- Преподавателю
- Начальные классы
- Методические рекомендации по подготовке к различным видам самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Менеджмент (по отраслям)» специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Методические рекомендации по подготовке к различным видам самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Менеджмент (по отраслям)» специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Минкова Е.В. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24
Методические рекомендации
по подготовке к различным видам
самостоятельной внеаудиторной работы
учебная дисциплина «Менеджмент (по отраслям)»
специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Москва
2012 г.
Рассмотрено цикловой
методической комиссией
протокол № __ от « __» ________ 2012 г.
Председатель Н.Я.Першина
Составитель: преподаватель Э.Е.Палилова
Настоящие методические рекомендации определяют общие требования по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов по дисциплине «Менеджмент (по отраслям)» в соответствии с ФГОС по специальности 100701 Коммерция (по отраслям).
Содержание
Введение…………………………………………………………………...
4
Виды и формы самостоятельной внеаудиторной работы……………..
4
Виды заданий ……………………………………………………………..
5
Критерии оценки результатов самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………..
5
Оценки письменной самостоятельной работы………………………….
5
Необходимые советы по рациональной организации учебного труда………………………………………………………………………..
6
Работа с учебной литературой………………………………..................
6
Работа со справочной литературой………………………………………
9
Организация и приемы самостоятельной работы с книгой……………
10
Составление плана учебного текста……………………………………..
11
Приложение 1………………………………………………………….....
17
Приложение 2………………………………………………………….....
20
Литература…………………………………………………………………
21
Введение Самостоятельная работа - это задание практического характера, при выполнении которого надо не только четко и логично изложить свои мысли публично или письменно речи, но и отстоять выдвинутые положения в ходе дискуссии или обсуждения письменной работы. Цели самостоятельной внеаудиторной работы:
- углубление и расширение теоретических знаний;
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- формирование умений использовать различные информационные источники;
- развитие познавательных способностей и активности студентов;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
Виды самостоятельной работы:
- подготовка сообщений по темам;
- подготовка рефератов по теме;
- выполнение сравнительной характеристики моделей менеджмента; - заполнение таблиц;
- подбор материала по темам; - подготовка к тестированию; - оформление практических работ;
- составление организационной структуры управления предприятия; - сбор информации из СМИ о стратегиях, применяемых отечественными организациями; - составление миссии известной вам организации; - подготовка алгоритма системы контроля за посещаемостью учебных занятий и успеваемостью студентов;
- выявление причины возникновения конфликта в учебной группе;
- определение методов разрешения конфликтных ситуаций в группе;
- подготовка презентации на темы; - подготовка к зачету в форме тестирования. Критерии оценки результатов самостоятельной работы студентов Основными критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются умения и навыки:
- выполнения работы, задания, составления расчетов и т.п. в соответствии с заданием, с соответствующим объемом, затраченным временем, значимостью этой работы и т.д.;
- использования и применения учебно-материальной базы, дидактического материала, литературы с соблюдением четкости, краткости, последовательности, самостоятельности, уверенности в своих действиях:
- сравнения; анализа; умения делать выводы; использовать теоретические знания при выполнении практических задач; защищать результаты.
- оформления материала в соответствии с требованиями задания.
- Постановка проблемы, ее обоснование и актуальность.
- Отработанность понятийного аппарата: наличие собственных оригинальных определений, наличие формулировок важнейших терминов
- Полнота освещения подходов к решению исследуемой проблемы: наличие собственного оригинального подхода
- Новизна результатов: студент предлагает собственный оригинальный подход к решению проблемы
- Практическая значимость полученных результатов: практические рекомендации сведены в формализованную методику.
- Достоверность полученных результатов: методика применена на практике и дала положительные результаты
- Наглядность представленных материалов: использование высококачественных иллюстраций; действующей нормативно-технической документации; достижений переводных предприятий отрасли; учебную, специальную и дополнительную литературу; мультимедийные источники, информационные среды (Интернет). Также допускается использование материалов и документации предприятия, на котором студент проходил практику.
- Работа с учебной литературой
- Работа со справочной литературой
- Продумать, в каком разделе могут находиться интересующие сведения.
- Определить по оглавлению, где находится нужный раздел.
- Если сведения оформлены в виде таблицы, внимательно разобраться в ней,
- Для уточнения какого-либо понятия можно воспользоваться предметным указателем.
- Организация и приемы самостоятельной работы с книгой
- Выделение главного, существенного и второстепенного.
- Отбор материала по какому-либо вопросу.
- Пересказ.
- Ответы на вопросы.
- Сортировка и группировка материала.
- Составление логического плана по теме, конспектирование, составление плана, аннотации, тезисов, выписок, реферата, рецензии.
- Самопроверка.
- Составление плана учебного текста
- Прочитать про себя текст, продумать смысл прочитанного.
- Разбить текст на смысловые части и озаглавить каждую часть.
- В заголовках лаконично передать главную мысль каждой смысловой части.
- Проверить, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, уточнить формулировку так, чтобы добиться такой связи.
- Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, пересказать текст и таким образом раскрыть его основную мысль.
- Составление простейшего плана при обработке текста.
- Чтение текста целиком
- Деление его на смысловые части
- Озаглавливание частей (на первых порах - заголовки, отражающие содержание части)
- Воспроизведение текста по составленному плану
- Составление логической схемы материала при обработке текста
-
- Чтение, анализ содержания по ходу восприятия и определение конца смыслового куска
- Выделение смыслового опорного пункта в прочитанном куске
- Установление смысловой связи между выделенными опорными пунктами смысловых кусков
- Вчитайтесь в название статьи, осмыслите ею
- Внимательно читайте текст и по ходу чтения коротко выписывайте основные мысли
- Стремитесь к краткой записи
- Отделяйте одну мысль от другой
- Закончив работу, выпишите все данные источника.
- Познакомьтесь с содержанием материала, обратите внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка Вам поможет в работе
- Разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркивания)
- Определите главную мысль каждой части (можно подчёркиванием)
- Осмыслите суть выделенного текста, сформулируйте своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте
- Тезисы пронумеруйте - это позволит сохранить логику авторских суждений
- Отделяйте пробельной строкой один тезис от другого - это облегчит последующую работу с ним
- Системность и логичность изложения материала
- Краткость
- Убедительность и доказательность
- плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта);
- текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы);
- тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).
- При чтении изучаемого материала подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли и выводы.
- Если составляется план-конспект, формулируйте его пункты и подпункты. Определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
- Наиболее существенные положения изучаемого материала последовательно и кратко изложите своими словами или же приведите в виде цитат.
- В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их доводы, конкретные факты и примеры. Изложение их должно быть кратким.
- Отдельные слова и целые предложения в конспекте могут быть написаны сокращенно, можно применять условные обозначения, принятые только Вам.
- Применяйте разнообразные способы подчеркивания, выделения самого главного. Используйте цветные карандаши и ручки.
Характеристики конспектов В сжатой форме хороший конспект содержит основные положения текста и их обоснование фактами, примерами. Конспект объединяет план, тезисы и выписки, которые следует делать во время чтения. Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и заполняется; учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала. Этапы работы:
- Составьте план прочитанного текста или воспользуйтесь готовым (приведен в книге в виде содержания).
- Разъясните кратко и доказательно каждый пункт плана, выберите разумную и эффективную форму записи.
- Сформулируйте и запишите вывод.
- Прочитайте текст, отметьте в нём основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.
- Пользуясь правилами сокращения цитат, выпишите их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
-
-
- (цитата);
- (цитата); (вывод);
- основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.
-
- Прочтите написанный текст, сверьте его с оригиналом.
- Сделайте общий вывод.
- Прочтите внимательно текст.
- Разделите его на смысловые части - блоки.
- Поставьте к каждой части вопрос.
- Ответьте на поставленный вопрос опорными сигналами, расположив их в виде логической схемы.
- Изучите несколько источников и сделайте из них выборку материала по определенной теме или хронологии.
- Мысленно оформите прочитанный материал в виде плана.
- Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложите осознанный материал
Приложение 1
Памятка «Учись правильно выражать свои мысли»
- Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
- Читая, не только вникайте в смысл написанного, но постарайтесь увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
- Накопите активный запас слов с помощью специальной работы: заведите словарь для записи новых слов, тренируйте себя в их запоминании и произнесении, подбирайте к словам антонимы и синонимы, изучайте слова, употребляемые в переносном смысле.
- Стремитесь не только понять смысл речи оратора, но и запоминайте приёмы её построения.
- Следите затем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускайте ненужных
- повторов - это обедняет речь.
- Следите за построением предложений, избегайте особенно сложных конструкций.
- Практикуйте чтение вслух, вникайте в смысл текста, определяйте, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.
Памятка «Как проводить сравнение» Сравнить - поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия. Порядок сравнения
- Найдите ответ на вопрос: Кто такой? Что такое?
- Сопоставьте определение двух предметов или явлений. Найдите основное сходство.
- Выделите существенные признаки каждого предмета.
- Сопоставьте оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
- Выясните все признаки сходства и различия объектов.
- Найдите и объясните причины сходства и различия.
Памятка «Как проводить анализ» Анализ - процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств. Порядок анализа
- Мысленно расчлените объект, предмет, явление на определённые составные части, имеющие определённое функциональное значение.
- Постарайтесь обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали изучаемого предмета.
- Подумайте о причинах такого разделения на части (блоки).
Памятка «Как проводить синтез» Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое. Порядок синтеза
- Синтез начните с нахождения ответа на вопрос: на основе чего произойдет соединение изучаемых частей в единое целое?
- Дня ответа на этот вопрос проведите подробный анализ изучаемых явлений.
- Найдите связи между отдельными частями явления, объедините их, обобщите полученные сведения.
Памятка «Как проводить обобщение» Обобщение - мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях. Порядок обобщения
- Найдите наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
- Определите их сходство.
- Установите связь между ними.
- Сформулируйте общий вывод.
Приложение 2
Перечень самостоятельных работ
Номер работы
Наименование темы
Вид и наименование работы
Количество часов
Введение
-
Подготовка сообщения по теме: «Развитие отечественного и зарубежного управления»
-
Подготовка рефератов по теме: «Особенности современного российского менеджмента»
-
Выполнение сравнительной характеристики моделей менеджмента (США, Япония, ФРГ, Россия).
4.Заполнение таблицы «Модели менеджмента»
8
Тема 1.
Сущность и характерные черты современного менеджмента
1.Подбор материала по теме: « Научные школы развития менеджмента и современные подходы в менеджменте».
2.Заполнение таблицы «Научные школы развития менеджмента».
3.Подготовка к контрольному тестированию
6
Тема 2.
Внешняя и внутренняя среда организации 1.Определение влияния факторов внешней среды на деятельность организации (организация на выбор студента).
2.Оформление практической работы №1 и подготовка к защите
6
Тема 3.
Характеристика составляющих цикла менеджмента
1.Повторение пройденного материала по теме 3.
2
Тема 4.
Организация. Типы структур организаций
1.Составление организационной структуры управления предприятия (на примере колледжа).
2.Оформление практической работы №2 и подготовка к защите
4
Тема 5.
Планирование. Стратегические и тактические
планы
1.Сбор информации из СМИ о стратегиях, применяемых отечественными организациями. 2. Составление миссии известной вам организации (или создание своей организации), с учетом требований предъявляемых к содержанию миссии.
3.Оформление практических работ №3,4 и подготовка к защите
6
Тема 6.
Мотивация потребностей 1.Оформление практических работ №5,6,7 и подготовка к защите.
3
Тема 7.
Контроль
1.Подготовка алгоритма системы контроля за посещаемостью учебных занятий и успеваемостью студентов.
2.Оформление практической работы №8 и подготовка к защите
6
Тема 8.
Система методов управления
1.Оформление практической работы №9 и подготовка к защите
2
Тема 10.
Управление конфликтами и стрессами
1.Выявление причины возникновения конфликта в учебной группе.
2.Определение методов разрешения конфликтных ситуаций в группе.
3.Оформление практической работы №10 и подготовка к защите
4
Тема 11.
Руководство: власть и партнерство
1.Оформление практической работы №11 и подготовка к защите
2
Тема 12.
Самоменеджмент
1.Подготовка презентации на тему: «Моя профессия менеджер
по продажам».
2.Оформление практической работы №12 и подготовка к защите
4
Тема 14.
Коммуникативность и общение
1.Подготовка сообщения по теме: «Барьеры общения и пути их устранения»
2
Тема 15.
Деловое общение
1.Подготовка диалога телефонных переговоров менеджера ресторана, о заключении договоров на поставку продукции.
2.Подготовка к защите практических работ по курсу.
3.Подготовка к зачету в форме тестирования
6
Всего:
61
Литература
-
Соломко Л.Г. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Практическое пособие. М.: ФИРО, 2006. 712 с.
-
Баскаков М.И. От реферата до дипломной работы. рекомендации студентам по оформлению текста. Ростов-на-Дону, 2006
-
Герцов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы приемы. М.,2001
-
Теренина Н.В. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплинам по выбору студента. Серия «Формирование социально открытой системы профессионального образования» Вып. Ноябрск:НКПиИТ, 2005