- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему «Использование воспитательного потенциала курса ОРКСЭ для формирования духовно-нравственных, ценностных ориентиров школьника»
Доклад на тему «Использование воспитательного потенциала курса ОРКСЭ для формирования духовно-нравственных, ценностных ориентиров школьника»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ломоносова И.Н. |
Дата | 28.04.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Районный семинар учителей преподающих курс основы религиозной культуры и светской этики
Доклад на тему
«Использование воспитательного потенциала курса ОРКСЭ для формирования духовно- нравственных, ценностных ориентиров школьника»
Подготовила Ломоносова Ирина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Николаевка
филиал д. Преображеновка
2013 г.
Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить, делая как
можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой Каждый взрослый приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. От того, каким оно было, зависит наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то, что мы сможем оставить в наследство нашим детям, как воспитаем их. Ведь именно в детстве воспитываются умы и сердца наших детей. А воспитание ребёнка начинается прежде всего с самовоспитания взрослого человека. Роль пап, мам, бабушек и дедушек с каждым годом становится всё сложнее и ответственней. Всё более творческой становится работа учителя. Ибо учитель - это всегда первопроходец, исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазёр и выдумщик. Воспитание нравственных начал личности - наиважнейшая задача педагогики. Основы этикета, эстетики, чувства меры, здорового образа жизни должны закладываться в человеке практически с момента его рождения. Человек находится в обществе в постоянном общении. Он постоянно меняет различные роли, примеряя их на себя, как будто предметы гардероба. И чем лучше будет сидеть на человеке тот или иной костюм, чем ладнее и добротнее он будет скроен, тем комфортнее будет ощущать себя человек. Так же и с культурой общения и поведения. Чем быстрее ребёнок освоит и поймёт нормы правильного поведения в обществе, тем быстрее он адаптируется в нашем многообразном мире и тем быстрее будет заметен прогресс в становлении личности. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Различными способами вытравливаются из сознания детей, подростков самые святые имена, ярчайшие даты и подвиги, тем самым рвутся нити, которыми молодое поколение должно быть связано с предками, с историей, с Отечеством. Именно поэтому по благословлению главы Башкортостанской митрополии, управляющего Уфимской епархией - митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона 14 декабря 2012 года в г. Уфе в Конгресс-Холле прошли Вторые Епархиальные Табынские чтения по теме: «Церковь, общество и государство - взаимодействие в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения».Куда были приглашены учителя нашего района. Слайд1 В своем выступлении Уфимский и Стерлитамакский Никон подчеркнул, что рука об руку духовенство всех традиционных конфессий объединяется вместе с государством, с обществом для решения социальных и духовных проблем. Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность общества. Духовно-нравственное воспитание сегодня - вопрос национальной безопасности России.
Взаимодействие Башкортостанской митрополии с государством осуществляется на правовой основе в виде соглашений о сотрудничестве. Такие соглашения составлены с Военным Коммисаром РБ, с Министерством Чрезвычайных ситуаций, МВД, УФСИН, Федеральной службой контроля за незаконным оборотом наркотиков.
Образование, воспитание и культура - именно те сферы, где формируются высокие идеалы в обществе и, в первую очередь, среди молодежи. Здесь особое место принадлежит Школе, которая способствует воспроизводству народа в его следующем поколении в культурной идентичности. В этом плане введение в школах России для учащихся 4 классов в качестве обязательного комплекса курса «Основа религиозных культур и светской этики», резюмировал Высокопреосвященнейший Никон, может стать судьбоносным для нашего народа. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений. Сотрудничество семьи и школы - необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. С 1сентября 2012 года для моих учеников ввёлся новый предмет «Основы светской этики». Этот модуль является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, светских традициях, на понимание их значений в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Главная цель предмета - воспитание человека, который имеет понятия о добре и зле, правде и лжи, который впитал такие качества, как добросовестность, верность, долг, честь, доброжелательность. Естественно, что ребёнок, пришедший в школу, несёт на себе «отпечаток» того микросоциума, в котором протекает его жизнь. Семьи, прежде всего. Учитель начальной школы принимает ребёнка как данность, со всеми его индивидуальными чертами. Именно из этого он в дальнейшем должен исходить и на этом строить свою воспитательную работу. Для меня это тоже новый предмет и его преподавание имеет ряд сложностей методического характера. Несмотря на прохождение курсов, вопросов больше чем ответов. Это означает, что к каждому уроку предстоит кропотливая подготовка, начиная с глубокого изучения самой темы, дополнительного материала по данной теме и заканчивая подборкой литературных произведений, картин, презентаций, мультфильмов, ситуаций, викторин и др. Т.е. опоры для учителя как таковой пока нет. Разворота учебника на 40 минут урока мало. Да и вряд ли можно заинтересовать детей рассматриванием страниц учебника и разбором статей в нём. Меня это не пугает, хотя понимаю, что времени на подготовку затрачиваю достаточно много. На такой урок без «багажа» приходить невозможно, если ты действительно хочешь показать ребёнку богатство, заключенное в научных знаниях, так как это является важнейшим звеном формирования и развития интереса к учению. Как учитель, я стараюсь познакомить детей с важными понятиями нравственности, используя различные формы, методы и приемы обучения и воспитания с учетом их возрастных особенностей и прикладываю максимум усилий для создания положительного эмоционального настроя ребят. Важным моментом для меня является создание на уроках таких условий, в которых учащиеся ощущали бы себя комфортно, раскрепощённо. Это и личный контакт учителя и ученика, свободное доверительное общение, и благожелательность. Опора на позитивные стороны личности ребёнка, и оптимизм - всё то, что характеризует взаимодействие на высоком уровне культуры. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» несет в себе большой воспитательный потенциал. 1) Он оказывается значимым, в том числе и для реализации принципов толерантности в современном обществе. 2) Воспитательные возможности ценностей данного курса в школе состоят и в том, что ими поддерживаются определенные аспекты общезначимого гражданского воспитания и развития личности детей и молодежи, в частности: • воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества; • воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской Родине - России на основе знания ее исторического прошлого и культуры. • воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом; • развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры; • развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе; • семейное воспитание - выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в области семейной жизни; Воспитание - питание души и сердца ребенка возвышенным, благородным, прекрасным. Образование - ваяние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный процесс заключается в создании образа путем питания души красотой.
Воспитательные возможности на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
- театрализованное представление (инсценировка);
- интервью;
- экскурсия;
- заочная экскурсия;
- составление словаря-глоссария;
- чтение художественных произведений;
- викторина;
- выставка детского рисунка и других работ декоративно-прикладного творчества;
- конкурсные программы;
- исследование;
- просмотр мультфильмов;
- информационно-познавательные программы;
- посещение театров, выставок;
- сочинение (творческий отчёт);
(Письменная творческая работа («Как я понимаю золотое правило этики» или «Вот что значит настоящий, верный друг»), дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы. Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они были оригинальными, стимулирующими фантазию, образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций, провести параллель между историческими и культурными событиями далекого прошлого и современностью).
Я - будущий защитник Отечества!
Стала ты мечтою сокровенной
Дорогая Армия моя.
Подрасту и стану я военным!
Сильным, смелым, гордым буду я.
Мама мне часто задает вопрос - кем я хочу быть? Я знаю ответ на этот вопрос, но маме не рассказываю. Почему? Потому что я хочу быть военным! А маме я не рассказываю, берегу ее. Она будет постоянно волноваться и нервничать из-за меня, потому что особенность этой профессии в том, что приходится сталкиваться с трудностями, рисковать здоровьем и жизнью, ежедневно выполнять тяжелые физические нагрузки, а главное - быть патриотом своей Родины.
Я для себя твердо решил: буду служить в армии, или я не мужчина. В моей семье исполнение священного долга стало традицией, мой прадед был разведчиком, прошел всю Великую Отечественную войну и остался жив. За то, что был храбрым, ему дали «Медаль за отвагу». День Победы он встретил в Германии. После войны он продолжил воинскую службу. Его наградили орденом Мужества. После присвоили звание Героя Советского Союза. Отец служил в советской армии, мой дядя - воин Российской армии.
Когда думаю о них, у меня появляется уверенность в завтрашнем дне и так хочется от всего сердца поздравить Россию и восславить её защитников:
Славься, Отечество! Славься, страна!
Армией славься и честью солдат!
Нам никакая война не страшна,
Пока есть надежные спины ребят!
В нашей школе есть Уголок Боевой и Трудовой славы, где находится материал о героях - воинах. Всего из нашего села в годы войны ушло на фронт 262 человека, из них вернулось только 79. Время неумолимо, старели и умирали солдаты победы, кто умирал от после военных ран, кто по старости. Уходят из жизни живые свидетели этой жестокой войны.
Я горжусь тем, что к защитникам Отечества в нашей школе относятся с уважением.
Быть защитником всегда считалось в России великой честью. Где, как не в армии, мужчина становится воином, защитником, опорой не только своей семьи - для всей страны.
Пусть я маленький ерошка,
Пусть я взрослым не чета!
Вот такая вот немножко
Защищать страну мечта!
Касимов Батыр
- эссе;
- создание галереи образов;
- создание и защита презентаций;
- использование ИКТ;
- коллективные праздники;
- анкеты для учащихся и родителей;
- домашние задания;
- мастерская, игры, фольклор, народные традиции;
- работа в тетрадях;
- интегрированные уроки;
- классные часы;
На мир смотрите добрыми глазами,
Чтоб добрым было слово, добрым труд,
Пусть дураки сочтут вас дураками,
Злодеи малодушными сочтут.
Нам, людям, лишь добро приносит счастье.
Оно в конце сильнее зла всегда,
Погибнет в яме волк с кровавой пастью,
Пожар погасят ветер и вода.
Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,
Пусть в жизни сам злодей не знает зла,
Добро вовеки будет богом нашим,
Ему - молитва наша и хвала.