- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация урока литературного чтения Пытаемся понять, почему люди фантазируют Дневник фокса Миккии
Презентация урока литературного чтения Пытаемся понять, почему люди фантазируют Дневник фокса Миккии
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Орехова Е.И. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема: « Пытаемся понять, почему люди фантазируют»
Цель: на примере литературных, живописных и музыкальных произведений найти ответ на вопрос: зачем нужна фантазия. Как меняется окружающий мир, если смотреть на него свозь волшебное стекло воображения?
Задачи:
- Познакомить с понятием «фантазия»;
- Выяснить, почему люди фантазируют;
- Развивать навыки чтения, умение высказывать свои мысли, вести диалог, отстаивать свою точку зрения, способствовать развитию мыслительных операций.
- Прививать интерес и любовь к чтению книг, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению.
Оборудование: презентация.
Литература: учебник « Литературное чтение» Н.А. Чуракова часть 1.
План урока:
I. Организация класса.
II. Вступительная беседа.
- просмотр видеоролика «Оранжевая песенка»
III. Работа по теме урока:
- чтение и анализ стихотворения Новеллы Матвеевой « Картофельные олени»
- чтение и анализ произведения « Дневник фокса Микки»;
IV.Итог урока:
- работа по вопросам.
- оценивание учащихся на уроке
Ход урока.
I.Организация класса:
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня я вам предлагаю погрузиться в мир фантазий, чтобы понять, почему люди фантазируют.
(слайд 1)
II. Актуализация знаний.
(слайд 2) Звучит песня «Оранжевая песенка»
- Может ли песня быть оранжевой? (нет). (Оранжевый - это цвет).
- Девочка поёт, что всё вокруг оранжевое.
- А дядя говори т, что это ерунда, что такого не бывает.
- Кто из героев прав? они правы оба, просто дядя забыл, что воображение может всё! И даже раскрасить мир в оранжевый цвет.
(слайд 3)
-А иногда бывает и так, что самая простая чернильная клякса у людей может вызвать бурную фантазию. Главное - уметь рассмотреть в самых простых, обыденных вещах что- то необычное. Давайте проверим, насколько у нас развито воображение.
(Слайд 4)
- Как вы понимаете слово фантазия? Фантазия - это...?
- Правильно, теперь посмотрим, как это понятие трактуется в толковом словаре Сергея Ивановича Ожигова. (фантазия- это способность к творчеству, созданию чего- то необычного, причудливого). Часто вы можете слышать фразы «Придаваться фантазиям» или «Полёт фантазии», которые указывают на способность человека придумывать, сочинять.
(Слайд 5)
-Ярче всего продемонстрировать способность к фантазии можно на примере рассматривания облаков.
- Посмотрите… вам знакомы эти образы? (Лошадей).
- Я разделила иллюстрации на две группы. Поднимите руку, кто догадался, по какому признаку я это сделала.
В правом столбике, скорее картины, чем облака - результат творчества художников.
А в левом столбике фотографии естественных облаков. Но только ли лошадей мы можем увидеть, глядя на облака.
- Так что же такое фантазия? (Это способность к творчеству).
- И сегодня на уроке я хочу видеть искорку в ваших зорких глазах, мечтою разбудить вашу фантазию.
III.Работа по теме урока:
- Откройте учебники на странице 102.
- Нам предстоит познакомиться с произведениями двух авторов Новеллы Матвеевой и Саши Чёрного. Это два ярких примера способности видеть необыкновенное в простых вещах, а также умения передать свои впечатления с помощью слова другим людям.
«Картофельные олени»
- Сначала мы познакомимся со стихотворением Новеллы Матвеевой.
- Как оно называется? «Картофельные олени»
- Как понятие «картофель» может быть связано с понятием«олень»? (очень сложно представить).
-Давайте же прочитаем стихотворение и узнаем, о чём хотела нам рассказать поэтесса.
-И так, ребята, я вам прочту это стихотворение, а вы внимательно слушайте, возможно, у вас появятся вопросы.
- Какие понятия вам были не понятны? Значение, каких слов я должна уточнить?
- Прочитаем стихотворение…
- Поднимите руки те дети, которые видели проросший картофель. Посмотрите на слайд.
(Слайд6)
- Скажите, чем ростки похожи на рога оленя? (Своей формой)
- Докажите, что в этом стихотворении использовался приём сравнения. Найдите в тексте.
- Использовала ли Новелла в этом стихотворении приём олицетворения? Докажите! Кто уже нашел, поднимите руку.
- На примере этого стихотворения мы убедились, что в основе фантазии могут быть такие приёмы, как сравнение и олицетворение.
В данном стихотворении использовалась звукопись.
Слова, которые мы должны чётко произнести показаны выделенной буквой «р».
- Прочитаем вместе только все выделенные слова. Начнём!
- Какие ощущения у вас возникают? Почему в воображении автора картошка рычит? Картошка не хочет лезть в кастрюлю.
«Дневник фокса Микки»
А теперь мы познакомимся с другим автором, с другим произведением, с другим фантазийным миром.
-Мы познакомимся с «Дневником фокса Микки».
Дети, объясните, как вы понимаете значение каждого, слова в названии произведения?
(Слайд 7, 8,9)Дневник - книга, тетрадь с личными записями.
- Какая форма дневника существует ещё?
Фокс - порода собаки, фокстерьер.
Микки - кличка собаки.
Литературный Микки имел в жизни реального «прототипа» - небольшую шуструю собачонку из породы гладкошерстных фокстерьеров.Песик был любимцем и поистине равноправным членом семьи.
- Он великий фантазёр и озорник, этот Микки, и к тому же мечтатель (даже стишки сочиняет). Правда бывает он хвастлив и ворчлив. Однако о нём не скажешь, что он скучен. Главное в нём - его жизнерадостность и доброжелательность, особенно к детям. Разве не интересно узнать, что думают о нас, людях, братья наши меньшие?
Первичное знакомство с текстом:
-Послушайте текст. После прочтения вы должны будете определить, от чьего лица идёт повествование?( от лица собаки,).
- Встретились ли вам слова, значение которых не понятны? (Арифметика-раздел математики, изучающий числа и их свойства. Цуцик - щенок).
Повторное чтение детьми.
- Вы заметили, что весь этот текст поделён на две части.
- Прочитаем первую часть «О Зине, о еде, о корове и т.п.». (3чел.)
Анализ прочитанного:
- Назовите главного героя (фокс Микки).
- Что со слов Микки он умеет делать? Можете обратиться к тексту.
- А что не умеет? (точить карандаши).
- Реально ли, что собаки могут говорить, читать, писать.
- Могу ли я утверждать, что данное произведение это плод фантазий писателя! (Да).
- Молодцы!
-Слушайте внимательно дальше, следующая запись в дневнике Микки.
- Если в тексте есть слова? значение которых вам не понятны.
Словарная работа:
Клейстер - густая масса, состоящая из воды и муки.
Деликатность -тактичность, вежливость в обращении.
Жаркое - это тушеное мясо с картошкой.
Повторное чтение детьми.(4 чел.)
Анализ текста:
- Какими недостатками облают люди, с точки зрения Фокса?
- Я буду вам зачитывать фразы, в которых фокс выражает своё недовольство людьми, а вы должны будете сформулировать качество присущее человеку
(учитель зачитывает фрагменты текста и спрашивает, о чём же это говорит?)
1. «Зачем эти горошки, морковки, сельдерейки и прочие гадости, которыми они портят жаркое?»
- На какой же человеческий недостаток намекает фокс Микки в данном случае? (Плохой вкус; ничего не понимают в настоящей еде).
- А что для него является деликатесом? (сырое мясо).
2. «Едят утром, едят в полдень, едят вечером, а Зина ест даже ночью: прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает (Обжоры, очень много едят).
3. Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят. И говорят ещё, что я обжора… (Несправедливы и невнимательны).
Закрепление:
Попробуйте соотнести иллюстрацию с фрагментом из текста. К какой части текста относится?
- Давайте, ребята усложним работу. Я буду вам показывать иллюстрацию, а вы должны будете найти в тексте фрагмент, соответствующий фотографии.
- Всё внимание на слайд.
1слайд: Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч.
2 слайд:Читать я немножко умею.
3 слайд:Писать я тоже научился.
4 слайд:Еда важнее всегов жизни.
V. Итог урока:
- С произведениями, каких авторов мы познакомились на уроке? Какое из них вам понравилось больше?
- Что особенного в этой собаке?
-Какие моменты в рассказе вызвали у вас улыбку?
-Какая фраза повести кажется вам самой яркой (красивой, юмористичной, удивительной…)?
- Какие фразы могли бы стать «крылатыми»?
- А можно ли развить фантазию? (Да)
- Каким способом? (Читать сказки, фантастические истории, развивать наблюдательность, путешествовать, не стесняться задавать вопросы.)
- Я вам желаю научиться видеть красоту в самых обыденных вещах, ценить её, стремиться создавать её вокруг себя. Урок я бы хотела закончить такими замечательными словами (Мечтай! Воображай! Верь! Твори!
Наш урок подошёл к концу, и за активную работу на уроке я хочу поощрить… Спасибо за внимание!