• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Выступление на районном МО по теме: Учебные проекты как средство развития исследовательских компетенций младших школьников

Выступление на районном МО по теме: Учебные проекты как средство развития исследовательских компетенций младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебные проекты как средство развития исследовательских компетенций младших школьников.





















Учитель начальных классов Миронова Н.А.



Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры. Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и при этом поддержать интерес и зажечь увлечённость детей. Большую помощь на первом этапе приобщения детей к исследовательской деятельности оказывает технология проектного обучения.

Слово "проект" в переводе с латинского означает " брошенный вперёд" и представляет собой совокупность документов, расчётов, замысел, план, конечный продукт и его защита.

Главная идея метода проекта - развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Очень важна структура деятельности партнёров - учителя и ученика при использовании метода проекта. Она может быть представлена так:

УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ

- определяет цель деятельности - помогает определять

- открывает новые знания - рекомендует источники информации

-экспериментирует - раскрывает возможные формы работы

-выбирает пути решения - содействует прогнозированию результатов

-активен - создаёт условия для активности школьников

-субьект обучения - партнёр ученика

-несёт ответственность за - помогает оценить полученный результат и

свою деятельность выявить недостатки Некоторые говорят, что проекты в младших классах - это трудно! Это проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для младшего школьника - это возможно т. к. будет его проект. Сказать, что технология проекта в начальной школе разработана полностью нельзя. Но, тем не менее, опыт имеется. Опыт как удачный, так и не удачный. Практика проведения учебных исследований может рассматриваться, как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с большой группой детей. Каждый проект должен иметь свои требования, структуру и темы. Требования, в общем, самые простые, и главное в них - «исходи из ребенка»- старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень не замысловатые проекты и рассчитывать свою работу на не очень продолжительное время. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя). Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

  • ученик или коллектив видит результат своей деятельности;
  • содержание в проекте новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
  • развитие навыков в ученике при работе над данным проектом;
  • заинтересованность ребенка в работе «от всего сердца».
При этом обязательно присутствуют три момента:
  • выбор проекта;
  • планирование проекта;
  • критика проекта.
Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте. Так в один из февральских дней возникла идея узнать как живёт растение. Началась коллективная работа над проектом на тему "Как живёт растение". Был определён ряд вопросов, на которые предстояло ответить:
  1. Растение - живое существо или нет?
  2. Как устроена шишка?
3.Что можно получить из семени? 4. Ветка - часть растения. Можно ли из ветки вырастить новое растение? 5. Какие условия необходимы для жизни растений? 6. Что можем сделать мы, чтобы растения украшали планету и помогали человеку? Сначала изучали всё о растении, чтобы убедиться и убедить других в том, что растение - живой организм. Вместе с родителями работали в библиотеке, делали выписки из разных источников, проводили опыты в классе и дома. Проращивали семена, высаживали в грутн в домашний огород, ухаживали. В результате у Саши К. выросла фасоль, был небольшой урожай, а у Алины И.растение погибло, потому что не было должного ухода. Поместили в кувшин с водой веточки вербы и поставили на окно. Периодически доливали воду, вели наблюдение, делали записи, когда появились листочки и корешки. Предложили посадить в своём дворе. Вика Г. с мамой посадили вербу, ухаживали за ней, и выросло деревце. Правда собака дважды пыталась сломать кустик, но юная хозяйка сумела его сберечь. Завершился проект презентацией и защитой проекта. В продолжение этого проекта в преддверии 70 - летия победы мы высадили две липы у двора, где жил ветеран ВОВ. Теперь нам помогали ученики 7 класса и родители. Следующий проект был начат вскоре после новогодних каникул. Обмениваясь впечатлениями о праздновании Нового года мы очень сожалели о том, что красавицу ёлку все выбросили во двор, на дрова. И решили вырастить свои саженцы ёлок в горшочках и посадить их, чтобы на Новый год украшать свою ёлку во дворе. Если всё получится, то и другие люди так поступят. И тогда меньше будут вырубать ёлок. Начали с того, что изучили, какие условия необходимы для ели, какие семена можно использовать для посадки, изучили строение еловой шишки. Заложили опыт: одни семена посеяли без нарушения условий, а другие - с нарушениями. Незадолго до 9 мая появились 3 первых маленьких росточка. Наблюдаем и ждём появления остальных. Надо видеть лица детей, их восхищение и удивление в процессе работы. Исследования для ребенка представляют собой, прежде всего наблюдения за жизнью. Сравниваем свои ощущения, описываем их, рассказываем о том, что почувствовали. И не замечаем, как погружаемся в свои микро-наблюдения. Наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. Возникают вопросы. Находятся ответы, хочется узнать новые подробности, и таким образом вовлекаемся в новые исследования окружающей жизни. Проекты могут быть самой разной направленности: наблюдения, экскурсионный. Целью данных проектов является поиск ответа всего на один вопрос. Поиск предлагает лишь анализ одного исследуемого явления (одного простого действия). Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что их интересы ситуативные. Поэтому, если тема выбрана, то надо приступать немедленно, т. к. интерес может угаснуть. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких- либо проектах в дальнейшем. Следовательно, выполнять исследования надо «на одном дыхании» из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении. Из этого вытекает одно условие при организации проектной деятельности - максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

Примеры наших детских проектов: "Тыква - полезный продукт" "Я - счастливый человек" "Зелёная аптечка" "Лекарственные растения Астраханской области" "Знаменитые люди - астраханцы" «Мир растений». Результатами этих проектов являются презентации, гербарии, книга полезных рецептов блюд. В начальных классах преподается предмет «Технология». Основным методом работы на уроках является проектная деятельность. Проектная деятельность может активно способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры уч-ся, подготовка их к реальным условиям жизнедеятельности, рациональному и творческому использованию природных и человеческих ресурсов. Под учебным творческим проектом нами понимается разработка и изготовление изделия от идеи до ее реализации. Цель проектов - формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков, воплощенной в конечный продукт - изделие. Они способствуют реализации всех функций урока:
  • Дидактическая, направленная на углубление процесса формирования системы политехнических, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков.
  • Развивающей - развитие мелкой моторики и творческих способностей, психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения, речи)
  • Познавательной - расширение кругозора учащихся, познавательных интересов, формирование мировоззрения.
  • Воспитывающей - становление положительных морально волевых качеств личности ребенка: инициативность, коммуникативности, самостоятельность, широта интересов, предприимчивость т.д.
Содержание учебных творческих проектов должно основываться на принципах дидактики с учетом специфики возраста младшего школьника.

Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей. Большую помощь в этом оказывают родители.

Заключение

Среди родителей была проведена анкета, в которой была поставлена цель: узнать, как влияет степень участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребёнка. Было опрошено 22 человека участников проекта и тех, кто не участвовал в работе.

Оказалось, что:

  • 10 опрошенных родителей знают об участии ребёнка в проекте, поддерживают его творческое развитие.

  • У 10 опрошенных - активность ребёнка стимулируется по мере возможности.

В первой группе преобладали родители-участники проектов.

То есть родители стали более внимательны к своим детям, всячески помогают и поддерживают их, много творческих дел стали выполнять сообща.

Во второй анкете были заданы такие вопросы:

1. Что такое в вашем понимании проектная деятельность.

По сравнению с первым опросом, который проводился в начале работы, сейчас:

  • 13 человек ответили, что это совместная исследовательская деятельность;

  • 4 - что это презентация, походы, экскурсии, совместная исследовательская деятельность;

  • 3 - презентация.

Как видим за год работы родители стали понимать суть метода проектов.

2. Считаете ли вы, что проектная деятельность является нужной и полезной для учеников начальной школы?

  • Все родители ответили «да».

Вот некоторые мнения:

  • Безусловно! Узнают много нового, высказывают свои суждения, мнения, вырабатывают любознательность, ответственность, умение работать в коллективе.

Расширяет кругозор ребёнка и применение разных идей на практике.

Дети много узнают. Познают мир по-новому, сближаются с родителями.

Роль родителей в проектной деятельности.

12 человек - участие и помощь;

3 - организация и направление деятельности;

2 - были пассивны, пожелали включиться в работу.

3. Нравится ли вам работать вместе с детьми.

  • Участвовать вместе с детьми взрослому не менее интересно, такое участие своего рода сотворчество.

  • Вместе с ним расту и я и так же узнаю много нового .Мы помогаем друг другу. Я по-другому посмотрела на своего ребёнка.

  • Если ребёнок увлечён, увлекаешься сам и с ним работать интересно.

  • Это интересное и увлекательное занятие.

  • Да. Нравится из-за большего общения с сыном и возможности видеть его способности, приоритеты.

  • Вместе узнаём что-то новое, сближает с ребёнком.

  • Удивляешься, сколько идей в таком маленьком человечке!

  • Очень! Учатся не только дети, но и мы сами, узнаём много нового в наших детях. Оказывается они творческие, интересны ,трудоспособные.

Таким образом, в ходе выполнения проекта родители могли выступить одновременно в нескольких ролях:

  • консультировать;

  • отслеживать выполнение плана;

  • решать оперативные вопросы;

  • помогать в предварительной оценке проекта;

  • участвовать в подготовке презентации и в самой презентации.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и формировании ключевых компетенций младшего школьника.

Заключение. Разработка данного проекта - это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в творческой деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка. Прививается любовь к своей «малой» Родине, появляется тяга к самостоятельному познанию.





МБОУ «Травинская СОШ»





© 2010-2022