- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на метод. объединение Роль учителя в исследовательской работе
Выступление на метод. объединение Роль учителя в исследовательской работе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Егошина Е.М. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5
Роль учителя в исследовательской работе
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А.Сухомлинский Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность - метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Применяя технологию проектной деятельности, я добиваюсь следующих целей:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления.
И все они были выбраны, опираясь на интересы детей, на жизненные проблемы, с которыми сталкивались сами дети, и не знали, как их разрешить.
Роль учителя при работе над проектом Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу по ходу реализации проекта:
- Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
- Мотиватор, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
- Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях
- Консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т.ч. к другим специалистам
- Руководитель (особенно в вопросах планирования времени)
- Координатор группового процесса
- Наблюдатель - отслеживание психолого-педагогического эффекта - формирование новообразований младших школьников (личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия).
- Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.
Роль
Описание роли Консультант Провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. Мотиватор Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения. Наблюдатель При использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать психолого-педагогический эффект - формирование новообразований младших школьников (личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия).
Педагог, занимающийся учебно-исследовательской деятельностью с младшими школьниками, сам должен владеть методами научного исследования (сформулировать проблему, задачу вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти пути и средства научного анализа, уметь правильно оформить работу)
Этапы работы над проектом
Этапы работы
Учитель
Родители
Ученик
1. Выбор темы исследования
Наблюдение за интересами ученика
Наблюдение за интересами ученика
Выбор темы
2. Постановка целей и задач
Помощь в формулировке цели и задач
-
Определение и осознание цели и задач
3. Выдвижение гипотезы
Беседа с учеником
-
Ответы на вопросы учителя, выдвижение гипотез
4. Организация исследования
1. Совместное составление плана исследования
2. Рекомендация источников информации
3. Помощь в выборе формы работы
4. Определение
критериев
1. Организация экскурсии..
2. Фотогра-фирование.
1.Поиск и отбор информации
2.Ведет наблюдения, эксперименты,
теоретический анализ
5. Фиксирова -ние результатов
Соответствие критериям
Набор текста на компьютере
1. Фиксирование результатов наблюдений в дневнике
2. Пополнение коллекции
6.Презентация
Создание условий
Совместное создание мультимедий-ной презента-ции
Подготовка и защита результатов исследовательской деятельности
7. Рефлексия
Осознание значимости своей работы, обмен мнениями, впечатлениями.
Этапы работы над проектом
Этапы работы
Срок
1.
Найти книги о….. Прочитать их.
2
Поискать информацию в Интернете.
3
Сбор красивых картинок, …
4
Подготовка к экскурсии на…:
- составить вопросы для интервью;
- взять фотоаппарат:
- взять блокнот, ручку, карандаш для записей.
5
Экскурсия на…
6
Описание увиденного на экскурсии.
7
Оформление, печатание исследовательской работы.
8.
Подготовка презентации.
«Человек рожден для мысли и действия»