа в парах, группах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция: Учебник. Азбука 1 класс Горецкий,.
Карточки с буквами для парной работы;
Карточки со словами и ребусами для групповой работы
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point "Медаль «За отвагу»."
Технология изучения
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
- Оргмомент.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок:
Постараюсь всё понять,
Буду правильно читать.
-
Эмоциональное состояние.
- С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
Показывают карточки с соответствующим настроением
-
Разминка.
- Вспомним названия букв русского алфавита.
Игра - Верите ли вы, что: в русском языке 10 гласных букв?
в русском языке гласных звуков тоже 10?
в русском алфавите 34 буквы?
ь обозначает согласный звук?
буква П следует за буквой О?
буква У - гласная?
Читают алфавит.
Да.
Нет.
Нет.
Нет.
Нет.
Да.
-
Введение в тему урока.
-
Парная работа - У вас на столах конверты с буквами М Я Ч Й
Посмотрите на буквы. Подумайте, какая буква здесь лишняя и почему.
Отложите эту букву пока в сторону. Составьте из оставшихся букв слово. Прочитайте его.
-
Послушайте стихотворение С. Маршака и подумайте, какой звук встречается в этом стихотворении достаточно часто.
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Й - ещё не изучена нами.
МЯЧ
Звук [Й]
-
Сообщение темы урока учащимися.
- Как вы думаете, почему для начала урока я выбрала такие задания?
- Покажите букву, которую вы отложили на столе. Вот этой буквой мы и будем обозначать звук [Й].
Букву Й зовут «И кратким»
Й, как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
- А нужно ли нам знакомиться с буквой Й?
Мы с вами и так изучили уже достаточно много букв и можем прочитать много слов.
- А для чего? Может, обойдёмся без неё?
Будем знакомиться с буквой Й,й
Нужно.
Нужно узнавать новые слова.
-
Введение в тему урока.
- Недавно я прочитала на страничке в Интернете, что в русском языке всего 74 слова, начинающихся на букву Й. Мне стало интересно, что же это за слова? Действительно ли в русском языке 74 слова на букву Й, или это всё выдумки? Я искала и нашла!
Конечно, подавляющее большинство слов - это имена собственные, то есть имена людей, названия населённых пунктов или других географических объектов.
Слов на «Й» не совсем немного:
Йогурт, йод и слово йога.
«Й» в конце и в середине пишем:
Чай, случайный, тайный, лишний.
Буква «И краткое» есть в русском, украинском, белорусском, болгарском алфавитах. Раньше была и в сербском, но была заменена йотом J.
Знак Й происходит из церковнославянской письменности, представляя собой сочетание буквы И и знака краткости. Строгое разграничение написаний И и Й возникло более 400 лет назад. Позже все надстрочные знаки были отменены, но в 1735 г. этот знак был восстановлен. А официальной буквой нашего алфавита Й стало только 100 лет назад.
-
Планирование урока.
- Что бы вы хотели, чтобы сегодня обязательно было на уроке?
Читать, играть, составлять слова
-
Работа по теме урока.
Игра «Узнавалка».
Узнаём звук [Й] в словах. Если услышали звук [й] - хлопок, если нет - руки положить на парту:
лиса, чайник, лучик, лицо, моё, соловей, автобус, хитрый, яблоки, машина, змей, чай, мяч, лейка, ель.
Игра «Замени звук». Замените звук в середине слова на Й:
чаШка - чаЙка леСка - леЙка
лаПка - лаЙка реЧка - реЙка
моШка - моЙка соТка - соЙка
гаЛка - гаЙка реЧка - реЙка
Чтение слогов и слов с буквой Й. (Интерактивная доска)
- Дайте характеристику звуку [й]. Он какой?
Согласный, звонкий, всегда мягкий.
-
Физкультминутка
- Как живёте?
- Как идёте?
- Как бежите?
- Ночью спите?
- Как берёте?
- Как даёте?
- Как молчите?
- Как грозите?
- А сидите?
- Вот так!
- Вот так!
-
Работа с учебником
-
Работа с иллюстрацией.
- Как назвать одним словом людей, изображённых на иллюстрации?
- Почему здесь мы видим воинов в разной форме и с разным видом оружия?
- Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть русской земли. Но наша армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватывать свои земли.
- Как называлась одежда древних воинов?
- А что защищало голову ?
- В верхней части иллюстрации изображён воин армии царя Петра Первого. У них совсем другая форма.
- Сможете найти здесь воина наших дней?
-
Чтение рассказа на стр. 35.
-
Посмотрите на иллюстрацию на соседней странице. Можно ли сказать, что на ней тоже изображён воин?
-
Читаем текст под иллюстрацией.
- Кем был дедушка на войне?
- Кто такой снайпер?
- Какое слово является синонимом к слову снайпер? (стрелок)
- Какой медалью награждён дедушка?
(Слайды)
Медаль «За отвагу» даётся за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Родины и исполнение воинского долга в боях с врагами или при защите границ нашего Отечества.
Медаль «За отвагу» носится на левой стороне груди. Если у воина есть другие ордена и медали, то медаль «За отвагу» располагается после орденов, но перед другими медалями.
Награждаются этой медалью в основном рядовые солдаты и сержанты, реже - младшие офицеры. Каждая медаль имеет свой номер.
- Подумайте, какие синонимы можно подобрать к слову «отвага»?
- всего 18 синонимов!
- Что говорит мама о дедушке?
- Как вы понимаете эту фразу?
Солдаты, воины…
Воины в русской армии разных времён.
Кольчуга
Шлем
Можно, но он уже не воюет, потому что старенький.
Снайпером.
Воин, который метко стреляет.
«За отвагу»
Смелость, храбрость, решительность, мужество, героизм, бесстрашие…
-
Гимнастика для глаз.
Очень долго мы читали
Глазки у ребят устали.
-
Закрепление пройденного материала.
1) Работа в парах
- Я показываю вам схему слова, а вы ищите на карточках слово, подходящее к данной схеме.
ВОЙНА ГЕРОЙ ВОИН СНАЙПЕР
-Как вы думаете, почему мы с вами всё ещё допускаем ошибки в определении звукового состава слова?
2) Игра в антонимы.
БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ ВЫСОКИЙ - НИЗКИЙ
КРИВОЙ - ПРЯМОЙ БЕЛЫЙ - ЧЁРНЫЙ
УЗКИЙ - ШИРОКИЙ ДАЛЁКИЙ - БЛИЗКИЙ
КОРОТКИЙ - ДЛИННЫЙ ТОЛСТЫЙ - ТОНКИЙ
-
Ребусы. Работа в группах.
Трудно. Не внимательны.
-
Итог урока. Рефлексия.
Сегодня на уроке у мы познакомились …
Мы повторили …
У меня получилось …
У меня не получилось…
Моё настроение в конце урока…
-
Домашнее задание.
-Прочитайте рассказ о дедушке ещё раз, вспомните синонимы к слову отвага.
- Спасибо за ваше хорошее настроение, за вашу отличную работу! Сегодня вы МОЛОДЦЫ!!!