Рабочая программа по музыке ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по музыке ( 3 класс )

Рабочая программа по музыке ( 3 класс )Рабочая программа по музыке ( 3 класс )Рабочая программа по музыке ( 3 класс )тематическое планирование 3 класс

№ урока

Тема урока

Элементы содержания



Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностне

Первая четверть: Характерные черты русской музыки

1.

Истоки русской музыки. Исследование понятия «русский дух», «душа народа»

Происхождение и значение слов «род, родня, Родина, родник». Природа русской музыки. М.И.Глинка «Патриотическая песня»,

Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», «Вальс-фантазия»;

Р.н.п. «На горе- то калина», «во поле береза стояла».

- формировать первоначальные представления об общих интонационных корнях народной и композиторской музыки;

- понимать роль музыки в жизни человека.

- передавать свои впечатления в устной и письменной форме.

- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни;

- пропевать главные интонации (мелодии) р.н.п.

2.

Как это бывает, когда песни умирают.

Природа русской народной музыки. Происхождение народных инструментов. Гусли.

- распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них;

- определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему муз. жанру.

- развивать навыки исследовательской художественно-эстетичской деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

- понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов;

- выразительно исполнять народные песни.

3.

Праздники на Руси (народные и православные).

Народная музыка в творчестве композиторов Татарстана

Русский костюм, праздничные действа.

Р.Еникеев «Стрекоза и муравей» (татарская народная песня «Зятек»)

-выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и т.д.

- исследовать интонационно-образную природу русского музыкального искусства;

-наблюдать за разнообразными явлениями в жизни искусства и оценивать их;

- участвовать в музыкально-эстетической жизни класса ;

-раскрывать образный строй художественных произведений.

- понимать необходимость сохранения фольклорной культуры;

- выразительно исполнять народные песни.

4.

Особенности русского национального композиторского искусства. Первая русская композиторская школа.

Определение основы славянских музыкальных интонаций. Знание имен композиторов «Могучей кучки».

-сравнивать музыкальные и речевые интонации. -выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

-знать имена композиторов «Могучей кучки».

5. 6.

Мелодия- душа русской музыки. П.И.Чайковский

П.И.Чайковский

Финал симфонии № 4; «Я ли в поле да не травушкой была»;

«У камелька»,

«На тройке»;

В.Герчик «Осенние листья»

- сопоставлять различные образцы народной профессиональной музыки;

-определять их сходство и различия.

-знать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их произведений;

-различать на слух интонации (мелодии) композиторской музыки.

7. 8.

Понятия «русская» и «российская» музыка- общие черты и различия. М.П.Мусоргский

Ф.И.Шаляпин

М.П.Мусогский

«С няней», «В углу»,

«Жук», «Богатырские ворота», «Гопак»,

«Трепак» (в исполнении Ф.И.Шаляпина)

-распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них;

-использовать различные формы индивидуального и коллективного музицирования.

-раскрывать образный строй «русской» и «российской» музыки;

-сравнивать и находить ассоциативные связи в музыке;

-передавать свои впечатления в устной и письменной форме.

-высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;

-исполнять народные и современные песни.

9.

Тест-викторина по теме «Характерные черты русской музыки»

Музыка моего народа

Угадай мелодию. Конкурс на лучше исполнение любимой песни.

«Аллюки» (протяжная)

«Сэембикэ китеп бара»

(истоическая)

Вторая четверть: Народное музыкальное творчество - энциклопедия русской интонационности

10.

Народная песня в царских палатах. Иван Грозный (песнопения), скоморохи и народная музыка.

М.П.Мусоргский

«Как во городе было во Казани», «Сцена кормилицы, Федора и Ксении» из оперы «Борис Годунов»

«Туган тел» и «Эни кирэк» («Мама») муз.М.Шамсутдиновой, сл.Р.Миннуллина

-применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе музыкального произведения.

-участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

-работа с различными источниками информации;

- стремление к самостоятельному общению с искусством;

-развитие навыков исследовательской деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

-уметь выявлять истоки интонационного склада народной музыки

11.

Былины. Подлинные мелодии народного сказителя и фольклориста Рябинина.

Про Вольгу и Микулу… и другие былины;

А.Лядов «Былина»;

«Фантазия» на темы И.Т.Рябинина для ф-но с оркестром;

Былины «Алеша Попович и Тугарин (Сокольник);

«Ой, по морю было, по морюшку», «Садко и морской царь» (Онежская старина)

- разучивать и исполнять былинные напевы;

-высказывать суждения о нравственных ценностях музыкального искусства прошлого.

12.13.

Народный эпос.

Н.А.Римский-Корсаков.

Симфоническая картина «Садко» и фрагменты оперы «Садко» (1 и 2 картины)

Популярные детские песни (разучивание, пение)

-распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них. Сравнивать музыкальные и речевые интонации

-выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература).

- разучивать и исполнять былинные напевы;

-высказывать суждения о нравственных ценностях музыкального искусства прошлого.

14.

Историческое прошлое в композиторской музыке. Н.А.Римский-Корсаков, С.Прокофьев

Н.А.Римский - Корсаков «Сеча при Керженце»,

С.С.Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»,

р.н.п. «Про татарский полон»

Популярные детские песни (разучивание, пение)

-уметь находить взаимодействия между музыкой, литературой и ИЗО, выражать их в размышлениях о музыке, рисунках.

-выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература).

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

15.

Образ русских князей. А.П.Бородин.

Музыка моего народа

«Половецкие пляски»,

«Плач Ярославны» из оперы «Князь Игорь»

«Бишек жыры» (колыбельная)

-уметь высказывать свои размышления о музыке, определять ее характер, основные интонации, устанавливать взаимосвязи с жизненными образами.

-находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства

- формирование основ Российской гражданской идентичности;

-формирование осознанных эстетических предпочтений;

-развитие навыка певческого дыхания, кантиленного пения

16.

Тест-викторина по теме четверти

Угадай мелодию, конкурс на лучшее исполнение любимых песен.

-анализировать выразительные и изобразительные интонации; применять знания средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности.

-заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга;

-передавать свои впечатления в устной и письменной форме.

Третья четверть

17. 18.

Н.А.Римский-Корсаков- чудесный «дед- сказочник»

Опера «Снегурочка»: ария Снегурочки,

третья песня Леля,

хор «Прощай, масленица», песня Яриле-Солнцу; фрагменты м/ф «Снегурочка»

-обогащение представлений учащихся о музыке русского народа;

-сопоставление особенностей стиля, языка, творческого почерка русских композиторов

- работа с разными источниками информации;

- стремление к самостоятельному общению с искусством.

- формирование ориентации на мотивы и чувства;

- знать тематическую направленность творчества и основные произведения композитора;

-овладевать певческими навыками, выразительно, эмоционально исполнять разучиваемые произведения.

19.

Обзор творчества композитора.

Фильм «Н.А.Римский-Корсаков»

-уметь высказывать размышления о музыке: определять характер, интонации - вопрос, восклицание, жалость, радость, устанавливать взаимосвязи с жизненными образами.

-составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем

20.

Истоки русского классического романса.

От крестьянской песни к городскому романсу

«Вниз по матушке по Волге», «Вечерний звон», «Эй, ухнем», «Дубинушка» (в исп. Ф.И.Шаляпина);

Ямщицкие песни: «Степь да степь кругом», «Вот мчится тройка почтовая»

-накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыки (простыми и сложными - народная песня, кантата, опера).

-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

-различать простые жанры вокальной музыки (народная песня, романс);

21.

Любовная лирика. Городская лирика. Романсы Гурилева, А.Варламова, А.Алябьева

Песни в исполнении ФИ.Шаляпина, «Светит месяц», «Не велят Маше», «Ноченька», «Тонкая рябина»

Популярные детские песни (разучивание, пение)

-сравнивать музыкальные и речевые интонации.

-определять их сходства и различия.

-выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

- раскрывать образный строй художественных произведений;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.

-различать интонационную сферу классического романса (А.Гурилева, А.Алябьева, А.Варламова);

-напевать мелодии крестьянских песен, романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания.

22.

Старинный романс. Городской салонный романс. Лирический романс.

В.Абаз «Утро туманное», Н.Листов «Старинный вальс»;

А.Варламов «Красный сарафан»,

«Колокольчики»,

«Домик-крошечка»,

«Матушка-голубушка»

23.

Народная песня, вариации, обработка.

Народная музыка в творчестве композиторов Татарстана

Интонации русской песни в творчестве композиторов.

«Вниз по матушке по Волге», «Коробейники», «Среди долины ровныя»,

«Тонкая рябина»

А.Леман «Татарская рапсодия»,

Л.Батыр-Булгари, ст.А.Рашита «Кояш ил» (Солнечный край)

-применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе музыкального произведения.

-передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, движении) различные музыкальные образы.

- раскрывать образный строй художественных произведений;

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора

24.

Два пути - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.

Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов.

«Догорай, моя лучина»,

«Вечерний звон»,

«Дубинушка»

-выражать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности.

-анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

-применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе музыкального произведения.

- выявлять особенности взаимодействия музыки;

- заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при посещении концертов, театров.

-высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;

-исполнять народные и современные песни;

-формирование осознания своей этнической принадлежности

25.

Обрядовость как ведущее начало русского фольклора.

Свадебные песни.

Свадебный обряд «Рязанская свадьба»;

Свадебные песни «Не по погребу бочоночек», «Как не по мосту»

26.

Тест- викторина по теме четверти.

Угадай мелодию. Конкурс на лучше исполнение любимых песен.

-участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

-заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга;

-передавать свои впечатления в устной и письменной форме.

-различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в народном духе;

- исполнять народные и современные песни.

Четвертая четверть

27.

Протяжная песня.

Рекрутские песни.

Рекрутские песни.

«Ой, летел, летел»,

«Ты взойди, ясно солнышко»,

«Поле чистое, турецкое»,

«Солдатушки, бравы ребятушки»

Популярные детские песни (разучивание, пение)

-участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов, исполнять, инсценировать песни.

-формирование умения испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах

- развивать певческие навыки(дыхание, дикцию, интонацию);

-уметь выразительно исполнять разучиваемые песни.

28.

Частушки, страдания, игровые, хороводные песни.

Народная музыка в творчестве композиторов Татарстана.

«Частушки под язык»,

«Дудик-дудик» и др., страдания, «Со вьюном я хожу», хоровод «Во поле береза стояла»; плясовые «Камаринская», «Калинка»;

Н.Жиганов. Фантазиина темы татарских народных песен «Сандугач-Кугарчен» и «Тафтиляу»

-распознавать особенности народной музыкально- поэтической речи. -участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса

-учиться выполнять различные роли в группе;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

-исполнять различные по образному содержанию народные песни. -овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания.

29.

Композиторская музыка для церкви. Хоровая музыка на религиозные тексты- значимый пласт русской музыкальной культуры

С.В.Рахманинов

«Полюбила я на печаль свою», «Вокализ», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся»

-сравнивать музыкальные и речевые интонации.

-распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.

- передавать свои впечатления в устной и письменной форме;

- развивать навыки исследовательской деятельности.

- решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах;

- различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки

30.

Музыка в храме, молитва в музыке русских композиторов.

Духовная музыка татар.

П.И.Чайковский «Детский альбом»;

М.И.Глинка фрагменты из оперы «Иван Сусанин»

«Мунаджат матери» (духовные песни)

Популярные детские песни (разучивание, пение)

- понимать роль хоровой музыки на религиозные тексты и русского церковного пения в жизни человека.

-знать имена и наиболее значимые произведения отечественных композиторов

-учится слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- размышлять о роли музыки в церкви и особенностях интонирования русского церковного пения.

31.

Русские композиторы современности.

С.В.Рахманинов и Д.Б.Кабалевский

Фортепианный концерт d-moll, тема Третьего фортепианного концерта С.В.Рахманинова;

Д.Б.Кабалевский «Наш край», Концерт для скрипки с оркестром (2 часть)

-распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.

-соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов.

-заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга;

-передавать свои впечатления в устной и письменной форме.

- развитие чувства прекрасного на основе знакомства с мировой и отечественной музыкальной культурой;

-развитие вокально-хоровых навыков;

- формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений

32.

И.Стравинский «Весна Священная»

И.Стравинский Фрагменты из «Весны священной» («Игра в городки», «Вешние воды»

-знать названия изученных произведений и их авторов.

-уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

-воплощать различные по

содержанию

музыкальные образы, поэтические фантазии.

- сравнивать и группировать факты и явления;

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

33.

Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. С.Прокофьев

Обзор произведений С.Прокофьева Популярные детские песни (разучивание, пение)

- развитие чувства прекрасного на основе знакомства с мировой и отечественной музыкальной культурой;

-развитие вокально-хоровых навыков;

- формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений

34.

Итоговая комплексная работа.

Угадай мелодию, конкурс на лучшее исполнение любимых песен

35

Поездка в ТЮЗ.

-уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

-воплощать различные по

содержанию

музыкальные образы, поэтические фантазии.

-заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга;

-передавать свои впечатления в устной и письменной форме.

- развитие чувства прекрасного на основе знакомства с мировой и отечественной музыкальной культурой;



© 2010-2022