Урок по окружающему миру для 3 класса «Лес и его обитатели» ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТЫ УРОКОВ по окружающему миру

Разработчик: Гаврилова Наталья Михайловна Тема: Лес и его обитатели (1 урок) «Перспективная начальная школа» Класс 3 Задачи: - повторить материал о растениях и животных леса; - расширить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания; -духовное развитие детей через знакомство с уникальностью ленточного бора. Познавательные УУД: - устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований: - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний, использовать словарь учебника Личностные УУД: - работать над развитием чувства патриотизма, - работать на формирование рефлексивного отношения к учёбе; Регулятивные УУД: -ставить цели предстоящей работы; -различать учебные задания разного типа; -контролировать свои учебные действия. Коммуникативные УУД: - умение работать в паре, в группе; - осуществлять учебное сотрудничество; Оборудование:

  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. - М.: Академкнига/ Учебник.
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник.




Ход урока

Этап урока

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

Настрой на работу

Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи

Подготовка класса к работе.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

сиквейн, фронтальная работа

На доске написано слово «лес»

составление сиквейна к этому слову:

- Перед вами существительное - лес

2 строчка

- Подберите 2 прилагательных, которые ассоциируются у вас с этим словом,

3 строчка

- 3 глагола к этому слову,

4 строчка

- Фраза, несущая смысл

5 строчка

существительное - вывод

Таким образом, мы составили загадку про лес, используя наши знания о лесе.

Лес

Прохладный, зеленый

Шумит, питает, защищает

Источник кислорода на земле

дерево


3.Постановка учебной задачи

Цель: Формулирование темы и цели урока.

Работа с содержанием учебника, постановка проблемы

- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- По содержанию учебника найдите нашу тему урока?

-Прочитайте название

- Предположите о чем будет идти речь?

- Как называется глава, в которой находится эта тема? Как вы понимаете название этой главы и почему, в ней говорится о лесе?

- Сформулируйте задачи нашего урока

Предположения детей - о лесе

С. 43

Варианты детей

У.З.

- узнать, что такое природные сообщества леса,

- какие виды лесов встречаются в природе.

- есть ли особенности в строении леса или как растет лес?

- обитатели леса

4. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель: расширить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания


Работа с условными обозначениями

Работа со словарем

Работа с пиктограммой « Повтори пройденное» с.43

- Что такое лиственный лес? Хвойный лес? смешанный лес? Тайга?

- Проверте свои предположения по словарю учебника

Ленточный бор

- Есть ли в нашем крае лес? Как он называется?

- А вы знаете, что вы живете рядом с уникальным лесом?

- А в чем его уникальность?

Информация о ленточном боре ( см. дополнительный материал)

Предположение детей, основанных на наблюдениях, знаниях из книг

Ленточный бор

Работа по учебнику



Микроиссле-

дование

Работа в парах

- Как в литературе называют лес?

- Прочитайте учебник на с.43 и вы узнаете об этом

- Без чего невозможно представить лес?

- Какие растения растут в нашем лесу?

- Вы замечали, что некоторые растения высокие, а некоторые низкие, как же они уживаются вместе?

- Найдите пиктограмму - выскажи предположение, вы согласны с этим утверждением?

Учебник с. 44-45

-Самостоятельно прочитайте текс учебника, найдите или опровергните наше предположение

- Сколько ярусов выделяют ученые?

- Какие растения растут на верхнем ярусе?

На втором? на третьем?

Учебник с.45-48

- кроме растений, кто еще обитает в лесу?

- Зависит ли проживание животных от ярусов леса?

- В парах проработайте текст учебника с.45-48 и найдите ответ на этот вопрос

- Какие животные обитают в лесу?

- На следующий урок подготовьте рассказ о животных нашего леса

«Царство деревьев»

Без деревьев



Деревья в лесу растут ярусами:

Верхних ярус высокие светолюбивые растения, ниже находятся теневыносливые растения, еще ниже кустарники, еще ниже травы и на последнем ярусе расположились мхи и лишайнике

животные

4.Рефлексия деятельности

(итог урока)

- Какие задачи мы поставили перед собой?

- Все ли ответы нашли?

- ответ на вопрос, что такое природное сообщество мы будем искать на следующем уроке?

Нет, мы не узнали, что такое природное сообщество

д/з

Подготовить сообщения о животных нашего леса

Дополнительный материал:

Ленточные боры Алтайского края Сказать, что ленточные боры Алтайского края уникальны, значит, ничего не сказать. Других таких просто нет на планете. Растут они в виде протяженных полос-лент, протянувшихся с северо-востока на юго-запад, вдоль прежней субширотной сети древнего стока, и разделены обширными степными пространствами. Мощными корнями деревья сдерживают миллионы тонн песка, кронами прикрывая Алтай от иссушающих ветров и песчаных бурь, долетающих сюда из Казахстана и Средней Азии. Нетрудно себе представить, что случится, если ленточный бор, выросший посреди степи, вдруг исчезнет - на месте плодородных земель и сельскохозяйственных угодий возникнет безжизненная пустыня с барханами и суховеями. Ученые ведут отсчет возникновения ленточных боров с четвертичного периода. Около миллиона лет назад на Земле наступило похолодание. Снег, выпадавший зимой, не успевал полностью таять, и накапливался, образуя мощные ледники. Когда наступило общее потепление, талые воды от предгорий Алтая широкими потоками устремились по древнему руслу Оби на север, но, подпертые медленно отступающим ледником, были вынуждены повернуть в сторону Иртыша. После того как материковые льды сошли, а воды скатились в Полярное море, освободив Западно-Сибирскую низменность, окончательно сформировалось современное русло Оби. По готовым путям древних лощин потекли современные реки: Бурла, Барнаулка, Касмала, Кулунда, а на оставшихся толщах песка, принесенного в лощины древними реками, впоследствии выросли прекрасные сосновые леса, уникальные ленточные боры. Этих удивительных лент - четыре, самая крупная из них, барнаульская, берет начало от Оби у г. Барнаула и тянется почти на 400 км. Ее ширина невелика, лишь в некоторых местах достигает пятнадцати километров. Легенда Существует предание касательно ленточных боров. Как-то Бог ветров осматривал земли и разглядел красивую девушку Айгуль. Красавица очаровала Бога ветров, он схватил девушку и отправился с ней в свое поднебесное жилище. Слезы Айгуль падали вниз, и там, где они разбивались о землю, появлялись озера. Айгуль потеряла и зеленые ленточки, которыми она подвязывала свои чудесные волосы. В тех местах, где ленточки опустились на землю, появились леса…

Литература:

ouraltai.ru/interesnye-fakty/unikalnye-lentochnye-bory-altajskogo-kraya.html

vega-tur.ru/lentochnye-boy-altay.html



























Тема: Лес и его обитатели (2 урок) «Перспективная начальная школа» Задачи: - Повторить материал предыдущего материала; - Раскрыть связи, которые существуют между обитателями леса; - Сформировать представления о лесе, как о природном сообществе; - Расширить знания детей о цепях питания, зависимости одного вида от другого. Познавательные УУД: -Характеризовать природные сообщества (на примере леса); - Проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» - ярусы леса; -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Регулятивные УУД: -ставить цели предстоящей работы; -различать учебные задания разного типа; Оборудование:

  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. - М.: Академкнига/ Учебник.
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник.










Ход урока

Этап урока

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

Настрой на работу

Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Работа в группах

Игра « Найди лишнее слово»

  1. Береза, клен, осина, орешник

  2. Малина, калина, ветреница жимолость

  3. Майский жук, улитка, жук - олень, долгоносик

  4. Зяблик, щегол, пищуха, крот

- Почему эти слова лишние?

- Лес можно назвать «многоэтажным домом»?

Орешник - кустарник

Ветреница - трава, нижний ярус

Улитка - обитатели нижнего яруса

Крот - обитает в почве

3.Постановка учебной задачи

Цель: Формулирование темы и цели урока.

Фронтальная работа

- Над какой главой мы начали с вами работать?

- С какой темой познакомились?

- Какие задачи мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы их?

- На какой вопрос мы не смогли найти ответ?

- Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос?



Что такое природное сообщество

4. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель: Сформировать представления о лесе, как о природном сообществе

Сообщения детей

Работа по учебнику

Самостоятельная работа по поиску нужной информации

- Назовите лесных жителей нашего края, которые обитают на деревьях; ведут наземный образ жизни; обитают в почве.

Расскажите то, что вы узнали об этих животных.

Уч. С. 48-49

- Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете почему?

Прочитайте самостоятельно параграф и ответьте на этот вопрос.

Дети выступают со своими сообщениями

Растения, животные, грибы, бактерии не могут существовать друг без друга. Они живут в сообществе и приносят пользу друг другу

5. Закрепление изученного материала

Цель: Расширить знания детей о цепях питания, зависимости одного вида от другого.

работа в парах

Хрестоматия «Цепочки в лесу», «Какое звено в лесных цепочках самое главное?»

Вопросы для поиска:

- Каким образом обитатели леса зависят друг от друга? Назовите 1 цепь питание.

- Существует ли в лесных цепочках главное звено?

- Предположи, что будет, если цепь питания прервется?

- Что будет, если наш лес исчезнет?

По содержанию ищут нужную страницу, читают, составляют ответ на вопросы

Предположения детей

6.Рефлексия деятельности

(итог урока)

- Какие задачи мы ставили перед собой?

- Достиг ли мы их?

- В чем была трудность?

Д/З



© 2010-2022