- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на районном МО по теме: Учебные проекты как средство развития исследовательских компетенций младших школьников
Выступление на районном МО по теме: Учебные проекты как средство развития исследовательских компетенций младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Миронова Н.А. |
Дата | 10.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учебные проекты как средство развития исследовательских компетенций младших школьников.
Учитель начальных классов Миронова Н.А.
Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры. Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и при этом поддержать интерес и зажечь увлечённость детей. Большую помощь на первом этапе приобщения детей к исследовательской деятельности оказывает технология проектного обучения.
Слово "проект" в переводе с латинского означает " брошенный вперёд" и представляет собой совокупность документов, расчётов, замысел, план, конечный продукт и его защита.
Главная идея метода проекта - развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Очень важна структура деятельности партнёров - учителя и ученика при использовании метода проекта. Она может быть представлена так:
УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ
- определяет цель деятельности - помогает определять
- открывает новые знания - рекомендует источники информации
-экспериментирует - раскрывает возможные формы работы
-выбирает пути решения - содействует прогнозированию результатов
-активен - создаёт условия для активности школьников
-субьект обучения - партнёр ученика
-несёт ответственность за - помогает оценить полученный результат и
свою деятельность выявить недостатки Некоторые говорят, что проекты в младших классах - это трудно! Это проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для младшего школьника - это возможно т. к. будет его проект. Сказать, что технология проекта в начальной школе разработана полностью нельзя. Но, тем не менее, опыт имеется. Опыт как удачный, так и не удачный. Практика проведения учебных исследований может рассматриваться, как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с большой группой детей. Каждый проект должен иметь свои требования, структуру и темы. Требования, в общем, самые простые, и главное в них - «исходи из ребенка»- старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень не замысловатые проекты и рассчитывать свою работу на не очень продолжительное время. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя). Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
- ученик или коллектив видит результат своей деятельности;
- содержание в проекте новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
- развитие навыков в ученике при работе над данным проектом;
- заинтересованность ребенка в работе «от всего сердца».
- выбор проекта;
- планирование проекта;
- критика проекта.
- Растение - живое существо или нет?
- Как устроена шишка?
Примеры наших детских проектов: "Тыква - полезный продукт" "Я - счастливый человек" "Зелёная аптечка" "Лекарственные растения Астраханской области" "Знаменитые люди - астраханцы" «Мир растений». Результатами этих проектов являются презентации, гербарии, книга полезных рецептов блюд. В начальных классах преподается предмет «Технология». Основным методом работы на уроках является проектная деятельность. Проектная деятельность может активно способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры уч-ся, подготовка их к реальным условиям жизнедеятельности, рациональному и творческому использованию природных и человеческих ресурсов. Под учебным творческим проектом нами понимается разработка и изготовление изделия от идеи до ее реализации. Цель проектов - формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков, воплощенной в конечный продукт - изделие. Они способствуют реализации всех функций урока:
- Дидактическая, направленная на углубление процесса формирования системы политехнических, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков.
- Развивающей - развитие мелкой моторики и творческих способностей, психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения, речи)
- Познавательной - расширение кругозора учащихся, познавательных интересов, формирование мировоззрения.
- Воспитывающей - становление положительных морально волевых качеств личности ребенка: инициативность, коммуникативности, самостоятельность, широта интересов, предприимчивость т.д.
Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей. Большую помощь в этом оказывают родители.
Заключение
Среди родителей была проведена анкета, в которой была поставлена цель: узнать, как влияет степень участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребёнка. Было опрошено 22 человека участников проекта и тех, кто не участвовал в работе.
Оказалось, что:
-
10 опрошенных родителей знают об участии ребёнка в проекте, поддерживают его творческое развитие.
-
У 10 опрошенных - активность ребёнка стимулируется по мере возможности.
В первой группе преобладали родители-участники проектов.
То есть родители стали более внимательны к своим детям, всячески помогают и поддерживают их, много творческих дел стали выполнять сообща.
Во второй анкете были заданы такие вопросы:
1. Что такое в вашем понимании проектная деятельность.
По сравнению с первым опросом, который проводился в начале работы, сейчас:
-
13 человек ответили, что это совместная исследовательская деятельность;
-
4 - что это презентация, походы, экскурсии, совместная исследовательская деятельность;
-
3 - презентация.
Как видим за год работы родители стали понимать суть метода проектов.
2. Считаете ли вы, что проектная деятельность является нужной и полезной для учеников начальной школы?
-
Все родители ответили «да».
Вот некоторые мнения:
-
Безусловно! Узнают много нового, высказывают свои суждения, мнения, вырабатывают любознательность, ответственность, умение работать в коллективе.
Расширяет кругозор ребёнка и применение разных идей на практике.
Дети много узнают. Познают мир по-новому, сближаются с родителями.
Роль родителей в проектной деятельности.
12 человек - участие и помощь;
3 - организация и направление деятельности;
2 - были пассивны, пожелали включиться в работу.
3. Нравится ли вам работать вместе с детьми.
-
Участвовать вместе с детьми взрослому не менее интересно, такое участие своего рода сотворчество.
-
Вместе с ним расту и я и так же узнаю много нового .Мы помогаем друг другу. Я по-другому посмотрела на своего ребёнка.
-
Если ребёнок увлечён, увлекаешься сам и с ним работать интересно.
-
Это интересное и увлекательное занятие.
-
Да. Нравится из-за большего общения с сыном и возможности видеть его способности, приоритеты.
-
Вместе узнаём что-то новое, сближает с ребёнком.
-
Удивляешься, сколько идей в таком маленьком человечке!
-
Очень! Учатся не только дети, но и мы сами, узнаём много нового в наших детях. Оказывается они творческие, интересны ,трудоспособные.
Таким образом, в ходе выполнения проекта родители могли выступить одновременно в нескольких ролях:
-
консультировать;
-
отслеживать выполнение плана;
-
решать оперативные вопросы;
-
помогать в предварительной оценке проекта;
-
участвовать в подготовке презентации и в самой презентации.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и формировании ключевых компетенций младшего школьника.
Заключение. Разработка данного проекта - это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в творческой деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка. Прививается любовь к своей «малой» Родине, появляется тяга к самостоятельному познанию.
МБОУ «Травинская СОШ»