Доклад Проектная деятельность в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему: «Проектная деятельность в начальной школе» Проектную деятельность я веду второй год. И считаю, что проектная деятельность младших школьников - это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Дети - прирожденные исследователи. Только нужно по- настоящему увлечь их. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их в нужное направление. Стараюсь создать благоприятные условия для развития творческой личности. В моей работе ежедневно возникают вопросы: -Как заинтересовать ребенка учебным материалом? -Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал? -Как создать ситуацию успеха и веру в их силы? Один из путей - включение учащихся в творческую, поисковую и исследовательскую деятельность. Стремлюсь строить обучение так, чтоб успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Стараюсь, чтобы школьники приобретали знания, умения, навыки на каждом этапе работы над проектом. На всех этапах работы я выступаю как помощник, направляю деятельность учащихся. При этом моя роль такова: - консультирую по разным вопросам; - моделирую различные ситуации; - создаю ситуацию выбора и свободы самоопределения; - провоцирую вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности; Роль учеников при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы: - выбирают (принимают решения). - участвуют в командной работе; - оценивают информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее полезности для проекта. В то же время они оценивают продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Приступая к проектированию учитываю, что большинство детей еще не имеют постоянных увлечений. Поэтому, если тема уже выбрана, приступаем к ее выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим учеников на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом ученики в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись. В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от темы. Поскольку для меня два года назад организация проектов было делом новым, то, изучив методику проведения проектов, я попробовала разработать и провести с детьми ряд проектов. В первом классе параллельно с изучением букв, чтобы не угас интерес к обучению, изготовили «свою» книжку - малышку. Мы её делали «живой» придумывали сказки. Родители помогали, находили загадки, картинки. Но рисовали только дети. Потом листочки собирались в папку с файлами, получалась у каждого своя книжка-малышка. Работая над «книжкой», дети обращались к различным источникам информации- словари, энциклопедии, ресурсы интернета. Материал дети представляли в различном варианте - кто-то в устной форме, кто-то готовил от руки, кто-то печатном варианте, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добивалась, чтобы материал, который готовили дети, был им понятен и доступен. Привлекая к проектной деятельности родителей, рассказывала, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Нами был выполнен проект «Как зимой помочь птицам». Ребята готовились к проекту: читали книги о птицах, которые зимуют у нас в регионе, отгадывали загадки, инсценировали сценку «Жалобы птиц», узнали, какой корм можно класть в кормушку, какой нет. Была выполнена практическая работа по изготовлению кормушки для птиц из коробки из - под сока. Готовые кормушки были развешаны на деревьях школьного двора. Шимкин Альберт принял участие в районном конкурсе исследовательских работ «Ювента» с проектно-творческой работой «Помоги зимой птицам. Так же ребята работали над долгосрочным мини-проектом «Выращивание лука на окне», каждый ребёнок вёл дневник, где записывал свои наблюдения, учились правильно выращивать лук на подоконнике. Что для этого необходимо? Подбирали стихи, поговорки, сказки о луке, оформили выставку рисунков «Лучший лучок». Познакомились через презентацию о применении зелёного лука в пищу. Затем срезав свой урожай на «окне», ребята отнесли его в школьную столовую. На уроках ознакомления с окружающим миром, мы встречаемся с темами экологической направленности. Дети работали над проектом «Тюльпаны Родины моей». В процессе работы над этим проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Учащиеся обсуждали проблемы: на что жалуется природа? Кому приходится плохо? Кто страдает от необдуманных действий человека? Этот проект дал возможность определить готовность учащихся помогать природе, заботиться о ней. Воспитывает любовь к родному краю. Развивает интерес к познанию окружающего мира, чувство сострадания, сопереживания к представителям растительного мира; развивает творческие способности и фантазию.

Выводом проекта стали слова:

"Я сорвал цветок - и он увял,

Я поймал мотылька -

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно только сердцем". Продолжая проектную деятельность во втором классе учились выбирать дополнительную литературу, посетили школьную библиотеку. С помощью игры «Найди загаданное слово» задавали разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие слова «что», «как», «почему», «зачем». Также учились давать определения понятиям. Для того чтобы научиться определять понятия выполнили проект «Времена года». Ребята подготовили загадки, пословицы, поговорки, загадки о временах года, выезжали на экскурсию в парк «Дружба», г. Элиста. На новый год ребята своими руками выполнили творческий проект «Создаём новогоднюю сказку». Одним важным элементом проектной деятельности являются экскурсионные проекты. Целью таких проектов является определение интересов и склонностей каждого ребёнка. Отправляясь на экскурсии, составляли план, в результате которого каждый ученик знал, зачем идёт, что ему надо от экскурсии. Итоги обязательно обсуждались. Дети рассказывали свои отзывы, наблюдения, полученные знания. Мои ученики верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в проектную деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков.



Учитель начальных классов: Емельяненко Татьяна Николаевна











МОКУ «Вознесеновская СОШ им И.В.Гермашева»





Доклад на тему:

«Проектная деятельность

в начальной школе»

Учитель начальных классов

Емельяненко Татьяна Николаевна



2014 г.

© 2010-2022