Конспект урока русского языка

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока русского языка в 4 А классе

Учитель: Щеголькова Л.А.

Дата:22.03.16 год

Тема: Причастие как часть речи.


Цели урока:

Образовательная цель урока: создать условия для ознакомления с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.

Развивающая цель урока: составление связанного устного рассказа на лингвистическую тему: обогащение синтаксического строя речи, путём использования причастия.

Воспитательная цель урока: воспитывать речевую культуру учащихся, вызывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: компьютер ,экран

Для ученика: рабочая тетрадь, учебник, дидактические задания на листочках.

Ход урока.


1.Организационный момент«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.
-Проверяем готовность.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

2.Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите на запись на доске. «Думающий ученик»

-Что вы можете сказать про эту запись?

-Это словосочетание, главное слово-существительное мальчик, зависимое слово-прилагательное думающий.

-Ребята, что означает слово думающий?

-Мальчик,который думает.

Слово думающий- означает признак по действию.

Вспомнили,какой признак определяет прилагательное»(признак предмета)

Как ,вы думаете ,все ли части речи вам известны?

3.Целеполагание

-Какова цель нашего урока?

-Познакомиться с новой частью речи, который обозначает признак предмета ,который создается действием.

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: Раскрыть существенные признаки причастия как самостоятельной части речи.

Оформление записи в тетради(число, классная работа, тема урока -Причастие)

На экране спроецирован рисунок:

Конспект урока русского языка


  • Назовите признаки кошки, какая она? Запишем их:

Рыжая, полосатая, усатая, пушистая.


  • Какую часть речи мы использовали для описания кошки?

Это ПРИЗНАКИ кошки, то есть те черты, по которым мы можем узнать именно эту кошку среди других кошек.

Заметьте, это ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ кошки, т.е. кошка всю свою кошачью жизнь усатая, полосатая, рыжая и пушистая.

  • Но, если её постричь, кошка будет постриженная, а если её покрасить, кошка будет покрашенная.

На экране спроецирован рисунок:

Конспект урока русского языка


  • Это тоже признаки, только не постоянные, а по действию. Т.е. её постригли, совершили действие, и тогда она стала постриженной. Значит, это не постоянный признак, а временный, признак по действию.

Итак, есть действие - есть признак, нет действия - нет признака.

  • Запишем в тетрадь:

кошка (какая?) покрашенная (та, которую покрасили);

кошка (какая?) постриженная (та, которую подстригли).


Это признаки по действию. Они и есть причастия.

Работа по учебнику.стр.79.

-Прочитайте самостоятельно замечание Ключика и ответьте на вопросы:

-На какие части речи похоже причастие?(прилагательное и глагол)

-От слов какой части речи они образуются?(от глаголов)

-На какой вопрос отвечают?(какой?)

5.Физкульминутка (проводят дежурные по своему выбору)

6. Морфологические признаки причастия:

Мы с вами узнали,что причастие похоже на прилагательные и глаголы.Давайте с вами выделим признаки прилагательного и признаки глагола в причастии.

Думающий ученик-м.р.,ед.ч.,И.п.

Сов.вид.,наст.время.

  • Признаки прилагательного - род, число, падеж (определяем по существительному, к которому относится причастие).

  • Признаки глагола - вид и время (определяем, от какого глагола образовано причастие).

7. Определите признаки прилагательного и глагола в данных причастиях и выделить суффиксы причастий.

Засеянное поле-ср.р.,ед.ч., И.п.,сов.вид,пр.вр.

увлекающийся человек-м.р.,ед.ч., И.п.,несов.вид,наст.вр.

груженая баржа-жр.,ед.ч., И.п.,сов.вид.,пр.вр.

Вопросы:какой? Или что сделанное? что делающий?

Причастия образуются от глаголов с помощью суффиксов:-ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ-,-енн-,-ен-,ем,-вш-,-ш-,-т-.им-,-нн-,-н-.

8. Закрепление материала.

Цель: закрепление полученных знаний, овладение речевыми навыками.

Комментированное письмо. Выполняется коллективно. Выделяем суффиксы причастий. Подчеркиваем, что суффиксы помогают увидеть в кавычках причастие.

Стрекоза, которая летает….

Солнце, которое сияет…

Задача, которую решили…

Листья, которые пали…

Малыш, который засыпает…

Ученик, который думает…

9. Распределительный диктант. Работа в парах.

Списать, распределяя в два столбика.

прил. + сущ. прич. + сущ.

Темная ночь, темнеющий лес, зеленые листья, зеленеющие луга, танцующая девочка, хмурое утро, нахмуренное лицо, теплый платок, связанный шарф, синее море, волнующийся океан.

10. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.

Цель: дать оценку деятельности учащихся.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с причастием. Что вы можете рассказать об этой части речи?

Синквейн:

- первая строка - название темы (одно существительное);-Причастие

- вторая - описание темы в двух словах, два прилагательных;-

- третья - строка описание действия в рамках темы тремя словами; (изменяется ,отвечает, определяет)

- четвёртая строка - это фраза из пяти слов, Часть речи с признаками прилагательного и глагола.

- последняя строка - синоним, который повторяет суть темы. Особое прилагательное.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

11.Домашнее задание стр.78 № 216


5


© 2010-2022