• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Доклад на тему «Использование воспитательного потенциала курса ОРКСЭ для формирования духовно-нравственных, ценностных ориентиров школьника»

Доклад на тему «Использование воспитательного потенциала курса ОРКСЭ для формирования духовно-нравственных, ценностных ориентиров школьника»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный семинар учителей преподающих курс основы религиозной культуры и светской этики






Доклад на тему



«Использование воспитательного потенциала курса ОРКСЭ для формирования духовно- нравственных, ценностных ориентиров школьника»







Подготовила Ломоносова Ирина Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Николаевка

филиал д. Преображеновка






2013 г.





Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить, делая как

можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой Каждый взрослый приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. От того, каким оно было, зависит наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то, что мы сможем оставить в наследство нашим детям, как воспитаем их. Ведь именно в детстве воспитываются умы и сердца наших детей. А воспитание ребёнка начинается прежде всего с самовоспитания взрослого человека. Роль пап, мам, бабушек и дедушек с каждым годом становится всё сложнее и ответственней. Всё более творческой становится работа учителя. Ибо учитель - это всегда первопроходец, исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазёр и выдумщик. Воспитание нравственных начал личности - наиважнейшая задача педагогики. Основы этикета, эстетики, чувства меры, здорового образа жизни должны закладываться в человеке практически с момента его рождения. Человек находится в обществе в постоянном общении. Он постоянно меняет различные роли, примеряя их на себя, как будто предметы гардероба. И чем лучше будет сидеть на человеке тот или иной костюм, чем ладнее и добротнее он будет скроен, тем комфортнее будет ощущать себя человек. Так же и с культурой общения и поведения. Чем быстрее ребёнок освоит и поймёт нормы правильного поведения в обществе, тем быстрее он адаптируется в нашем многообразном мире и тем быстрее будет заметен прогресс в становлении личности. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Различными способами вытравливаются из сознания детей, подростков самые святые имена, ярчайшие даты и подвиги, тем самым рвутся нити, которыми молодое поколение должно быть связано с предками, с историей, с Отечеством. Именно поэтому по благословлению главы Башкортостанской митрополии, управляющего Уфимской епархией - митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона 14 декабря 2012 года в г. Уфе в Конгресс-Холле прошли Вторые Епархиальные Табынские чтения по теме: «Церковь, общество и государство - взаимодействие в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения».Куда были приглашены учителя нашего района. Слайд1 В своем выступлении Уфимский и Стерлитамакский Никон подчеркнул, что рука об руку духовенство всех традиционных конфессий объединяется вместе с государством, с обществом для решения социальных и духовных проблем. Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность общества. Духовно-нравственное воспитание сегодня - вопрос национальной безопасности России.
Взаимодействие Башкортостанской митрополии с государством осуществляется на правовой основе в виде соглашений о сотрудничестве. Такие соглашения составлены с Военным Коммисаром РБ, с Министерством Чрезвычайных ситуаций, МВД, УФСИН, Федеральной службой контроля за незаконным оборотом наркотиков.
Образование, воспитание и культура - именно те сферы, где формируются высокие идеалы в обществе и, в первую очередь, среди молодежи. Здесь особое место принадлежит Школе, которая способствует воспроизводству народа в его следующем поколении в культурной идентичности. В этом плане введение в школах России для учащихся 4 классов в качестве обязательного комплекса курса «Основа религиозных культур и светской этики», резюмировал Высокопреосвященнейший Никон, может стать судьбоносным для нашего народа. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений. Сотрудничество семьи и школы - необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. С 1сентября 2012 года для моих учеников ввёлся новый предмет «Основы светской этики». Этот модуль является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, светских традициях, на понимание их значений в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Главная цель предмета - воспитание человека, который имеет понятия о добре и зле, правде и лжи, который впитал такие качества, как добросовестность, верность, долг, честь, доброжелательность. Естественно, что ребёнок, пришедший в школу, несёт на себе «отпечаток» того микросоциума, в котором протекает его жизнь. Семьи, прежде всего. Учитель начальной школы принимает ребёнка как данность, со всеми его индивидуальными чертами. Именно из этого он в дальнейшем должен исходить и на этом строить свою воспитательную работу. Для меня это тоже новый предмет и его преподавание имеет ряд сложностей методического характера. Несмотря на прохождение курсов, вопросов больше чем ответов. Это означает, что к каждому уроку предстоит кропотливая подготовка, начиная с глубокого изучения самой темы, дополнительного материала по данной теме и заканчивая подборкой литературных произведений, картин, презентаций, мультфильмов, ситуаций, викторин и др. Т.е. опоры для учителя как таковой пока нет. Разворота учебника на 40 минут урока мало. Да и вряд ли можно заинтересовать детей рассматриванием страниц учебника и разбором статей в нём. Меня это не пугает, хотя понимаю, что времени на подготовку затрачиваю достаточно много. На такой урок без «багажа» приходить невозможно, если ты действительно хочешь показать ребёнку богатство, заключенное в научных знаниях, так как это является важнейшим звеном формирования и развития интереса к учению. Как учитель, я стараюсь познакомить детей с важными понятиями нравственности, используя различные формы, методы и приемы обучения и воспитания с учетом их возрастных особенностей и прикладываю максимум усилий для создания положительного эмоционального настроя ребят. Важным моментом для меня является создание на уроках таких условий, в которых учащиеся ощущали бы себя комфортно, раскрепощённо. Это и личный контакт учителя и ученика, свободное доверительное общение, и благожелательность. Опора на позитивные стороны личности ребёнка, и оптимизм - всё то, что характеризует взаимодействие на высоком уровне культуры. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» несет в себе большой воспитательный потенциал. 1) Он оказывается значимым, в том числе и для реализации принципов толерантности в современном обществе. 2) Воспитательные возможности ценностей данного курса в школе состоят и в том, что ими поддерживаются определенные аспекты общезначимого гражданского воспитания и развития личности детей и молодежи, в частности: • воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества; • воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской Родине - России на основе знания ее исторического прошлого и культуры. • воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом; • развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры; • развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе; • семейное воспитание - выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в области семейной жизни; Воспитание - питание души и серд­ца ребенка возвышенным, благород­ным, прекрасным. Образование - вая­ние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный про­цесс заключается в создании образа путем питания души красотой.
Воспитательные возможности на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

  • театрализованное представление (инсценировка);
(Эта форма привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре; она может стать прекрасным способом самовыражения и облегчит работу учителя по оценке результатов образовательной и воспитательной деятельности, поскольку на примере постановки достаточно легко установить личный вклад каждого участника и степень проникновения в суть изучаемых явлений культуры).
  • интервью;
(Может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи). Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определенной проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем. Результаты проведения интервью по наиболее важным разделам курса могут лечь в основу итогового проекта, который предполагается представить по окончании обучения).
  • экскурсия;
(Наилучшим способом понимания смысла религиозной культуры для учащихся будет встреча с живыми носителями этой культуры, посещение культовых мест различных религиозных традиций. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся).
  • заочная экскурсия;
(Зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса. В основу заочной экскурсии могут быть положены выступления учащихся - рассказы о местах, связанных с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов. Для подготовки подобного выступления необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий, ресурсы Интернет).
  • составление словаря-глоссария;
(Способствует систематизации и усвоению учебного материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие является значимым для конкретной культуры).
  • чтение художественных произведений;
(Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном). Творческие работы учеников «Если бы я был главным героем рассказа «Хорошее», то …( я бы Юре дал совет поменьше мечтать и говорить о хороших поступках, а делать их. Ведь дело, словом не заменишь. Акчулпанов Марат. Я не вижу ничего плохого, что Юра мечтает. Но он поступает не так, как мечтает. Ему надо сначала научиться маленькие дела делать. Ведь он просто не знал, как он может сделать хорошее. Шевцова Ангелина и т.д.) «Если бы я был главным героем рассказа «Волшебное слово», то …(я бы всем говорил только вежливые слова спасибо, пожалуйста, чтоб потом не грызла тебя совесть. Иногда я тоже поступаю как Павлик: ору на друзей, дерусь даже с одноклассниками, но потом понимаю, что не прав и извиняюсь. Касимов Батыр). Совесть у всех есть, но не все понимают, как это сделать по совести. Иногда хочется сделать наоборот. Так и Павлик, герой нашего рассказа, не сразу пришёл к правильному решению. Если б он не встретил старика, то может долго еще не нашёл общего языка с окружающими. Значит и хорошему надо учиться. Козлова Светлана. И.т.д) В жизни каждого человека случаются такие вещи, о которых говорит В.Осеева в своем рассказе. Конечно, и мне нелегко ответить на вопрос «почему» так поступил мальчик. Я думаю, что каждый принимает решение по обстоятельствам. Мальчик от неожиданности случившегося очень испугался наказания и решил свалить на собаку. Ведь Бум не может за себя ответить. Я его не оправдываю и не виню, так как не знаю, как бы поступила сама. Чтобы признать свои ошибки надо быть смелой и решительной. Пока таких качеств у меня нет, но я буду над собой работать. Альмухаметова Гульназ.
  • викторина;
  • выставка детского рисунка и других работ декоративно-прикладного творчества;
  • конкурсные программы;
  • исследование;
(Позволяет детям с интересом и по-новому взглянуть на родной дом, жителей, их деятельность, культуру, особенности быта, семейную и календарную обрядность, религиозные верования. Любознательность детей этого возраста в ходе поиска даёт самые неожиданные находки (материальные и, что важнее, духовные), которые могут стать экспонатом школьного музея, рисунком, сочинённой сказкой). Так с детьми работали над проектом - презентация «Моя малая Родина», с учащимися собрали материал истории села, создали презентацию о нашем селе, которую теперь можно использовать на мероприятиях, проводимых в школе и библиотеке. Слайд
  • просмотр мультфильмов;
(Добрые советские мультфильмы, как один из основных материалов для обсуждения нравственных проблем).
  • информационно-познавательные программы;
  • посещение театров, выставок;
  • сочинение (творческий отчёт);

(Письменная творческая работа («Как я понимаю золотое правило этики» или «Вот что значит настоящий, верный друг»), дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы. Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они были оригинальными, стимулирующими фантазию, образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций, провести параллель между историческими и культурными событиями далекого прошлого и современностью).











Я - будущий защитник Отечества!

Стала ты мечтою сокровенной
Дорогая Армия моя.
Подрасту и стану я военным!
Сильным, смелым, гордым буду я.

Мама мне часто задает вопрос - кем я хочу быть? Я знаю ответ на этот вопрос, но маме не рассказываю. Почему? Потому что я хочу быть военным! А маме я не рассказываю, берегу ее. Она будет постоянно волноваться и нервничать из-за меня, потому что особенность этой профессии в том, что приходится сталкиваться с трудностями, рисковать здоровьем и жизнью, ежедневно выполнять тяжелые физические нагрузки, а главное - быть патриотом своей Родины.
Я для себя твердо решил: буду служить в армии, или я не мужчина. В моей семье исполнение священного долга стало традицией, мой прадед был разведчиком, прошел всю Великую Отечественную войну и остался жив. За то, что был храбрым, ему дали «Медаль за отвагу». День Победы он встретил в Германии. После войны он продолжил воинскую службу. Его наградили орденом Мужества. После присвоили звание Героя Советского Союза. Отец служил в советской армии, мой дядя - воин Российской армии.

Когда думаю о них, у меня появляется уверенность в завтрашнем дне и так хочется от всего сердца поздравить Россию и восславить её защитников:

Славься, Отечество! Славься, страна!
Армией славься и честью солдат!
Нам никакая война не страшна,
Пока есть надежные спины ребят!
В нашей школе есть Уголок Боевой и Трудовой славы, где находится материал о героях - воинах. Всего из нашего села в годы войны ушло на фронт 262 человека, из них вернулось только 79. Время неумолимо, старели и умирали солдаты победы, кто умирал от после военных ран, кто по старости. Уходят из жизни живые свидетели этой жестокой войны.

Я горжусь тем, что к защитникам Отечества в нашей школе относятся с уважением.

Быть защитником всегда считалось в России великой честью. Где, как не в армии, мужчина становится воином, защитником, опорой не только своей семьи - для всей страны.

Пусть я маленький ерошка,
Пусть я взрослым не чета!
Вот такая вот немножко
Защищать страну мечта!

Касимов Батыр

  • эссе;
(Форма творческой письменной работы - написание эссе-размышления на определенную тему по собственному выбору. Например, «Чудо в моей жизни»).
  • создание галереи образов;
(Направлено на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Кроме того, эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры).
  • создание и защита презентаций;
  • использование ИКТ;
(Google Art Project (googleartproject.com).
  • коллективные праздники;
(Праздники - это мосты от нас к детям. Праздник значим в воспитательном отношении, если событиен. В. Даль событийность называет событностью. Со-бытие, очевидно, есть совместное бытие, подлинная ситуация развития, форма субъективности масштабного для человека характера. Этот масштаб может быть разным, но он важен для людей и потому памятен. Праздник основан на ценностях общения, ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми и близкими детям такими общими признаками, как: добровольность участия и согласие с правилами, свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей; необходимость каждому ребёнку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности; разумная цикличность праздников; коммуникативный характер детских праздников; наличие народных глубинных традиций. Праздник, как человек, интересен непохожестью. Гармония игры и поучения - волшебная сила праздничного искусства. Значимость детских праздников невозможно переоценить, ибо они, часть духовного наследия народа, сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника, это ярчайшие события жизни, форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка.
  • анкеты для учащихся и родителей;
  • домашние задания;
(Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер).
  • мастерская, игры, фольклор, народные традиции;
(Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгады­вать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка. Цель творческой мастерской - ввес­ти детей в мир русской народной куль­туры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского на­рода (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие). Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей).
  • работа в тетрадях;
(С целью организации творческих работ, усвоения основных понятий, контроля. Работа в тетрадях позволит организовать смену деятельности школьников на уроках, использовать разнообразные формы работы, покажет личное отношение к изучаемому. Оговорюсь, что это обычные тетради в клетку).
  • интегрированные уроки;
(Окружающий мир, литература, светская этика; окружающий мир, технология, светская этика. Тогда у ребёнка складывается некоторая целостность восприятия жизни и целостная картина мира).
  • классные часы;
Таким образом, совокупность различных видов деятельности на уроках и во внеурочное время обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Недаром говорят: дети - зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребёнок начинает перенимать тогда, когда он ещё не способен оценивать насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребёнка их пример? Нельзя научить ребёнка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей. Наиболее эффективными являются мероприятия, проводимые совместно с родителями. Они имеют не только огромное воспитательное значение, но и повышают роль семьи в жизни маленького человека. Дети чувствуют помощь и поддержку со стороны своих родителей, их авторитет повышается в ходе данных мероприятий. Между детьми и родителями упрочивается и без того тесная, неразрывная связь. Важно, что курс «Основы светской этики» является связующим звеном между начальной школой и основной школой, предваряет изучение такого учебного предмета как история, обществознание. Безусловно, данный курс содержит массу воспитательных возможностей. И долг чести любого учителя - по максимуму использовать их для воспитания здорового с точки зрения морали и нравственности поколения. «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает», - писал Я.А. Коменский.

На мир смотрите добрыми глазами,
Чтоб добрым было слово, добрым труд,
Пусть дураки сочтут вас дураками,
Злодеи малодушными сочтут.

Нам, людям, лишь добро приносит счастье.
Оно в конце сильнее зла всегда,
Погибнет в яме волк с кровавой пастью,
Пожар погасят ветер и вода.

Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,
Пусть в жизни сам злодей не знает зла,
Добро вовеки будет богом нашим,
Ему - молитва наша и хвала.

© 2010-2022