Реферат на тему: Персонифицированная система воспитания

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бгатова Ирина Александровна. МБОУ Спасская сош Рязанской области, Спасского района. Учитель первой квалификационной категории. Работаю воспитателем группы продленного дня.

Тема мини-реферата:

Младший школьник как субъект персонифицированной системы воспитания.

План:

  1. Понятия «субъект», «субъектность», «субъект воспитания».

  2. Качества, свойства ребенка как субъекта воспитания.

  3. Возрастные особенности и возможности младшего школьника в реализации функции субъекта в персонифицированной системе воспитания.

  4. Сферы, формы и способы проявления субъектности учащегося начальных классов в персонифицированной системе воспитания.

  5. Педагогическое обеспечение проявления и развития субъектности ребенка в персонифицированной системе воспитания.

Реферат.
Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (К.Магер, Х.Мискес, М.А.Галагузова, А.В.Мудрик и др.) Схему социально - педагогического, учебно - педагогического взаимодействия в последние годы трактуют как двустороннее субъект - субъектное взаимодействие, где учитель и ученик, воспитатель и воспитуемый - субъекты, они образуют общий совокупный субъект, характеризующийся общностью цели этого взаимодействия.
  1. Субъект - это участник воспитательного процесса, который наделен полномочиями, является носителем определенной педагогической цели и ее исполнителем, то есть тот кто воспитывает.
Субъектность - способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений; производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчет в своих действиях и жизни, осмысливать связи своего «я» с другими людьми». Субъект воспитания - это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, идеалов, интересов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.
  1. Формирование целостной, всесторонне развитой личности - цель воспитания. При описательном подходе к изучению личности личность характеризуется как совокупность определенных качеств: ответственности, доброты, деловой активности, вежливости, эмпатии, корректности, предупредительности, честности, порядочности.
Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом: - открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника; - принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя; - проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении; Открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения. Степень проявления ребенком своей субъектности в условиях педагогического взаимодействия с воспитателем, бесспорно, зависит и от возраста воспитанников. Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро личности получается различным. Некоторые психологи и педагоги на различных этапах развития ребенка выделяют различные ядра личности. Однако, нужно выделять не качества, а процессы, протекающие в личности: - самопознание - самовыражение - самоутверждение - самоопределение - самореализация - саморегуляция В ребенке надо видеть личность, субъект воспитания, который невозможен без описанных выше шести свойств личности. Качества характера - это сочетание врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными особенностями. - воля (определяющий фактор) - особенности индивида (самостоятельность, настойчивость, решительность…) - чувства - отношение к другим людям - отношение к самому себе - отношение к своим обязанностям и др.

3. Младший школьный возраст является сензитивным (чувствительным к освоению) для: - формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; - развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»; - раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; - развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; - становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; - усвоения социальных норм, нравственного развития; - развития навыков общения, установления контактов. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Критериями субъектности младших школьников являются: - активность (внутреннее стремление субъекта к эффективному освоению окружающей действительности, к самовыражению относительно внешнего мира); - самостоятельность ( независимость выбора и ответственность за результаты своих действий); - рефлексивность (познание субъектом внутренних психических актов и состояний); - стремление к саморазвитию ( движение к эмоциональной и когнитивной зрелости); - конструктивное взаимодействие с окружающей средой.


4. В своей книге «Личностно-гуманная основа педагогического процесса» педагог Ш.А. Амонашвили определяет технологию личностно-ориентированного процесса. «Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, его радостям, огорчениям, успехам, к его личным переживаниям, при необходимости содействуйте, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам авшей доверительностью и искренностью к нему, выражайте живой интерес к увлечениям детей, удивляйтесь, восхищайтесь, когда тот или иной ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку». В концепции В.А. Петровского субъектность определяется через проявление человеком активности в четырех сферах: витальной сфере, предметной деятельности, деятельности общения, деятельности самосознания. Рассматривая вопрос о развитии личности, В.А. Петровский указывает на становление особой формы целостности, включающей в себя все 4 формы субъектности. СУП - субъектная позиция учащегося. В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, разрабатывая вопросы рефлексии как психологического механизма умения учиться в структуре субъектной позиции учащегося, выделили три сферы ее функционирования: мышление, коммуникацию или кооперацию, самосознание. Эти сферы рассматриваются авторами и как сферы субъектности в УД. - «Я - предметное содержание УД»; - «Я - другие (педагог и сверстники) или сфера социального взаимодействия в рамках учения; - личностная сфера «Я - Я» (взаимодействие с самим собой). Идея о взаимодействии с другими людьми, как неотъемлемой сфере проявления СПУ, представлена в работах Г.А. Цукерман, Т.Г. Ивошиной. В обоснование третьей сферы можем обратиться к представлению об УД как деятельности по саморазвитию и самоизменению. (Д.Б. Эльконин, Г.А.Цукерман, Е.Л.Подшивалова).

5. Педагогическое сопровождение (обеспечение) - идея последних десятилетий. Тем не менее, исследователи педагогики, изучая человека, как уникальную, целостную и саморазвивающуюся систему, всегда отмечали помощь педагога в определении направления и способов самореализации личности, проявляющуюся в реальной организации педагогического сопровождния и поддержки процессов самопознания и самопонимания. Педагогическое сопровождение означает - совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и личностных ресурсов преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическими условиями успешного развития субъектности младших школьников являются: - организация субъектно-развивающей среды, которая предполагает ориентацию родителей, психологов, педагогов на развитие субъектности учащихся, подготовку взрослых из окружения ребенка к осознанному регулированию процессов его социализации и индивидуализации; - систематическая диагностика динамики развития субъектности ребенка; - осуществление в педагогическом процессе индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в соответствии с особенностями проявления у него субъектности в различных сферах жизнедеятельности; - реализация программы развития субъектности младших школьников.

В заключении хочу привести слова М.Пришвина: «Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева». Из этого следует, что каждый ребенок может быть познан как личность только с учетом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребенок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем…..

Список использованной литературы: 1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с. 2. Брушлинский, А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности [Текст] / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 3. - С. 17-27 3. Волкова, Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ [Текст] / Е.Н. Волкова. - Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1997. - 128 с. 4. Аржакаева Т.А., Вачков И.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (первый год обучения). - М.: Ось - 89, 2003. - 168с. 5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: "Генезис", - 298с. 6. Жесткова Н.А. Психолого - педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника: диссертация…канд. псих. наук: 19.00.07/ Н.А. Жесткова. - Самара, 2004. - 315с. 7. Зотикова Н.В. Личностные предпосылки субъектности младших школьников: : диссертация…канд. псих. наук: 19.00.13/ Н.В. Зотикова. - Москва, 2002. - 166с. 8. Ивашова А. Сотрудничество. Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог.-2003.-N 28. 9. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 319с. 10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1998. - 240 с. 11. Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др./Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с. 12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с. 13. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). - М.: "Генезис", 2006. - 303с. 14. Селиванов В. В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского,
М. И. Воловиковой. М., 2002. С. 310-329.
15. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000.
© 2010-2022