Статья Использование национально-регионалного компонента на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Белобородова О.А.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №4, г. Бирск

Использование национально-регионального компонента

на уроках в начальной школе. «Воспитание любви к родному краю, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать»

Д.С.Лихачев В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды. Мы убедились, что использование содержания национально-регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Среди наиболее эффективных способов реализации национально-регионального компонента в начальной школе является экскурсия по улицам города, к архитектурным памятникам. Изучая вместе с родителями населенные пункты родного края, беседуя со старожилами, дети лучше узнают историю основания улиц, памятные места той местности, где проживают. Такие занятия строятся на сопричастности детей к новым знаниям, основным средством при этом служит наглядность. В музее у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Во время экскурсий формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется их кругозор. В этом активную помощь нам оказывают районный краеведческий музей, школьные и городские библиотеки. Для учебных занятий в начальной школе мы подбираем такой материал, который поможет ребёнку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, будет максимально приближен к ученику, значим для него. Кроме того, на уроках окружающего мира вводятся разноуровневые творческие задания, которые способствуют формированию оценочных суждений у детей. Содержание гуманитарных предметов дает более широкий простор для внедрения этнокультурного компонента. Замечено, что использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Школьники с удовольствием открывают для себя новых героев и даже давно знакомые сказки и рассказы обретают для них новое звучание и значение. Элементы башкирского фольклора используются почти на каждом занятии - башкирские загадки на уроках математики при изучении чисел и пословицы, поговорки и крылатые выражения на уроках литературы. 1. Задание - продолжи пословицу, найдя вторую ее часть.

Отрубишь змее голову - ……. сытому - причуды.

Вперед взгляни один раз, ……. других не унижай.

Себя не возвеличивай, …….. оглянись - пять раз.

Голодному - хлеб, ……. будет извиваться хвост.

2. Задание - вспомни похожую русскую пословицу.

"У бая земли много, у бедняка- одна горсть".( "Хотел бы много, да получил мало")

"Родился сын- день продлился".( "Каков отец и матка, таковы и детки")

"Защита своей страны - слава, захват чужой земли - позор".( "Береги землю родимую как мать любимую". "Родина- мать, умей за неё постоять".)


Раскрытие национально-регионального компонента на уроках математики в начальных классах через текстовые задачи, основанных на исторических датах и событиях, вызывает особый интерес у ребят, что способствует не только заинтересованности в предмете, но и помогает сохранить в памяти исторический факт. Использование в задачах географического материала углубляют знания детей о родном крае.

  1. В Башкирии около 3840 рек и озер. Реки составляют семь двадцать четвёртых от этого количества. Сколько рек и озер на территории Башкортостана?
  2. Памятник Салавату Юлаеву - самая большая конная статуя в России на 5,6 м выше памятника Александру Матросову, 19-летнему солдату, заслонившим своим телом немецкий пулемет. Найдите высоту памятника Салавату Юлаеву и высоту памятника Александру Матросову, если их общая высота равна 14 м.
Большое внимание уделяется воспитанию творчества на уроках НРК. Мы с ребятами составляем ребусы, сочиняем сказки, рисуем иллюстрации, превращая их в диафильмы. Творческие работы обязательно обсуждаются, проводятся выставки. Дети, живущие на территории Башкортостана, должны узнать ее культуру, историю, литературу, что они и делают с большим удовольствием на школьных занятиях. Природная любознательность ребенка, потребность в познании нового способствует развитию интереса к национальным традициям. А это в дальнейшем приведет к сохранению, распространению и развитию национальной культуры, бережному отношению к историческому и культурному наследию народов России.


© 2010-2022