Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. Никитин. Русь

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бушман И.А.

учитель начальных классов

I категория

МОБУ СОШ № 22

ст. Чамлыкская



Тема «И.С.Никитин «Русь»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С.Никитина «Русь»; эмоционального переживания Задачи:

Образовательные: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;

пополнение словарного запаса;

знакомство с понятием «риторический вопрос»;

познакомиться с темой взаимодействия литературы и музыки на основе осознания специфики «языка» каждого из них;

учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения.

Воспитательные:

способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой;

воспитывать художественно - образное мышление учащихся через музыкальные произведения;

способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.

Развивающие:

способствовать развитию у учащихся навыка осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.

способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.

способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку и непосредственно на уроке;

формировать умения и навыки каждого ученика в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки.

Здоровьесбеоегающие:

сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:

Предметные:

Ученик получит возможность: 1) отработать навык осознанного беглого чтения,

2) отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос»;

3) научиться устанавливать связи между музыкальными и литературными произведениями различных жанров и видов искусства;

4) осуществлять собственные замыслы в различных видах деятельности.

Личностные:

Ученик получит возможность:

1) проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.

2) формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

3) научиться проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

Метапредметные:

Познавательные:

Ученик получит возможность:

1) научиться ориентироваться в своих знаниях,

2) находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,

3) научится использовать жизненный опыт,

4) извлекать информацию из дополнительных источников,

5) научиться анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное.

Регулятивные:

Ученик получит возможность:

1) определять и формулировать тему и цель урока,

2) планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,

3) вносить коррективы в план действий,

4) научиться исполнять музыку, передавая художественный смысл.

Коммуникативные:

Ученик получит возможность:

1) научиться оформлять свои мысли в устной форме,

2) слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе,

3) сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни.

Основные понятия:

Риторический вопрос, патриотическая лирика, жанр, образ, интонация, всенощная, опера, ария, гимн, кант, художественные и музыкальные средства.

Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:

Технология продуктивного чтения.

Проблемно - диалогическая технология.

ИКТ технологии.

Метод групповой работы.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельнсть учащихся Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-подготовиться к продуктивной работе на уроке,

-уметь организовать своё рабочее место.

Цель, которую хочет достичь на данном этапе учитель:

-Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-Создать положительный эмоциональной настрой, помочь настроиться на работу

Методы: словесные

- С каким настроением вы пришли на урок? Улыбнитесь друг другу.

- На прошлом уроке мы с вами начали разговор на тему «Родина». Сегодня на уроке мы продолжим работать над этой темой, увидим как художники слова, поэты, передают свои чувства…

На дом вам было задание: самостоятельно подобрать и выучить наизусть стихотворения, объединенные темой «Родина».

На данном этапе учащиеся должны правильно воспринимать речь учителя и уметь выразить свое отношение к предстоящей работе.

Учащиеся рассказывают стихи о Родине. Актуализация знаний, умений и навыков.

Цели, которые учитель ставит перед учащимися:

Показать свои знания, активно участвовать в диалоге.

Цель, которую учитель хочет достичь:

Актуализировать знания учащихся, необходимые для восприятия нового материала, подведения к теме урока.

Методы: словесные Методы стимулирования: похвала.

- Вспомните, кто автор следующих строк.

* « Здравствуй, гостья -зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай..»

* «Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют,- посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!»

*«…Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар разливается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается….»

- Кто автор данных слов.

- Что объединяет эти стихи?

Карточки читают учащиеся и определяют названия стихотворений, а также называют автора данных строк.

  1. Встреча зимы

«Полно степь моя, спать беспробудно»

«Утро»

- Автор данных строк Никитин Иван Саввич

Сообщения учащихся об авторе

- Сейчас прослушаем сообщения детей о жизни и творчестве И.С.Никитина

Подготовленные учащиеся сообщают:

1 ученик::

- Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

2 ученик:

- Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.


Работа над новым материалом.

Постановка цели урока.


Цель: сформулировать цель урока.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и, которое ему принесло известность.


  • Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то , что жило в сердце каждого русского человека.

Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.

Формулирование темы после обсуждения. К: умение слушать собеседника.


Первичное восприятие

  • Внимательно послушайте стихотворение.

Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи.

Какие чувства возникли у вас?

Учащиеся внимательно слушают учителя и дают ответы на поставленный вопрос:

- Возникают чувства гордости и восхищения за свою страну.


Проверка первичного восприятия Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, рассуждать.


  • Понравилось вам это стихотворение?

Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину?

  • Какие важные слова сказал поэт о своей Родине?


Ученики:

  • Потому, что Никитин восхищался богатством и простором Руси. Он гордился за свою Родину, за ее героический народ.

  • Русь державная, родина православная, стать за честь твою.

Лингвистическое комментирование.


  • Ребята, в этом стихотворении встретятся слова, которые вы могли слышать раньше, но значение их вы не знаете. Давайте вместе разберем значения некоторых слов.

Что это такое? Соединим стрелочками слово с определением. Молодцы!

Учащиеся соединяют слова и определения:Шатер - высокая крыша Державная - государственная

Нива - засеянное поле Брань - война, битва

Мгла - непрозрачный воздух

Недруг - враг

Мурава - трава

Самостоятельное чтение стихотворения

- Прочитаем по цепочке это стихотворение. Подумаем, сколько картин вы бы нарисовали?

Учащиеся читают стихотворения по одному четверостишию и рассказывают, какие картины они представили.

Физминутка. Гимнастика дляы глаз

  • Сядьте поудобнее, выполним гимнастику для глаз.

А теперь встаньте, выполним упражнение «Деревья»

Учащиеся выполняют упражнения для глаз и упражнение для релаксации «Деревья»

Анализ построения стихотворения

  • По характеру стихосложения это произведение напоминает народную песню. Оно звучит напевно и торжественно потому, что автор его написал былинным стихом.

Есть ли в стихотворении рифма?

Правильно. В народных стихах её часто не бывает. Но в этом стихотворении ритм важнее рифмы.

В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм и в стихотворении «Русь».

Почему, для того чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих?

  • Правильно. Родина ― не только степи, горы. Родина ― народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии.

- Рассмотрим, какие изобразительно-выразительные средства использовал поэт.

- Какие ИВС вы знаете?

В этом стихотворении автор использует устойчивые, характерные для фольклора, эпитеты вместе с определяемыми словами. Обычно мы прилагательные ставим впереди определяемого слова, например, сильная рука, высокий человек, длинная дорога. Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое. Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет падать на третий слог. Это поможет им удерживать заданный ритм.

- Итак, почему Никитин использует этот прием?

- Для того, чтобы нам было удобнее работать с стихотворением, пронумеруем четверостишия.

- Давайте вместе найдем во втором, седьмом и девятом четверостишиях эпитеты.

  • А теперь самостоятельно найдите эпитеты в десятом, двенадцатом, четырнадцатом и пятнадцатом четверостишиях. Молодцы!

То такое сравнение?

Найдем сравнения во втором, четвертом и пятом четверостишиях. А в шестом, восьмом и одиннадцатом четверостишиях найдите самостоятельно. Молодцы!






  • Найдем олицетворение. Прочитаем седьмое и двенадцатое четверостишия.

И последнее, что мы постараемся найти ― это фразеологизмы. Найдите в двенадцатом, четырнадцатом и шестнадцатом четверостишиях.Молодцы!


Учащиеся:

  • Рифмы нет.

Поэт написал былинным стихом.





  • Былины воспевают богатырей ― защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным.










  • Эпитеты, сравнение, олицетворение, фразеологические обороты.
















  • Чтобы стихотворение звучало, как былина.




  • Темных туч, море синее, Русь державная.

В красе царственно, седым морям,света белого, Русь могучая.

  • Сравнение это сопоставление людей, животных, предметов и явлений по их внешнему и внутреннему признаку.

Цепи гор как великаны, нивы, что камыш, мурава ― ковер, снег, что белый пух, пожар как зарево, православный люд муравьем кишит.

И горами лед, ходит по морю, подымает грудь море синее.



- На поклон идут, слава идет, сложитьл головцу.

Работа над выразительным чтением




















Работа в парах












  • Наш отрывок можно разделить на две части. Первая часть ― 10 строф ― заканчивается словами:

«Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственно /// Развернулася...».

  • Нельзя соединять третью и четвертую строчки.

Необходима пауза после третьей строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слова «зеленеется», «великанами» в отдельную строку.

Перечитаем вторую часть и обратим внимание на последние предложения.

Какие предложения в двух последних четверостишиях?

Как надо читать?

Восклицательные интонации подчеркивают силу чувств поэта, его восхищением величия Руси.

- Прочитайте в парах торжественно два последних четверостишия в первой части, передав восклицательную интонацию.

- Какими словами автор подчеркивает величие Руси?


-Перечитайте самостоятельно

вторую часть стихотворения. Как следует читать последние два четверостишия?

Учащиеся перечитывают первую часть и интонационно отделяют третью строчку от четвертой. Самостоятельно расставляют паузы.














  • Восклицательные.

Читать надо торжественно.





- Русь державная, в красе царственно.



- Торжественно и взволнованно









Работа с синонимами







Работа в парах

  • Перечитайте стихотворение, найдите, каками словами- синонимами Никитин заменяет слово «Русь»?

Какие вы знаете слова-синонимы к слову «Родина»?

Составьте синквейн на тему «Русь»

  • Родина, мать.

Отечество, Отчизна, Россия.





Учащиеся составляют синквейн на тему «Русь». Например, 1. Русь. 2. Величественная , любимая. 3. Защищать, оберегать, хранить.

4. Родина-мать, умей её защищать. 5. Отечество.

Рефлексия. Итог урока

  • С каким произведением познакомились на уроке?

Какова основная мысль этого произведения? Оцените свою работу.

Отметьте знаком «+» свои достижения.


  • С каким настроением вытзаканчиваете урок. Поднимите карточку «Ромашка», если у вас отличное настроение и урок вам понравился и «Кактус», если у вас плохое настроение и урок не понравился.


  • Молодцы! Спасибо за сотрудничество!

Учащиеся оценивают свою работу и поднимают соответствующие карточки

Домашнее задание

  • Домашнее задание выполните по индивидуальным карточкам

Учащиеся получают карточки по уровням





































© 2010-2022