- Преподавателю
- Начальные классы
- Дополнительная образовательная программа «Юный художник»
Дополнительная образовательная программа «Юный художник»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лобова О.В. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка. Программа обучения в объединении «Юный художник» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству в кружке как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры. Актуальность. Все дети без исключения - художники, поэты. Их восприятие - образное, яркое. Дети искренни и непосредственны, их души - благодатная нива для сеяния добра. И надо стараться сеять это добро, делая все, чтобы мир чувств ребенка был наполнен красками, радостью и светом, чтобы с раннего возраста он учился отличать прекрасное от уродливого и безоговорочно стал на сторону добра и красоты. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста. Поэтому набор в «Юный художник» ведется с младшего школьного возраста, в этом возрасте дети активно и непосредственно выражают свое восприятие мира. Однако к переходному возрасту (11-15 лет) активность в изобразительной деятельности нередко снижается. В переходном возрасте у подростков чрезвычайно сильно стремление к анализу. Суммарное изображение начинает не удовлетворять. Они хотят получить знания и навыки реалистического изображения действительности. Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности. Художественная деятельность учащихся на занятиях очень разнообразна: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); эксперименты с красками; декоративная работа; игры с целью изучения и закрепления теоретического материала, игровые упражнения, рассчитанные как на активизацию у обучающихся познавательного процесса, так и на развитие у них интереса к учебному заданию, объекту изображения, знакомство с произведениями искусства (демонстрация слайдов, репродукций, фотографий, иллюстраций); конструирование, наблюдение за различными явлениями природы, поведением людей и животных в различных ситуациях, обсуждение и анализ работ товарищей, результатов собственного и коллективного творчества; прослушивание музыкальных и литературных произведений (классических, народных, современных). Игровые приемы при выполнении заданий реализуются в виде выполнения: эскизов, согласно которым расписываются отдельные предметы, изготовленные детьми на занятиях по декоративному творчеству (игрушки из папье-маше, сувениры, подарки друзьям и близким); цикла учебно-творческих заданий по иллюстрированию собственных стихов, книжек-картинок на тему собственных и народных сказок; коллективных панно, композиций и т. д. Занятия изобразительным искусством на занятиях «Юный художник» ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника, Зрителя, Мастера, Художника. Задачи:
- эстетически воспитывать обучающихся, формировать и духовную культуру и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника;
- обучать основам образного языка рисования с натуры, по
- формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в произведениях изобразительного искусства;
- знакомить с наследием выдающихся художников прошлого и настоящего в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства, архитектуры, ролью искусства в
жизни людей; - учить дарить радость творчества, быть счастливыми человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.
Организационно- педагогические основы образовательного процесса Дополнительная образовательная программа «Юный художник» является авторской программой. Программа адаптированная, относится к художественно - эстетической направленности. Возраст обучающихся - в объединения по дополнительной образовательной программе «Юный художник» принимаются дети, подростки, учащаяся молодежь в возрасте от 7 до 13 лет. Пол обучающихся - смешанный. Принцип набора в объединение свободный, дети: младшая группа (7-13 лет), Количество обучающихся в группе - не менее 15 человек. Режим проведения занятий - занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, Срок реализации -3 года (по 6 часов в неделю), всего 306 часов.
- 1 год обучения - 204 часа (6 часов в неделю);
- 2 год обучения - 204 часа (6 часов в неделю);
- 3 год обучения - 204 часа (6 часов в неделю).
Первый год обучения Темы года: «Искусство видеть» (учимся изображать видимое), «Ты и искусство».
Учебно-тематический план
Темы
Общее количество часов
Теория
Практика
Формы проведения занятий
1. Искусство видеть
Вводное занятие
4
4
0
Беседа. Игра: «Расскажи мне о себе»
1. Чем работает художник
12
6
6
Беседа о хроматической и ахроматической гамме красок; эскизе. Экскурсии-наблюдения явлений природы. Демонстрация слайдов с изображением картин и эскизов великих художников. Практические работы - эскиз, рисунок. Аппликация. Лепка Итоговое занятие
4
2
2 Игра «Знатоки искусства». Выставка работ обучающихся и их презентация авторами 2. Наблюдаем и изображаем осень
24
4
20
Беседы. Игра «Цветовая угадай-ка». Слушание музыки П.И. Чайковского («Времена года»). Демонстрация репродукций картин известных художников. Практическая работа - живопись (гуашь). Итоговое занятие
4
2
2
Рисунок с натуры (карандаш) пленэр 3. Изображаем красоту зимы
24
4
20
Беседы. Показ иллюстраций художников-графиков, знакомство с графической серией работ бывшей воспитанницы кружка Кристины Ковыла. Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года» «Практическая работа: графика, живопись, изонить. Лепка «Звери и птицы зимой» (тесто); изготовление сувениров, игрушек из бумаги и картона. Игра «Знатоки искусства» Итоговое занятие
4
2
2 «Фабрика Деда Мороза» - изготовление елочных украшений, украшение кабинета, елки 4. Изображаем мир наших развлечений
24
4
20 Игра «Как мы развлекаемся». Беседы. Практическая работа «Превращения красок» - эксперименты по получению различных составных цветов и их оттенков: живопись (гуашь), аппликация, лепка, композиция Итоговое занятие
4
2
2 Выполнение индивидуальных работ, при сложении которых получаем коллективное панно «Наши развлечения» (живопись) в технике гуашь 2. Ты и искусство (учимся видеть и понимать изображаемое) 5. Ты изображаешь, украшаешь и строишь
20
5
15 Беседы. Работа с макета-20 ми «Улица», «Сад», «Сказочный лес» (экспериментируя с макетом, который дает возможность изменять расположение предметов в пространстве». • Показ иллюстраций И. Би-либина, слушание музыки. Практическая работа - изображение задних и ближних планов (рисунок, живопись). Лепка, изонить. Игра «Палитра» Итоговое занятие
4
2
2 Коллективная работа «Мир гномов» - сказочные дворцы, причудливые деревья, забавные человечки (живопись, гуашь) 6. О чем говорит искусство
20
6
14 Беседа. Игра «Что хотел сказать художник». Слушание музыки, стихов. Демонстрация репродукций картин известных художников. Практическая работа - живопись (акварель, гуашь), композиция, лепка Итоговое занятие
4
2
2 Игра «Знатоки искусства»; «Художники и зрители» - выставка работ обучающихся, где автор сам представляет свою работу 7. Как говорит искусство, беседа «Что такое живопись»
20
6
14 Беседа о средствах выражения изобразительного искусства. Демонстрация работ известных художников Ставрополья, их анализ. Наброски с натуры - передача объема предметов в черно-белом изображении (тоновые отношения); живописное изображение этих предметов. Живопись, рисунок, композиция Итоговое занятие
4
2
2 Коллективная работа - иллюстрирование собственных стихов на общем листе. Украшение стен коридора или рекреации готовыми работами 8. Какого цвета весна и лето
16
6
10 Беседы. Наблюдение «Как живут деревья». Игра «Чем мы будем рисовать» с целью знакомства и закрепления знаний о инструментах и материалах художника; Беседы, наблюдения, Итоговое занятие
12
6
6 Коллективный рисунок на тему «Мечта о лете». Рисунок цветными мелками на асфаль Ты и искусство» - итого- вая выставка работ обучающихся. «Мир глазами искусства» - устный журнал Итого:
204
65
139
- учить грамотно пользоваться красками, карандашами, кистями, ножницами, бумагой и клеем;
- развивать способность видеть многообразие цветов и форм в природе в разные времена года;
- учить выполнять элементы оформления работ;
- учить работать разными материалами, осваивая их изобразительные возможности в рисунках на темы и по воображению;
- воспитывать понимание смысла работы художников в различных видах искусства;
- воспитывать чувство коллективизма, дружбы, сопереживания.
- работа различными материалами (гуашь, акварель) - основные и дополнительные цвета (беседа);
- изображение состояния стихий (эскиз, графика - карандаш; живопись - акварель), кисти плоские и круглые;
- уголь, тушь (рисунок - графика);
- зоопарк - лепка (пластилин, стеки);
- бумага, ножницы, клей (аппликация - бумага, картон);
- итоговое занятие: игра «Знатоки искусства». Выставка работ обучающихся и их презентация автором.
- знакомство с волшебными красками (живопись, гуашьщетинные кисти);
- какого цвета осенняя листва (три основных цвета) - (живопись, гуашь), практическая работа - получение составных цветов из основных;
- праздник красок (коллективное панно с использованиеживописи и аппликации);
- как живут деревья (изображение «голых» деревьев, графика - карандаш);
какого цвета дождик (живопись - акварель);фантастические деревья, сказочный вечерний лес (живопись, гуашь);
итоговое занятие: рисунок с натуры - пленэр (карандаш).
Тема: «Изображаем красоту зимы»
Формы работы: Беседа. Показ иллюстраций художников графиков, знакомство с графической серией работ бывшей воспитанницы кружка Кристины Ковыла. Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года». Игра «Знатоки искусства». Лепка «Звери зимой» (тесто), работа с бумагой, клеем, аппликация, изонить.
Содержание работы:
первый снег, деревья (графика, тушь);
звери и птицы зимой (лепка - тесто, роспись - гуашь);
какого цвета снег (живопись, акварель);
зимние забавы (живопись, акварель, колонковые кисти);
узоры на картоне (прикладное искусство, изонить);
готовимся к Новому году (сувениры, поделки - картон бумага);
праздник зимы (живопись, акварель);
итоговое занятие: «Фабрика Деда Мороза» (изготовление елочных украшений, гирлянд, украшение кабинета, елки).
Тема: «Изображаем мир наших увлечений»
Формы работы: Игра «Как мы развлекаемся». Беседа. Практическая работа «Превращения красок» (получение различных оттенков из основных и составных цветов, живопись - гуашь, аппликация, лепка, композиция).
Содержание работы:
труд и спорт зимой (композиция, карандаш, гуашь, ватман, щетинная кисть);
подарки ко Дню защитника Отечества (аппликация);
подарок мамам (аппликация);
лепим животных (лепка, глина, стеки);
рисуем школьный праздник: композиция (гуашь);
в цирке (театре) (композиция, коллаж, художественное
использование различных материалов);
- итоговое занятие: выполнение индивидуальных работ, при сложении которых получается коллективное панно - «Наши развлечения».
Тема: «Ты изображаешь, украшаешь, строишь» (три сферы художественной деятельности)
Формы работы: Беседа. Работа с макетами «Улица», «Сад», «Сказочный лес» (эксперимент с макетом, который дает возможность перемещать объекты в пространстве). Показ иллюстраций И. Билибина, слушание музыки Л. Бетховена «Лунная соната», практическая работа - изображение задних и ближних планов, игра «Палитра».
Содержание работы:
- изображение и реальность (композиция - карандаш, гуашь, ватман);
- изображение и фантазия (лепка - тесто, стеки, роспись - гуашь, лак);
украшение и реальность (паутинки, снежинки) (изонить, аппликация - ткань, картон);
украшение и фантазия (вышивка крестом);
постройка и реальность - лепка (тесто);
постройка и фантазия (лепка - тесто, стеки: «Строй замки»);
итоговое занятие: «Мир гномов» - сказочные дворцы, причудливые деревья, забавные человечки (живопись - гуашь).
Тема: «О чем говорит искусство»
Формы работы: Беседа. Игра «Что хотел сказать художник». Прослушивание музыки Л. Бетховена «К Элизе», слушание стихов о природных явлениях, показ репродукций картин известных художников, их анализ. Практическая работа: живопись, рисунок, лепка, аппликация. Содержание работы:
- изображение природы в разных состояниях (рисунок - графика: карандаш, тушь, живопись - акварель)
- изображение животных (рисунок - графика: карандаш - тушь).
- образ человека и его характер, композиция (гуашь).
- художественный образ здания (лепка - тесто, стеки, пенопласт; роспись - гуашь, водоэмульсионная краска);
- итоговое занятие: игра «Знатоки искусства», выставка работ обучающихся «Художники и зрители».
- теплые и холодные цвета (живопись, гуашь);
- легкие и холодные цвета (живопись, акварель);
- ритм пятен (композиция: аппликация - цветная бумага, живопись - гуашь);
- характер линий (наброски с натуры овощей, фруктов, цветов, передача объема, изображение этих же предметов средствами живописи);
- цвет, ритм, композиция. Средства выразительности (композиция - аппликация, гуашь на тему «Подводное царство»);
- характер и ритм объемов (объемная композиция из картона, ткани, дерева и др. на темы русских народных сказок);
- беседы об искусстве и знакомство с произведениями искусства;
- итоговое занятие: коллективная работа (иллюстрирование собственных стихов на общем листе). Готовыми работам, украшаются стены коридора или рекреации.
- какого цвета небо (живопись - акварель);
- весенние цветы (оригами);
- деревья проснулись (рисунок - уголь (графика); живопись - акварель);
- монтаж из работ: коллективное декоративное панно (аппликация, оригами, живопись);
- что мы любим делать летом (композиция, коллаж - художественное использование различных материалов);
- итоговое занятие «Мечта о лете» (коллективный рисунок на асфальте);
- итоговое занятие: выставка лучших работ обучающихся, которые готовились в течение года, «Ты и искусство». Устный журнал «Мир глазами искусства».
- художники внимательно наблюдают окружающий мир;
- каждое время года красиво по-своему и интересно для изображения;
- существуют разнообразные материалы и выразительные средства, которыми пользуются художники;
- существуют три вида художественной деятельности - рисование, аппликация, конструирование;
- художники в своих произведениях выражают чувства, мысли, свое отношение к изображаемому;
- значение слов «художник», «зритель», «гуашь», «карандаш» и т. д.
- художников, чье творчество связано с природой и сказочно-мифологической тематикой: И. Шишкина, И. Айвазовского, И. Левитана, Н. Рериха, В. Васнецова, М. Врубеля;
- названия основных и составных цветов.
- пользоваться кистью, красками, массой для лепки, ножницами;
- полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно;
- учитывать взаимное расположение предметов в рисунке передавать в доступном возрасту виде основные смысловые связи между предметами;
- передавать выразительные особенности формы и размеры предмета (высокий, низкий, большой, маленький);
- подбирать краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
- находить цвета для изображения разных времен года;
- выражать в слове свои впечатления о природе, о примечательных событиях жизни;
- смешивать гуашевые краски, получать разнообразные цвета в соответствии с настроением, передаваемым в работе;
- передавать в рисунке по наблюдению, с натуры основные элементы строения предмета;
- пользоваться графическими материалами (уголь, тушь, перо), добиваться разного характера линий;
- лепить способом вытягивания из целого куска массы;
- сознательно выбирать расположение места в зависимости от содержания рисунка;
- передавать в рисунке вертикальное, горизонтальное, наклонное положения предметов;
- различать и передавать в рисунке на листе бумаги ближние и дальние предметы (ближе - ниже, дальше - выше);
- доброжелательно обсуждать работу кружковцев;
- сотрудничать друг с другом.
Второй год обучения Тема года: «Каждый народ, - художник»
Тема
Общее количество часов
Теория
Практика
Формы работы
Каждый народ- художник
1. Вводное занятие
4
3
1
Беседа. Игра «Палитра»
2. Искусство народа твоего района
Итоговое занятие
40
10
30
Беседа об искусстве народов Нефтекумского района (ногайского, туркменского, татарского и др., их быт, культура). Знакомство с отдельными разделами книги П. Кудинова «Нефтекумье». Практическая работа: живопись, рисунок, композиция, прикладное искусство
Панно «Народное гулянье»
3. Искусство народов твоей страны
40
10
30 Беседа об искусстве народов России. Демонстрация слайдов с изображениями работ декоративно-прикладного, изобразительного искусства народов России, известных художников России различных национальностей. Слушание народной музыки. Работа с наглядным пособием по цветоведению. Игра «Разноцветный калейдоскоп». Практическая работа: живопись, лепка, прикладное искусство
Коллективное панно «Образ древних русских городов»
Итоговое занятие
10
4
6
4. Искусство народов мира 40
10
30 Беседа о великом многообразии народов мира, их искусстве. Слайды архитектурных ансамблей и памятников культуры (Древней Греции, Западной Европы и т. д.). Слушание классической музыки. Практическая работа: этюды, зарисовки, эскизы, наброски. Коллективное панно «Цветение сакуры». Папье-маше - индивидуальные композиции Итоговое занятие 10
2
8 Игра «Знатоки искусства» 5. Представление народов мира о духовной красоте человека 40
10
30 Беседа о высшем проявлении женской красоты - красоте материнства в работах знаменитых художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, М. Савицкого. Слушание стихов, притч, колыбельных песен народов мира. Демонстрация слайдов известных художников. Слушание музыки Н. Паганини в исполнении известной скрипачки Ванессы Мэй. Игра «Контуры», упражнения по цветоведению Итоговое занятие 10
2
8 Практические работы по рисунку, композиции. Итоговое занятие года 10
2
8 Игра «Зрители - художники» Выставка работ обучающихся: «Каждый народ - художник» Итого: 216 21 195 204 53 151
Учебно-воспитательная задача года:
- учить изображать человека в тематических и декоративных композициях по наблюдению и воображению в декоративных заданиях, делать модели и эскизы фантастических архитектурных сооружений;
- формировать представление о характерных особенностях искусства разных народов;
- воспитывать способность руководить группой ребят при выполнении коллективной работы.
- пейзаж родной земли - живопись (краски). Беседа о гармонии жилья и природы. Эскизы. Копирование работ художников;
- древние города родной земли (макет, рельеф) - прикладное искусство (бумага, картон, клей, ножницы). Знакомство с древними городами и архитектурными памятниками (Псков, Новгород, Суздаль, Владимир). Коллективная работа «Древний русский город»;
- образы людей твоего района - живопись (краски). Посещение районного краеведческого музея. Знакомство с выдающимися людьми района. Зарисовки, этюды (кочевник, девочка-туркменка, знатный ногаец);
- изображение сельского труда - рисунок, живопись, композиция (карандаш, краски). Зарисовки по представлению. Композиции, посвященные древним поселениям кочевников;
- народные праздники - композиция (ватман, краски, кисти). Этюды, зарисовки, наброски;
- итоговое занятие. Коллективное панно на тему «Народное гулянье».
- природа и жилище народов страны - живопись (краски). Выход на пленэр. Работа с наглядными пособиями по цветоведению. Игра «Разноцветный калейдоскоп». Работа над пейзажем разных регионов страны;
- образ городов и исторических памятников нашей страны - лепка, прикладное искусство (пенопласт, соленое тесто стеки, водоэмульсионная краска, кисти, беседа об архи-
- изображение труда в живописи (гуашь, бумага). Зарисовки, эскизы, наброски с натуры. Эскизы к темам: «Сбор винограда», «Пашня»;
- коллективное панно «Образ древних городов».
- представление народов Западной Европы о красоте человека, построек, природы - композиция (бумага, тушь, краски, ножницы, кисти). Зарисовки, эскизы, наброски с елью изучения архитектуры, природы, одежды человека.
- народные праздники - композиция (гуашь, тушь, акварель, пастель). Беседа о искусстве Японии. Зарисовки природы через детали, характерные для японских художников (ветки, птички, цветки). Рисунок по памяти цветущей вишни, японок в национальных костюмах. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры»;
- папье-маше - прикладное искусство (бумага, клей, водоэмульсионная кратка, ножницы). Изготовление блюдав технике папье-маше. Беседа о своеобразии культуры Древней Греции. Зарисовки, наброски элементов архитектуры, людей в движении. Индивидуальные композиции. Олимпийские игры (роспись блюда);
- беседы по искусству и знакомство с произведениями искусства (во время выполнения практических заданий);
- выставка работ в ЦВР;
- итоговое занятие: игра «Знатоки искусства».
- все народы воспевают материнство - рисунок (карандаш, тушь, перо, трубочки). Беседа. Зарисовки, наброски, эскизы к работе на тему «Мама»;
- все народы воспевают мудрость старости - композиция (карандаш, сангина, кисти, краски). Беседа о мудрости наших дедушек и бабушек. Зарисовки, этюды, композиции «Мой любимый пожилой человек»;
- искусство народов раскрывает переживания человека - композиция (гуашь, бумага, кисти). еседа о человеческом чувстве сострадания. Игра «Контуры».Упражнения по цветоведению. Рисунки с драматическим сюжетом. Композиция «Могила неизвестного солдата».
- итоговое занятие: игра «Зрители - художники».
- особенности архитектуры и ее связь с природой (родного рая, республики, страны, зарубежных стран Запада и Востока);
- произведения двух-трех выдающихся художников своей республики, стран ближнего зарубежья;
- гуманистические основы прогрессивного искусства разных народов мира (материнство, дружба, борьба за свободу, взаимопонимание);
- выдающиеся произведения: И. Репина («Бурлаки на Волге»), И. Левитана («Золотая осень», «Слободка», «Вечерний звон»), Рафаэля (Сикстинская мадонна»), Рембрандта («Возвращение блудного сына»), А. Венецианова (Крестьянская девушка с теленком», «На пашне. Весна»).
- делать по наблюдению с натуры зарисовки отдельных предметов, человека;
- цветом передавать пространственные планы (передний, дальний, средний);
- изображать природу и постройки, передавать их расположение в пространстве;
- изображать фигуру человека, передавать характер движения;
- пользоваться техникой аппликации для создания коллективных панно;
- конструировать объемы формы, усложняя их декоративными деталями;
- передавать свое отношение к изображаемым событиями использовать для этого возможности композиции, рисунка, цвета;
- свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;
- выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;
- участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
Третий год обучения Тема года: «Ты, - художник»
Завершающий этап в обучении
Тема
Общее количество часов
Теория
Практика
Формы работы Изобразительное искусство и мир интересов человека Вводное занятие
4
2
2 Беседа о видах изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура
1. Язык изобразительного искусства
Итоговое занятие
50
4
10
4
40 Язык художественной выразительности изобрази- тельных видов искусства. Беседа. Отработка навыков работы графическими материалами. Зарисовки к композициям. Беседы о правилах и законах цвето-ведения. Упражнения для закрепления навыков нахождения цветового решения. Перспектива. Практические работы: рисунок, живопись, композиция. Беседа-опрос по пройденному материалу.
2. Изобразительное искусство и мир природы
Итоговое занятие
70
4
10
60
4 Беседа о жанрах пейзажа и о средствах художест-46 венной выразительности пейзажной живописи (воздушная перспектива, колорит, линия горизонта, пространство). Просмотр слайдов известных художников. Беседа «Объем - основа языка искусства. Офорт, литография, линогравюра, монотипия, граттаж». Практические работы по рисунку, живописи, композиции, лепке.
Вернисаж работ 3. Изображение человека и предметного мира
Итоговое занятие
50
4
10
4
40 Беседа о цвете и его нюансах, о насыщенности цвета и его образном звучании. Просмотр репродукций известных работ (офорты Рембранта, В. Матэ, Г. Захарова; литографии Беггро-ва). Практические работы по рисунку и живописи. Игра «Контуры» Беседа-обсуждение работ кружковцев 5. Вглядываясь в человека
Итоговое занятие Итоговое занятие года
60
8
4
10
50
8
4
Беседа о красоте человека (внутренний мир и физическая красота). Анализ слайдов рисунков Леонардо да Винчи, А. Дюрера, И. Репина, М. Врубеля; портреты Ф. Хальса, Ве-ласкеса, Ф. Гойи, А. Дей-неки, П. Корина. Практические работы по рисунку, живописи. Беседа о музеях мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея).
Коллективное панно-батик «Цветы и бабочки»
Выставки работ обучающихся «Изобразительное искусство и мир интересов человека» (в школах города) Итого:
204
50
154
Учебно-воспитательные задачи года:
- уметь работать над натюрмортом, портретом, пейзажем и интерьером в рисунке и в живописи, выполнять графические композиции на темы, пейзажи и натюрморты - по наблюдению и на основе зарисовок с натуры;
- формировать представление об особенностях языка станкового искусства, различных жанрах живописи;
- воспитывать способность выражать свое отношение к рассматриваемым произведениям искусства.
- линия, пятно - беседа, рисунок (карандаш, перо, тушь).Беседа «Композиция, линия, ритм, пятно, форма, объем, пространство, фактура - язык художественной выразительности». Упражнения по динамике. Отработка штрихов. Зарисовки, эскизы к композициям «Водоросли», «Травушка-муравушка» ;
- колорит, свет, объем - средства художественной выразительности - беседа, живопись (краски). Беседа о правилах и законах цветоведения; ахроматические, хроматические цвета; о разнице цветов по светлоте; теплые и холодные; мазки по форме и т.д. Упражнения по цветоведению. Композиции, навеянные музыкой Н. Римского-Корсакова «Океан - море синее»;
- пространство, композиция - основа художественной выразительности - композиция (краски, кисти). Беседа о роли тона и цвета в изображении пространства. Упражнения по перспективе. Композиция «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» - индивидуальная работа;
- рисунок - основа языка изобразительного искусства рисунок (карандаши). Рисунок - основа мастерства художника. Значение рисунка в работе художника (графика, живописца, скульптора, архитектора, художника-прикладника). Рисунок - способ познания окружающего мира. Рисунок по представлению и с натуры пейзажа;
- черное и белое - средства графики - рисунок (карандаш, тушь, палочки, перья). Эскизы, наброски. Выполнение графических листов на тему «Мир моей фантазии».
- цвет - основа искусства живописи - живопись (краски, кисти, два ватмана). Игра «Живописец». Создание этюдов композиции «Осенний парк». Коллективное панно «Осень».
- итоговое занятие - беседа-опрос по пройденному материалу.
- познание окружающей жизни - основа изобразительной деятельности человека - композиция. Эскизы, наброски (карандаш, краски). Зарисовки, эскизы, композиция «Охота»;
- художники и мир природы - живопись (краски). Беседа о разновидности пейзажа (романтический, реалистический), о средствах художественной выразительности. Индивидуальная работа: пейзаж (фантазия) на тему: прошлое, настоящее, будущее ландшафта данной местности;
- пейзаж в графике - рисунок (тушь, перо, палочки, линолеум, штихель, бумага для гротгажа). Беседа о законах линейной перспективы и применение ее в изображениях пейзажа. Зарисовки, эскизы к линогравюре «Таинственный юрод», монотипии «Зимняя деревня», гроттажа - «Аквариум»;
- объем - основа языка пластического искусства (пластилин, стеки). Беседа на тему: «Объем - основа языка пластического искусства» и о способах выполнения скульптуры (высекание, лепка, отливка, вырезание). Лепка из пластилина фигуры человека с передачей разных состояний: устремленности, спокойствия, напряжения, тревоги.
Информационное обеспечение образовательного процесса
Литература для педагога
- Виноградов. Г.Г. Изобразительное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1991.
- Горяева Н.Л. Первые шаги в мире искусства. - М.: Просвещение, 1991.
- Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедевой. -М.: Владос, 2000.
- Искусство в школе (журнал) №3, 4, 1998.
- Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. - М.: Институт практической психологии, 1998.
- Йеменский Б. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.
- Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. - М.-Воронеж, 1996.
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1973.
- Соколова Г.М. Воспитание чувств. - Ставрополь, 1992.
- Сонин В.А. Психологический практикум. - М.; Флинта, 1998.
- Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: Просвещение, 2001.
- Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.
- Литература для обучающихся
- Вышинская Т.Н. Уроки рисования. - Донецк: БАО, 1998.
- Горохов О.Б. Школа рисования. - Санкт-Петербург: Нева, 2001.
- Запаренко В. Энциклопедия рисования. - Санкт-Петербург: Нева, 2001.
- Искусство: Детская энциклопедия. - М.: Педагогика, 1992.
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства. - М.: Советский художник, 1959.
- Кудинов П.Н. Нефтекумье. - Астрахань, 2001.
- Максимова М., Кузмина М. Вышивка. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. - М. :Просвещение, 1973.
- Смит А., Тетчел Д. Энциклопедия рисования / Пер. с англ Т. Покидаевой. - М.: Росмэн, 1999.
- Сокольникова И.М. Основы композиции. - М.: Дрофа, 2000.
Список аудио- и видеопродукции
- Классическая музыка. Альбом, студия «Союз». - М., 2000 (аудио кассета).
- Мей Ванесса. Сольный концерт классической музыки, «Мороз рекорде» 2000 (компакт-диск).
- Поль Мориа, Джеймс Ласт. Русский альбом. - М.: Грамзапись 1994 (компакт-диск).
- Паваротти Л. Альбом. ОАО Грамзапись. - М.> 1998 (компакт диск).
- «Русская душа», ансамбль. Альбом «Самый русский хит-7», студия «Союз». - М., 2001 (компакт-диск).
- Сборник документальных фильмов «Народные промыслы», кино-видеообъединение «Крупный план», 1999.