Конспект урока обучения грамоте на тему: Звуки [м] и [мʼ] и буквы «М», «м» ФГОС (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Шеина Светлана Владимировна

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте).

Класс: первый.

Тема урока: Звуки [м] и [мʼ] и буквы «М», «м».

Учебник: «Азбука. Обучение грамоте и чтению» Ю.А. Агарков, Н.Г. Агаркова.

Цель: Создать условия для овладения и осмысление новой информации - согласные звуки [м] и [мʼ] и буквы «М», «м».

Задачи:

  • Обучающие:

- содействовать овладению и осмыслению информации о согласных звуках [м] и [мʼ] и буквах «М», «м»;

- формировать умения отличать твёрдый звук [м] от мягкого звука [мʼ];

- формировать умение выполнять звукобуквенный анализ слов;

- создать организационные и содержательные условия для работы над звуками [м] и [мʼ] и буквами «М», «м»;

  • Развивающие:

- развивать умение контролировать и планировать свою деятельность;

- развивать умение плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;

- развивать фонематический слух, внимание, мышление.

  • Воспитывающие:

- Воспитывать умение принимать решение и отвечать за его результат при работе в паре;

- Воспитывать желание самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, высказывать свое мнение;

- Воспитывать любовь к обучению.

Тип урока: урок открытия «нового» знания.

Необходимое техническое оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Самоопределение к деятельности

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок.

Вы тихонечко садитесь

И работать не ленитесь.

- Ребята, всё ли у вас готово к уроку?

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: самоопределение; мотивация к обучению и познанию.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Давайте с вами вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

- Что нового вы узнали?

- Предлагаю определить, чему будет посвящён наш сегодняшний урок. На доске записано предложение, в котором у всех слов пропущена первая буква, отгадайте какие буквы должны быть и прочтите предложение.

..ама ..ыла ..илу ..ылом.

- Какой буквы не хватает в словах?

-Спишите предложение.

Дети отвечают на вопросы.


«М»

Дети отгадывают пропущенные буквы и списывают предложение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

Логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

3

Постановка учебной задачи

-Что вы увидели в данном предложении?

- Что вы будете изучать сегодня на уроке, уже догадались?

Правильно, вы узнаете о согласных звуках [м] и [мʼ] и буквах «м», «М».

Какие цели вы сегодня поставите? Что нового хотите узнать?

Все слова начинаются с буквы «м», «М».

Букву «м», «М».

Цель нашего урока….

я хочу узнать ….

я буду …..

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Работа с конструированием большой и малой букв «м».

- Ребята, на что похожа буква «м», «М»?

(на слайде буква «М» и рисунки)

Взявшись за руки, мы встали,

И на М похожи стали.

В. Степанов

Хорошо известно всем,

Где метро, там буква М!

А. Шибаев

Вот качели - буква М!

Здесь качаться можно всем!

Е. Тарлапан

- Возьмите элементы-шаблоны печатных букв «м», «М» и сконструируйте из них буквы «м», «М».

- А теперь посмотрите у соседа, правильно ли он выполнил, помогите ему в случае необходимости.

Физминутка
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И - направо! И еще
Через левое плечо!


Текст стихотворения сопровождается движениями учителя.

Смотрят на слайды, отвечают.


Конструируют печатные буквы «м», «М».

Взаимопроверка.


Учащиеся повторяют движения за учителем.

Регулятивные: самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные: решение проблемы, конструирование печатных букв.

Коммуникативные: коммуникация как сотрудничество.

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Откроем азбуку на стр. 24.

Предлагаю вам вместе с героями нашего учебника Мишей и Машей изучить новый звук и новую букву, научиться читать слоги и слова с буквой «м».

Произнесем хором звук [м] в слове - мыл.

Как располагаются органы речи?

Встречает ли воздух преграду? Если да, то какую?

А раз встречает значит это какой звук?

Что мы слышим при произнесении шум или шум с голосом? Какой это звук звонкий или глухой? Твердый или мягкий? Дайте характеристику звуку [м].

- Произнесем хором звук [мʼ] в слове мил.

- Дайте полную характеристику данному звуку. Ответ напишите на листочках (которые уже заранее раздали)

Организует работу в парах.

- А теперь поменяйтесь листочками, и проверьте у своего товарища по эталону.

Продолжение работы с азбукой, стр.24

- Рассмотрите иллюстрацию, кто изображен на ней?

Работа в группах.

Подумайте с какого звука начинается слово, поставьте в нём ударение, поделите его на слоги. Прочтите слова по слогам, а затем полностью.

- Молодцы (правильный ответ появляется на слайде).

- А теперь поиграем.

- Я произношу слова со звуками [м] и [мʼ],

Когда вы слышите твердый звук - встают мальчики, когда мягкий - девочки.

- Посмотрите на слайд с рисунком.

Назовите предметы название которых начинается со звуков [м] и [мʼ].

Дети открывают учебник.

Губы сжимаются, зубы не соприкасаются, язык находится в свободном положении.

Встречает. Губы сжаты.

Согласный.

Согласный, твердый, звонкий.

Согласный, мягкий, звонкий.

Взаимопроверка по эталону.

Маша и Миша.

МАША, МИША

Делимся на группы по 4 человека (соседние парты). Отвечает 1 представитель от группы.

Молоток, мотоцикл, мыльница, море, мандарин.

Коммуникативные: управление поведением партнера, умение работать в парах, группах, контроль, коррекция, оценка действий.

Регулятивные: оценивание результата своей деятельности, аргументирование своего мнения и позиции, самоконотроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, работа с дидактической иллюстрацией, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует самостоятельную работу.

На интерактивной доске слайд с заданием: прочитать стихотворение и запомнить как можно больше слов с буквами «М», «м».

Много слов хороших, есть на букву «М»,

Мёд, мечта, малина, с этим - нет проблем.

Но ведь каждый знает, лучше всех других.

Это слово - мама! Больше нет таких.

Мама - это значит, солнце и тепло.

Мама - это значит, ласка и добро.

Слайд убирает.

Слайд со стихотворением вновь показывает.

Читают стихотворение.

Слова с буквами «М», «м», которые запомнили записывают в тетради.

Самостоятельно проверяют по эталону правильность выполненного задания.

Личностные: смыслообразование, самооценка на основе критерия успешности

Регулятивные: оценивание результата своей деятельности, аргументирование своего мнения и позиции, самоконотроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные: перечитывание текста с задачей найти и запомнить нужные слова.

7

Рефлексия учебной деятельности.

- Ребята, добились ли вы целей, которые ставили в начале урока?

- Что вы узнали нового?

- Что вспомнили и повторили?

- Что оказалось трудным и не получилось?

- Так какие же звуки обозначает буква «м»?

- Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: нахождение ответов на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.


© 2010-2022