- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок Г. Троепольский Белый Бим черное ухо
Открытый урок Г. Троепольский Белый Бим черное ухо
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белянина Н.В. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок чтения в 4классе.Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский
Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский
Цели:
1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.
2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.
3. Воспитательная: воспитывать личность духовно-нравственную умеющую сострадать, воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным, ответственность за свои поступки перед животными.
Тип урока: Урок доброты .
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, беседа, видео метод,проблемный.
Приёмы: сравнение, анализ.
Формы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Оборудование:
1. Портрет Г.Н.Троепольского
2. Текст произведения
3. Карточки с заданиями
4. Иллюстрации к тексту
5. Текст стихотворения «Не будь жестоким» .
6.Проектная работа учащихся.
7. Видео материал.
8. Музыкальное сопровождение
Ход урока:
1. Организационный момент
Мы улыбкой как солнышком брызнем,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Мы улыбкой умеем делиться
И ответную искру зажечь.
Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.
3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?
(Г.Н. Троепольский)
На доске вывешивается портрет писателя и название повести.
-Назовите главного героя повести.
Итак, главный герой повести - Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.
-Я думаю,что наш урок можно назвать так: "Бим в нашем сердце…". Как вы считаете?
На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима
-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)
Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.
-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.
Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)
Словарная работа
Интеллигентный - образованный, культурный.
-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).
-Можно ли отнести эпитет "интеллигентный" к хозяину Бима?
-Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: "забывал войну, невзгоды, одиночество", "усталые, добрые, ласковые после охоты", "дружба, казалось, будет вечной").
-На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)
-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)
-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.
1. Зашевелился осколок
2. Ивана Иванович в больнице
3. Бим ищет хозяина
4. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми
5. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима
6. Гибель Бима
- Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!
Физминутка.
4. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?
На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»
О ком эти слова?
«Большая человеческая жалость и доброта души руководили ею….(Степановна)
Девочки дают характеристику Степановне(заботливая, искренняя, скромная)
«Есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой..Иван Иванович(добрый, отзывчивый, терпеливый, преданный)
Что вы можете рассказать о Биме? (паспорт героя, синквэйн, характеристика)
1) Работа по тексту
- Откройте, пожалуйста, ребята, хрестоматию на странице 133.
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки - Степановны)
3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)
4)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?
(Просмотр фрагмента гибели Бима)
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)
-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)
-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)
Работа по вариантам:
1 вариант «Бим вошёл в мою жизнь.Чем он же взял?
2 вариант «Эх ,если бы Бим был человеком..»
У человека много всяких пороков, но самый плохой -равнодушие
Равнодушие -безучастное, лишённое интереса пассивное отношение к окружающему миру.
Это состояние человека, в котором он не проявляет интерес к чему либо.
Синонимы апатия, чёрствость ,безразличие, бессердечность, пассивность, бездушие.
6)Чтение стихотворения «Не будь жестоким» под музыку Моцарта «Симфония серца».
Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы - заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.
И тут ко мне девчушка подбежала:
«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»
И на валявшийся булыжник показала,
Что весь в крови испачкан был.
И крикнуть захотелось громко:
- Что же вы, люди, так черствы,
Не помогаем братьям меньшим в горе,
И не спасаем от беды!
Где ж ваша человечность и добро,
Иль при рождении не досталось,
Или с годами вас покинуло оно,
Или не гложет вас сомнение,
Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,
Кто-нибудь бездушный, без стеснения,
Камень злобы не положит на душу тебе.
Когда вспоминаем героев этой повести и стихотворения в воображении возникает образ трогательного, верного, беззащитного существа, жизни которых закончились трагически. Им противостоит образ злобного равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.
Но всё-таки в нашей жизни больше добрых и отзывчивых, милосердных людей заботящихся о своих младших братьях, такие есть и у нас в классе. Ребята которые подготовили для вас очень интересный проект.
Представление проекта учащимися
1.Тема, цели и задачи.
2.Актуальность проблемы и пути решения.
3.Представление работ учащимися.
Понравилась вам работа наших ребят?
Что они хотели донести до вас?
5.Заключительная часть урока
Слово учителя
-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?
Выставка книг о собаках.
Среди собак любой породы
Есть и красавцы и уроды,
Есть великаны, это -доги
Коротконогие бульдоги.
Ленива сытая хозяйка,
И такса кнопочка лентяйка,
Бесстрашен пограничник воин
И пёс Руслан его достоин!
Хозяин пса- кулак и скряга,
Под стать ему Репей дворняга,
Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в неё бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.
А верный пёс хороший друг
Зависит от хороших рук!
6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?
-Почему повесть так названа?
-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.
Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.
7.Рефлексия
В России в городе есть памятник Биму (фото) дети приходят к нему и приносят цветы. Мы тоже подарим цветы нашему другу ,если вам понравился урок и всё было понятно выберите -зелёный цветок,если что-то вам не понятно выберите -красный.
Выставление оценок (на этом уроке можно выставить оценки всем учащимся)
8.Домашнее задание
1.Композицию
2. Письмо другу