- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок Виды вопросов и заданий к текстам
Урок Виды вопросов и заданий к текстам
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дроздова Н.Г. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
3
Дроздова Нина Григорьевна
Виды вопросов и заданий к текстам
Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. Приведѐм перечень некоторых типов заданий в соответствии с развиваемыми и компетенциями (см. таблицу «Грамотность чтения: уровни понимания текста», модуль 3).
Задания «множественного выбора»:
1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,
3) картинок, схем и т. п.;
4) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов)
Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом;
2) дополнение (завершение) предложений.
Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
Задания «на восстановление деформированного текста»:
1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.
Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности (см. таблицу «Грамотность чтения:
уровни понимания текста», модуль 3. В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы.
1. Поиск и целенаправленное извлечение информации («Общее понимание текста» и «Выявление информации»):
нахождение фактического материала - в основном вопросы кто (что)? где? когда? что делал(а)?
определение темы;
выявление информации, явно не выраженной в тексте.
2. Oбобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста»):
нахождение в тексте заданной информации;
нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определѐнную мысль;
использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;
установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;
определение основной мысли (идеи) текста;
соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
выяснение намерений автора текста;
интерпретация (комментирование) названия текста;
формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.
3. Оценка содержания и формы текста, рефлексия («Рефлексия содержания» и «Рефлексия формы подачи текста»):
сопоставление содержания текста с собственным мнением;
соотнесение информации текста с собственным опытом;
оценка поступков (действий) героев текста;
обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;
оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учѐтом собственных знаний и системы ценностей;
определение назначения, роли иллюстраций;
«предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий;
«предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нѐм информации;
определение жанра и стиля текста;
выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение);
нахождение средств художественной выразительности и определение их функций.