Тематический классный час «Моя малая родина. Памятники города Печоры»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект тематического классного часа

по патриотическому воспитанию «Моя малая родина. Памятники города Печоры»

Автор: Носова Ольга Степановна, учитель начальных классов, МОУ «ООШ № 53» пгт. Изъяю, Печора, Республика Коми

Общая педагогическая цель: воспитание у детей любви к малой родине.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с историей Печорского района с помощью памятников города Печоры.

Развивающие: развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой район, интерес и любовь к малой родине.

Оборудование: мультимедийная презентация, фотографии памятников г. Печоры, сборники стихов коми поэтов

Ход классного часа

I. Вступительная часть

Ученики читают стихотворение Альберта Ванеева

Как прекрасны места родные!

Всё здесь кажется чистым и светлым.

Как легко захлебнувшись ветром,

Через заросли мчаться лесные.

Здесь светлей весенние ночи.

Здесь стройней и красивей сосны.

Как легко тут сияет солнце,

Ручейку заглядевшись в очи.

И дожди осенние даже -

Как привет из родного дома.

Верь не верь, о Родине нашей

Не могу говорить по-другому.

Учитель: Это стихотворение написал коми поэт А.Ванеев. О чём оно?

- Как вы понимаете, что такое «малая Родина»?

- Вы родились в стране, которая называется Россией! Россия - огромная страна. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя малая Родина - тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина - родной город. Для кого-то - городская улица или уютный дворик с качелями. Малая Родина у каждого своя!

II. Определение темы классного часа

Учитель: О чём будем говорить на классном часе?

На классном часе познакомимся с памятниками нашего города.

III. Основная часть

Учитель:

- Как называется республика, в которой мы живём? (Республика Коми)

-Как называется наш город? (Печора)

- Кто знает, почему у города такое название? (стоит на реке Печоре)

Ученик:

- В 1903 году известный исследователь Севера В. А. Русанов провел крупную экспедицию по реке Печоре. Проплывая мимо живописных крутых берегов, он написал в своем путевом дневнике пророческую фразу: «Придет ли время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит парк, и этим изумительным зрелищем будет наслаждаться рабочий люд».

Прошло почти 40 лет, на высоком берегу появился рабочий посёлок Канин Нос, который 1949 году получил статус города и был назван Печора.

Памятник Русанову Владимиру Александровичу установлен на набережной реки Печоры и является символом города. (Слайд 2)

Учитель:

- На главной печорской набережной установлен еще один памятный знак, кто знает какой? (Памятник воинам-интернационалистам)

Этот памятник был установлен в память о печорцах, погибших в локальных конфликтах - Афганистан, Чечня. (Слайд 3)

Учитель:

- Конечно, в нашем городе есть памятник в честь Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

- Ребята, кто знает, где он находится? (На площади Победы)

Ученик:

- Мемориал «Никто не забыт…» включает в себя скульптурную композицию воинов-освободителей, вечный огонь и аллею славы. 1 сентября 2014 года начались работы по реконструкции мемориала к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. (Слайд 4)

Учитель:

- Кроме памятника Русанову, в нашем городе установлены памятники другим известным людям. Кто знает эти памятники? (Памятник С.М. Кирову и памятник М. Горькому)

Ученик:

- Памятник Сергею Мироновичу Кирову (советский политический деятель, принимал активное участие в становлении Советского государства) - установлен у входа в главное учебное заведение города Печоры - филиал «Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций» - более известное как Печорское речное училище. Многие выпускники нашей школы учатся в речном училище, чтобы после окончания работать на речном и морском флоте. (Слайд 5)

Ученик:

- Памятник Максиму Горькому (знаменитый русский писатель) установлен на площади в железнодорожной части города, которую печорцы неправильно называют площадью Горького. На самом деле она носит название Площадь мира. Памятник стоит перед небольшим сквером, за которым расположен единственный в нашем городе кинотеатр - кинотеатр им. Горького.

(Слайд 6)

Ученик:

- Еще в Печоре есть целое здание-памятник - это Дом культуры железнодорожников. ДКЖ - ровесник города, был открыт в 1949 году. Здание было построено как театр, силами тысячи заключенных, отбывающих наказание в Печоре. Зрительный зал на 400 мест был построен и оформлен ленинградскими мастерами согласно особым расчетам, как в древнегреческих театрах, и соответствует мировым стандартам театральной акустики - произнесенный в глубине сцены звук будет слышен и на последних рядах зрительного зала. (Слайд 7)

Учитель:

- Сегодня Дом культуры железнодорожников находится на капитальном ремонте. Лучшие мастера восстанавливают внутренний и внешний вид здания. Зрительный зал в 2014 году после длительного перерыва уже распахнул свои двери для печорцев - в январе там состоялся концерт, посвященный 65-летию города Печоры. (Слайд 8)

Учитель:

- В Печоре есть три памятника, посвященные людям трудных профессий, которые внесли огромный вклад в развитие Печоры и всего Севера. Назовите эти профессии? (Железнодорожники, нефтяники и авиаторы)

Ученик:

- Паровоз установлен около локомотивного депо. Он символизирует собой труд первых работников Северной железной дороги, которые осваивали наш край. Это настоящий паровоз, привезенный к нам со ст. Ираель. (Слайд 9)

Ученик:

- На углу Печорского проспекта и улицы Мира возвышается макет башенной буровой вышки. Буровая для Печоры - символ огромного труда, отданного в дело освоения Северного края. Это памятник всем, кто вложил и вкладывает свой труд в разведку и добычу нефти и газа в Печорском районе. (Слайд 10)

Ученик:

- Вертолет Ми-8 - памятник авиаторам, осваивавшим Север на винтокрылых машинах. Установлен в сквере неподалеку от аэропорта. В настоящее время вертолет отреставрирован и находится в идеальном состоянии. (Слайд 11)

IV. Заключительная часть

Учитель:

- Как вы думаете, для чего нужны памятники? (сохранять историю города, страны; развивать интерес к истории своего края и т.д.)

- Я предлагаю вам составить свой маршрут для экскурсии по городу. Для этого разделитесь на группы по 3-4 человека, сообща выберите несколько памятников нашего города, история создания которых вам больше запомнилась. Проведите заочную экскурсию, используя фотографии памятников.

Учитель:

(читает стихотворение печорского поэта Ю.К.Полякова)

Я, увы, уже давно немолод.

Сединою густо убелён.

Но в тебя, наш славный, милый город,

С детских лет, по-прежнему влюблён.

Где б меня по свету не носило,

Где бы жизнь ни радужной была,

Будто сверхъестественная сила,

Та любовь всегда к себе звала…

..Я готов сто раз в тебя влюбиться,

Не жалея всех сердечных чувств…

..И горжусь, что я - печорец,

А Печора - это тоже Русь…

V. Рефлексия

Учитель:

- В конце нашего занятия я предлагаю вам рассказать о своих впечатлениях,

используйте для этого начало фразы «Я не знал…..теперь я знаю.»

- Спасибо всем за активное участие!

Материалы:

В подготовке конспекта тематического классного часа и презентации использованы

1. Материалы МБУ «Печорский историко-краеведческий музей»;

2. Фотографии информационного портала «Печора today»;

3. Сборники стихов:

Поляков Ю.К. Печорские зори: стихотворения разных лет. - Печорское время, 1998

Ванеев А.Е. Наша ягода - брусника: Стихи. - М.: Современник, 1983,


© 2010-2022