Программа Школа раннего развития для будущих первоклассников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основная общеобразовательная программа «Школа раннего развития» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утверждёнными Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическим развитии. Школа раннего развития в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ, Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, утверждённым Постановлением Правительства РФ. Школа раннего развития создаёт условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Учреждение обеспечивает подготовку дошкольника к школе, обучение и развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет. Приоритетной деятельностью образовательного учреждения, как имеющего группы для детей старшего дошкольного возраста, является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по направлениям: познавательно - речевое, социально - личностное, художественно-эстетическое и физическое. Концепция дошкольного воспитания, одобренная коллегией Госкомитета по народному образованию, провозгласила идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не только как «этап подготовки к будущей жизни - к школе». Отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства. В определении готовности ребёнка 6-7 лет к школьному обучению необходимо учитывать так называемую «школьную зрелость», т.е. тот уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребёнка и не ухудшат его здоровья. Формирование готовности предусматривает следующие основные направления:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • психологическая подготовка дошкольников к обучению в начальной школе;
  • формирование знаний и умений детей;
  • развитие общекультурных умений и навыков у детей
Моделирование образа выпускника нашего образовательного учреждения является основой для разработки структурно-целевых ориентиров воспитательно-образовательной системы. Создание образа обусловлено своеобразием направлений и программ образовательной работы коллектива, социальным запросам родителей, своеобразием самого дошкольного периода. Готовность ребенка к школьному обучению определяется физической, личностной, интеллектуальной готовностью. Физическая готовность - состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координации, физическая и умственная работоспособность. Личностная готовность - определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации к учению (познавательной и социальной), активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, Умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе. Интеллектуальная готовность - развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления: владение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование), децентрацией (учет позиции другого человека при анализе ситуации), родным языком и основными формами речи (диалог, монолог), элементами учебной деятельности внутри других специфических видов детской деятельности (конструирование, рисование, лепка, различные игры и др.) - выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие представлений о мире людей, вещей, природе. Предметом деятельности Учреждения является реализация образовательных программ дошкольного и дополнительного образования и обеспечения воспитания детей. Основная общеобразовательная программа Школы раннего развития разработана на основе общеобразовательных программ дошкольного образования: Психическое развитие ребенка - дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребенка с окружающим, углубляются познания и детская деятельность. В качестве одного из базисных понятий, на котором может основываться концепция развития ребенка, выступает понятие способностей. Развитие способностей дает возможность ребенку уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности. Именно развитие способностей определена как основная образовательная цель программы. Программа направлена на развитие у детей умственных и творческих способностей, в процессе детских видов деятельности (игры, конструирование, изобразительная деятельность, литературно - художественная деятельность). Особенностью программы является то, что данная программа ориентирована на обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, не на ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач), а на расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности - на развитие способностей. Способности позволяют ребенку обобщать его опыт, анализировать ситуацию, самостоятельно находить решения различных задач. Программа разработана для возрастных групп: старшей и подготовительной.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Проблема преемственности в обучении и воспитании рассмотрена в трудах Ю.К. Бабанского, Л.В. Занкова, Б. Эльконина и др. В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связи школы и детского сада, отдельных ступеней школы, вуза и средней специальной школы и т.д. Очень важна преемственность, прежде всего на начальных ступенях образования, т.к. именно на них «закладывается зона отдаленного развития субъектов и творцов педагогического процесса - педагогов и детей». В «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено) выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации; определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования; обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника; даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе. Там же определены общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, что предполагает решение следующих приоритетных задач: На ступени дошкольного обучения:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
На начальной ступени:
  • осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.)
  • желание и умение учиться, готовность образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в различных видах деятельности;
  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего периода начального образования);
  • специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном возрасте качеств;
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
  • физическому;
  • социально-личностному;
  • познавательно-речевому;
  • художественно-эстетическому.
Основное содержание программы: «Окружающий мир». «Математика». «Развитие речи, письмо». «Художественное труд». «Музыка». «Подвижные игры».

Цель: Создание условий для реализации гарантированного гражданам России права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Задачи:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.
  • создание обогащенной предметно- пространственной среды, способствующей развитию активности ребенка в различных видах деятельности, проявлению у него любознательности и творчества, накоплению разнообразного опыта в игре и экспериментировании;
  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей;
  • обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу;
  • обеспечение воспитания и развития детей раннего возраста;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом (речевом) развитии дошкольников;
  • обеспечение ранней социализации и адаптации детей к условиям учреждения;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.


Методологическая основа программы Методологическая позиция обуславливает чрезвычайно бережное отношение к ребенку как саморазвивающейся личности, уважение к его индивидуальности, принятие его таким, каков он есть. При этом меняется и позиция педагога: он теперь не транслятор знаний, которые ему требуется вложить в память детей, а помощник, проводник каждого ребенка в саморазвитии и самовоспитании личности.

Основные особенности программы: Программа позволяет системно и целостно использовать общие законы организации и развития любой деятельности; определяет условия для саморазвития ребенка; обеспечивает преемственность между дошкольным образованием и начальной школой в решении целей и задач современного образования с позицией дальнейшего саморазвития и успешной самореализации детей.

Принципы и подходы к формированию Программы.

  • Принцип гуманизма - признания самоценности личности.
  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  • Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
  • Принцип природосообразности, который предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).
  • Принцип дифференциации, который позволяет организовать воспитание и обучение детей по уровню развития, состоянию здоровья (физического, психического), возрастным особенностям, интересам и творческому потенциалу.
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Принцип культуросообразности, который реализуется в ходе воспитания детей, как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональной культуре и данному социуму.
  • Принцип вариативности и инвариантности.
  • Принцип разумного «минимума» (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
  • Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
  • Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
  • Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, ведущей из которых является игра.
В программе отражены следующие ключевые положения стратегии образования для устойчивого развития: образование ребенка для его будущего через его деятельность;
  • формирование у ребенка системы ценностей деятеля, созидателя;
  • формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;
  • развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;
  • активное использование в работе с детьми их собственного опыта;
  • интегрированное содержание работы с детьми;
  • партнерские взаимодействия детей и взрослых;
  • соблюдение прав ребенка;
  • доступность качественного образования;
  • активное вовлечение ребенка в социум.
Данные положения нацелены на формирование «созидателя своей судьбы», гражданина своей страны, а также и на гражданина Мира.

БЛОК ВОЗРАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК


Возрастная группа

старшая

подготовит.



Возраст детей

в годах


5 - 6


6 - 7

Длительность учебного часа

20 - 25 мин

25 - 30 мин

Распределение учебной нагрузки с учетом возраста детей. Максимально допустимое количество учебных занятий - в старшей и подготовительной -3-х. Их продолжительность - в старшей - не более 20-25 мин, - в подготовительной - 25-30 мин. В середине занятий необходимо проводить физкультминутку, перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин. Предлагаемая программа создана для детей дошкольного возраста. Её содержание рассчитано на постепенное вхождение ребёнка в процесс обучения

Образовательная область «Окружающий мир»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

план

факт



Деревья и растения.

1ч.



Дикие животные.

1ч.



Домашние животные.

1ч.



Птицы.

1ч.



    Рыбы.

    1ч.



    Волшебница вода.

    1ч.



    Правила дорожного движения.

    1ч.



    Что нас окружает дома.

    1ч.



    Организм человека.

    1ч.



    Закаливание.

    1ч.




    Образовательная область «Математика»

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    план

    факт



    Знакомство с математикой. Устный счёт от 1 до 10.

    1ч.



    Прямой и обратный порядок. Справа и слева.

    1ч.



    Сложение и вычитание в пределах 10.

    1ч.



      Знакомство с понятиями «больше», «меньше», «старше», «моложе».

      1ч.



      Знакомство с простыми задачами.

      1ч.



      Простые задачи на сложение.

      1ч.



      Простые задачи на вычитание.

      1ч.



      Сравнение чисел в пределах 10.

      1ч.



      Состав числа.

      1ч.



      Состав числа.

      1ч.




      Образовательная область «Развитие речи, письмо»

      № п/п

      Тема занятия

      Кол-во часов

      план

      факт



      Знакомство с алфавитом.

      1ч.



      Знакомство с гласными звуками.

      1ч.



      Знакомство с согласными звуками.

      1ч.



        Глухие и мягкие согласные.

        1ч.



        Штриховка дикие и домашние животные.

        1ч.



        Развитие речи. Составление рассказа по картине.

        1ч.



        Штриховка различных видов транспорта.

        1ч.



        Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок.

        1ч.



        Загадки о школе. Штриховка учебных принадлежностей.

        1ч.



        Учимся читать.

        1ч.



        Образовательная область «Художественный труд»

        № п/п

        Тема занятия

        Кол-во часов

        план

        факт



        Лепка различных предметов быта: посуда.

        1ч.



        Лепка фигур животных.

        1ч.



        Лепка фигур птиц.

        1ч.



          Работа с пластилином. Аппликация «Ёжик».

          1ч.



            Поэтапное рисование ёжика.

            1 ч.



            Работа с пластилином. Аппликация «Лисичка».

            1ч.



            Поэтапное рисование лисички.

            1ч.



            Поэтапное рисование фигуры космонавта.

            1ч.



            Рисование весенних цветов.

            1ч.



            Поэтапное рисование бабочки.

            1ч.




            Образовательная область «Музыка»

            № п/п

            Тема занятия


            Кол-во часов

            план

            факт



            Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера.

            1ч.



            Учить слушать, определять и называть жанровую основу песни: песня марш, песня-танец.

            1ч.



            Слышать и называть: вступление, заключение, запев, припев.

            1ч.



              Самостоятельно определять характер песни, высказываться о ней.

              1ч.



              Расширение диапазона детского голоса (игры «Самолет», «Курочка»).

              1ч.



              Через игры содействовать развитию у детей музыкальной памяти.

              1ч.



              Точно воспроизводить простой и более сложный ритмический рисунок (прохлопать, простучать, сыграть, спеть).

              1ч.



              Игры на развитие творческой инициативы: «Ребенок - дирижер», «Ребенок - хормейстер», «Ребенок - концертмейстер».

              1ч.



              Игры на развитие творческой инициативы: «Ребенок - дирижер», «Ребенок - хормейстер», «Ребенок - концертмейстер».

              1ч.



              Игры на музыкальное внимание и память: «Дудочка», «Веселые нотки».

              1ч.




              Образовательная область «Подвижные игры»

              № п/п

              Тема занятия

              Кол-во часов

              план

              факт



              Русская народная игра «Горелки».

              1ч.



              Русская народная игра «Стадо».

              1ч.



              Русская народная игра «Пустое место».

              1ч.



                Русская народная игра «Третий лишний».

                1ч.



                Русская народная игра «Филин и пташки».

                .1ч.



                Русская народная игра «Золотые ворота».

                .1ч.



                Русская народная игра «Краски».

                1ч.



                Русская народная игра «Пятнашки».

                1ч.



                Русская народная игра «Кошка и мышка».

                1ч.



                Русская народная игра «Гуси».

                1ч.



                Принципы отбора содержания деятельности


                Исходя из того, что содержание образовательной деятельности должно отвечать потребностям общества, заказу социума, ожиданием родителей, но не вступать в противоречие с целями развития каждого отдельного ребенка, содержание занятий в целом должно быть:

                • разнообразным, так как ребенок включен в ряд неоднородных сфер - природа, искусство, общение и т.д.
                • увлекательным, и не развлекательным, чтобы в процессе деятельности не «сбиться» с цели;
                • подвижным, вариативным, развивающимся, чтобы соответствовать уровню подготовки детей;
                • воспитывающим, обучающим и развивающим каждого ребенка и группу в целом;
                • практико-ориентированным для дальнейшего применения;
                • доступным чувствам ребенка;
                • актуальным и значимым для него, а значит - желаемым.
                Проблема адаптации детей к школе - одна из самых серьезных на этапе дошкольного образования. Полноценная адаптация возможна лишь при соблюдении преемственности с начальной школой. В научной литературе преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. «В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации)». Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего первоклассника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей ролью полготовки к школе должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческое самовыражение ребенка и др. Обновление системы образования в стране связывают с решением различных проблем, в том числе с реализацией идей его непрерывности, то есть на протяжении всей жизни человека непрерывное образование, основанное на принципах демократизма и открытости, быстрого реагирования на изменения, ориентацией на личность, его потребности, обеспечит целостное развитие человека, становление его образа Я, самосовершенствование и самореализацию ребенка.














                Список используемой литературы


                1. Венгер Л.А. Детский центр Венгера ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ», Москва «Новая Школа», 1994 г.

                2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир Открытий» //Научный руководитель Л.Г. Петерсон/ - М.: Цветной мир, 2012. - 230 с.

                3. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа»: концепция, структура, содержание. - М.: Карапуз-Дидактика. 2005.

                1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников.- Самара: Учебная литература: Издательск4ий дом «Федоров», 2010.

                2. Петерсон Л.Г. Программа по математике дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Ступеньки». М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007

                3. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Сфера, 2011.

                4. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. - М.: Сфера, 2011.

                5. Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект. - СПб: Детство-Пресс, 1999. - 64 с.

                6. Безруких М. Чему и как учить до школы…: Формы организации индивидуальной работы по подготовке к школе // Обруч. - 2001. - N° 2. - С. 38-39.

                7. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб.: Питер Пресс, 1996. - 224 с., ил. - (Сер. «Мой первый учебник»)

                8. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка.-М.: Аквариум, 1995.-397 с.

                9. Игры на разные темы // Шк. психолог..Прилож. к газ. «Первое сентября».- 1999. - N° 12. - С. 7.
                  Ильина М. Н. Подготовка к школе: Развивающие упражнения и тесты. - СПб.: Дельта, 1999. - 224 с.,

                10. Кошкарева Н., Бариева Т. В мире графических фантазий // Обруч. - 1998. - N° 4. - 28-30.

                11. Мастанова Е. Что такое мелкая моторика // «Миша» для родителей. - 1998. - N° 3-4. - С. 60-64.

                12. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е. А. Скоро в школу!: Увлекательная подготовка детей к первому классу. - М.: ТОО «Глобус», 1995 г. - 128 с., ил.

                13. Овчинникова Л. Графические диктанты для детей 6-9 лет // Обруч. - 2001. - N° 2. - С. 20-21.

                14. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: Дельта, 1996. - 384 с.

                15. Парамонова Л.Г., Головнева Н. Я. Подготовка к школе: Речь, письмо, математика. - СПб.: Дельта, 1999. - 208 с., ил.

                16. Плешко В. Чтобы к школе быть в форме // Мой кроха и Я.- 2001.- N° 7/8 - С. 24-25.

                17. Порецких Т. Горячее лето дошкольника // Мой кроха и Я. - 2001. - N° 7/8. - С. 23.

                18. Развивающие игры: Загадочные истории: Для занятий с детьми 6-8 лет.-Харьков, 1997. - 414 с. - (Сер. «Для пап и мам»)

                19. Сахарова С. Чудеса в решете, или Калинкина школа для первоклассников. - М.: Дет. лит., 1986. - 224 с.,

                20. Скоро в школу: «Возьми себя в руки» // Обруч. - 1998. - N° 4. - С. 16

                21. Фонин Д. С. Почему школьники плохо пишут //Начальная школа. - 1998. - N° 9.- С.80-83.

                18


                © 2010-2022