- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок чтения «Приемыш» Д. Н. Мамин-Сибиряк ( 1 час)
Урок чтения «Приемыш» Д. Н. Мамин-Сибиряк ( 1 час)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Буржинова Э.Б. |
Дата | 19.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок чтения в 4 классе.
Тема: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш" (1-ый урок)
Цели: Продолжить знакомить учащихся с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка; познакомить с жизненным и творческими путями писателя; продолжить работу над совершенствованием техники чтения (скорость, понимание прочитанного, правильность), развивать внимание, память, речь; развивать мотивацию учения; воспитывать положительное отношение к учебе, доброту.
Оборудование: Рисунки детей с изображением собак; портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, книги "Серая шейка", "Аленушкины сказки", сказка "Про храброго зайца - Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост", "Сказка про Комара Комаровича", "Сказка про славного царя Гороха…", слова К. Дитмара, энциклопедия о животных, кроссворды.
Ход урока:
I. Организация класса.
Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь
II. Упражнения для развития речевого аппарата
1.Фонетическая зарядка.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
ра - ра - ра -Кате спать пора;
ро - ро - ро - на полу стоит ведро;
ры - ры - ры - летают комары;
ор - ор - ор - подмели мы двор;
арь - арь - арь - на стене висит фонарь.
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Испугался Рома грома,
Заревел он громче грома.
3.Восстанови текст.
Я сегод____ сби___ с ног -
У меня про____ ще____.
Два часа его зва____
Два ча___ его жда___.
IV. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы будем учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет чудесный мир классики. Пусть урок принесет вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.
Учитель: Сегодня мы начнем читать еще один рассказ о дружбе животных. Его автор вам хорошо знаком. Его перу принадлежат следующие строчки: (Дети угадывают, учитель выставляет книги и прикрепляет карточки на доску).
Игра «Угадай-ка»
1. "Серая Шейка". "Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло еще весной, когда подкралась к выводку лиса и схватила утенка. Старая утка смело бросилась на врага и отбила утенка, но одно крылышко оказалось сломанным."
2. "Сказка про храброго зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост": "Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было еще чтобы заяц не боялся никого".
3. "Сказка про Комара Комаровича и др." "Опять полетел Комар Комарович и впился медведю прямо в глаз. Заревел медведь от боли, хватил себя лапой по морде, и опять в лапе ничего, только чуть глаз себе не вырвал когтем".
ВЫСТАВКА КНИГ
*О ком идет речь?
Да, это Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. А рассказ называется "Приемыш". Прежде мне хотелось бы, чтобы вы лучше узнали о жизни самого писателя, его детстве, увлечениях.(ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ)
V. Новая тема.
1. Знакомство с биографией писателя: (читает подготовленный ученик)
Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье заводского священника и сельской учительницы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Пермского университета, но получить законченное образование так и не сумел. Печататься начал с 1875 г. (в 23 года). Для детей и о детях было написано более 130 произведений
В семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Поэтому книги пользовались здесь почетом.
- это наши лучшие друзья, - говорил отец, - и какие дорогие друзья.
Цикл "Аленушкины сказки" Мамин-Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нем так: "Это моя любимая книжка - ее написала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные".
2. Словарная работа.(волшебная коробочка)
Протока - соединительный канал между озером и рекой.
Заводь - небольшое водное пространство в реке с замедленным течением.
Сайма - рыбацкая стоянка.
Увечить-калечить кого-нибудь.
Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.
-
Прослушивание 1 части (аудиозапись)
Вопрос, нацеливающий на восприятие прочитанного:
Почему рассказ называется «Приемыш»?
-
От чьего имени ведётся рассказ?
-
Где происходят события?
-
Что доказывает, что автор и раньше посещал жилище охотника? (знает название озера, кличку собаки, в избушке нашел всё необходимое, чтоб вскипятить чай).
Работа с научной литературой- Энциклопедия о животных- 2 учащийся
. Лебеди, род птиц семейства утиных. Длина до 180 см, весят до 13 кг, 6 видов, в Евразии, Америке и Австралии; обитают по берегам пресных водоемов. В России 3 вида: шипун, кликун и малый лебедь. Малый лебедь занесён в Красную книгу.
4. чтение 2 части «цепочкой»
1.4.Выборочное чтение по вопросам учителя:
Найдите и прочитайте эпизод, в котором рассказывается об отношении птицы и собаки.
2.4.Работа в парах. Отгадывание кроссворда.( приложение)
Физминутка
Встаньте, изобразите гордую, величественную птицу.
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
4.Чтение 3 части (учитель и сильные учащиеся) Словарная работа.
жил бобылём - одиноко, без родных без жены;
перемерли - по очереди умерли;
эвон - устаревшее (вот);
ужасно доволен - употребляется в разговорной речи, т.е. очень.
5. IV часть текста.
А теперь ребята, представьте, что вы писатели.
Как бы вы закончили этот рассказ?
Прочитав 4 часть рассказа, сравните свою версию, с версией автора. (Это и будет вашим домашним заданием).
Составление плана к рассказу.
А сейчас вернёмся к началу рассказа.
Что записано на доске? (План).
-
Как Приёмыш оказался у Тараса? (2).
-
Встреча автора с обитателями лесной избушки. (1).
-
Прошлое Тараса. (3).
Относительно содержания расставьте пункты плана по порядку.
V. Итог урока. Рефлексия.
Приложение
Кроссворд
Ответы:
-
Сорок
-
Лето
-
Сайма
-
Голодай