Презентация урока литературного чтения Пытаемся понять, почему люди фантазируют Дневник фокса Миккии

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Пытаемся понять, почему люди фантазируют»

Цель: на примере литературных, живописных и музыкальных произведений найти ответ на вопрос: зачем нужна фантазия. Как меняется окружающий мир, если смотреть на него свозь волшебное стекло воображения?

Задачи:

- Познакомить с понятием «фантазия»;

- Выяснить, почему люди фантазируют;

- Развивать навыки чтения, умение высказывать свои мысли, вести диалог, отстаивать свою точку зрения, способствовать развитию мыслительных операций.

- Прививать интерес и любовь к чтению книг, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению.

Оборудование: презентация.

Литература: учебник « Литературное чтение» Н.А. Чуракова часть 1.

План урока:

I. Организация класса.

II. Вступительная беседа.

- просмотр видеоролика «Оранжевая песенка»

III. Работа по теме урока:

- чтение и анализ стихотворения Новеллы Матвеевой « Картофельные олени»

- чтение и анализ произведения « Дневник фокса Микки»;

IV.Итог урока:

- работа по вопросам.

- оценивание учащихся на уроке

Ход урока.


I.Организация класса:

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня я вам предлагаю погрузиться в мир фантазий, чтобы понять, почему люди фантазируют.

(слайд 1)

II. Актуализация знаний.

(слайд 2) Звучит песня «Оранжевая песенка»

- Может ли песня быть оранжевой? (нет). (Оранжевый - это цвет).

- Девочка поёт, что всё вокруг оранжевое.

- А дядя говори т, что это ерунда, что такого не бывает.

- Кто из героев прав? они правы оба, просто дядя забыл, что воображение может всё! И даже раскрасить мир в оранжевый цвет.

(слайд 3)

-А иногда бывает и так, что самая простая чернильная клякса у людей может вызвать бурную фантазию. Главное - уметь рассмотреть в самых простых, обыденных вещах что- то необычное. Давайте проверим, насколько у нас развито воображение.

(Слайд 4)

- Как вы понимаете слово фантазия? Фантазия - это...?

- Правильно, теперь посмотрим, как это понятие трактуется в толковом словаре Сергея Ивановича Ожигова. (фантазия- это способность к творчеству, созданию чего- то необычного, причудливого). Часто вы можете слышать фразы «Придаваться фантазиям» или «Полёт фантазии», которые указывают на способность человека придумывать, сочинять.

(Слайд 5)

-Ярче всего продемонстрировать способность к фантазии можно на примере рассматривания облаков.

- Посмотрите… вам знакомы эти образы? (Лошадей).

- Я разделила иллюстрации на две группы. Поднимите руку, кто догадался, по какому признаку я это сделала.

В правом столбике, скорее картины, чем облака - результат творчества художников.

А в левом столбике фотографии естественных облаков. Но только ли лошадей мы можем увидеть, глядя на облака.

- Так что же такое фантазия? (Это способность к творчеству).

- И сегодня на уроке я хочу видеть искорку в ваших зорких глазах, мечтою разбудить вашу фантазию.

III.Работа по теме урока:

- Откройте учебники на странице 102.

- Нам предстоит познакомиться с произведениями двух авторов Новеллы Матвеевой и Саши Чёрного. Это два ярких примера способности видеть необыкновенное в простых вещах, а также умения передать свои впечатления с помощью слова другим людям.

«Картофельные олени»

- Сначала мы познакомимся со стихотворением Новеллы Матвеевой.

- Как оно называется? «Картофельные олени»

- Как понятие «картофель» может быть связано с понятием«олень»? (очень сложно представить).

-Давайте же прочитаем стихотворение и узнаем, о чём хотела нам рассказать поэтесса.

-И так, ребята, я вам прочту это стихотворение, а вы внимательно слушайте, возможно, у вас появятся вопросы.

- Какие понятия вам были не понятны? Значение, каких слов я должна уточнить?

- Прочитаем стихотворение…

- Поднимите руки те дети, которые видели проросший картофель. Посмотрите на слайд.

(Слайд6)

- Скажите, чем ростки похожи на рога оленя? (Своей формой)

- Докажите, что в этом стихотворении использовался приём сравнения. Найдите в тексте.

- Использовала ли Новелла в этом стихотворении приём олицетворения? Докажите! Кто уже нашел, поднимите руку.

- На примере этого стихотворения мы убедились, что в основе фантазии могут быть такие приёмы, как сравнение и олицетворение.

В данном стихотворении использовалась звукопись.

Слова, которые мы должны чётко произнести показаны выделенной буквой «р».

- Прочитаем вместе только все выделенные слова. Начнём!

- Какие ощущения у вас возникают? Почему в воображении автора картошка рычит? Картошка не хочет лезть в кастрюлю.

«Дневник фокса Микки»

А теперь мы познакомимся с другим автором, с другим произведением, с другим фантазийным миром.

-Мы познакомимся с «Дневником фокса Микки».

Дети, объясните, как вы понимаете значение каждого, слова в названии произведения?

(Слайд 7, 8,9)Дневник - книга, тетрадь с личными записями.

- Какая форма дневника существует ещё?

Фокс - порода собаки, фокстерьер.

Микки - кличка собаки.

Литературный Микки имел в жизни реального «прототипа» - небольшую шуструю собачонку из породы гладкошерстных фокстерьеров.Песик был любимцем и поистине равноправным членом семьи.

- Он великий фантазёр и озорник, этот Микки, и к тому же мечтатель (даже стишки сочиняет). Правда бывает он хвастлив и ворчлив. Однако о нём не скажешь, что он скучен. Главное в нём - его жизнерадостность и доброжелательность, особенно к детям. Разве не интересно узнать, что думают о нас, людях, братья наши меньшие?

Первичное знакомство с текстом:

-Послушайте текст. После прочтения вы должны будете определить, от чьего лица идёт повествование?( от лица собаки,).

- Встретились ли вам слова, значение которых не понятны? (Арифметика-раздел математики, изучающий числа и их свойства. Цуцик - щенок).

Повторное чтение детьми.

- Вы заметили, что весь этот текст поделён на две части.

- Прочитаем первую часть «О Зине, о еде, о корове и т.п.». (3чел.)

Анализ прочитанного:

- Назовите главного героя (фокс Микки).

- Что со слов Микки он умеет делать? Можете обратиться к тексту.

- А что не умеет? (точить карандаши).

- Реально ли, что собаки могут говорить, читать, писать.

- Могу ли я утверждать, что данное произведение это плод фантазий писателя! (Да).

- Молодцы!

-Слушайте внимательно дальше, следующая запись в дневнике Микки.

- Если в тексте есть слова? значение которых вам не понятны.

Словарная работа:

Клейстер - густая масса, состоящая из воды и муки.

Деликатность -тактичность, вежливость в обращении.

Жаркое - это тушеное мясо с картошкой.

Повторное чтение детьми.(4 чел.)

Анализ текста:

- Какими недостатками облают люди, с точки зрения Фокса?

- Я буду вам зачитывать фразы, в которых фокс выражает своё недовольство людьми, а вы должны будете сформулировать качество присущее человеку

(учитель зачитывает фрагменты текста и спрашивает, о чём же это говорит?)

1. «Зачем эти горошки, морковки, сельдерейки и прочие гадости, которыми они портят жаркое?»

- На какой же человеческий недостаток намекает фокс Микки в данном случае? (Плохой вкус; ничего не понимают в настоящей еде).

- А что для него является деликатесом? (сырое мясо).

2. «Едят утром, едят в полдень, едят вечером, а Зина ест даже ночью: прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает (Обжоры, очень много едят).

3. Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят. И говорят ещё, что я обжора… (Несправедливы и невнимательны).

Закрепление:

Попробуйте соотнести иллюстрацию с фрагментом из текста. К какой части текста относится?

- Давайте, ребята усложним работу. Я буду вам показывать иллюстрацию, а вы должны будете найти в тексте фрагмент, соответствующий фотографии.

- Всё внимание на слайд.

1слайд: Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч.

2 слайд:Читать я немножко умею.

3 слайд:Писать я тоже научился.

4 слайд:Еда важнее всегов жизни.

V. Итог урока:

- С произведениями, каких авторов мы познакомились на уроке? Какое из них вам понравилось больше?

- Что особенного в этой собаке?

-Какие моменты в рассказе вызвали у вас улыбку?

-Какая фраза повести кажется вам самой яркой (красивой, юмористичной, удивительной…)?

- Какие фразы могли бы стать «крылатыми»?

- А можно ли развить фантазию? (Да)

- Каким способом? (Читать сказки, фантастические истории, развивать наблюдательность, путешествовать, не стесняться задавать вопросы.)

- Я вам желаю научиться видеть красоту в самых обыденных вещах, ценить её, стремиться создавать её вокруг себя. Урок я бы хотела закончить такими замечательными словами (Мечтай! Воображай! Верь! Твори!

Наш урок подошёл к концу, и за активную работу на уроке я хочу поощрить… Спасибо за внимание!


© 2010-2022