- Преподавателю
- Начальные классы
- Технология создания исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе
Технология создания исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Комарова А.А. |
Дата | 23.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 20»
(МБОУ СОШ № 20)
ДОКЛАД
по теме
«Технология создания исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе»
Подготовила:
учитель начальных классов
Комарова А.А.
г.Саров
2014-2015 уч.год Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы. Считается, что овладение метапредметными результатами вместе с проявлением волевых качеств личности составляет основу умения учиться и определяет младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Выходя за рамки учебной деятельности, младший школьник действует как субъект собственной жизнедеятельности и является конструктором собственного жизненного пути, проявляя себя как личность создающая, творческая, готовая решать жизненные проблемы. Сегодня актуальной становится проблема организации обучения, направленного на сознательное формирование способов действий, необходимых для решения проблем, и достижение на их основе метапредметных результатов обучения. В качестве такой технологии мы рассматриваем технологию создания исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе. Методология технологии представлена тремя подходами: системно-деятельностным, синергетическим и метапредметным. Общие положения системно-деятельностного подхода изложены в ФГОС. Применительно к нашему исследованию данный подход позволяет спроектировать модель достижения метапредметных результатов на основе использования исследовательских ситуаций, выявить составляющие компоненты исследовательской ситуации: условие, противоречие, следствие; взаимосвязь между ними, способы организации деятельности обучающихся. Синергетический подход основывается на идеях саморазвития и самоорганизации, самоуправления системы, осуществляемые при непосредственном контакте с окружающим миром. Самоорганизация осуществляется с момента постановки проблемы, причём учитель не просто задаёт вопросы, на которые заранее знает ответы, - он задаёт проблемы, которые влекут за собой совместный исследовательский поиск. Противоречие, входящее в состав проблемы, является побуждающим импульсом к творчеству. Под его воздействием ученики погружаются в хаос «старых» знаний и способов действий. В процессе их «примерки» происходит скачок мыслей, который стирает прежние стереотипы и рождает нечто новое, творческое. Это происходит или в ходе индивидуальной работы, или в сотрудничестве с другими учениками. Субъектно - субъектная связь придаёт особый личностный смысл. Ученик перерабатывает мысли других учеников группы и достраивает свой результат до целостного образа. Метапредметный подход позволяет рассматривать ситуацию как средство обеспечения метапредметности. В исследовательской ситуации предметное содержание определяется условием проблемы. Именно условия «задают» направление исследования. Противоречие направляет поведение детей на исследование. Оно обусловлено тем, что в процессе собственной деятельности дети собирают знания из разных областей для объяснения какого - то явления. Это становится не только полезной привычкой, но и обогащает их личный опыт. В учебном процессе в плане достижения метапредметных результатов исследовательская ситуация имеет ряд преимуществ. Во-первых, она позволяет достаточно быстро овладеть метапредметными результатами. Во-вторых, способы действия становятся привычкой, и младший школьник по-другому действовать уже не может. В-третьих, ребёнок действует для достижения цели. В-четвёртых, работа происходит в группе. Она включает в свой состав учеников с разным уровнем достижения метапредметных результатов. В-пятых, достижение результата связано с мощным эмоциональным всплеском, который поддерживает желание детей заниматься исследовательской деятельностью. Главная составляющая исследовательской ситуации - проблема, в процессе которой происходит рождение новой идеи и овладение способами действий, направленными на её решение. Рассмотрим цепочку звеньев, входящих в структуру проблемы. Первое звено - условия.
- Внешние связаны с учебной задачей, которая является принципиально новой для младшего школьника.
- Внутренние связаны с опытом ребёнка.