Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколенияИз опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколенияИз опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколенияИз опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения

Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколенияИз опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколенияИз опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколенияИз опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения

Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения



ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ,

«ВОЛГОГРАДСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «СОЗВЕЗДИЕ»

Обобщение опыта воспитателя начальной школы Князевой Л.И.

по теме «Использование здоровье-сберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения»

Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения

2015год

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

Цель здоровье-сберегающих образовательных технологий обучения в условиях реализации ФГОС - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания,помогающие делать выбор в пользу здорового образа жизни.

ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающегося. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Здоровье по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьника.

А именно:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости учащихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- желание и понимание важности ЗОЖ.

Большинство детей, поступающих в школу, обладают целым «букетом» различных заболеваний - это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, конечно сколиоз, кариес и т.д. Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.Поэтому забота о здоровье детей представляется весьма актуальной педагогической задачей.

Родился малыш!

Ему все внимание ты уделишь.

Расти, радуй взрослых здоровьем отменным,

А все остальное придет непременно.

Незаметно пролетело время. На пороге 1 сентября - это чрезвычайное по значимости событие в жизни каждого ребенка. Ожидание школьных занятий - это и радость, и большая тревога. Но вот, наконец, прозвенел звонок. Ребята рассаживаются по местам, теперь они школьники.

Начало обучения очень напряженный период, ведь школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом,

требующих максимальной мобилизации всех сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно лежать в определенной позе так долго. К слову, с началом систематического обучения в школе удельный объем статиских нагрузок значительно возрастает. Большие перегрузки (психологические, интеллектуальные, функциональные и физические), за которые организм ребенка платит, порой, самой дорогой ценой - «здоровьем».

И наша цель - сохранить здоровье ребенка! Создать такие здоровье-сберегающие технологии, которые будут способствовать решению следующих задач, а именно: формировать потребностно-мотивационные основы гигиенического поведения; активизировать ценностно-смысловой компонент сознания личности учащегося; побуждать к осмыслению здоровья как ценности.

Установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. В связи с этим приобретает значимость проблема поиска эффективных педагогических технологий, способствующих развитию у учащихся валеологической культуры, приобщению их к здоровому образу жизни.

Организм ребенка 6-7 лет характеризуется, с одной стороны, большей пластичностью, а с другой - незащищенностью. Это объясняется тем, что интенсивные процессы развития уменьшают устойчивость организма ко многим неблагоприятным воздействиям внешней среды. Но вместе с этим, как отмечают психологи, в 6-7 лет создаются первые предпосылки для устойчивого самовоспитания. Процесс познания себя и окружающего мира все чаще протекает взаимосвязано.

Таким образом, учитывая эти особенности, мы решили использовать такую систему воспитательной работы, которая наиболее эффективно поможет первокласснику сознательно овладеть правилами здорового образа жизни.

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЬНОЙ РАБОТЫ В ОВЛАДЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРАВИЛАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Личностно Общегигиенические Педагогические технологии

- ориентированные

Внеклассные ф-мы работы.

1.Изучение индиви- 1.Условия быта в школе 1.Блок занятий «Познай

дуальности уч-ся: и дома. себя».

физическое, психо- 2.Режим дня. 2.Блок занятий «Пути-до-

логическое, духовно- 3.Формирование навы- роги в мир здоровья».

нравственное. ков соблюдения правил 3.Блок занятий «Правила

2.Педагогическая адап- личной гигиены и куль- для всех».

талогия. турного поведения. 4.Блок «Движение-жизнь.

3.Здравотворческое 4.Двигательная активность 5.Игровые практикумы,

планирование работы учащихся. игры различных видов,

с учащимися. 5.Воздушно-тепловой ре- в том числе подвижные

4. «Паспорт здоровья». жим. и психотехнические.

6.Световой режим. 6.К.Т.Д., выставки,викто-

7.Видиоэкология. рины, юморины.

8.Звукоэкология. 7.Праздники, спартакиа-

9.Прогулки. ды, физкультминутки и

10.Соблюдение ортопедического физкультпаузы.

режима.8. Устные журналы, ис-

пользование худ. литер.

9.Игровой модульный

курс «Безопасное

поведение» (ПДД,

противопож.безоп-сть и т.д.).

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

1.Родительские собрания.

2.Беседа.

3.Анкеты.

4.Консультации.

СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ 5.Родительские уголки.

6.Рекомендации.

7.Папки-передвижки.



На этой схеме четко прослеживается вся система воспитательной работы по формированию ЗОЖ, которая состоит из трех больших блоков: личностно - ориентированный блок, общегигиенический блок и блок педагогических технологий.

Являясь координатором всех педагогических воздействий на ребенка, воспитатель осуществляет связь со всеми службами нашей школы и является главным связующим звеном в этой цепочке.

Работа осуществляется в тесном взаимодействии с родителями, учителями - предметниками, психологами, логопедом, и, конечно, медицинской службой (четкое выполнение их рекомендаций и требований, особенно это касается ортопедического режима).

Взаимодействие воспитателя с различными структурами по формированию у учащихся младшей школы здорового образа жизни.

Воспитатель

Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения

Медицинская Родители Учителя-предметники Психологическая Внешкольные

служба служба организации

В нашем классе, еще до 1 сентября были сшиты фиксирующие пояса. На родительском собрании с первоклассниками дали четкое представление о медицинских требованиях и о ортопедическом режиме.

Мы, воспитатели, являемся связующим звеном в цепочке врач - воспитатель - родитель.

Состояние здоровья, а также поведенческие особенности первоклассника фиксируются нами в «Паспорте здоровья», который помогает воспитателю четко проследить положительные и отрицательные изменения в здоровье каждого ребенка. Здесь также указаны рекомендации медиков и психологов, с учетом индивидуальных особенностей. Для успешной адаптации младшего школьника мы стараемся создать наиболее благоприятные бытовые условия. Это и уютные классы, эстетичный интерьер помещений, удобная мебель, обилие комнатных растений.

А также с успехом используем видиоэкологию, т. е. подбираем такие краски и цвета, которые не только не раздражают, а, наоборот, успокаивают, радуют ребенка. Это и цвет панелей, светлые нежные шторы, расцветка чехлов на кушетках, одежда детей и взрослых и т. д.

В оформлении классных комнат большая часть отведена учебной деятельности, но у нас есть и игровые уголки, где маленький школьник может поиграть, расслабиться, отдохнуть. Здесь и настольные игры, и всевозможные конструкторы, да и просто любимые игрушки.

Очень важно, именно, в младшем школьном возрасте реализовать общегигиеническое направление здорового образа жизни: включать младших школьников в гигиеническое обучение. Это и правильное элементарное пользование гигиеническими комнатами (туалетами), туалетной бумагой, бумажными полотенцами (так как все-таки родители уделяют этому аспекту воспитания недостаточно внимания).

В столовой многие ребята не умеют даже правильно держать ложку и вилку, правильно сидеть, принимать пищу, тщательно пережевывая ее. Тут осуществляется кропотливая групповая и индивидуальная работа по формированию правил культурного поведения совместно с преподавателями этики.

В классе уже провели блок занятий и бесед «Правила для всех». Знания и умения, приобретенные первоклассниками в ходе дел, предлагаемые в этом блоке, закладывают основы гигиенического поведения. Мы учимся буквально всему: как быстро одеться, зашнуровать ботинки, причесаться, умыться,

Выглядеть красивыми и опрятными, аккуратно заправлять кровати, содержать свое рабочее место в порядке, как правильно складывать свои вещи и т. д. Ведь согласитесь, без этих элементарных знаний, дальнейшее формирование жизненно-необходимых навыков невозможно.

Чтобы дать детям толчок к валеологическому самовоспитанию, целесообразно обеспечить их ознакомление с необходимым минимумом знаний о строении и функциях тела человека, т.е. помочь детям познать себя, учить рефлексии.

С этой целю мною была разработана программа «Школа радости», с помощью которой осуществляли у первоклассников воспитание здорового образа жизни во всех аспектах (данная программа прилагается в портфолио).

Провели практикум «Познай себя», в котором включены беседы и практические игровые занятия: «Хорошо здоровым быть», «Как стать Гулливером», «Витаминка», «Волшебная щеточка», «Мойдодыр приходит в гости» и т.д. Оказав ребенку, помощь в познании себя, мы поможем ему сделать шаг к самосовершенствованию, а от него к здравотворчеству. Уже в начальной школе проложен путь к средней и старшей ступени обучения школьников здоровому образу жизни. В соответствии с требованиями ФГОС, в учебный план введен третий час физической культуры, кабинеты начальной школы оснащены современным оборудованием: интерактивной доской и мультимедийным проектором. Возможности мультимедийного проектора и интерактивной доски поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Важное место в режиме дня отводится прогулке. А как нужны утренние приемы детей на воздухе! Ведь почти все наши учащиеся приезжают в школу на машинах, а свежий воздух так необходим для их дальнейшей умственной работы.

Выражение «Движение-жизнь» стало аксиомой.

Действительно, оптимальный двигательный режим - основной компонент здорового образа жизни. Поэтому крайне важно правильно организовать, с учетом индивидуальных особенностей и заболеваний ребенка, физические нагрузки. Это спортивные праздники, такие как «Я, ты, он, она - спортивная семья» или «Смелые, сильные, ловкие, умелые», игровые соревнования, подвижные игры на прогулке, танцы, физкультпаузы, которые проводятся в любое свободное время.

Учитывая здоровье-сберегающие технологии, индивидуальные особенности здоровья нашего класса, а также физические, и психологические особенности наметили для первоклассников «Недельки здоровья», где их ждут увлекательные путешествия и различные формы эмоционально - игровой деятельности не только в свободное время, но и на уроках.

Игра - ведущая деятельность у детей. Любимыми играми наших первоклассников являются: «Школа», «Семья», «Больница», «Урок танцев»; подвижные игры: «Мышеловка», «Бездомный заяц», «Третий лишний» и многие другие. Дети в младшем школьном возрасте живут на уровне эмоций.

Их души обладают чудесным качеством: открытости всему истинному, полезному, добросердечному. «Питанием» для этих добродетелей благоприятная эмоциональная атмосфера. Необходимо разъяснять детям неразрывность связи телесного и душевного здоровья.

Мы с успехом начали использовать психотехнические игры и упражнения, разработанные для первоклассников доцентом психологических наук Л.Я.Ящук. Например, такие игры, как «На кого я похож», «Пингвины» направлены на снятие физического и эмоционального напряжения, а игры «Маятник», «Мама и ребенок» - на преодоление состояния тревожности, «Медвежата» и «Подсолнух» - регулируют эмоциональное состояние и т.д.

Но еще очень важное значение для положительных эмоций являются: поддержка, поощрение, ласка, спокойный тон взрослых, а также юмор, смех, шутки. А какие яркие, радостные и незабываемые ощущения дают детям наши праздники, различные юморинки, конкурсы, выставки, кружки и т. д.

Создание такой положительно - эмоциональной атмосферы - необходимое условие полноценного здоровья ребенка.

Формирование у детей навыков здорового образа жизни возможно лишь в том случае, если сами взрослые, прежде всего родители, овладеют искусством самооздоровления. А каждый ли взрослый способен это сделать? Да, каждый! Но к величайшему сожалению, многие из них сегодня просто-напросто устали, издерганы бытовыми проблемами, потеряли интерес к действительным жизненным ценностям. А ведь, именно, родители обязаны помочь ребенку развиваться по заложенной в нем индивидуальной программе. Состояние здоровья всегда должно находиться под пристальным вниманием педагога. Я провела мониторинг заболеваемости учащихся. Анализ пропусков занятий по болезни за 2014 -2015 учебный год Заболев-ть 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Средний показатель за учебный год

% детей, не пропустивших по болезни ни одного дня 52 16 16 52 34 (+6)

% детей, пропустивших по болезни 1-2 дня 0 32 0 0 8(=)

% детей, пропустивших по болезни 3 дня и более 48 52 84 48 58 (- 8)
В ходе анализа мониторингов даются рекомендации по улучшению показателей здоровья детей для родителей.

Наша задача - тесно взаимодействовать с родителями. Для этого мы оформляем родительские уголки с рекомендациями, предлагаем «папку-передвижку», в которой помещены памятки для родителей «Как сделать зарядку любимой привычкой для ребенка», «Что надо знать о леворукости ребенка», «Родительское «нельзя» при соблюдении режима дня и т. д.

Проводим консультации, анкетирование, с помощью которых узнаем о проблемах и особенностях данного ребенка, родительские собрания по темам: «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Режим дня в жизни школьника», «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома», «Профилактика простудных заболеваний»«Телевизор в жизни семьи и первоклассника», «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия», «Компьютер, как с ним быть?».

Таким образом, приобщая ребенка к здоровому образу жизни, мы основываемся на личностно - ориентированном подходе в воспитании, на совместной с учителями и родителями деятельности, в которой реализуется цель развития природных возможностей и сохранения здоровья младшего школьника.

Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка, заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».

Алгоритм действия педагога по формированию единой здоровье-сберегающей среды состоит из следующих пунктов: Оказание помощи детям в приобретении знаний о здоровом образе жизни. Формирование у детей убеждения - "Я хочу быть здоровым". Создание условий для осознанного поведения - "Я должен быть всегда здоровым".

Хотя задача эта не из легких, но мы планомерно и целенаправленно осуществляем скрупулезную ежедневную работу для того, чтобы младший школьник осознал преимущества здорового образа жизни, научился ценить свое здоровье и здоровье окружающих, ощутил от этого радость.

Здоровый ребенок -

Вот наша задача,

Ведь только здоровьем мы станем богаче.

И радость учебы, и радость труда

Познает ребенок тогда навсегда.

Стремление взрослых, благие дела -

Растить поколенье в здоровье всегда!

Литература:

- Феоктистова В.Ф.Образовательные здоровье-сберегающие технологии.-Волгоград.-2009.

- Ермакова И.Н. Реализация здоровье-сберегающей технологии в начальной школе.

// Начальная школа плюс до и после.-2006.-№12.

- Гладышева О. С. Уроки здоровья: Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.-НИРО.-2008.

- Методические рекомендации по разделу "Воспитание. Здоровый образ жизни" курса "Педагогика" /Сост. В.П. Щербинина. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 59 с.

- Смирнов Н.К.Здоровье-сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М., 2007.

- Вишневский В.А. Здоровье-сбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). -М.,2002.

- Осипова М.П. «Воспитание. Первый класс». - М.: Книжный дом, 2004.

- pedsovet.org

- festival.1september.ru

- ychitel.


ФОТООТЧЕТ

Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколенияИз опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения

Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколенияИз опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения

Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения

Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколенияИз опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения

Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколенияИз опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения

Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколенияИз опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения

Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколенияИз опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения

Из опыта работы Использование здоровьесберегающих технологий на основе реализации ФГОС нового поколения













© 2010-2022