Урок русского языка по теме: За какими буквами прячется звук [й]?

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

2 класс (УМК «Гармония»)


Преподаватель: Тихомирова Людмила Владимировна Тема: За какими буквами прячется звук [й']? (урок 1) Задачи: 1) повторить два знакомых способа обозначения звука [й'] при письме; 2) уточнить позиции, от которых зависит выбор способа; 3) закрепить умение осуществлять и осознанно контролировать выбор буквы. Тип урока: изучение нового материала. Образовательное учреждение - МКОУ Заволжский лицей, г. Заволжск Ивановской области ТСО: проектор, экран, компьютер Оборудование:

  • презентация (среда POWER POINT);
  • учебник «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко 1 часть;
  • Тетрадь-задачник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко 1 часть;

Ход урока I Проверка домашнего задания. - Дома вы выполнили упр. 60. Кто больше в рас­сказе про жабу нашёл букв, за которыми «прячется» звук [й']. (Таких букв 7. Труднее всего ребятам будет услышать этот звук в конце слов большая и стемнеет.) - Какие способы обозначения звука были использованы? II Повторение изученного

Упр. 61 (кроссворд) - Отгадывая эти своеобразные загадки, мы с вами узнавали слова по их значениям. - Прочитайте четвертое слово (молния). Узнайте другие значения этого слова. Каким словарем воспользуемся? (толковым) - Учёные называют такие слова многозначными. Как понимаете слово «многозначные»? - Сделаем вывод: какими буквами при вписывании слов вы обозначали звук [й']? - Звук [й'] обозначать буквами не так-то просто. Вот и наш друг Том не сумел записать правильно слова буквами. Поможем Тому? - Обратимся к тетради-задачнику упр. 62. - Прочитайте звуковые записи слов. Значение какого слова непонятно? (юркий) Найдите ответ в словаре. - Как вы думаете, где ошибся Том? (в обозначении звука [й']) - Запишем эти слова буквами, но сначала проанализируем звуковые записи.

  • Прочитайте звуковую запись первого слова. Сколько раз в нём встречается звук [й']? (2 раза.) Где слышим первый звук [й']? (В начале слова.) Посмотрите: перед каким звуком он стоит? (Перед гласным.) Какой буквой его обозначим? (Я.) Где слышим второй звук [й']? (На конце сло­ва.) Какой буквой его обозначим? (и.) Запишите слово буквами. Подчеркните в нём трудные для Тома места.
(Такая же работа с записью второго слова) - Посмотрите на доску (упр. 63). Есть ли такое слово ЕЛ? Как докажете? Составьте несколько слов, заполняя одно «окошко» или оба. (ель, сел, пел, мел, мель) Сделайте звуко-буквенный разбор любого слова. - Том очень внимательно нас слушал и обращается к вам с просьбой: рассказать ему о «работе» буквы е. - Какие две «работы» выполняла буква е в предыдущем задании? - Давайте расскажем Тому о способах обозначения звука [й'] в русском языке, но сначала рассмотрим таблицу в тетради-задачнике упр. 64, которую приготовили нам авторы. - Как называется таблица? Сколько способов называют авторы? (3) А мы со сколькими способами знакомы? - Оказывается, есть ещё и третий способ обозна­чения этого звука, о котором мы пока не говорили.
  • Рассмотрите первую колонку таблицы. Какую букву мы впишем около цифры 1? (й) Почему? (Она обозначает звук [й'] на конце слова или перед согласным звуком.) Приведите примеры слов, которые сегодня встречались на уроке.
- Буква й обозначает «свой» звук, только тогда, когда этот звук слы­шится на конце слова или в середине перед согласным. - Рассмотрите вторую колонку таблицы. Какой буквы в ней недостаёт?
Где находится звук [й'], когда «выходят на работу» буквы гласных е, ё, ю, я? (Перед гласным в начале слова или между гласными) Приведите примеры таких слов. - Рассмотрите третью колонку. Где находится звук [й']? (После согласного перед гласным.) - Послушайте слово ДЕРЕВЬЯ. Произнесите и послушайте: есть ли в этом слове звук [й']? - Посмотрите как записал это слово наш друг Том. (упр. 66 в тетради-задачнике) - Получилось у него записать это слово? Какой звук пропал? Почему? - Как его надо обозначить? Вот об этом мы поговорим на следующем уроке. В домашнем упражнении 65 вам встретится слово деревья. Обратите внимание, как его надо писать.

III. Подведение итогов урока. - О каких способах обозначения звука [й'] мы говорили? Когда мы пользуемся первым способом? вторым? IV. Домашнее задание Упр. 65. Для выполнения этого задания вам пригодится таблица, которую мы заполняли в упр.64 тетради-задачника. - Внимательно читайте текст и находите слово со звуком [й'] (крохотный) - Какой буквой он обозначен? Подчеркните эту букву. Какой способ обозначения звука [й'] потребовался? Укажите над буквой цифру 1. Закончите работу дома.


© 2010-2022