- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока обучения грамоте на тему: Звуки [м] и [мʼ] и буквы «М», «м» ФГОС (1 класс)
Конспект урока обучения грамоте на тему: Звуки [м] и [мʼ] и буквы «М», «м» ФГОС (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шеина С.В. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учитель: Шеина Светлана Владимировна
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте).
Класс: первый.
Тема урока: Звуки [м] и [мʼ] и буквы «М», «м».
Учебник: «Азбука. Обучение грамоте и чтению» Ю.А. Агарков, Н.Г. Агаркова.
Цель: Создать условия для овладения и осмысление новой информации - согласные звуки [м] и [мʼ] и буквы «М», «м».
Задачи:
-
Обучающие:
- содействовать овладению и осмыслению информации о согласных звуках [м] и [мʼ] и буквах «М», «м»;
- формировать умения отличать твёрдый звук [м] от мягкого звука [мʼ];
- формировать умение выполнять звукобуквенный анализ слов;
- создать организационные и содержательные условия для работы над звуками [м] и [мʼ] и буквами «М», «м»;
-
Развивающие:
- развивать умение контролировать и планировать свою деятельность;
- развивать умение плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
- развивать фонематический слух, внимание, мышление.
-
Воспитывающие:
- Воспитывать умение принимать решение и отвечать за его результат при работе в паре;
- Воспитывать желание самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, высказывать свое мнение;
- Воспитывать любовь к обучению.
Тип урока: урок открытия «нового» знания.
Необходимое техническое оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1
Самоопределение к деятельности
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок.
Вы тихонечко садитесь
И работать не ленитесь.
- Ребята, всё ли у вас готово к уроку?
Проверяют готовность к уроку.
Личностные: самоопределение; мотивация к обучению и познанию.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
-Давайте с вами вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
- Что нового вы узнали?
- Предлагаю определить, чему будет посвящён наш сегодняшний урок. На доске записано предложение, в котором у всех слов пропущена первая буква, отгадайте какие буквы должны быть и прочтите предложение.
..ама ..ыла ..илу ..ылом.
- Какой буквы не хватает в словах?
-Спишите предложение.
Дети отвечают на вопросы.
«М»
Дети отгадывают пропущенные буквы и списывают предложение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:
Логические - анализ объектов с целью выделения признаков.
3
Постановка учебной задачи
-Что вы увидели в данном предложении?
- Что вы будете изучать сегодня на уроке, уже догадались?
Правильно, вы узнаете о согласных звуках [м] и [мʼ] и буквах «м», «М».
Какие цели вы сегодня поставите? Что нового хотите узнать?
Все слова начинаются с буквы «м», «М».
Букву «м», «М».
Цель нашего урока….
я хочу узнать ….
я буду …..
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: постановка вопросов;
Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.
4
Построение проекта выхода из затруднения.
Работа с конструированием большой и малой букв «м».
- Ребята, на что похожа буква «м», «М»?
(на слайде буква «М» и рисунки)
Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.
В. Степанов
Хорошо известно всем,
Где метро, там буква М!
А. Шибаев
Вот качели - буква М!
Здесь качаться можно всем!
Е. Тарлапан
- Возьмите элементы-шаблоны печатных букв «м», «М» и сконструируйте из них буквы «м», «М».
- А теперь посмотрите у соседа, правильно ли он выполнил, помогите ему в случае необходимости.
Физминутка
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И - направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями учителя.
Смотрят на слайды, отвечают.
Конструируют печатные буквы «м», «М».
Взаимопроверка.
Учащиеся повторяют движения за учителем.
Регулятивные: самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные: решение проблемы, конструирование печатных букв.
Коммуникативные: коммуникация как сотрудничество.
5
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Откроем азбуку на стр. 24.
Предлагаю вам вместе с героями нашего учебника Мишей и Машей изучить новый звук и новую букву, научиться читать слоги и слова с буквой «м».
Произнесем хором звук [м] в слове - мыл.
Как располагаются органы речи?
Встречает ли воздух преграду? Если да, то какую?
А раз встречает значит это какой звук?
Что мы слышим при произнесении шум или шум с голосом? Какой это звук звонкий или глухой? Твердый или мягкий? Дайте характеристику звуку [м].
- Произнесем хором звук [мʼ] в слове мил.
- Дайте полную характеристику данному звуку. Ответ напишите на листочках (которые уже заранее раздали)
Организует работу в парах.
- А теперь поменяйтесь листочками, и проверьте у своего товарища по эталону.
Продолжение работы с азбукой, стр.24
- Рассмотрите иллюстрацию, кто изображен на ней?
Работа в группах.
Подумайте с какого звука начинается слово, поставьте в нём ударение, поделите его на слоги. Прочтите слова по слогам, а затем полностью.
- Молодцы (правильный ответ появляется на слайде).
- А теперь поиграем.
- Я произношу слова со звуками [м] и [мʼ],
Когда вы слышите твердый звук - встают мальчики, когда мягкий - девочки.
- Посмотрите на слайд с рисунком.
Назовите предметы название которых начинается со звуков [м] и [мʼ].
Дети открывают учебник.
Губы сжимаются, зубы не соприкасаются, язык находится в свободном положении.
Встречает. Губы сжаты.
Согласный.
Согласный, твердый, звонкий.
Согласный, мягкий, звонкий.
Взаимопроверка по эталону.
Маша и Миша.
МАША, МИША
Делимся на группы по 4 человека (соседние парты). Отвечает 1 представитель от группы.
Молоток, мотоцикл, мыльница, море, мандарин.
Коммуникативные: управление поведением партнера, умение работать в парах, группах, контроль, коррекция, оценка действий.
Регулятивные: оценивание результата своей деятельности, аргументирование своего мнения и позиции, самоконотроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, работа с дидактической иллюстрацией, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
6
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организует самостоятельную работу.
На интерактивной доске слайд с заданием: прочитать стихотворение и запомнить как можно больше слов с буквами «М», «м».
Много слов хороших, есть на букву «М»,
Мёд, мечта, малина, с этим - нет проблем.
Но ведь каждый знает, лучше всех других.
Это слово - мама! Больше нет таких.
Мама - это значит, солнце и тепло.
Мама - это значит, ласка и добро.
Слайд убирает.
Слайд со стихотворением вновь показывает.
Читают стихотворение.
Слова с буквами «М», «м», которые запомнили записывают в тетради.
Самостоятельно проверяют по эталону правильность выполненного задания.
Личностные: смыслообразование, самооценка на основе критерия успешности
Регулятивные: оценивание результата своей деятельности, аргументирование своего мнения и позиции, самоконотроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные: перечитывание текста с задачей найти и запомнить нужные слова.
7
Рефлексия учебной деятельности.
- Ребята, добились ли вы целей, которые ставили в начале урока?
- Что вы узнали нового?
- Что вспомнили и повторили?
- Что оказалось трудным и не получилось?
- Так какие же звуки обозначает буква «м»?
- Молодцы!
Отвечают на вопросы.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: нахождение ответов на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.