- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа Школа раннего развития для будущих первоклассников
Программа Школа раннего развития для будущих первоклассников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Привалова Н.Ф. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная общеобразовательная программа «Школа раннего развития» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утверждёнными Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическим развитии. Школа раннего развития в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ, Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, утверждённым Постановлением Правительства РФ. Школа раннего развития создаёт условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Учреждение обеспечивает подготовку дошкольника к школе, обучение и развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет. Приоритетной деятельностью образовательного учреждения, как имеющего группы для детей старшего дошкольного возраста, является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по направлениям: познавательно - речевое, социально - личностное, художественно-эстетическое и физическое. Концепция дошкольного воспитания, одобренная коллегией Госкомитета по народному образованию, провозгласила идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не только как «этап подготовки к будущей жизни - к школе». Отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства. В определении готовности ребёнка 6-7 лет к школьному обучению необходимо учитывать так называемую «школьную зрелость», т.е. тот уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребёнка и не ухудшат его здоровья. Формирование готовности предусматривает следующие основные направления:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- психологическая подготовка дошкольников к обучению в начальной школе;
- формирование знаний и умений детей;
- развитие общекультурных умений и навыков у детей
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Проблема преемственности в обучении и воспитании рассмотрена в трудах Ю.К. Бабанского, Л.В. Занкова, Б. Эльконина и др. В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связи школы и детского сада, отдельных ступеней школы, вуза и средней специальной школы и т.д. Очень важна преемственность, прежде всего на начальных ступенях образования, т.к. именно на них «закладывается зона отдаленного развития субъектов и творцов педагогического процесса - педагогов и детей». В «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено) выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации; определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования; обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника; даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе. Там же определены общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, что предполагает решение следующих приоритетных задач: На ступени дошкольного обучения:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
- осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.)
- желание и умение учиться, готовность образованию в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в различных видах деятельности;
- совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего периода начального образования);
- специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном возрасте качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
- физическому;
- социально-личностному;
- познавательно-речевому;
- художественно-эстетическому.
Цель: Создание условий для реализации гарантированного гражданам России права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Задачи:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.
- создание обогащенной предметно- пространственной среды, способствующей развитию активности ребенка в различных видах деятельности, проявлению у него любознательности и творчества, накоплению разнообразного опыта в игре и экспериментировании;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей;
- обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу;
- обеспечение воспитания и развития детей раннего возраста;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом (речевом) развитии дошкольников;
- обеспечение ранней социализации и адаптации детей к условиям учреждения;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Методологическая основа программы Методологическая позиция обуславливает чрезвычайно бережное отношение к ребенку как саморазвивающейся личности, уважение к его индивидуальности, принятие его таким, каков он есть. При этом меняется и позиция педагога: он теперь не транслятор знаний, которые ему требуется вложить в память детей, а помощник, проводник каждого ребенка в саморазвитии и самовоспитании личности.
Основные особенности программы: Программа позволяет системно и целостно использовать общие законы организации и развития любой деятельности; определяет условия для саморазвития ребенка; обеспечивает преемственность между дошкольным образованием и начальной школой в решении целей и задач современного образования с позицией дальнейшего саморазвития и успешной самореализации детей.
Принципы и подходы к формированию Программы.
- Принцип гуманизма - признания самоценности личности.
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
- Принцип природосообразности, который предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).
- Принцип дифференциации, который позволяет организовать воспитание и обучение детей по уровню развития, состоянию здоровья (физического, психического), возрастным особенностям, интересам и творческому потенциалу.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Принцип культуросообразности, который реализуется в ходе воспитания детей, как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональной культуре и данному социуму.
- Принцип вариативности и инвариантности.
- Принцип разумного «минимума» (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
- Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, ведущей из которых является игра.
- формирование у ребенка системы ценностей деятеля, созидателя;
- формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;
- развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;
- активное использование в работе с детьми их собственного опыта;
- интегрированное содержание работы с детьми;
- партнерские взаимодействия детей и взрослых;
- соблюдение прав ребенка;
- доступность качественного образования;
- активное вовлечение ребенка в социум.
БЛОК ВОЗРАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК
Возрастная группа
старшая
подготовит.
Возраст детей
в годах
5 - 6
6 - 7
Длительность учебного часа
20 - 25 мин
25 - 30 мин
Распределение учебной нагрузки с учетом возраста детей. Максимально допустимое количество учебных занятий - в старшей и подготовительной -3-х. Их продолжительность - в старшей - не более 20-25 мин, - в подготовительной - 25-30 мин. В середине занятий необходимо проводить физкультминутку, перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин. Предлагаемая программа создана для детей дошкольного возраста. Её содержание рассчитано на постепенное вхождение ребёнка в процесс обучения
Образовательная область «Окружающий мир»
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
план
факт
Деревья и растения.
1ч.
Дикие животные.
1ч.
Домашние животные.
1ч.
Птицы.
1ч.
Рыбы.
1ч.
Волшебница вода.
1ч.
Правила дорожного движения.
1ч.
Что нас окружает дома.
1ч.
Организм человека.
1ч.
Закаливание.
1ч.
Образовательная область «Математика»
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
план
факт
Знакомство с математикой. Устный счёт от 1 до 10.
1ч.
Прямой и обратный порядок. Справа и слева.
1ч.
Сложение и вычитание в пределах 10.
1ч.
Знакомство с понятиями «больше», «меньше», «старше», «моложе».
1ч.
Знакомство с простыми задачами.
1ч.
Простые задачи на сложение.
1ч.
Простые задачи на вычитание.
1ч.
Сравнение чисел в пределах 10.
1ч.
Состав числа.
1ч.
Состав числа.
1ч.
Образовательная область «Развитие речи, письмо»
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
план
факт
Знакомство с алфавитом.
1ч.
Знакомство с гласными звуками.
1ч.
Знакомство с согласными звуками.
1ч.
Глухие и мягкие согласные.
1ч.
Штриховка дикие и домашние животные.
1ч.
Развитие речи. Составление рассказа по картине.
1ч.
Штриховка различных видов транспорта.
1ч.
Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок.
1ч.
Загадки о школе. Штриховка учебных принадлежностей.
1ч.
Учимся читать.
1ч.
Образовательная область «Художественный труд»
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
план
факт
1ч.
Лепка фигур животных.
1ч.
Лепка фигур птиц.
1ч.
Работа с пластилином. Аппликация «Ёжик».
1ч.
Поэтапное рисование ёжика.
1 ч.
Работа с пластилином. Аппликация «Лисичка».
1ч.
Поэтапное рисование лисички.
1ч.
Поэтапное рисование фигуры космонавта.
1ч.
Рисование весенних цветов.
1ч.
Поэтапное рисование бабочки.
1ч.
Образовательная область «Музыка»
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
план
факт
1ч.
1ч.
Слышать и называть: вступление, заключение, запев, припев.
1ч.
1ч.
1ч.
Через игры содействовать развитию у детей музыкальной памяти.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
Образовательная область «Подвижные игры»
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
план
факт
Русская народная игра «Горелки».
1ч.
Русская народная игра «Стадо».
1ч.
Русская народная игра «Пустое место».
1ч.
Русская народная игра «Третий лишний».
1ч.
Русская народная игра «Филин и пташки».
.1ч.
Русская народная игра «Золотые ворота».
.1ч.
Русская народная игра «Краски».
1ч.
Русская народная игра «Пятнашки».
1ч.
Русская народная игра «Кошка и мышка».
1ч.
Русская народная игра «Гуси».
1ч.
Принципы отбора содержания деятельности
Исходя из того, что содержание образовательной деятельности должно отвечать потребностям общества, заказу социума, ожиданием родителей, но не вступать в противоречие с целями развития каждого отдельного ребенка, содержание занятий в целом должно быть:
- разнообразным, так как ребенок включен в ряд неоднородных сфер - природа, искусство, общение и т.д.
- увлекательным, и не развлекательным, чтобы в процессе деятельности не «сбиться» с цели;
- подвижным, вариативным, развивающимся, чтобы соответствовать уровню подготовки детей;
- воспитывающим, обучающим и развивающим каждого ребенка и группу в целом;
- практико-ориентированным для дальнейшего применения;
- доступным чувствам ребенка;
- актуальным и значимым для него, а значит - желаемым.
Список используемой литературы
1. Венгер Л.А. Детский центр Венгера ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ», Москва «Новая Школа», 1994 г.
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир Открытий» //Научный руководитель Л.Г. Петерсон/ - М.: Цветной мир, 2012. - 230 с.
3. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа»: концепция, структура, содержание. - М.: Карапуз-Дидактика. 2005.
-
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников.- Самара: Учебная литература: Издательск4ий дом «Федоров», 2010.
-
Петерсон Л.Г. Программа по математике дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Ступеньки». М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007
-
Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Сфера, 2011.
-
Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. - М.: Сфера, 2011.
-
Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект. - СПб: Детство-Пресс, 1999. - 64 с.
-
Безруких М. Чему и как учить до школы…: Формы организации индивидуальной работы по подготовке к школе // Обруч. - 2001. - N° 2. - С. 38-39.
-
Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб.: Питер Пресс, 1996. - 224 с., ил. - (Сер. «Мой первый учебник»)
-
Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка.-М.: Аквариум, 1995.-397 с.
-
Игры на разные темы // Шк. психолог..Прилож. к газ. «Первое сентября».- 1999. - N° 12. - С. 7.
Ильина М. Н. Подготовка к школе: Развивающие упражнения и тесты. - СПб.: Дельта, 1999. - 224 с., -
Кошкарева Н., Бариева Т. В мире графических фантазий // Обруч. - 1998. - N° 4. - 28-30.
-
Мастанова Е. Что такое мелкая моторика // «Миша» для родителей. - 1998. - N° 3-4. - С. 60-64.
-
Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е. А. Скоро в школу!: Увлекательная подготовка детей к первому классу. - М.: ТОО «Глобус», 1995 г. - 128 с., ил.
-
Овчинникова Л. Графические диктанты для детей 6-9 лет // Обруч. - 2001. - N° 2. - С. 20-21.
-
Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: Дельта, 1996. - 384 с.
-
Парамонова Л.Г., Головнева Н. Я. Подготовка к школе: Речь, письмо, математика. - СПб.: Дельта, 1999. - 208 с., ил.
-
Плешко В. Чтобы к школе быть в форме // Мой кроха и Я.- 2001.- N° 7/8 - С. 24-25.
-
Порецких Т. Горячее лето дошкольника // Мой кроха и Я. - 2001. - N° 7/8. - С. 23.
-
Развивающие игры: Загадочные истории: Для занятий с детьми 6-8 лет.-Харьков, 1997. - 414 с. - (Сер. «Для пап и мам»)
-
Сахарова С. Чудеса в решете, или Калинкина школа для первоклассников. - М.: Дет. лит., 1986. - 224 с.,
-
Скоро в школу: «Возьми себя в руки» // Обруч. - 1998. - N° 4. - С. 16
-
Фонин Д. С. Почему школьники плохо пишут //Начальная школа. - 1998. - N° 9.- С.80-83.
18