Конспект открытого урока чтения и развития речи во 2 классе по теме Урок-путешествие в зимний лес. Н. Сладков «Зимний запас»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательное Государственное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №3 Костромской области»

Урок чтения и развития речи во 2 классе. Дата: 8 декабря 2015 года. Учитель: Соболева Е.К.

Тема: Урок-путешествие в зимний лес. Н.Сладков «Зимний запас».

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Н.Сладкова «Зимний запас».

Задачи урока:

1.Образовательная: совершенствовать навыки правильного выразительного осознанного чтения; учить отвечать на вопросы по содержанию, расширять знания по теме «Подготовка животных к зиме».

2.Коррекционно-развивающая: корригировать и развивать фонематический слух, произвольное внимание, устную (монологическую и диалогическую) речь, мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение), познавательную активность, эмоционально-волевую сферу; обогащать словарный запас.
3.Воспитательная: воспитывать любовь к природе, внимательное и заботливое отношение к животным, интерес к уроку через элементы игры. 4.Здоровьесберегающая: сохранять и поддерживать здоровье учащихся на уроке путем общеукрепляющих упражнений, предупреждать мышечное переутомление и напряжение в области глаз, создать условия для комфортного состояния учеников в соответствии с требованиями САНПИН.


Оборудование:

для учителя: Чтение: 2класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида С.Ю. Ильиной, презентация к уроку, искусственная елка, маски зверей (для драматизации), выставка книг Н. Сладкова, аппликация «медведь в берлоге», демонстрационные таблицы с гласными буквами и скороговоркой, карточки трудных слов, предметы для игры «Кто чем питается», карточки с текстами для чтения слабочитающим, карточка-опора для обобщения, магниты; демонстрационные таблицы (следы зверей).


для учащихся: Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида С.Ю.Ильиной, карточки с текстами слабо читающим (тексты с крупным шрифтом и знакомыми буквами); карточки (следы зверей).

Ход урока

Мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа


I подготовительный этап.

1

1. Организационный момент. Начинаем урок чтения. Дидактическая игра.

Сядет тот, кто назовет животных ласково: белка-белочка, заяц-зайчик, медведь-мишка, еж-ежик, лиса-лисичка, мышь-мышка, волк-волчок, кабан-кабанчик, бурундук-бурундучок, синица-синичка.

Проверка готовности к уроку.

- У вас на партах должны быть учебники и конверты с заданиями.

Здороваются, выполняют задание учителя и садятся, проверяют готовность уроку.

Коррекция коммуникативных навыков. Создание эмоционального настроя на работу, воспитание интереса к предмету через организацию дидактической игры. Развитие самостоятельности, умения организовать свое рабочее место.

1

2. Сообщение темы, цели урока.

-Сегодня на уроке совершим путешествие в зимний лес.

Прочитаем рассказ Николая Сладкова «Зимний запас», ответим на вопросы.

Слушают, запоминают, смотрят

Слайд 2.

Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, понимание и усвоение учебной задачи.

2

3. Артикуляционная гимнастика (для губ и языка). Ребята, сегодня на уроке нам с вами придется много общаться. Настроим наш речевой аппарат. Улыбка- трубочка, заборчик- хоботок (2 раза). Качели-часики- почистим зубки.

Повторяют за вызванным учеником

Развитие органов речевого аппарата.

2

4. Речевая разминка:

-упражнение на дыхание: песенка гласных - а о у и ы

- работа со скороговоркой:

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Прочитайте скороговорку про себя. Прочитайте вслух, четко проговаривая каждый звук слова (медленно, чуть быстрее, быстро).

Поют гласные: тихо, громче, громко.

Проговаривают скороговорку хором и индивидуально в разном темпе: медленно, чуть быстрее, быстро.

Развитие правильной артикуляции, органов речевого аппарата, навыков четкого произношения. Контроль посадки за партами, сохранение осанки.

Использование наглядности (на доске - карточки-опоры с гласными и скороговоркой)

II Основной этап.

5

1. Актуализация опорных знаний.

Ребята, послушайте загадку:

Дед Мороз стучит в окно.

Лес оделся в серебро.

Снег давно лежит, не тает,

А когда это бывает?

- Кто из вас был в лесу в зимнее время?

- Каким вы видели зимний лес?

- Вот и мы с вами сегодня отправимся в путешествие по зимнему лесу.

На чем будем путешествовать? (На лыжах.)

1.1. Динамическая пауза

Встаем на лыжи, возьмем палки покрепче. Вперед! Двигаемся на лесную полянку.

- А где же все звери?

Замело в лесу пригорки

И овражки замело

Ни души нет на полянке

Тихо. Холодно. Бело.

-Никого нет на этой полянке. Но это только так кажется. Глубоко под снегом спрятались под пеньком мелкие букашки и лягушки. А рядом заснул ёжик.

- Вот под этой ёлочкой мы присядем и узнаем , кого можно встретить зимой на лесной полянке.

Послушайте и отгадайте загадки:

1.Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

2.Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый - краса! А зовут ее… (Лиса)

3.Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость-

Ну, конечно, это…(Лось)

3.Кто в лесу разбойник серый?

Кто зубами щелк да щелк?

Вы, конечно, догадались:

Это злющий, страшный…( Волк)

4.Сбросил серенькую шубку,

Белую к зиме надел.

Прыг - и позади лужайка,

Спрятался от волка…(Зайка) Кого же можно встретить зимой в лесу? А ежа?

- Это бывает зимой. Слайд 3.

Отвечают на вопросы учителя.

Встают на воображаемые лыжи, попадают на лесную полянку. Встают в круг вокруг елочки, отвечают на вопросы

.

Слушают рассказ учителя

Садятся под елочку, читают стихи-загадки, отгадывают. Слайд 4.


Отвечают: волк, заяц, лиса, лось, белка. Еж спит в гнезде под снегом.

Развитие слухового восприятия и внимания, умения отгадывать загадки.

Развитие связной речи (полные ответы учащихся)

Развитие эмоционально-волевой сферы. Снятие мышечного напряжения. Удовлетворение естественной двигательной активности на уроке.


Развитие умения внимательно слушать и запоминать.

Развития воображения и мыслительных процессов (анализ)

Развитие связной речи, смысловой догадки на материале загадок типа «доскажи словечко», умения выступать перед классом.

Развитие умения внимательно слушать и запоминать, умения читать стихи выразительно.

1

-Не замерзли, ребята? Покажите, как вам холодно! Давайте-ка, согреемся!

2.Физкультминутка (речь с движением).

-Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

Произносят слова и выполняют движения вместе с учителем.

Коррекция общей моторики. Предупреждение переутомления. Снятие мышечного напряжения. Организация внимания всех учащихся. Развитие связной речи, смысловой памяти, эмоционально-волевой сферы.

14

3. Изучение нового материала

Приступим к чтению рассказа. В тексте встретятся трудные слова. Давайте их разберём.

1) Словарная работа

Как вы понимаете смысл слов «шатаешься», «беззаботный»? Кто такой «самоед»? Что означает слово «нагуляю (сало)»?

2) Первичное знакомство с текстом. Чтение учителем.

-Откройте учебники по закладке на странице 113, следите по тексту.

-Было ли вам интересно слушать рассказ? Что вы узнали из рассказа о жизни зверей зимой в лесу?

3) Чтение текста по частям и анализ по вопросам.

- Как животные готовятся к зиме? Ответьте, используя картинки учебника.

- Почему животные запасают корм на зиму?

- Почему Заяц называет Медведя беззаботным?

- Как Медведь готовится к зиме? В чём заключается его хитрость?

4) Чтение слабо читающими учащимися индивидуальных текстов. Назовите главных героев рассказа.

Читают слова на карточках, объясняют значение (ша-та-ешь-ся, без-за-бот-ный, самоед, нагуляю).

Слушают, следят по учебнику.

Читают и анализируют текст по вопросам, отвечают с опорой на картинки учебника. Слайд 5 Слабо читающие учащиеся читают текст по карточке, отвечают на вопрос.

Контроль посадки детей за партами, сохранение осанки. Коррекция и развитие слухового восприятия, внимания, памяти. Индивидуальная работа со слабыми учащимися; (повторяют за сильным учащимся)

Развитие устной (диалогической) речи.

Развитие речи, обогащение словаря.

Развитие навыка правильного осознанного слогового чтения, умения отвечать на вопросы. Коррекция и развитие мыслительного процесса: анализ. Индивидуальная работа со слабыми учащимися; разноуровневые задания (дифференцированный подход)

1

-Долго путешествовали мы по зимнему лесу. А в лесу все белым-бело. Глаза наши устали. Сделаем упражнения для глаз.

4.Физкультминутка для глаз. (Зажмурились - удивились - поморгали глазками - глаза вверх, вниз, влево, вправо - поморгали глазами-посмотрели вдаль).

Делают физкультминутку для глаз вместе с учителем.

Здоровьесбережение. Отдых для глаз. Снятие напряжения с области глаз.

8

5. Закрепление материала. Игра «Чей след» .

-Продолжим наше путешествие по зимнему лесу. Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Словно чистые страницы книги перед вами. Книгу леса открываем, по следам её читаем.

Игра «Чей след? Сколько карточек достали из конверта?

Смотрим на слайд и показываем нужную карточку.

Вот это - след зайца. Впереди большие следы задних ног. Позади маленькие - передние.

Это - след лося. Он крупный и длинный.

Это - след волка. След ложится по прямой, как по верёвочке, строчкой в одну линию.

Это лисий след. Идет ровной цепочкой.

-Покажите движения лисы, волка, зайца.

6. Игра «Кто лишний?» (лиса, снегирь, заяц, белка)

7. Игра "Кто чем питается"

-Определите, кому из животных зимой потребуется этот корм.

Как мы можем позаботится о птицах?

Обратите внимание на нашу кормушку.

8. Диалог-драматизация «Лесной разговор»(составление мини-рассказов о животных)

Послушаем разговор зверей в лесу. Пусть они нам расскажут, где будут зимовать и что заготовили на зиму.

Достают из конверта карточки, рассматривают на экране следы, определяют, чей след, показывают нужную карточку (заяц, лиса, волк, лось), слушают комментарий учителя. Слайды 6-9. Рассматривают наглядность (следы животных крупным планом)

Показывают, как шагают животные (на партах с помощью рук).

Рассматривают на экране изображения животных, находят лишнее животное, объясняют, почему. Слайд 10.

Выходят по одному, берут со стола предметы, определяют, кому из животных потребуется этот корм (орех, желудь, зерно, шишка, ягоды шиповника, сухие грибы, ягоды рябины и калины, веточки деревьев, картофель)

Выходят к елочке, разбирают маски зверей, ведут беседу, рассказывают, что они запомнили по теме (с применением карточки-опоры для ответа

Я НА ЗИМУ…

Я БУДУ ЗИМОВАТЬ…)

Развитие познавательных интересов, любознательности, активности на уроке, самостоятельности. Межпредметные связи: математика.

Имитация движений животных. Эмоциональный отклик. Воспитание интереса к предмету через моменты игры на уроке.

Коррекция и развитие мыслительных процессов: анализ, сравнение, обобщение.

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, связной речи, навыков выступления перед классом.

Развитие умения рассуждать, доказывать.

Развитие наблюдательности, памяти, связной речи, эмоционально-волевой сферы, навыков выступления перед классом, мыслительной операции: обобщение.

III Заключительный этап.

5

-Ребята, наше путешествие в зимний лес подходит к концу.

1. Знакомство с выставкой книг

-Ребята, посмотрите на стенд, на котором выставлены книги Н. Сладкова о природе, о животных, о птицах. Эти книги советую вам прочесть я и наш библиотекарь - Тамара Николаевна..

Н.Сладков ("Русские сказки о природе", "Лесные сказки", "Лесной календарь")

2. Домашнее задание (дифференцированное для разных групп учащихся). Рассказ "Зимний запас" Н.Сладкова

I группа - стр. 113-114 пересказ

II группа - стр. 113-114 читать , отвечать на вопросы в конце текста

III группа - стр. 113 читать отрывок

- Повторяют задание

3. Итог урока. Оценивание.

-Какой рассказ читали на уроке?

- Что нового узнали? -Почему рассказ называется «Зимний запас»? Кто самый внимательный: как Медведь в рассказе называет Зайца?

-- Какое задание для вас было самым интересным?

- Почему животным и птицам надо зимой помогать?

Продолжайте вести наблюдения за животными зимой и не забывайте подкармливать птиц.

Выставляет оценки, комментирует их.

Рассматривают стенд с книгами Н.Сладкова, запоминают.

Запоминают дифференцированное домашнее задание. Слайд 11.

Отвечают на вопросы, делают выводы, слушают комментарии учителя по поводу оценок.

Развитие зрительной памяти и внимания.

Развитие смысловой памяти, усвоение поставленной задачи.

Развитие умения обобщать, делать выводы.

4.Рефлексия

- Понравилось вам путешествие? Давайте и впредь работать также дружно, как сегодня. Пожмите друг другу руки.

Отвечают на вопросы, жмут руки друг другу.

Развитие самооценки, эмоционально-волевой сферы.



© 2010-2022