Авторская рабочая программа кружка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование

Ленинградский район

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

станицы Новоплатнировской муниципального

образования Ленинградский район



АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


по конкретным видам внеурочной деятельности

(тип программы)


Кружок

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)


«В мире прекрасного»

(наименование)


2 года

(срок реализации программы)


1-2 класс

(возраст обучающихся)

Дробот Ольга Васильевна

(Ф.И.О. учителя, составителя)



1. Пояснительная записка
В России существует многовековая традиция: украшать жилища, строения не только резьбой, коваными балконами, витьеватой изгородью, но и великолепными цветниками. Такую традицию русские заимствовали у европейских государств. Сад считался защитником дома, его добрым духом. Цветы - это взрыв красоты, фантазии, чувств. Ребёнок, не умеющий говорить, обязательно тянется ручкой к цветку. А взрослый обязательно скажет: «Рвать нельзя, он живой!» Так ребёнок постигает красоту окружающего мира. А потом очень важно не только научить беречь всё прекрасное, созданное природой и человеком , но и научить самому создавать красоту. Человек, вырастивший цветок, никогда уже не причинит вреда живому. Создавая клумбы, цветники, дети на опыте смогут понять, что каждый цветок уникален, неповторим, как, впрочем, и все живые организмы. Общение с растениями непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение. Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития личности, творческих способностей детей. Необходимость введения курса проектной деятельности обусловлена деятельностным подходом в обучении, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является создание условий для развития и применения творческого потенциала в области цветоводства В ходе её достижения решаются задачи: - освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности; - овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними; - воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное Особенность изучаемого курса состоит в тесном общении с природой., что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала. Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы- вот предназначение курса «В мире прекрасного» Украсить цветами открытку, сумочку, изготовить прекрасный букет, создать макет детского городка и украсить его цветущим садом. Интересно придумать и соорудить детский дворик с клумбами разных форм, дорожками, причудливыми аллеями. А можно создать мир сказки, например, «Садик для феи», «Королевство цветов». Дети научатся не только ухаживать за растениями, но и выращивать их, различать сорта цветов, их разновидности. Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально - нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребёнка. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология. Программа «В мире прекрасного» разработана и предназначена для обучающихся 1-2 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго поколения. Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это: - гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности; - воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине; - создание условий для самореализации; - интеграция личности в национальную культуру; - учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

2.Учебно-тематический план

Наименование

разделов, блоков, тем

Всего,

час

Количество часов

Характеристика

деятельности обучающихся

Аудитор-

ные

Внеуади-

торные

I год обучения


Раздел 1. «Цветы - краски природы» .

6



1. Что мы знаем о цветах.

Рисование любимого цветка.


1

Упражнение

« Павлин».

2.

Цветы в нашей жизни. (просмотр слайдов, загадки)

1


Упражнение для успокоения дыхания.

3. Экскурсия «Цветы вокруг нас».


1

4. Аппликация «Мой любимый цветок».


1

Игра для осанки

« Совушка- сова»

5.

Коллективное панно «Цветочная поляна»


1

Гимнастика для рук.

6. Цветочные узоры. Декорирование платка, сумочки.


1

Гимнастика для глаз « Муха».


Раздел 2 . «Строение цветущего растения»

4



1.

Строение цветущего растения.


1

Ролевая игра

« Угадай-ка»

2. Живи цветок (что необходимо для жизни растений).

1


Упражнения для гибкости позвоночника.

3. Цветущие растения.

Экскурсия.


1

Гимнастика для шеи « Сидит белка»

4.

Части растения (корень, стебель, листья). Практическое определение


1

Массаж рук «Ай- три- тари»


Раздел 3. «Уход за растениями»

4



1. Уход за растениями. Практическое занятие.


1

Гимнастика для стоп.

2.

Правильный полив.


1

Релаксация под музыку.

3.

Рыхление. Подкормка.


1

Подвижная игра

«Спрячься от дождя»

4.

Уход за листьями.


1

Игра на внимание «Прятки»


Раздел 4. «Эти удивительные растения»

6



1. Эти удивительные растения. Экскурсия в парк.


1

2.

Эти удивительные растения (слайды).

1


Упражнения для снятия зрительного напряжения.

3.

Цветы-синоптики.

1


Массаж биологически активных зон « В январе»

4. Цветы- доктора.

1


Ритмический танец «Разноцветная игра»

5.

Цветы-хищники.

1


Гимнастика для глаз « Солнечные зайчики»

6.

Игра- практикум «Что мы знаем о цветах»


1


Раздел 5. «Растения в доме и в саду»

6



1.

Комнатные растения (просмотр слайдов)

1


Комплекс гимнастики « Утро в лесу»


Какие цветы в нашем доме.

1


Массаж рук

« Божья коровка»

2.

Условия выращивания.

1


Игра на внимание

«Пчела».


Цветы на праздник. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны».


1

Подвижная игра

« Бабочки и цветы»

3.

Игровая программа «Во саду ли , в огороде».


1

4.

Конкурсная программа «Угадай цветок».


1

Игра « Это правда или нет»


Раздел 6 . «Школа цветовода»

7



1. Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение)


1

Пальчиковая гимнастика.

2. Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть, посев.


1

Релаксация под музыку.

3.

Весенняя экскурсия «Рождение жизни».


1

4.

Экскурсия на участок. Наблюдение за появлением первых всходов растений.


1

5. Цветочное местечко. Уход за ростками.


1

Массаж головы( по китайской медицине) « Ёжик»

6. Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту»


1

Игра на развитие эмоций « Буква Я»

7.

Выпуск школьной газеты « Зелёная страничка».


1

Релаксация под музыку.

Итого: 33 9 24

2 год обучения


Раздел 1. «В гости к цветам»

5



1.

Экскурсия «Растения осенью».


1

2.

Экскурсия и сбор растений для гербария « Цветочки в лукошке».


1

3.

Экскурсия - исследование «Загадки природы».


1

4.

Экскурсия в ботанический сад (заочное путешествие)


1

Гимнастика для глаз.

5.

Цветы со всего света. (Просмотр слайдов, энциклопедий, книг).

1


Релаксация под музыку.



Раздел 2. «Загадочный мир цветов»

7



1.

Просмотр слайдов «История создания чуда».

1


Фонопедические упр-я по методуВ. Емельянова.

2.

Беседа- рассуждение

« Содружество людей и природы»

1


Игровое упражнение «Раз,два».

3. Правила сбора и сушки растений.

1


Игровые упражнения «Угадай-ка»

4.

Составление гербария (4-5 объектов).


1

Ролевая игра «Мой цветок»

5.

Составление цветочных композиций из сухих растений «Цветочные фантазии».


1

Гимнастика для рук.

6.

Очевидное - невероятное ( необычное в жизни растений)

1


Разминка под музыку.

7.

Мои наблюдения. Интересные факты.


1

Ролевая игра «Дружба»


Раздел3«Знатоки природы»

6



1. Цветы и листья. Особенности цветения растений (просмотр слайдов)

1


Игровое упражнение «Повторяй-ка»

2. Музыкально- эстетический праздник «Цветочный хоровод»


1

Игра «Мой любимый цветок»

3. Презентация детских находок «Комнатное чудо» (фото, аппликации, поделки)


1

Релаксация под музыку.

4. «Цветочные загадки» Клуб знатоков природы


1

5. Изготовление информационно- иллюстративной книжки - раскладушки


1

Гимнастика для глаз.

6.

Практическая работа «Чей цветочек? Чей листочек?» (Сбор моделей цветковых растений из час


1

Пальчиковая гимнастика.


Раздел 4 «Мы- цветоводы»

8



1.

Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила эксплуатации инвентаря.


1

Дыхательные упражнения

2.

Правила безопасности при работе с водой, землёй.

1


Массаж спины «Барабан»

3.

КВН « Живая акварель».


1

4.

Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки. (Бригадный метод).


1

Массаж головы( по китайской медицине) « Ёжик»

5.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»


1

6.

Интеллектуально - познавательная игра

«Мой сад»


1

Фонопедические упр-я по методуВ. Емельянова.

7.

Посадка комнатных растений черенками.


1

Игра на развитие эмоций « Буква Я»

8.

Уход за молодыми растениями.


1

Пальчиковая гимнастика.


Раздел 5 « Наши проекты»

8



1. Изготовление макета «Мой сад» из разных материалов. (Индивидуально-творческая работа)


1

Игра « Это правда или нет»

2.

«Наш цветник»

Коллективная работа (макет).


1

Подвижная игра

« Бабочки и цветы»

3. Весенние заботы. Подготовка почвы к посадке. Посев семян садовых цветов. Правила посева и ухода за ростками.



1

Комплекс гимнастики « Утро в лесу»

4. Проект декоративного оформления клумбы. (Макет или рисунок)



1

Гимнастика для глаз « Солнечные зайчики»

5. Уход за ростками (рыхление, подвязки, подкормки)



1



Ритмический танец «Разноцветная игра»

6.

Декоративное ограждение из цветных камешек . Практическая работа на участке.



1


Массаж биологически активных зон « В январе»

7. Выставка выращенных растений.«Мисс лепесток».


1

Игра на внимание

«Пчела».

8.

Презентация «Своими руками»

Фотоотчёт «Наши достижения».


1

Массаж рук

« Божья коровка»

ИТОГО: 34 7 27










3. Содержание программы. 1 класс ( 33 часа)

Цветы-краски природы (6 часов) Что мы знаем о цветах (рисование любимого цветка). Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). Аппликация «Мой любимый цветок». Коллективное панно «Цветочная поляна». Цветочные узоры. Декорирование платка, сумочки. Экскурсия: Цветы вокруг нас. Строение цветущего растения (4 часа) Строение цветущего растения. Живи, цветок (что необходимо для жизни растений). Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами). Уход за растениями (4 часа) Комплексный уход за растениями. Правильный полив. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями. Эти удивительные растения (6 часов) Эти удивительные растения (просмотр слайдов, иллюстраций).Цветы - синоптики. Цветы - доктора. Цветы - хищники. Игра - практикум «Что мы знаем о цветах. Растения в доме и в саду 6 часов) Комнатные растения (просмотр слайдов). Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы»,»Тюльпаны». Игровая программа «Во саду ли в огороде». Конкурсная программа «Угадай цветок» Школа цветовода (7 часов) Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение). Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть. Правильный посев. Цветочное местечко (определение места посева семян цветов). Уход за ростками. Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту». Выпуск школьной газеты «Зелёная страничка». Экскурсии: весенняя экскурсия «Рождение жизни», экскурсия в сад (наблюдение за появлением растений)
2 класс (34 часа)
В гости к цветам (5 часов) Цветы со всего света (просмотр слайдов) Экскурсии: «Растения осенью», «Цветочки в лукошке» (сбор растений для гербария), экскурсия - исследование «Загадки природы», экскурсия в ботанический сад (заочное путешествие) Загадочный мир цветов ( 6 часов) «История создания чуда» (просмотр слайдов). Лекция «Содружество людей и природы». Правила сбора и сушки растений. Составление гербария (4-5 объектов). Составление цветочных композиций из сухих растений «Цветочные фантазии». Очевидное - невероятное (необычное в жизни растений). Мои наблюдения. Интересные факты.
Знатоки природы (6 часов) Цветы и листья. «Где цветы? Где листья?». Особенности цветения растений (просмотр слайдов). Музыкально - эстетический праздник «Цветочный хоровод». Презентация детских находок «Комнатное чудо» (аппликации, фото, поделки из разных материалов). Цветочные загадки (клуб знатоков природы). Изготовление информационно - иллюстративной книжки - раскладушки. Практическая работа «Чей цветочек? Чей листочек?» (сбор моделей цветковых растений)
Мы цветоводы ( 8 часов) Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила эксплуатации инвентаря.. Правила безопасности при работе с почвой, водой. КВН «Живая акварель». Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки. (бригадный метод). Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Интеллектуально- познавательная игра «Мой сад». Посадка комнатных растений черенками. Уход за молодыми растениями.
Наши проекты ( 9 часов) Изготовление макета «Мой сад» из разных материалов (индивидуально - творческая работа). Коллективная работа «Наш цветник». Весенние заботы. Подготовка почвы к посадке. Посев семян садовых цветов. Правила посева и ухода за ростками ( по группам). Проект декоративного оформления клумбы ( макет или рисунок). Уход за ростками ( рыхление, подвязки, подкормки, опрыскивание). Декоративное ограждение из цветных камешек. Практическая работа на участке. Выставка выращенных растений «Мисс лепесток». Презентация «Своими руками». Фотоотчёт «Наши достижения»

4.Предполагаемые результаты реализации программы. Знать/понимать: - строение цветкового растения; - несколько видов комнатных растений; - способы ухода за комнатными растениями; - распознавать виды некоторых цветковых растений; - роль цветковых растений в жизни человека.
Уметь: - выполнять правильный полив , очистку листьев; - проверять семена на всхожесть; - выполнять правильную посадку и пересадку комнатных растений Эмоциональный уровень: Создание благоприятной базы для развития творчества, воспитание любви к живому через интерес к растительному миру.
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 1 класса:
Познавательные: умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации, находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.
Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.
Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности.
Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе.
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
В результате реализации программы обучающиеся должны знать/понимать: - виды и названия некоторых садовых и клумбовых растений, различать по характерным признакам; - особенности посадки и способы высадки растений в открытый грунт; - особенности комбинированной посадки ; - требования декоративных растений к среде обитания; - сезонные изменения растений Уметь: - составлять правильно цветочные композиции; - изготавливать простейшие макеты цветника из разных материалов; - пользоваться простейшим садовым инвентарём; - соблюдать санитарно-гигиенические при работе с растениями, инвентарём; - осуществлять правильный уход за цветами: полив, орошение, Прополка; - прогнозировать результат
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 2 класса:
Познавательные: умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций, находить необходимые источники информации.
Регулятивные: умение самостоятельно планировать свою деятельность, логически выстраивать алгоритм действий, анализировать проделанную работу, оценивать, находить положительные моменты и ошибки.
Личные: умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы; приводить примеры из личной практики.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить аналогию между предметами и явлениями реального мира.
5. Формы и виды контроля:
● Практическое изучение строения растений ● Конструирование из разных материалов ● Рисование с натуры и по воображению ● Лепка по воображению ● Игровые программы ● Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок) ● Эксперимент ● Исследование объекта ● Наблюдения ● Проектная деятельность ● Коллективные разработки ● Экскурсии ● Встречи с садоводами ● Праздники (литературно - музыкальные) ● Организации круглых столов, диспутов.
6. Методические рекомендации. Программа разработана с учётом возрастных особенностей младшего школьного возраста. Используемые формы и методы работы способствуют развитию творческих способностей. Особое внимание обращено на практическое выполнение работы. Дети видят свои результаты работы.

7. Описание материально-технического образовательного процесса.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*


1.

И. Тарабарина, Е.И. Соколова « И учёба и игра: природоведение». Методическое пособие. Ярославль .Академия развития. 2007г

1

2.

А.А.Плешаков, В.П.Александрова « Мир вокруг нас». Методическое пособие. Москва.Просвещение.2003 г.

1

3.

И.А.Агапова, М.А. Давыдова. «Праздники в начальной школе». Москва. Айрис Пресс. 2005 г.

1

4.

Корчмарош. «Полезные уроки рисования». Минск. 2004г.

1

5.

М. А. Калугин, Н.В. Новоторцева. «Развивающие игры для младших школьников». Ярославль .Академия развития. 2007г

1

6.

С.А.Веретенникова. « Ознакомление с природой» Москва. Просвещение.»2003 г.

1

7.

Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. «Что можно сделать из природного материала»Москва. Просвещение. 2004г.

1

8.

А.М. Гусакова «Внеклассная работа по труду». Москва. Просвещение. 2003 г.

1


2. Печатные пособия.


1.

Таблицы. Шаблоны.



3.Технические средства обучения.


1.

Ноутбук,мультимедиа,экран.

1


4. Экранно-звуковые пособия


1.

Презентации.

20


5. Игры и игрушки


1.

Развивающая игра « Домино», « Пазлы».

5


6. Оборудование кабинета (-ов)


1.

Ноутбук,мультимедиа,экран

1















© 2010-2022