Конспект урока обучение чтению 1 класс. Школа россии. Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х]. Буква Х х

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

чтение

Тема

Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х']. Буква Х, х.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [х], [х'], буквой Х, х; развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют звуки [х] и [х'] из слов; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст, анализируют пословицы

Личностные результаты

Проявляют уважение к хлебу, к людям, которые его производят

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные: общеучебные - отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике; логические - осуществляют анализ пословиц.

Коммуникативные: участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях



Ход урока.

  1. Орг. момент.

Мы умные, мы дружные,

Мы старательные, мы внимательные,

Мы в 1 классе учимся.

Всё у нас получится.

  • Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку... Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Девизом нашего урока являются слова «Мы - самые дружные ребята!». Прочитаем девиз хором. Какое слово здесь самое главное? Прочитаем, выделяя это слово голосом.
  1. Речевая разминка
Чтение - лучшее учение. (Пословица написана на доске.)
  • Прочитаем, четко выговаривая все звуки.
  • Что вы прочитали?
  • Почему так говорят?
  • Верно, кто много читает, тот много знает.
  • Какой звук в этой пословице встречается чаще?
  • Что вы знаете об этом звуке?
  • Где «живет» эта буква?
  • Есть в «переулке» еще буква, которую мы сегодня «разбудим».

Встали буковки! Ура!

На работу вам пора!


  1. Повторение, актуализация знаний.

  • Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?»

  • Верите ли вы, что…

  • Звуки бывают гласные и согласные? (да)

  • Гласные звуки не поются? (нет)

  • Согласные звуки произносятся с преградой?(да)

  • Согласные бывают звонкие и глухие? (да)

  • Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет)

  • Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?(да)

  • Звуки [ж] ,[ш] всегда мягкие? (нет)

  • Есть буква, не имеющая звука?(да)

  • Звуки мы видим и пишем.(нет)

  • На письме звук обозначается буквой ? (да)

  • Что мы сейчас делали в игре? (повторили)


  1. Формулирование темы урока, постановка целей.

  • А теперь отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб)

  • Назовите 1 звук в слове.

  • Знаком ли он нам?

  • Какова будет тема урока?

  • Чему научимся? (Узнаем новую букву и её звук, будем читать с ней слоги, слова, предложения, будем развивать речь, память, воспитывать усидчивость, терпение.)

  • Что мы сейчас учились делать? (Ставили цели перед собой)

  1. Изучение нового.

  1. Знакомство со звуками

  • Исследуйте самостоятельно этот звук в слове хлеб и крохи (по вариантам) Буквы подписывать не надо. Стрелочкой укажите новый звук.

(У доски 2 представителя от вариантов.)

На доске:

  • Все составили схемы правильно?

  • Что вы узнали о новом звуке?

  • Он гласный или согласный? Почему?

  • Он звонкий или глухой? Почему?

  • Что можно сказать о твёрдости-мягкости?

  • Дай полную характеристику по схеме.

Х- согласный и глухой.

Звук он шумный, щелевой.

Очень длительно звучит,

Будто кто во сне храпит.

  • Назовите свои слова с этим звуком. Определите его место в слове.

ВЫВОД:

  • Звуки [х], [х'] - согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.

  • Давайте посмотрим, где может жить новый звук?

  1. Знакомство с буквой

  • Звуки [х] и [х'] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). «Ха» - большой (заглавной).

  • Зачем нужна заглавная буква?

ВЫВОД.

  • Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

буквы, а остальные слова - с маленькой.

  • На что похожа буква Ха?

ФИЗМИНУТКА

Потрудились, теперь отдохнём.

Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.


  1. Закрепление пройденного.

а). Беседа о хлебе.

  • Х- очень важная буква. С неё начинается самое дорогое, самое важное слово- хлеб.

  • Почему для людей так важен хлеб?

  • Как он к нам пришел на стол?

  • Легко ли выращивать хлеб?

  • Как надо относиться к хлебу?

  • Почему именно к хлебу у россиян особое отношение?
Обсуждение темы «Без труда хлеб не родится никогда» нужно начать с проблемного вопроса:
  • «Почему именно к хлебу у россиян особое отношение?»
Именно хлеб в течение многих веков был основой питания российского крестьянства. Пока в доме оставалось хоть немного хлеба, это считалось ещё не крайней бедностью: можно было поесть тюрю - размоченный в воде чёрствый чёрный хлеб с репчатым луком, солью и водой. Когда фашисты в 1941 году заблокировали город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и разбомбили продовольственные склады, ленинградцам по льду Ладожского озера под немецкими бомбёжками доставляли именно хлеб, чтобы жители не умерли с голода. Учитель: «А какой хлеб едят у вас в семье? Чёрный (ржаной) хлеб является основой культурной традиции питания именно русского человека. В других странах рожь не сеют или почти не сеют и ржаного хлеба не едят. Оказавшись в Европе, россиянин тоскует именно по ржаному хлебу. Этот хлеб полезнее белого (пшеничного)».
  • Рассмотрите иллюстрацию на стр. 38. Что изображено в центре? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)
  • Что изображено в правом верхнем углу?
  • Кого принято встречать хлебом и солью?
  • Для чего это делают?
  • Каким изображено солнышко?
  • Где выращивают хлеб?
  • Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница)
  • Какую роль в жизни человека играет пшеница?
  • Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома)
  • Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации?
(от явлений природы зависит урожай зерновых).
  • Что находится выше неба и звезд? (Боги Дева Мария с ребенком. Люди обращаются с молитвами об урожае к Богу.)
  • Прочитайте пословицы под картинкой. Чему они нас учат?
( в пословицах содержится народная мудрость) Завершается обсуждение материала выборочным чтением «читающими» детьми пословиц о хлебе на с. 38. В заключение нужно подвести детей к выводу о почётном, хотя и нелёгком труде хлебороба.

Физкультминутка.

  • Давайте совершим с вами волшебное превращение от зернышка до хлеба-продукта.

  • Мы зернышки (присели)

  • Мы колоски (поднялись, руки вверх потянулись)

  • Скосили колоски (движение руками)

  • Смололи зернышки в муку (потерли ладошки)

  • Замесили тесто (сжимаем-расжимаем кулачки)

  • Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны)

  • Вот какой хлеб получился!

б) Работа в азбуке стр. 39.

  • Давайте найдем его в азбуке. Как назвать такой хлеб? (каравай)

  • Прочитаем слоги. Что о них можно сказать?

  • Прочитаем слова, напечатанные черным цветом. Что можно сказать о словах? (антонимы, ед.ч. мн.ч.)

  • Рассмотрите картинку. Что видите? О чем будет текст?

  • (Чтение текста). Оправдалось ли наше предположение? О каких приметах осени говорится в тексте?

  • Почему до холодов надо убрать хлеб?

  • Какие машины работают на полях?

  • Какое время года наступит после осени?

  • Что дрожит от холода?

  • Какими становятся дни?

  • Где появился ледок?

  • Что надо убрать с полей до холодов?

  • Озаглавьте текст

  • Как назовем текст? (уборка хлеба)

  • Сколько букв Х в тексте? (6)


  1. Рефлексия

  • Расскажите о букве, которую узнали на уроке.

  • Чему научил вас урок?

  • Чья работа из ваших товарищей вам понравилась больше всего? Почему?

  • Оцените свои достижения с помощью сигналов.



© 2010-2022