Технологическая карта урока по учебному предмету Окружающий мир 3 класс по теме: Охрана природы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по учебному предмету Окружающий мир 3 класс по теме: Охрана природыТехнологическая карта урока по учебному предмету Окружающий мир 3 класс по теме: Охрана природыТехнологическая карта урока по учебному предмету Окружающий мир 3 класс по теме: Охрана природыТехнологическая карта урока по учебному предмету Окружающий мир 3 класс по теме: Охрана природыТехнологическая карта урока по учебному предмету Окружающий мир 3 класс по теме: Охрана природыТехнологическая карта урока по учебному предмету Окружающий мир 3 класс по теме: Охрана природыТехнологическая карта урока по учебному предмету Окружающий мир 3 класс по теме: Охрана природыТехнологическая карта урока по учебному предмету Окружающий мир 3 класс по теме: Охрана природыТехнологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» в 3-ем классе на тему «Охрана природы»

Дата проведения

08.04.2014г.

Тип урока

Комбинированный

Цели урока:

Содержательная цель: выявление теоритических основ о способах охраны природы.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого и способностей к учебной деятельности.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) Личностные универсальные учебные действия:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного и здоровьесберегающего поведения;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
  • основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки.
Познавательные универсальные учебные действия:
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников и словарей,
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ;
  • устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • смысловое чтение, как осмысление цели чтения;
  • знаково - символическое моделирование;

Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ;
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
  • осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с одноклассниками;
  • адекватно воспринимать предложенную оценку учителя и одноклассников.

Предметные результаты:

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • использовать для поиска необходимой информации различные справочные издания по естествознанию и медиаресурсы;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой , взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ, готовить небольшие презентации по результатам предложенных исследований;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в природной среде.

Оборудование:

А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир: Учебник для 3 класса. Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», компьютер, нетбуки, проектор, интерактивная доска, презентация по теме «Охрана природы», раздаточный и справочный материал.

Образовательные ресурсы:

n-shkola.ru unnaturalist.ru 1september.ru bolshoyvopros.ru ecology-education.ru

samarluka.ru/

staraysamara.ru



Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Содержание учебного материала

Планируемые результаты

  1. 1. Организационный момент
  2. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.
Приветствует учащихся, настраивает на продуктивную работу. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

-Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Улыбкой ясная природа. Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса,
Как будто пухом зеленеют. - На такой позитивной ноте я предлагаю начать наш удивительный урок в мир природы.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика».


2.Стадия вызова.

Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Подведение детей к формулированию темы урока.

Организует фронтальный опрос учащихся.


Структурируют знания.

Формулируют высказывания в устной форме. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания.
Прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем. -Что мы изучали на прошлом уроке? - Что такое научно - техническая революция? -Какое значение для человека имела научно - техническая революция? - Назовите основные направления, по которым развивается научно - техническая революция? (рост скоростей, создание синтетических материалов, уменьшение размеров устройств).

- Приведите примеры. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; строить монологическое высказывание; адекватно воспринимать предло-женную оценку учителя и одноклассников; определять характер взаимоотношений человека и природы.

Организует работу в парах и обмен мнениями.


Обсуждают вариант ответов в парах.

Заполняют таблицу.

Аргументируют ответы.




- А сейчас я предлагаю ответить односложными ответами (да, нет) на мои утверждения. Работать будите в парах. №

Утверждения

да

нет нет 1 Компьютеры ускорили процесс обработки информации.

2 Сотовые телефоны улучшили общение между людьми.

3 Работа за компьютером сохраняет ваше здоровье.

4 Пища, приготовленная в микроволновке полезна.

5 Современный транспорт улучшает нашу жизнь.





- Какой вопрос вызвал у вас разногласия? - Почему?



Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо-охранительного и здоровье-сберегающего поведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей; владеть диалогической формой комму-никации; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; учитывать и коор-динировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; понимать относи-тельность мнений и подходов к решению проблемы; аргумен-тировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; плани-ровать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.







Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.



Выдвигают предположения о теме урока. Самостоятельно формулируют тему урока. Определяют цель работы.



- Как результаты научно - технической революции повлияли на природу? -Какая проблема встала перед людьми в конце XX века? -Какую тему сегодня будем изучать на уроке? -А для чего мы будем изучать эту тему? - Что нам предстоит выяснить на уроке? (способы охраны) Научно-техническая революция с одной стороны приносит благо, а с другой стороны несёт опасность для человека и природы. Для того чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо разбиться на 5 групп и приготовить слайды.



Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо-охранительного и здоровье-сберегающего поведения; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; строить монологическое высказывание; принимать и сохранять учебную задачу; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.







  1. Стадия осмысления. Практическая работа в группах.
Цель: развитие умения самостоятельно работать с информацией, выделять главное и делать соответствующие выводы.

Формирует группы.

Определяет задание учащимся каждой группы. Оказывает помощь и консультации по ходу выполнения заданий учащимися. Определяют цель работы в группе по названию группы. Разбиваются на группы по интересам.

Выполняют учебное действие в соответст-вием с выработанным планом работы в группе. Вспоминают правила работы в группе. Выполняют взаимо-проверку, коррек-тировку учебного задания. Работают с толковым словарем, определяют лексическое значение предложенных слов. Готовят нетбуки к работе. Работают с материалом в учеб-нике и допол-нительной литературе. Составляют презентации о между-народных экологи-ческих акциях и Красной книге. Осуществляют взаимо-проверку. I группа «Лингвисты» будет разбираться в терминологии. (словари, нетбуки) II группа «Историки» будет искать ответ на вопрос «Как давно существует проблема охраны природы»? (учебник стр. 61) III группа «Экологисты» будут изучать широту охвата экологической проблемой. (учебник стр. 60-61) IV группа «Знатоки природы» будет искать ответ на вопрос - Какие меры по охране природы используют в нашей стране и области? (учебник стр. 62-65) V группа «Экологи» будет искать ответ на вопрос «Куда заносятся названия растений и животных находящиеся на грани вымирания»? (дополнительная литература)



Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо-охранительного и здоровьесберегающего поведения; осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину; основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников и словарей, осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ; смысловое чтение, как осмысление цели чтения; устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с одноклассниками; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; использовать для поиска необходимой информации различные справочные издания по естествознанию и медиаресурсы; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой , взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ, готовить небольшие презентации по результатам предложенных исследований. 4.Динамическая пауза.

Цель: создать условия для отдыха и эмоционального настроя на продолжение работы.

Во время практической работы учащихся организует две динамические паузы (танцевально-ритмическую) под музыку и зарядку для глаз. Выполняют упражнения под музыку.

Звучит песня «Чунга-Чанга» Приобретение самоконтролирующих умений.

Организует выступление учащихся.

Вносит коррективы по ходу выступления учащихся.

























































В перерывах между выступлениями групп включает музыку для релаксации «Звуки леса».





















































































































































Организует составление кластера по ходу выступления учащихся. Объясняют значение терминов по ходу выступления учащихся других групп.



Договариваются между собой, осуществляют проверку в группе, выступает делегат от пары с демонстрацией своего выступления на интерактивной доске. Сопровождают свои выступления презентацией.

Рассказывают о возникновении проблемы охраны природы, о мерах принимаемых для охраны окружающей среды, о Красной книге.

















































































































































Составляют кластер.









1 ученик: Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Экологист - человек, занимающийся состоянием окружающей среды, природы, их защитой. Конвенция - Международный договор по какому-нибудь определенному вопросу. Заповедник - заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы. Заказник - лесной, степной или водный участок, в пределах которого под особой охраной находятся отдельные виды животных, растений. Лесопарк - лесной массив в городе. Красная книга - название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
2 ученик: Наши предки на заре человечества полностью зависели от природы. От знаний о природе и от умения пользоваться ими зависела жизнь человека. Уже в те далекие времена люди заметили, что если неправильно собирать корни или семена, яйца птиц, бездумно охотиться на животных, то можно остаться без необходимых средств к существованию. И люди стали принимать меры к охране самого главного своего богатства- окружающей природы и отдельных ее компонентов. Из поколения в поколение передавалось «табу» - запреты, ограничивавшие или запрещавшие убивать различных животных, собирать растения в тот или иной период года, в том или ином месте. С появлением государства эти обычаи, правила превратились в законы. Первые такие законы на Руси появились в XI в., они записаны в древнейшем своде законов Ярослава Мудрого «Русская правда». В XVII веке Пётр I издал указ о запрете свободной добычи полезных ископаемых, о запрете на вырубкуи загрязнения лесов около больших и малых рек.

3 ученик: Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле.

  • Была принята Конвенция по ограничению торговли редкими животными и растениями.
  • Организован Всемирный фонд дикой природы, выделяющий средства на охрану редких животных и растений.
  • Создана организация «Гринпис» (Зеленый мир), которая борется за чистоту окружающей среды.
  • Создан Международный союз охраны природы, который учредил Красную книгу.
  • 29 марта проводится ежегодная акция «Час Земли»
  • Волонтерское движение нашей школы ( участие в городских конкурсах: «Кормушки для пичужки»).
4 ученик На территории нашей страны созданы заповедники. В настоящее время из более 100: Астраханский, Ильменский, Приокско - Террасный, Кандалакшский и многие др. На территории Самарской области тоже есть заповедник. Сама́рская Лука́ - самая большая, значительно выраженная и известная излучина реки Волги, в нижнем её течении между селом Усолье и городом Сызрань. 5 ученик В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать ,каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Это была первая Красная книга. А страницы у нее - разноцветные. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов).
  • Чёрная - животные, которых нет на Земле(морская корова, странствующие голуби и другие).
  • Красная - исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).
  • Жёлтая - редкие виды (розовый фламинго, джейран).
  • Зелёная - животные, которых удалось спасти (речной бобр, лось).
По ходу выступления учащихся составляется кластер.







Охрана природы

Международные

сообщества Международные акции

Закон

Заповедник Заказчик Красная книга

Лесопарк





Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержа-тельные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо-охранительного и здоровье-сберегающего поведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; определять характер взаимо-отношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы; знаково-символическое моделирование.







5.Стадия Рефлексия Цель:контроль действий Проводит рефлексию.

Напоминает правила составления синквейна.

Составляют синквейн.

Подводят итоги урока.

Составление синквейна.

  • Природа
  • Загрязненная, беззащитная.
  • Сохранять, беречь, любить.
  • Природа требует бережного отношения.
  • Жизнь.


. Основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; строить логическое рассуждение, включающее уста-новление причинно - следственных связей; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно воспри-нимать предложенную оценку учителя и одноклассников; определять характер взаимо-отношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

6. Домашнее задание.

Объявляет разноуровневое задание. Определяют посильное домашнее задание. Уточняют задание.

- Подготовить реферат о заповедниках России.

- Подготовить презентацию о заповедниках России.

- Подготовить страницы для Красной книги.






Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ______________________ / В.И.Туркина/



© 2010-2022