Технология создания исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 20»

(МБОУ СОШ № 20)




ДОКЛАД

по теме







«Технология создания исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе»


Подготовила:

учитель начальных классов

Комарова А.А.









г.Саров

2014-2015 уч.год Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы. Считается, что овладение метапредметными результатами вместе с проявлением волевых качеств личности составляет основу умения учиться и определяет младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Выходя за рамки учебной деятельности, младший школьник действует как субъект собственной жизнедеятельности и является конструктором собственного жизненного пути, проявляя себя как личность создающая, творческая, готовая решать жизненные проблемы. Сегодня актуальной становится проблема организации обучения, направленного на сознательное формирование способов действий, необходимых для решения проблем, и достижение на их основе метапредметных результатов обучения. В качестве такой технологии мы рассматриваем технологию создания исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе. Методология технологии представлена тремя подходами: системно-деятельностным, синергетическим и метапредметным. Общие положения системно-деятельностного подхода изложены в ФГОС. Применительно к нашему исследованию данный подход позволяет спроектировать модель достижения метапредметных результатов на основе использования исследовательских ситуаций, выявить составляющие компоненты исследовательской ситуации: условие, противоречие, следствие; взаимосвязь между ними, способы организации деятельности обучающихся. Синергетический подход основывается на идеях саморазвития и самоорганизации, самоуправления системы, осуществляемые при непосредственном контакте с окружающим миром. Самоорганизация осуществляется с момента постановки проблемы, причём учитель не просто задаёт вопросы, на которые заранее знает ответы, - он задаёт проблемы, которые влекут за собой совместный исследовательский поиск. Противоречие, входящее в состав проблемы, является побуждающим импульсом к творчеству. Под его воздействием ученики погружаются в хаос «старых» знаний и способов действий. В процессе их «примерки» происходит скачок мыслей, который стирает прежние стереотипы и рождает нечто новое, творческое. Это происходит или в ходе индивидуальной работы, или в сотрудничестве с другими учениками. Субъектно - субъектная связь придаёт особый личностный смысл. Ученик перерабатывает мысли других учеников группы и достраивает свой результат до целостного образа. Метапредметный подход позволяет рассматривать ситуацию как средство обеспечения метапредметности. В исследовательской ситуации предметное содержание определяется условием проблемы. Именно условия «задают» направление исследования. Противоречие направляет поведение детей на исследование. Оно обусловлено тем, что в процессе собственной деятельности дети собирают знания из разных областей для объяснения какого - то явления. Это становится не только полезной привычкой, но и обогащает их личный опыт. В учебном процессе в плане достижения метапредметных результатов исследовательская ситуация имеет ряд преимуществ. Во-первых, она позволяет достаточно быстро овладеть метапредметными результатами. Во-вторых, способы действия становятся привычкой, и младший школьник по-другому действовать уже не может. В-третьих, ребёнок действует для достижения цели. В-четвёртых, работа происходит в группе. Она включает в свой состав учеников с разным уровнем достижения метапредметных результатов. В-пятых, достижение результата связано с мощным эмоциональным всплеском, который поддерживает желание детей заниматься исследовательской деятельностью. Главная составляющая исследовательской ситуации - проблема, в процессе которой происходит рождение новой идеи и овладение способами действий, направленными на её решение. Рассмотрим цепочку звеньев, входящих в структуру проблемы. Первое звено - условия.

  • Внешние связаны с учебной задачей, которая является принципиально новой для младшего школьника.
  • Внутренние связаны с опытом ребёнка.
Второе звено - противоречие. Оно «завлекает» и побуждает к поиску. Третье звено - следствие данной проблемы. Здесь происходит объединение элементов знания и опыта и создаётся некая, совершенно новая смысловая реальность, ранее не знакомая ребёнку, - результат. В зависимости от учебной задачи исследовательская ситуация может быть включена в четыре вида уроков. На уроке введения понятия дети знакомятся с новым понятием; целью урока ассоциативных связей является установление связей нового понятия с другими, изученными ранее. Для того чтобы использовать данное понятие при решении частных задач, необходим урок накопления опыта. Дальнейшее накопление опыта по использованию понятия происходит на уроке группового решения задач. После того как обучающиеся поймут важность и значимость решения стоящей перед ними исследовательской проблемы, они начинают работать с информационными источниками в группах. Свой вывод они оформляют на большом листе в виде: модели, таблицы, рисунка, графика или тезиса. Каждый ребёнок понимает, какой вклад в решение проблемы может сделать уже сегодня. Таким образом, исследовательскую ситуацию мы рассматриваем с позиции достижения трёх видов результатов: личностных, метапредметных, предметных.









© 2010-2022