Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта

Республики Крым

Республиканское высшее учебное заведение

ГБОУВО РК Психолого-педагогический факультет

Кафедра начальное образование





КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ПРЕДМЕТУ « Русский язык»

ТЕМА: «Заглавная буква в словах»





Выполнена Головской С.Д.

студентка 4 курса, группы КЗНО 5-11

специальность «Начальное образование»

«УТВЕРЖДАЮ»

Учитель начальных классов: Призова О.М.

___________

(подпись)

Керчь

2015г.

Учебный предмет: русский язык.

Школа, класс: МБОУ г. Керчь РК «Школа №15 им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой», 1 «Б» класс

студентка 4 курса РВУЗ ГБОУВО РК Головская С.Д.

учитель: Призова Ольга Михайловна

Дата проведения урока:03.03.15г.

Оборудование: рабочие листы, музыкальное сопровождение, карточки, компьютер, презентация

Форма урока: урок-путешествие.

Тема урока: «Заглавная буква в словах» Цели урока: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных. Задачи урока: Образовательные: продолжить словарную работу: познакомить с новым словом из словаря и ввести его в активный словарь учащихся; Развивающие: развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся;

Воспитывающие: формировать навыки сотрудничества; прививать любовь к родной стране.













Технологическая карта

1 . Организационный момент

Встаньте ровно и красиво,

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы - ученики!

Слайд №1Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)


II. Актуализация знаний и создание ситуации успеха. Учитель -Сегодня мы будем путешествовать по стране с интересным названием. Чтобы узнать название этой страны, разделите запись на слова. Страна заглавных букв Проблема: не открываются ворота, что-то неправильно написано. -Какие буквы возьмём в эту страну? (заглавные) -Исправим ошибку и начнём путешествие. Ученики. Название страны нужно написать с заглавной буквы. Учитель -Над каким правилом мы будем работать? Ученики. Имена, фамилии, клички, города-все с заглавной буквы пишутся всегда. Ещё названия стран. Учитель На уроке мы познакомимся и с другими словами.

Слайд №2





Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)


III.Повторение Учитель

-Нас встречают сказочные герои. Отгадайте их. - Отгадайте загадки.

В одной весёлой книжке

Живёт смешной мальчишка.

Он многого не знает,

Учиться не желает (Незнайка)

Летает, но не самолёт,

С пропеллером, но не вертолёт,

Сладкое любит, но не медведь,

Любит на люстре он посидеть (Карлсон)

Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал. (Золушка)

Он весел и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин - мальчик Робин

Он зовётся … (Пятачок)

Мальчик - луковка знаком

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся…..(Чиполлино)

- Эти сказочные герои живут в разных странах. Посмотрите на карту и прочитайте, кто где живёт.

- Прочитайте ещё раз названия стран и сделайте вывод, как они пишутся. - Как вы думаете, почему названия стран пишутся с большой буквы?

Книгу про Незнайку сочинил писатель Носов, который жил в России.

Карлсон - житель Швеции, а Пятачок -Англии.

Волшебная сказка про Золушку пришла к нам из Франции.

В стране Италии жил сказочник Джани Родари, который написал прекрасную сказку о мальчике Чиполлино. -Как написаны названия стран? Сделаем вывод. Ученики. С заглавных букв пишутся названия стран.

На доске изображения сказочных героев появляются по щелчку. Буквы в именах перепутаны. Дети восстанавливают имена сказочных героев, записывают .

Слайд № 3

Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)



Слайд №4

На карте появляются названия стран.

Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс) IV.Словарно-орфографическая работа 1.Иван. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Город. Москва. Одежда. Учитель Разделить слова на 2 группы. Работа в парах. -Договоритесь, кто какую группу будет записывать. (проверка ) -Что обозначают слова? 2. А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы? Ответы учащихся Ещё с заглавной буквы пишутся:

  • Имена, фамилии, отчества
  • Имена сказочных героев
  • Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,
то есть географические названия

V.Физкультминутка. Игра «Карлики- великаны» Учитель называет слова, если слово пишется с заглавной буквы, ученики поднимают вверх руки, подтягиваются, если с маленькой- приседают.

3. Работа в группах с таблицей. ( у каждой группы таблица и набор карточек со словами.), Учитель Распределите слова по этим группам. 1. Имена, фамилии, отчества
2. Имена сказочных героев
3. географические названия 4.












Слова для справок: Тейково Пушкин Александр Сергеевич Агния Львовна Барто Москва Мурка Зорька берёза Лукина Ольга Сергеевна камыш дуб

Жучка Байкал

3.4. Фронтальный опрос учащихся. Учитель. Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? Ответы учащихся. Написанием. Учитель.
А ещё можно найти отличия? Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы? (имена собственные)

Учитель. Значит, ребята, фамилии, имена, отчества людей , имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы. В таблице встретилось название нашего родного города.

VI.Физкультминутка для глаз.

«Экскурсия по городу».

(фотографии) Учитель. Теперь посмотрим фотографии и найдём имена собственные и нарицательные.

-Как вы будете писать названия улиц, достопримечательностей?

-Напишите название своей улицы.

Слайд № 5

Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)



Показ слов в таблице. ( слайд № 6)

Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)

Слайд № 7. ПроверкаКонспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)

Слайд№8, 9, 10

Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)





VII.Самостоятельная работа. -Спишите предложение, изменив порядок слов. реке, Наш, стоит, город, на, Вязьма нашем, протекает, Вязьма, в, городе, река.

1вариант. Наш город стоит на реке Вязьма. 2 вариант. В нашем городе протекает река Вязьма.



(взаимопроверка)

Постановка проблемы 1. Работа с текстом. Поочерёдно выходят к доске, читают и исправляют ошибки. Учитель. Один мальчик написал о себе в газету. Вот что у него получилось: «Я живу в городе тейково. Он расположен на берегу реки вязьмы. Я люблю читать сказки и рассказы.. Буратино, карлсон - мои любимые сказочные герои. Ещё я люблю играть с шариком».

Учитель -Спишите 2 последних предложения. . Как написать слово шарик в предложении? Ответы учащихся.

2. Создание проблемной ситуации. Учитель. Правильно! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!

3.Совместное «открытие» новых знаний. 1.Обсуждение - фронтальный опрос. Учитель. Что имели в виду, дети, которые написали бы слово с заглавной буквы? Ответы учащихся кличку животного- имя собственное. Учитель. А что имели в виду те, которые написали бы со строчной (маленькой)? Ответы учащихся Воздушный шарик- имя нарицательное Учитель. Чем отличаются эти слова? Ответы учащихся Смыслом, обозначением, значением Учитель. Вы все правы! А ещё точнее эти слова отличаются лексическим значением

В слове главное - это его значение. Иногда от значения слова зависит его написание и надо понять, в каком значении употребляется это слово.

слайд №11

Переставить слова

Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)

Слайд № 12

Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)

Текст на доске

слайд №13

Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)





VIII.Домашнее задание. Учитель. Посмотрите на пары слов и скажите, почему одинаково звучащие слова написаны по-разному? Ответы учащихся У них значения разные, одно слово- имя собственное, а другое - имя нарицательное. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки. В зависимости от значения слова меняется и его написание. Придумайте 2 таких слова и составьте с ними предложения.

Слайд № 14

Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)



IX. Закрепление. Минутка для шутки. Учитель. Жили-были дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою называли Жучкой. А Хохлаткою они звали жеребёнка. А ещё у них была курица Бурёнка. А ещё у них была собачонка Мурка,

-Что заставило вас улыбнуться? Ученики. Смешно назывались животные. Учитель. Давайте наведём порядок.

слайд №15

Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)

Ученики называют пары слов.



IX. Рефлексия. Учитель.

  • - Чему учились на уроке?

  • - С каким правилом правописания познакомились?

  • - Как называлась страна, по которой мы путешествовали?

Вот и заканчивается наше путешествие. Но оно обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы.

- Дополните одну из фраз.

Сегодня на уроке:

я узнал …

я понял …

мне было интересно …

мне было трудно …

слайд №16



Дети выражают своё настроение, рисуя маркером либо солнечные лучики, либо капельки дождя

Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)




© 2010-2022