- Преподавателю
- Начальные классы
- Тематический классный час «Моя малая родина. Памятники города Печоры»
Тематический классный час «Моя малая родина. Памятники города Печоры»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Носова О.С. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Конспект тематического классного часа
по патриотическому воспитанию «Моя малая родина. Памятники города Печоры»
Автор: Носова Ольга Степановна, учитель начальных классов, МОУ «ООШ № 53» пгт. Изъяю, Печора, Республика Коми
Общая педагогическая цель: воспитание у детей любви к малой родине.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с историей Печорского района с помощью памятников города Печоры.
Развивающие: развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой район, интерес и любовь к малой родине.
Оборудование: мультимедийная презентация, фотографии памятников г. Печоры, сборники стихов коми поэтов
Ход классного часа
I. Вступительная часть
Ученики читают стихотворение Альберта Ванеева
Как прекрасны места родные!
Всё здесь кажется чистым и светлым.
Как легко захлебнувшись ветром,
Через заросли мчаться лесные.
Здесь светлей весенние ночи.
Здесь стройней и красивей сосны.
Как легко тут сияет солнце,
Ручейку заглядевшись в очи.
И дожди осенние даже -
Как привет из родного дома.
Верь не верь, о Родине нашей
Не могу говорить по-другому.
Учитель: Это стихотворение написал коми поэт А.Ванеев. О чём оно?
- Как вы понимаете, что такое «малая Родина»?
- Вы родились в стране, которая называется Россией! Россия - огромная страна. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя малая Родина - тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина - родной город. Для кого-то - городская улица или уютный дворик с качелями. Малая Родина у каждого своя!
II. Определение темы классного часа
Учитель: О чём будем говорить на классном часе?
На классном часе познакомимся с памятниками нашего города.
III. Основная часть
Учитель:
- Как называется республика, в которой мы живём? (Республика Коми)
-Как называется наш город? (Печора)
- Кто знает, почему у города такое название? (стоит на реке Печоре)
Ученик:
- В 1903 году известный исследователь Севера В. А. Русанов провел крупную экспедицию по реке Печоре. Проплывая мимо живописных крутых берегов, он написал в своем путевом дневнике пророческую фразу: «Придет ли время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит парк, и этим изумительным зрелищем будет наслаждаться рабочий люд».
Прошло почти 40 лет, на высоком берегу появился рабочий посёлок Канин Нос, который 1949 году получил статус города и был назван Печора.
Памятник Русанову Владимиру Александровичу установлен на набережной реки Печоры и является символом города. (Слайд 2)
Учитель:
- На главной печорской набережной установлен еще один памятный знак, кто знает какой? (Памятник воинам-интернационалистам)
Этот памятник был установлен в память о печорцах, погибших в локальных конфликтах - Афганистан, Чечня. (Слайд 3)
Учитель:
- Конечно, в нашем городе есть памятник в честь Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
- Ребята, кто знает, где он находится? (На площади Победы)
Ученик:
- Мемориал «Никто не забыт…» включает в себя скульптурную композицию воинов-освободителей, вечный огонь и аллею славы. 1 сентября 2014 года начались работы по реконструкции мемориала к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. (Слайд 4)
Учитель:
- Кроме памятника Русанову, в нашем городе установлены памятники другим известным людям. Кто знает эти памятники? (Памятник С.М. Кирову и памятник М. Горькому)
Ученик:
- Памятник Сергею Мироновичу Кирову (советский политический деятель, принимал активное участие в становлении Советского государства) - установлен у входа в главное учебное заведение города Печоры - филиал «Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций» - более известное как Печорское речное училище. Многие выпускники нашей школы учатся в речном училище, чтобы после окончания работать на речном и морском флоте. (Слайд 5)
Ученик:
- Памятник Максиму Горькому (знаменитый русский писатель) установлен на площади в железнодорожной части города, которую печорцы неправильно называют площадью Горького. На самом деле она носит название Площадь мира. Памятник стоит перед небольшим сквером, за которым расположен единственный в нашем городе кинотеатр - кинотеатр им. Горького.
(Слайд 6)
Ученик:
- Еще в Печоре есть целое здание-памятник - это Дом культуры железнодорожников. ДКЖ - ровесник города, был открыт в 1949 году. Здание было построено как театр, силами тысячи заключенных, отбывающих наказание в Печоре. Зрительный зал на 400 мест был построен и оформлен ленинградскими мастерами согласно особым расчетам, как в древнегреческих театрах, и соответствует мировым стандартам театральной акустики - произнесенный в глубине сцены звук будет слышен и на последних рядах зрительного зала. (Слайд 7)
Учитель:
- Сегодня Дом культуры железнодорожников находится на капитальном ремонте. Лучшие мастера восстанавливают внутренний и внешний вид здания. Зрительный зал в 2014 году после длительного перерыва уже распахнул свои двери для печорцев - в январе там состоялся концерт, посвященный 65-летию города Печоры. (Слайд 8)
Учитель:
- В Печоре есть три памятника, посвященные людям трудных профессий, которые внесли огромный вклад в развитие Печоры и всего Севера. Назовите эти профессии? (Железнодорожники, нефтяники и авиаторы)
Ученик:
- Паровоз установлен около локомотивного депо. Он символизирует собой труд первых работников Северной железной дороги, которые осваивали наш край. Это настоящий паровоз, привезенный к нам со ст. Ираель. (Слайд 9)
Ученик:
- На углу Печорского проспекта и улицы Мира возвышается макет башенной буровой вышки. Буровая для Печоры - символ огромного труда, отданного в дело освоения Северного края. Это памятник всем, кто вложил и вкладывает свой труд в разведку и добычу нефти и газа в Печорском районе. (Слайд 10)
Ученик:
- Вертолет Ми-8 - памятник авиаторам, осваивавшим Север на винтокрылых машинах. Установлен в сквере неподалеку от аэропорта. В настоящее время вертолет отреставрирован и находится в идеальном состоянии. (Слайд 11)
IV. Заключительная часть
Учитель:
- Как вы думаете, для чего нужны памятники? (сохранять историю города, страны; развивать интерес к истории своего края и т.д.)
- Я предлагаю вам составить свой маршрут для экскурсии по городу. Для этого разделитесь на группы по 3-4 человека, сообща выберите несколько памятников нашего города, история создания которых вам больше запомнилась. Проведите заочную экскурсию, используя фотографии памятников.
Учитель:
(читает стихотворение печорского поэта Ю.К.Полякова)
Я, увы, уже давно немолод.
Сединою густо убелён.
Но в тебя, наш славный, милый город,
С детских лет, по-прежнему влюблён.
Где б меня по свету не носило,
Где бы жизнь ни радужной была,
Будто сверхъестественная сила,
Та любовь всегда к себе звала…
..Я готов сто раз в тебя влюбиться,
Не жалея всех сердечных чувств…
..И горжусь, что я - печорец,
А Печора - это тоже Русь…
V. Рефлексия
Учитель:
- В конце нашего занятия я предлагаю вам рассказать о своих впечатлениях,
используйте для этого начало фразы «Я не знал…..теперь я знаю.»
- Спасибо всем за активное участие!
Материалы:
В подготовке конспекта тематического классного часа и презентации использованы
1. Материалы МБУ «Печорский историко-краеведческий музей»;
2. Фотографии информационного портала «Печора today»;
3. Сборники стихов:
Поляков Ю.К. Печорские зори: стихотворения разных лет. - Печорское время, 1998
Ванеев А.Е. Наша ягода - брусника: Стихи. - М.: Современник, 1983,