- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)
Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в словах (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Головская С.Д. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта
Республики Крым
Республиканское высшее учебное заведение
ГБОУВО РК Психолого-педагогический факультет
Кафедра начальное образование
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ « Русский язык»
ТЕМА: «Заглавная буква в словах»
Выполнена Головской С.Д.
студентка 4 курса, группы КЗНО 5-11
специальность «Начальное образование»
«УТВЕРЖДАЮ»
Учитель начальных классов: Призова О.М.
___________
(подпись)
Керчь
2015г.
Учебный предмет: русский язык.
Школа, класс: МБОУ г. Керчь РК «Школа №15 им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой», 1 «Б» класс
студентка 4 курса РВУЗ ГБОУВО РК Головская С.Д.
учитель: Призова Ольга Михайловна
Дата проведения урока:03.03.15г.
Оборудование: рабочие листы, музыкальное сопровождение, карточки, компьютер, презентация
Форма урока: урок-путешествие.
Тема урока: «Заглавная буква в словах» Цели урока: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных. Задачи урока: Образовательные: продолжить словарную работу: познакомить с новым словом из словаря и ввести его в активный словарь учащихся; Развивающие: развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся;
Воспитывающие: формировать навыки сотрудничества; прививать любовь к родной стране.
Технологическая карта
1 . Организационный момент
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы - ученики!
Слайд №1
II. Актуализация знаний и создание ситуации успеха. Учитель -Сегодня мы будем путешествовать по стране с интересным названием. Чтобы узнать название этой страны, разделите запись на слова. Страна заглавных букв Проблема: не открываются ворота, что-то неправильно написано. -Какие буквы возьмём в эту страну? (заглавные) -Исправим ошибку и начнём путешествие. Ученики. Название страны нужно написать с заглавной буквы. Учитель -Над каким правилом мы будем работать? Ученики. Имена, фамилии, клички, города-все с заглавной буквы пишутся всегда. Ещё названия стран. Учитель На уроке мы познакомимся и с другими словами.
Слайд №2
III.Повторение Учитель
-Нас встречают сказочные герои. Отгадайте их. - Отгадайте загадки.
В одной весёлой книжке
Живёт смешной мальчишка.
Он многого не знает,
Учиться не желает (Незнайка)
Летает, но не самолёт,
С пропеллером, но не вертолёт,
Сладкое любит, но не медведь,
Любит на люстре он посидеть (Карлсон)
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал. (Золушка)
Он весел и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин - мальчик Робин
Он зовётся … (Пятачок)
Мальчик - луковка знаком
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся…..(Чиполлино)
- Эти сказочные герои живут в разных странах. Посмотрите на карту и прочитайте, кто где живёт.
- Прочитайте ещё раз названия стран и сделайте вывод, как они пишутся. - Как вы думаете, почему названия стран пишутся с большой буквы?
Книгу про Незнайку сочинил писатель Носов, который жил в России.
Карлсон - житель Швеции, а Пятачок -Англии.
Волшебная сказка про Золушку пришла к нам из Франции.
В стране Италии жил сказочник Джани Родари, который написал прекрасную сказку о мальчике Чиполлино. -Как написаны названия стран? Сделаем вывод. Ученики. С заглавных букв пишутся названия стран.
На доске изображения сказочных героев появляются по щелчку. Буквы в именах перепутаны. Дети восстанавливают имена сказочных героев, записывают .
Слайд № 3
Слайд №4
На карте появляются названия стран.
IV.Словарно-орфографическая работа 1.Иван. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Город. Москва. Одежда. Учитель Разделить слова на 2 группы. Работа в парах. -Договоритесь, кто какую группу будет записывать. (проверка ) -Что обозначают слова? 2. А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы? Ответы учащихся Ещё с заглавной буквы пишутся:
- Имена, фамилии, отчества
- Имена сказочных героев
- Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,
V.Физкультминутка. Игра «Карлики- великаны» Учитель называет слова, если слово пишется с заглавной буквы, ученики поднимают вверх руки, подтягиваются, если с маленькой- приседают.
3. Работа в группах с таблицей. ( у каждой группы таблица и набор карточек со словами.), Учитель Распределите слова по этим группам. 1. Имена, фамилии, отчества
2. Имена сказочных героев
3. географические названия 4.
Слова для справок: Тейково Пушкин Александр Сергеевич Агния Львовна Барто Москва Мурка Зорька берёза Лукина Ольга Сергеевна камыш дуб
Жучка Байкал
3.4. Фронтальный опрос учащихся. Учитель. Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? Ответы учащихся. Написанием. Учитель.
А ещё можно найти отличия? Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы? (имена собственные)
Учитель. Значит, ребята, фамилии, имена, отчества людей , имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы. В таблице встретилось название нашего родного города.
VI.Физкультминутка для глаз.
«Экскурсия по городу».
(фотографии) Учитель. Теперь посмотрим фотографии и найдём имена собственные и нарицательные.
-Как вы будете писать названия улиц, достопримечательностей?
-Напишите название своей улицы.
Слайд № 5
Показ слов в таблице. ( слайд № 6)
Слайд № 7. Проверка
Слайд№8, 9, 10
VII.Самостоятельная работа. -Спишите предложение, изменив порядок слов. реке, Наш, стоит, город, на, Вязьма нашем, протекает, Вязьма, в, городе, река.
1вариант. Наш город стоит на реке Вязьма. 2 вариант. В нашем городе протекает река Вязьма.
(взаимопроверка)
Постановка проблемы 1. Работа с текстом. Поочерёдно выходят к доске, читают и исправляют ошибки. Учитель. Один мальчик написал о себе в газету. Вот что у него получилось: «Я живу в городе тейково. Он расположен на берегу реки вязьмы. Я люблю читать сказки и рассказы.. Буратино, карлсон - мои любимые сказочные герои. Ещё я люблю играть с шариком».
Учитель -Спишите 2 последних предложения. . Как написать слово шарик в предложении? Ответы учащихся.
2. Создание проблемной ситуации. Учитель. Правильно! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!
3.Совместное «открытие» новых знаний. 1.Обсуждение - фронтальный опрос. Учитель. Что имели в виду, дети, которые написали бы слово с заглавной буквы? Ответы учащихся кличку животного- имя собственное. Учитель. А что имели в виду те, которые написали бы со строчной (маленькой)? Ответы учащихся Воздушный шарик- имя нарицательное Учитель. Чем отличаются эти слова? Ответы учащихся Смыслом, обозначением, значением Учитель. Вы все правы! А ещё точнее эти слова отличаются лексическим значением
В слове главное - это его значение. Иногда от значения слова зависит его написание и надо понять, в каком значении употребляется это слово.
слайд №11
Переставить слова
Слайд № 12
Текст на доске
слайд №13
VIII.Домашнее задание. Учитель. Посмотрите на пары слов и скажите, почему одинаково звучащие слова написаны по-разному? Ответы учащихся У них значения разные, одно слово- имя собственное, а другое - имя нарицательное. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки. В зависимости от значения слова меняется и его написание. Придумайте 2 таких слова и составьте с ними предложения.
Слайд № 14
IX. Закрепление. Минутка для шутки. Учитель. Жили-были дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою называли Жучкой. А Хохлаткою они звали жеребёнка. А ещё у них была курица Бурёнка. А ещё у них была собачонка Мурка,
-Что заставило вас улыбнуться? Ученики. Смешно назывались животные. Учитель. Давайте наведём порядок.
слайд №15
Ученики называют пары слов.
IX. Рефлексия. Учитель.
-
- Чему учились на уроке?
-
- С каким правилом правописания познакомились?
-
- Как называлась страна, по которой мы путешествовали?
- Дополните одну из фраз.
Сегодня на уроке:
я узнал …
я понял …
мне было интересно …
мне было трудно …
слайд №16
Дети выражают своё настроение, рисуя маркером либо солнечные лучики, либо капельки дождя