Урок чтения «Приемыш» Д. Н. Мамин-Сибиряк ( 1 час)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения в 4 классе.

Тема: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш" (1-ый урок)

Цели: Продолжить знакомить учащихся с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка; познакомить с жизненным и творческими путями писателя; продолжить работу над совершенствованием техники чтения (скорость, понимание прочитанного, правильность), развивать внимание, память, речь; развивать мотивацию учения; воспитывать положительное отношение к учебе, доброту.

Оборудование: Рисунки детей с изображением собак; портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, книги "Серая шейка", "Аленушкины сказки", сказка "Про храброго зайца - Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост", "Сказка про Комара Комаровича", "Сказка про славного царя Гороха…", слова К. Дитмара, энциклопедия о животных, кроссворды.

Ход урока:

I. Организация класса.

Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь

II. Упражнения для развития речевого аппарата

1.Фонетическая зарядка.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ра - ра - ра -Кате спать пора;

ро - ро - ро - на полу стоит ведро;

ры - ры - ры - летают комары;

ор - ор - ор - подмели мы двор;

арь - арь - арь - на стене висит фонарь.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

3.Восстанови текст.

Я сегод____ сби___ с ног -

У меня про____ ще____.

Два часа его зва____

Два ча___ его жда___.

IV. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы будем учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет чудесный мир классики. Пусть урок принесет вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

Учитель: Сегодня мы начнем читать еще один рассказ о дружбе животных. Его автор вам хорошо знаком. Его перу принадлежат следующие строчки: (Дети угадывают, учитель выставляет книги и прикрепляет карточки на доску).

Игра «Угадай-ка»

1. "Серая Шейка". "Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло еще весной, когда подкралась к выводку лиса и схватила утенка. Старая утка смело бросилась на врага и отбила утенка, но одно крылышко оказалось сломанным."

2. "Сказка про храброго зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост": "Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было еще чтобы заяц не боялся никого".

3. "Сказка про Комара Комаровича и др." "Опять полетел Комар Комарович и впился медведю прямо в глаз. Заревел медведь от боли, хватил себя лапой по морде, и опять в лапе ничего, только чуть глаз себе не вырвал когтем".

ВЫСТАВКА КНИГ

*О ком идет речь?

Да, это Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. А рассказ называется "Приемыш". Прежде мне хотелось бы, чтобы вы лучше узнали о жизни самого писателя, его детстве, увлечениях.(ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ)

V. Новая тема.

1. Знакомство с биографией писателя: (читает подготовленный ученик)

Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье заводского священника и сельской учительницы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Пермского университета, но получить законченное образование так и не сумел. Печататься начал с 1875 г. (в 23 года). Для детей и о детях было написано более 130 произведений

В семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Поэтому книги пользовались здесь почетом.

- это наши лучшие друзья, - говорил отец, - и какие дорогие друзья.

Цикл "Аленушкины сказки" Мамин-Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нем так: "Это моя любимая книжка - ее написала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные".

2. Словарная работа.(волшебная коробочка)

Протока - соединительный канал между озером и рекой.

Заводь - небольшое водное пространство в реке с замедленным течением.

Сайма - рыбацкая стоянка.

Увечить-калечить кого-нибудь.

Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.


  1. Прослушивание 1 части (аудиозапись)

Вопрос, нацеливающий на восприятие прочитанного:

Почему рассказ называется «Приемыш»?

  1. От чьего имени ведётся рассказ?

  2. Где происходят события?

  3. Что доказывает, что автор и раньше посещал жилище охотника? (знает название озера, кличку собаки, в избушке нашел всё необходимое, чтоб вскипятить чай).

Работа с научной литературой- Энциклопедия о животных- 2 учащийся


. Лебеди, род птиц семейства утиных. Длина до 180 см, весят до 13 кг, 6 видов, в Евразии, Америке и Австралии; обитают по берегам пресных водоемов. В России 3 вида: шипун, кликун и малый лебедь. Малый лебедь занесён в Красную книгу.

4. чтение 2 части «цепочкой»

1.4.Выборочное чтение по вопросам учителя:

Найдите и прочитайте эпизод, в котором рассказывается об отношении птицы и собаки.

2.4.Работа в парах. Отгадывание кроссворда.( приложение)

Физминутка

Встаньте, изобразите гордую, величественную птицу.

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

4.Чтение 3 части (учитель и сильные учащиеся) Словарная работа.

жил бобылём - одиноко, без родных без жены;

перемерли - по очереди умерли;

эвон - устаревшее (вот);

ужасно доволен - употребляется в разговорной речи, т.е. очень.

5. IV часть текста.

А теперь ребята, представьте, что вы писатели.

Как бы вы закончили этот рассказ?

Прочитав 4 часть рассказа, сравните свою версию, с версией автора. (Это и будет вашим домашним заданием).

Составление плана к рассказу.

А сейчас вернёмся к началу рассказа.

Что записано на доске? (План).

  1. Как Приёмыш оказался у Тараса? (2).

  2. Встреча автора с обитателями лесной избушки. (1).

  3. Прошлое Тараса. (3).

Относительно содержания расставьте пункты плана по порядку.

V. Итог урока. Рефлексия.




Приложение


Кроссворд


Урок чтения «Приемыш» Д.Н.Мамин- Сибиряк( 1 час)


Ответы:

  1. Сорок

  2. Лето

  3. Сайма

  4. Голодай

© 2010-2022