План-конспект урока Непроизносимые согласные в корне

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Начальная школа 21 века» Учитель Ковалева О.В.

Русский язык 2 класс

Тип урока: Открытие новых знаний.

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.

Цели:

  • предметные: формировать умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне ( организовать наблюдение за словами с данной орфограммой, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;

  • метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.

  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Ход урока

1.Организация класса. Мотивация к учебной деятельности.

-Ещё одна тайна русского языка.

Послушаем звуки в слове звёздный, запишем транскрипцию этого слова.

Посмотрим в словаре написание.

- что заметили?

2. Сообщение темы урока

- какая же задача стоит перед нами сегодня на уроке? (открыть тайну написания непроизносимых согласных)

- что для этого нужно будет сделать? (внимательно наблюдать за словами, слушать учителя и сделать открытие)

- всю эту интересную работу нужно успеть сделать за один урок. Не будем терять время.

3. Актуализация опорных знаний

1) Оформление тетрадей.

2)Чистописание. а) Запись сочетания букв Лдтв Дтвл. - Что вы можете сказать об этих звуках? (согласные, звонкие) б) Записать предложение: Сердце матери лучше солнца греет. - Что это за предложение? (пословица) - Как вы понимаете эту пословицу? -Подчеркните в пословице слова, в которых букв больше, чем звуков. (сердце, солнца) - Выделите в этих словах корень. - Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень в слове? (Нужно подобрать однокоренные слова) - 1 группа подбирает однокоренные слова к слову "сердце " (сердечко, сердечный) -2 группа подбирает однокоренные слова к слову "солнце " (солнышко, солнечный) - Выделите в каждой группе слов корень.

- Так как мы знаем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково, мы можем утверждать, что в слове "сердце " в корне тоже напишем букву - «д», а в слове «солнце» - « л»

4. Подготовка к восприятию новых знаний -Вы уже знаете несколько правил правописания корня в словах. Используя эти знания, вы должны выполнить следующее задание. Из данных на доске слов выберите слова с ранее изученной орфограммой и запишите их в тетрадь. мес.ность, сторо.ка, праздник, шу.ка, сер.це, вере.ка, чувство, солнце, остро.ки - Прочитайте слова, которые вы записали и устно подберите к ним проверочные слова. - На какую орфограмму эти слова? (парные согласные в корне) - Какие парные согласные вы знаете?

5. Изучение новых знаний и способов деятельности 1. Сравните написание и звучание оставшихся слов. местность праздник солнце чувство сердце - Что вы заметили? (не произносятся некоторые буквы) - В какой части слова она находится? (в корне) - Как можно назвать выделенные согласные? (непроизносимые) - Какие буквы пишутся, а звука мы не слышим? (в,т, д, л) - Где они у нас сегодня встречались? (в чистописании) 2. Проблема. Как проверить непроизносимые согласные в корне слова? Проведём исследование в написании таких слов. - Выскажите свои мнения. Иногда согласные играют с нами в прятки Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. 3.Работа по учебнику 1)Наблюдение за группами родственных слов с.107, упр.1(«цепочкой») -Посмотрите на соседей вставленной буквы. Какие звуки они обозначают -гласный или согласный? 2) Как вы думаете, что привело к тому, что в корне слова один из звуков перестал произноситься? (сочетание трех звуков)

Вывод: как узнать, что в корне может быть непроизносимая согласная? Опасные места это сочетания (сн), (зн) в словах.

3) Самостоятельное чтение правила проверки непроизносимых согласных в учебнике. Физминутка 1- подняться, потянуться, 2-согнуться, разогнуться, 3-в ладоши три хлопка Головою три кивка. На четыре ноги шире 5-руками помахали 6-за порты тихо сели. 4) . Упражнения в написании непроизносимых согласных. а) День и ночь стучит оно… сердце - сердечный - Какая непроизносимая согласная в этих словах? (Д) - В каком слове она хорошо слышится? (сердечный) Такое слово будет являться проверочным б) Для зайчишки самый вкусный Самый сочный лист … капустный - капуста - Какая непроизносимая согласная в этих словах? (Т) - В каком слове она хорошо слышится? (капуста) в) Ну-ка кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт. Не фонарь, а ярко светит И не пекарь, а печёт? солнце - солнышко - Какая непроизносимая согласная в этих словах? (Л) - В каком слове она хорошо слышится? (солнышко) г) Какой можно сделать вывод. Выскажите свои предположения. Вывод: Чтобы знать как писать Надо слово…(изменять) И за звуком непонятным Быстро гласную искать. 6. Проверка первичного усвоения знаний 1. Работа по карточкам в парах. К словам первого столбика найдите проверочные слова из второго столбика и соедините их стрелками. солнце чудесен участник яростная лестница прекрасен чудесная честные яростный солнышко прекрасное участие чувство яростно праздник честь честная уста устный - Кто выполнил работу полностью, подобрал проверочные слова ко всем словам, поднимите руку. - К каким словам не подобрали проверочных слов? (праздник, чувство, лестница) - Почему? (нет в столбике проверочных слов) Подберите сами проверочные слова. Вывод: нет проверочных слов. Смотрим в словаре. 2. Словарно- орфографическая работа В нашем языке есть три слова, в которых нельзя проверить непроиз­носимые согласные. Лестница Праздник Чувство. Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то мы увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах. Учитель даёт объяснение словам с точки зрения этимологии слов: а) Лестница. В древнерусском языке было слово лъствица. Вот оно и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Что же касается самого слова лъства (лъзтва), то оно образовано от глагола лезти, лезть с помощью суффикса тв(а). Значит непроизносимое т в существительном лестница - это остаток суффикса тв(а). б) Праздник. Слово из старославяского языка от слова праздънъ (праздничный) - день не занятый делами. Porzdьnъ (порожний - исконно-русское). Проверочное празден - от старославянского. в) Чувство. Заимствовано из старославянского языка. Чувство - от чувъ (способность чувствовать). Суффикс образован -в- (сравним нрав, гнев). От чути - чувствовать, слышать, ощущать, познавать. Смотри чу! (буквально - Ты слышал). Чуть - чутьё - чувствовать. Вывод: Запомни: ПРАЗДНИК, ЛЕСТНИЦА, ЧУВСТВО -Запомните правописание этих слов. Составьте с ними предложения (устно). 7. Применение знаний на практике

1). Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы и запишите пары слов

чес.ный, капус.ный, ярос.ный, грус.ный, прелес.ный, извес.ный, , радос.ный

- Какую закономерность вы заметили?(слова отвечают на вопрос «какой?» и пропущена непроизносимая согласная «т»).

- Что нужно делать, чтобы не ошибаться в написании согласной буквы? (подбирать проверочные слова) 2). Дифференцированная работа по учебнику с 107-108 упр.2-сильные ученики, упр3-слабые ученики 8. Подведение итогов урока. Домашнее задание. - Решили ли мы проблему, поставленную в начале урока? - Какие непроизносимые согласные вы знаете?

- Как проверить правописание слов с непроизносимыми согласными?

Дома: 1. Вставить пропущенные буквы в упр.3,4с.52 рабочая тетрадь «Пишем грамотно» №1

2. Выучить правило с.107 и словарные слова

9. Рефлексия.

Закончи предложения. Сегодня на уроке мы …

 Узнали…

 Учились…

 Смогли…

-Трудно было делать открытие или легко? Интересно или нет? Почему?


© 2010-2022