- Преподавателю
- Начальные классы
- Кризис семи лет особенности и симптомы
Кризис семи лет особенности и симптомы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Громова Н.А. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кризис семи лет: особенности и симптомы
Громова Н.А., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1» Под кризисом семи лет понимается возрастной кризис ребенка, когда заканчивается дошкольный период жизни и начинается новый школьный. В зависимости от различных социальных факторов кризис у ребенка, может наступить и раньше: с шести лет или восьми. Кризис семи лет является переломным моментом в жизни каждого ребенка, который отделяет одну часть жизни от другой. В психологии впервые этот криз выделил Л. С. Выготский, который отмечал, что после шести лет ребенок утрачивает детскую непосредственность, появляются новые манеры поведения. И это связано с начинающейся дифференциацией внешней и внутренней жизни. Основными симптомами кризиса семи лет являются: кривляние, манерность и непослушание. Ребенок либо идет на открытый конфликт, либо делает вид, что не слышит взрослых. И в том и в другом случае поведение ребенка является признаками кризиса. Несмотря на то, что все возрастные кризисы жизни ребенка, такие как кризис трех лет и подростковый кризис, имеют схожие симптомы, у кризиса семи лет есть свои особенности. Если, переживая кризис трех лет, ребенок стремится показать свою самостоятельность и говорит часто слова «Я сам», то кризис семи лет связан с утратой детской непосредственности, то есть с возникновением интеллектуального момента между переживанием и поступком. Ребенок в возрасте семи лет хочет поскорее отойти от детства, в это время обычные бытовые правила, установленные родителями, кажутся для него уже пережитком детского возраста. Основным фактором такого поведения ребенка является культурная среда, в которой он воспитывается. Родители все время говорят: «Вот ты уже взрослый, идешь в школу!» Поэтому, когда ребенок становится школьником, он считает, что теперь занимает новую социальную позицию в обществе -теперь он взрослый. Кризис семи лет связан с изменениями не только внешними, но и внутренними. Именно в этом возрасте на физиологическом уровне происходит интенсивное биологическое созревание детского организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают. Для младшего школьного возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии. Самая существенная черта кризиса семи лет - начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний. Переживания в этом возрасте являются следствием трудных и неприятных ситуаций, которые возникают в жизни школьника впервые. Именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируется так называемая «внутренняя позиция школьника». Вся проблема, в том, что у некоторых детей она формируется еще до того момента, как он пошел в школу. Ребенок уже хочет занять свое социальное новое место в обществе, но по различным причинам не идет в школу. В семье к нему относятся как к маленькому, а он уже готов стать взрослым, вот тут у ребенка и возникает внутренний протест, который является основным источником кризиса. О наступлении у ребенка кризиса семи лет свидетельствуют различные поведенческие реакции: - пауза (это наиболее распространенная реакция ребенка, и в данном возрасте, выражается в том, что после поступления какого-либо указания и просьбы взрослого ребенок либо не выполняет действие, либо всячески его оттягивает, т.е. не слушается. Создается впечатление что дети "не слышат, о чем их просят", "делают вид, что не слышат", родители отмечают, что раньше такого не было, и часто не могут понять, с чем связано такое поведение); - спор (данная реакция выражается, в том, что, когда родители просят ребенка о чем-либо, он начинает возражать и оспаривать мнение взрослых, наиболее часто ребенок приводит следующие аргументы сравнения: «Почему ему можно, а мне нельзя». Это связано с тем, что ребенок считает себя уже взрослым, потому что он большой, он ходит в школу и ему тоже должно быть можно); - хитрость (ребенок нарушает привычные требования в скрытой форме и эта реакция ребенка направлена на избежание наказания, за какой-либо проступок. Для ребенка это своего рода игра); - непослушание (ребенок отказывается от выполнения обычных повседневных обязанностей, которые раньше выполнял беспрекословно); - самостоятельность (ребенок, стремится делать самостоятельно какие- либо новые дела, которые делают взрослые. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших). Таким образом, выделяются следующие особенности отношения детей седьмого года жизни к взрослым. В целостном отношении к взрослому выделяется отношение к правилу, заданному взрослым. Ребенок нарушает условия выполнения правила. Ребенок демонстрирует взрослому свою взрослость, подчеркивая тем самым свою возросшую самостоятельность. Возникают новые самостоятельные занятия. Выполняя самостоятельную деятельность, ребенок обращается к близкому взрослому как к эксперту. Это обращение также свидетельствует о выделении в целостном прежде отношении нового аспекта. Кризис семи лет практически не исследован. Поэтому наблюдается противоречие между научным подходом и отсутствием, прежде всего, методов воспитания у родителей. В любом случае педагог, как врач, должен рассматривать эту проблему глубоко. Здесь много мнений, но как такового рецепта нет, где был бы точно прописан диагноз и рекомендации лечения. И в этой ситуации необходимо усилить работу на родительских лекториев, кроме того важны индивидуальные беседы с родителями. Для того, чтобы объяснить, как важно пересмотреть систему требований. А также изменить свое отношение к ребенку - он уже не маленький - внимательнее относиться к его мнениям и суждениям. Поскольку в возрасте семи лет у ребёнка основными потребностями являются уважение к нему и стремление стать взрослым, то мы должны создать для ребёнка и в школе, и дома условия, в которых он мог контролировать свои действия самостоятельно, без указания взрослых. Одним из выходов может служить система самоконтроля: самоуправление в школе, читательские дневники, списки добрых дел, дневник хорошего поведения, распорядок дня, личный дневник. Таким образом, можно сказать, что кризис семи лет проявляется у современных детей и зависит от комплекса различных факторов, включая воспитание, уровень развития и подготовки к школе.
Список используемой литературы 1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова // Аспект пресс. - Москва, 2001. - С.460.
2. psychology - Выготский Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // 2007.
3