2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыка орфографической зоркости

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Опытно- экспериментальная работа по формированию навыка орфографической зоркости.

2.1. Уровень развития навыка орфографической зоркости у младших школьников.


Перед началом работы над данной проблемой проводим традиционный опрос. Ученики могут повторить изученное правило и привести примеры. Потом предлагаем им карточки со словами в которых пропущены буквы. Поставленные задачи решают на 95 %. Третий способ проверки - диктант. Он написан, но правильных работ уже 72 %. А вот когда ученикам надо написать самостоятельный текст (сочинение, изложение) процент ошибок возрастает. Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мысли допускают ошибки… Ответ очевиден: наши ученики не видят «ошибкоопасных» мест . По мнению методистов ( М.Р.Львова, и др.) одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок - «орфографическая слепота» школьников. 19 % учеников постоянно допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило, - это случай так называемой «неразвитости орфографической зоркости». Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха. Около 17 % класса страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выявлены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. Эксперимент проводился на протяжении 4 лет. Для эксперимента был выбран 1-4 класс. В классе 18 учеников. Проверка объема внимания учащихся проводилась по методике Р.С.Немова ( Приложение № 1) и показала следующие результаты: - за отведенное время воспроизвели на карточке 6 и более точек - 5,5% учащихся и показали очень высокий уровень; - безошибочно воспроизвели на карточке от 4 до 5 точек и показали высокий уровень - 16,5 % учащихся; - правильно восстановили по памяти от 3 до 4 точек и показали средний уровень развития объема внимания 44 %; - правильно воспроизвели от 2 до 3 точек и показали низкий уровень развития 34 % учащихся. (см.приложение № 1 ) Проверка продуктивности и устойчивости внимания также проводилась по методике Р.С.Немова и показала следующие результаты: - 10 % учащихся имеют очень высокий показатель внимания ( S ) - выше, чем 1,25 баллов; - у 25 % учащихся показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 баллов (высокий); - 47 % имеют средний показатель S в интервале от 0,75 до 1,00 баллов; - 18 % имеют низкий показатель S в границах от 0,50 до 0,75 баллов. Проверка переключения и распределения внимания (по той же методике) показала, что - 5 % учащихся имеют показатель S до 10 баллов (очень высокий); - 10 % показатель S в пределах от 0,75 до 1,00 баллов (высокий); - 40 % показатель S в переделах от 0,50 до 0,75 баллов (средний); - 32 % показатель S в интервале от 0,25 до 0,50 баллов (низкий); - 13 % - в пределах от 0 до 0,25 баллов (очень низкий). Проверка фонематического слуха проводилась по методике Н.В.Нечаевой (см.приложение №2) и показала низкое состояние фонематического слуха и фонематического восприятия.

2. Опытно- экспериментальная работа по формированию навыка орфографической зоркости.1 - низкий уровень 2 - средний уровень 3 - высокий уровень Высокий уровень фонематического слуха показали только 16 % учащихся, средний - 44 %, низкий 40%. .Работая над этой проблемой пришли к выводу, что трудно добиться заметного эффекта за короткий срок. Результат заметен только к концу обучения в начальной школе - в 4 классе. За это время учащиеся данного класса достигли достаточно высокого уровня развития. У них не только формировался навык орфографической зоркости, но и повысился общий уровень направленности на приобретение знаний (см. приложение №3 ) С





100%равнивая результаты диагностик у учащихся 2 - 4 классов получилась следующая диаграмма роста мотивации к обучению у учащихся 4 класса.




92%







85%



2 класс 3 класс 4 класс

Без мотива, побуждения не может быть деятельности вообще, поэтому метод мотивации стоит на первом месте. Развивая у детей способность к рефлексии, приучаем анализировать собственные удачи и промахи. Проведя диктант и проанализировав полученные результаты выяснилось, что средний уровень орфографической зоркости учащихся данного класса составил 59 %. Эта начальная диагностика позволила спланировать и провести работу по формированию навыка орфографической зоркости учащихся начальных классов.



















2.2. Комплекс упражнений как средство развития орфографической зоркости младших школьников.
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо: во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятия звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений; во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм; в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения. Для формирования навыков грамотного письма существенную роль играют способности человека «фотографировать» прочитанные слова. Только в случае сомнения правописания того или иного слова мы прибегаем к помощи грамматики (правописания). Поэтому так важно иметь и хорошую зрительную память, и развитую орфографическую зоркость. Для улучшения указанных выше способностей нужна специальная система тренировочных упражнений. Этому во многом способствует проведение ежедневных зрительных диктантов. С этой целью используем тексты И. Федоренко, напечатанные в журнале «Начальная школа». Во-первых, формирование умения обнаруживать орфограммы должно начинаться как можно раньше - уже в период обучения грамоте. Поэтому диктанты начинаем писать на самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 4-5 букв, и пишем их на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Во-вторых, вводим обязательное выделение всех орфограмм другим цветом - зеленым. Таким образом, фотография получается «цветной». Перед детьми ставится задача запомнить написания в словах «зеленых» букв и повторить в точности так, как на «фотографии» учителя. В дальнейшей работе по мере знакомства с грамматическими правилами дети начинают осознавать эту связь и приходят к выводу, что зеленым цветом в словах обозначены буквы в слабых позициях. С этого момента начинается целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости. Последовательность ознакомления с грамматическим материалом в 1 классе зависит от того по какой учебной программе работают. В этом классе работают по программе «Школа России» с букварем В.Г.Горецкого поэтому используем следующие тексты для диктантов. (Следует помнить, что над каждым набором текстов необходимо работать 3-4 урока, пока исчезнут ошибки.) (см. приложение № 4) Во втором классе в первом полугодии продолжаем писать диктанты, используя для повторения и закрепления изученного только наборы, состоящие из предложений. Содержание наборов для диктантов может быть различным, но должен остаться одинаковым сам принцип их составления, а именно: последовательное увеличение сначала слов, затем предложений на одну букву. Например: он - она он - оно он - они На каждой строчке по 5 букв, но уже в следующем наборе 6 и 7 букв: осы - оса сам - сама лес - леса лис - лиса Одновременно дается понятие «слабая» и «сильная» позиции. Стрелочкой дети показывают условную «дорожку», по которой из сильной позиции буква может попасть в слабую. Для 2 и 3 кл. за основу берём тексты И.Федоренко, значительно их расширив, что нетрудно сделать любому учителю. Проводить зрительные диктанты лучше всего в начале урока. Учащиеся стоя про себя прочитывают то, что показывает учитель. По истечении 6-8 сек. Они садятся и записывают, диктуя себе то, что прочитали и запомнили, отмечая цветом опасные места в словах. После того, как работа завершена необходимо проверить и объяснить правописание орфограмм. Через два месяца ежедневного проведения таких диктантов произошло резкое сокращение количества ошибок, одновременно увеличилась скорость чтения за счет развития у ребят бокового зрения. Важно помнить о том, что количество знаков - букв увеличивается, а время почти не изменяется. Это способствует возникновению у детей внутренней команды: «Надо успеть прочитать», - что в свою очередь заставляет увеличивать горизонт бокового зрения. Данная работа проводится не только на уроках русского языка, но и уроках чтения. На первом этапе работы дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой. Учащиеся знакомятся с такими словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в слове орфографическую ошибку сделать нельзя, т.е. в слове может совсем не быть орфограммы. Для этой цели предлагается 3-4 варианта заданий следующего типа. Задание: Списать слова, поставить ударение. Ноты, Нина, Ната, нитки, кусты, сосны, кукла, рыба, парта. Закреплению умения находить ударение помогает набор слов для диктантов и устной работы, в процессе которой дети учатся последовательно выделять звуки. Каждый последующий набор слов на один знак больше предыдущего. (см.. приложение № 5 ) На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой в слабой. Тип заданий на втором этапе: Списать. Сильную позицию гласной буквы в каждом слове обозначить знаком ударения, гласную в слабой позиции выделить карандашом и точкой снизу. В поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад. На третьем этапе осваивается новый способ записи слов - запись с пропусками гласных букв в слабой позиции. Буква, обозначающая любой безударный гласный звук ( кроме у, ы, ю), представляет собой трудность для написания в слове. Поэтому безударный звук нельзя сразу обозначать буквой - её нужно сначала узнавать. А это не просто. Проверять букву мы будем учиться позднее. А пока вместо гласных букв в слабой позиции будем ставить пропуски. Задание. Списать слова, словосочетания и предложения. Поставить ударение, пропустив все гласные в слабой позиции: Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья, задремали, издалека, в парте, осенний денёк, играет с другом, повар. На поляне одиноко стояла молоденькая стройная ёлочка. Запись в тетради: М-р-сил, на сп-не, зимнсСум-рк-, в-к-вы- д-ревья, з-др-мал-, -зд-л-ка,в парт-,-сенн-й д-нёк, -гра-т с друг-м, пов-р. На п-лян- -д-нок- ст-ял- м-лод-ньк-я стройн-я ёл-чк-. На четвертом этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. (Безударный звук [а] может быть обозначен буквами о или а, безударный звук [и] - буквами е, я, и.) На этом этапе учащиеся знакомятся с орфограммой как явлением, когда сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения звуков и букв. Следовательно, орфографические ошибки возможны лишь в тех случаях, когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на произношение слова ( г(о, а) ра). Если имеется выбор букв, значит это орфограмма (ОРФО - правильный, ГРАММА - запись) Система заданий на четвертом этапе. Изменить слова горы, совы, сосны, тропы, грозы, стены, реки, свечи, земли, стрелы так, чтобы они называли не много, а один предмет. Горы - г[а]ра Совы - с[а]ва Сосны - с[а]сна Тропы - тр[а]па Грозы - гр[а]за Дети отмечают, что при изменении слов вместо звука [о] появился звук [а] в слабой позиции. На основе анализа слов делается вывод, что безударный звук [а] на письме обозначается буквой о. Запись в тетради: Г(о, а)ра, с(о,а,)ва, с(о,а)сна,тр(о, а)па и т.д. Ребенок усваивает сущность понятия орфограммы: в слове нет орфограммы, так как нет выбора букв. В слове есть орфограмма, так как есть выбор букв. Среди множества мудрых мыслей Конфуция одна, несомненно, заслуживает внимания педагога, как аргумент в поддержку развития активности у школьников. Мудрец говорил: «Я смотрю - я забываю, я слушаю - я запоминаю, я делаю - я понимаю». То есть для понимания человеку, а особенно ребенку, нужна активная деятельность. Активность же при усвоении любого учебного материала основывается, прежде всего, на внимании к тому, что изучается, так, в русском языке - к формулировкам правил и заданий учебника. Психологи определяют внимание как сосредоточенность сознания на чем-либо. Сосредоточить внимание без определенной активности слушающего, читающего, пишущего ученика очень сложно. Вот почему современные психологи, изучающие процессы усвоения детьми знаний, акцентируют внимание педагогов на значении развития у детей внимания. На уроках русского языка развивать внимание - значит развивать умение видеть различные формы слова, развивать орфографическую зоркость. Постоянная работа в этом направлении за многие годы позволила накопить достаточно большой разнообразный дидактический материал по формированию навыка орфографической зоркости. В основе методики такой работы лежат разработки В.Н.Зайцева. Но, со временем, появились свои варианты заданий, в которых учитывались особенности класса, меняющиеся интересы школьников и т.д. Приведём пример того, как организуется такая работа во втором классе начальной школы. Работа над одной орфограммой проводится в течении трех дней. Обычно такую работу проводят во время уроков закрепления. Работа проводится в специальных тетрадях «Секреты русского языка». В первый день ученики пишут в этих тетрадях диктант из 10-15 слов на выбранную орфограмму. Проверка диктанта осуществляется сразу же: слова записываются на доске учителем, дети комментируют написание каждого слова «цепочкой» с места и исправляют в тетрадях допущенные ими ошибки. Это своего рода объяснительный диктант, помогающий выяснить опасные места в слове. Затем учащимся дается домашнее задание: составить рассказ из 5-6 предложений, используя частично слова, написанные в диктанте. Работа над таким заданием вольно или невольно стимулирует развитие творческих умений, активизируя его воображение. На второй день ученики обмениваются тетрадями и читают составленные товарищами рассказы. Одна - две работы читаются вслух. В данном случае включается в работу зрительная память, формируется умение применять полученные знания на практике. Домашнее задание - подготовиться к контрольному диктанту, т.е. записать под диктовку (товарища или родителя) 15-20 слов на данную орфограмму. В третий день проводится контрольный диктант из 25-30 слов на ту же орфограмму ( 15 прежних слов и 15 новых вперемешку). Вся эта работа направлена на умственное развитие детей, развитие памяти, наблюдательности, в основе чего лежит обучение детей умениям анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал. Предложенные ниже наборы слов для орфограмм уже прошли апробацию и опыт показал их достаточно высокий дидактический эффект в формировании навыка орфографической зоркости у младших школьников.
Орфограмма №1. Большая буква в именах собственных. Улица Пушкина, деревня Кашино, кот Пушок, корова Ночка, девочка Катя Щукина, ученик Игорь Чайкин, сорока Галя, чиж Пыжик, учитель Пётр Ильич, рабочий Борис Львович, коза Розка. Собака Лайка, конь Гордый, село Подольск, река Дунай, свинья Бочка, скворец Борька, ворон Жук, бычок Буян, телятница Груша.

Орфограмма №2. Безударные проверяемые гласные в корне слова. В горах, тропа, военный (дозор), граница, вершина, смельчак, сторожка, следы, пробежал, скалистый, зарядил ( ружье). Деревья, большой, беда, защищать, полезный, висит, помогал, держал, под ногами, листва.
Орфограмма №3. Непроверяемые гласные. Береза, лисица, одежда, малина, сорока, ягода, медведь, пейзаж, равнина, однажды. Желтеть, портрет, снегирь, секрет, катушка, ездить, вместе, заповедник, пороша.
Орфограмма №4. Проверяемые парные согласные в корне и на конце слова. Поход, ложка, дорожка, гриб, помог, сладкая, денек, легкий, рыбка, березки, похож, полз, пруд, низко. Лошадка, скользкий, салазки, лед, рябчик, мягкий, мороз, враг, снег, резкий.
Орфограмма №5. Непроизносимые согласные в корне слова. Грустный, лестница, сердце, радостно, здравствуй, вестник, счастливый, ненастная, солнце, праздник. Блеснула, местность, пастбище, окрестность, прелестная, свистнул, чудесный, тростник, хрустнула.
Орфограмма №6. Буквы и, у, а после шипящих. Роща, щука, хороши, душистый, ищут, чутко, чашка, туча, живая, обещали. Живет, карандаш, старший, ландыши, дружить, стрижи, рыжик, чучело, стучат, прячут.

Орфограмма №7. Разделительный Ъ и Ь . Подъехали, воскресенье, вьюга, съежился, объяснил, сучья, Илья, семья, объезд, братья. Подъемник, листья, въезд, съемка, льет, съел, ручьи, объявление, вьется, пьет.
Орфограмма № 8. Раздельное написание предлогов с другими словами. (на)писал, (на)конверте, (за)вернула, (за)угол, (в)несли, (в)вагон, (под)нес, (под)стол, (при)входе, (при)ближался. (на)ступила, (от)дохнуть, (у)реки, (под)сказал, (у)бежал, (за)лез, (вы)скочил, (от)дороги,(на)ходился, (в)полях.
Орфограмма №9. Употребление Ь на конце существительных после шипящих. Печь, плащ, лещ, луч, речь, течь, шалаш, камыш, овощ, мышь. Дочь, ключ, сыч, помощь, врач, рожь, грач, ночь, калач, плач. Предложенными диктантами можно вместе с другими приемами формирования грамотности учащихся вызвать к творческой, результативной деятельности и учителя, и учащихся. Диктанты, про которые будет идти речь дальше, имеют определенные особенности как по форме, содержанию, так и по методической направленности. Это диктанты учебные, очень маленькие, но насыщенные разными орфограммами. Проводятся они, как правило, в начале урока - своеобразной орфографической разминкой. Прежде всего, это диктанты - номера, где дети пользуются системой нумерации орфограмм. На наш взгляд, номер позволяет ребенку увидеть в слове орфограмму и правильно решить орфографическую задачу. Цифры, которые дети ставят над буквой, помогают им фиксировать внимание на данной орфограмме, сосредотачиваться при проверке. Начиная с первого класса, проводятся такие диктанты, и они дают положительные результаты. Вот некоторые из них.
№1. Повторяющийся диктант. Записать предложения под диктовку, указать номера изученных орфограмм.
Нечаева Наталья живет в Москве. Она любит животных. У Наташи есть пес Шарик и котенок Пушок. Собака и котенок живут дружно. девочка дает им молоко и хлеб. Она водит их гулять в рощу. Здесь цветут душистые ландыши.
Учащиеся записывают текст. После записи учитель читает текст повторно, но при этом объясняет правописание каждого сомневающегося слова. Дети исправляют допущенные ошибки самостоятельно. На следующем уроке учитель диктует этот же диктант, но при этом сообщает, что дети, которые напишут его без ошибок, третий раз уже писать не будут. Проверяется так же. Дети, написавшие диктант без ошибок, освобождаются от следующего. Им предлагается самостоятельная работа, которая содержит те же орфографические задания. Остальные дети пишут диктант третий раз. Как правило, после этого ошибок в работе нет. А если есть, то учитель работает с ними индивидуально.
№2. Коллективный диктант. Класс делится на несколько групп. В каждой группе избирается консультант. Учитель подбирает слова или словосочетания, предлагает детям послушать их и определить орфограмму, которая чаще всех встречается в этих словах. Записать эти слова, выделяя номером орфограмму. Каждая группа перед записыванием слов или словосочетаний совещается, вспоминает соответствующее правило правописания. Проверка происходит так же коллективно.
Чудесная погода, дача, роща, чижи, ландыши, широкая речка, кружились чайки, щука, два леща.
Составьте рассказ, используя опорные слова. Озаглавьте его.
№3. Устный диктант. Прочитайте текст, устно решите орфографическую задачу, запишите номера - ответы. Меня з(а,о)вут Ч(ч)(а,я)йкин И(и)горь. Я ж(ы,и)ву в А(а)страхани. Гор(а,о)(д,т) ст(о,а)ит на реч(ь)ке В(в)олге. Я люблю ч(и,е)тать ска(с,з)Ки П(п)ушкина и (ч)Чуковского. ( 2 - о, 1 - Ч, 1 - И, 6 - и, 1- А, 3 - о, 4 - д, 2 - о и т.д.) №4. Взаимный диктант. Его диктует один ученик другому или нескольким. Он называет номер орфограммы, а дети записывают примеры. Например: Ученик - № 2. У детей в тетрадях - окно, стена, деревья, трава, и т.д.
Далее другой ученик называет слова, а дети определяют номер орфограммы, которая чаще всего встречается в этих словах. Например: Тетрадь, ученик, пенал, карандаш, портфель, работа. У детей в тетрадях - № 3. Используя эти слова составьте рассказ о школе. (Слова для таких диктантов подбираются детьми дома, как домашнее задание)
№ 5. Быстрый диктант. Предложения для такого диктанта должны быть краткими, например, пословицы, поговорки, фразеологизмы, те, которые учащиеся могут запомнить и использовать в своей речи.
Например: Птица сильна крыльями, а человек дружбой. Человек без друзей, что дерево без корней. Не спеши языком, торопись делом. Жизнь дана на добрые дела. Не учись разрушать, учись строить.
Для диктанта предлагается 1-2 предложения, не больше. Их легко запомнить, объяснить правописание. Учитель объясняет, что читать каждое предложение будет один раз. Его необходимо внимательно послушать, определить орфограммы, которые встретились, записать предложение, расставляя номера орфограмм. Все происходит в быстром темпе. Проверка диктанта - коллективная, групповая или взаимопроверка.
№6. Продолжающийся диктант. Он также проводится в начале урока, имеет небольшой объем, ограничен временем. От всех остальных видов учебных диктантов отличается тем, что строится на основе связного текста, который продолжается из урока в урок. Такой диктант может продолжаться 3-5 уроков. Желательно, чтобы текст был интересным и насыщенным изучаемыми орфограммами. Например, диктант, который можно предложить детям в 4 классе. Он для проверки сформированности навыка падежных окончаний существительных, а также для закрепления безударных гласных в корне слова.

Зимняя экскурсия. Вчера мы с классом ходили в зимний лес на экскурсию. Снег засыпал все дорожки. Лучи солнца освещали холодным светом всю местность. Вот………. Вот метель намела большие сугробы. Наши мальчики скатали большой снежный ком. Сверху поставили еще два. Сделали снеговика. Потом……… Потом в лесу мы заметили, как от елки к елке прыгал пушистый зверек. Это белка. С деревьев падали шапки снега. Большая ворона хлопала крыльями на верхушке березы. Но вот……… Но вот пухлая туча медленно затянула горизонт. Начал валить хлопьями снег. Мы подъехали к деревне. Там……….. Там в окнах мелькали тусклые огни. Быстро наступали длинные зимние сумерки. Дома мы писали сочинение. Каждый писал, что он увидел и услышал, что он помнил. Учитель предупреждает учащихся, что будет диктовать текст без повторения предложения , быстрее, чем обычный диктант. Дети сами должны определить изученные орфограммы, записать текст и выделить номера. Конечно детям интересно, что же было дальше в лесу с ребятами. Учитель заверяет их, что на следующем уроке рассказ об экскурсии будет продолжен.
№7. Обратный диктант Это один из интересных видов диктантов, потому, что это диктант для учителя. Дети получают домашнее задание: подготовить текст диктанта для учителя. Необходимо подобрать 2-3 предложения, чтобы потом на уроке продиктовать учителю. Учитель записывает текст на доске каллиграфически и грамотно, дает образец объяснения каждой орфограмме.
№8. Незнакомый диктант. Это один из видов выборочных диктантов, но с другим заданием. Учитель диктует текст, а учащиеся выписывают только те слова, правописание которых они не знают. Слова с известными орфограммами пропускают. Например, предлагается текст: чтобы поддержать силы космонавтов во время пребывания на орбитальной станции, построили маленький стадион. На нем всегда два снаряда: бегущая дорожка и велосипед. Дети в третьем классе записали такие слова: орбитальная станция, стадион, снаряд, велосипед. Следующая задача учителя и детей - определить как пишутся незнакомые слова. Идет работа с орфографическим словарем. Дети могут совещаться при этом с соседом по парте, пользоваться дополнительной справочной литературой. Каждый такой нестандартный учебный диктант положительно влияет на формирование навыка орфографической зоркости учащихся. Диктанты необычные для детей, их методика проведения своеобразна, поэтому им и интересна. Кроме этого, диктанты в неразрывной взаимосвязи вмещают в себя элементы коллективного и индивидуального, а это дает возможность каждому учащемуся проявить себя. Также, по формированию орфографической зоркости составлена орфографическая таблица (см. приложение №7). В этой таблице каждая орфограмма пронумерована. По каждой орфограмме даётся инструкция, как провести работу над ошибками, если она допущена в том или ином слове. При проверке работы учащихся на полях тетради ставится номер той орфограммы, на которую была допущена ошибка. Работу над ошибками учащиеся делают самостоятельно, пользуясь орфографическими таблицами. Работая, с этими таблицами дети лучше запоминают орфограммы, это приводит к более высоким предметным результатам освоения основных содержательных линий программы.

  1. 2. 3 Анализ итогов проведенного эксперимента.

На протяжении всей опытно-экспериментальной работы велось наблюдение за становлением навыка и отслеживались результаты. Во втором полугодии 4 класса был проверен уровень фонематического слуха учащихся. Были выявлены следующие показатели:

2. Опытно- экспериментальная работа по формированию навыка орфографической зоркости.1 - низкий уровень; 2 - средний уровень; 3 - высокий уровень. Низкий уровень отсутствует. Средний уровень - 55 %. Высокий уровень - 45 %. Данный результат показывает: у обучаемых значительно повысился фонематический слух, что играет важную роль при становлении навыка орфографической зоркости. Проверяя уровень орфографической зоркости выяснилось, что во 2 классе были выделены только две группы учащихся: - со среднем уровнем развития орфографической зоркости - 53 %; - с уровнем ниже среднего - 47 % учащихся. В 3 классе отсутствуют ученики, получившие отметку 2, что соответствует низкому уровню орфографической грамотности; - 26 % составляют ученики получившие отметку 3. Им присущи рассеянность, невнимательность, низкий уровень грамотности письма. Эта группа нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию навыка орфографической зоркости; - 67 % учащихся получили отметку 4, для них характерен средний уровень развития навыка орфографической зоркости. Им присуща некоторая неуверенность в решении орфографической задачи; - учащиеся, получившие отметку 5 составляют 7 % от общего количества учащихся. Это высокий уровень проявления навыка орфографической зоркости. Дети не сомневаются при ответе, формулируют орфограмму быстро и грамотно. Результаты диагностики показали правильность работы. Значительно уменьшился процент учащихся, которым соответствовал уровень ниже среднего. Работа по проблеме «Формирование навыка орфографической зоркости» была продолжена. В конце обучения в 4 классе была проведена итоговая диагностика . ( см. приложение № 6 )
2. Опытно- экспериментальная работа по формированию навыка орфографической зоркости.
Выводы: - отсутствовали учащиеся, которые получили отметку 2. Данная отметка характеризует низкий уровень орфографической зоркости. - учащиеся, получившие отметку 3, составляют 46 % от количества всех учащихся класса. Они имеют средний уровень развития орфографической зоркости; - учащиеся, получившие отметку 4, составляют 33 % от количества всех учащихся класса и соответствуют уровню развития орфографической зоркости выше среднего; - учащиеся, получившие отметку 5, составляют 21 % от количества учащихся в классе, что соответствует высокому уровню развития навыка орфографической зоркости, который не наблюдался ранее. Если посмотреть в динамике развития навыка орфографической зоркости за период обучения в начальных классах, то это выглядит следующим образом:

2. Опытно- экспериментальная работа по формированию навыка орфографической зоркости.2. Опытно- экспериментальная работа по формированию навыка орфографической зоркости.2. Опытно- экспериментальная работа по формированию навыка орфографической зоркости.

2. Опытно- экспериментальная работа по формированию навыка орфографической зоркости.2. Опытно- экспериментальная работа по формированию навыка орфографической зоркости.2. Опытно- экспериментальная работа по формированию навыка орфографической зоркости.2. Опытно- экспериментальная работа по формированию навыка орфографической зоркости.

-высокий - средний - ниже среднего - выше среднего


Если во 2 классе дети испытывали трудности при нахождении орфограммы в слове, то в 3-4 классах таких проблем стало намного меньше, а значит данная методика работы дала положительные результаты.


Заключение


В задачи исследования входило изучить состояние исследуемой проблемы в теории. Была изучена литература по формированию навыка орфографической зоркости П.С.Жедек, М.Р.Львова, М.С.Соловейчик, и др. В ходе исследования были разработаны методические рекомендации, направленные на развитие и формирование навыка орфографической зоркости у младших школьников. Использование на уроках приведенных в исследовании упражнений над формированием навыка орфографической зоркости позволяет говорить о более высоких предметных результатах, эффективном и интенсивном усвоении курса русского языка, о более высоких показателях знаний учащихся. Поэтому, подбирая дидактический материал для формирования навыка орфографической зоркости, нужно руководствоваться следующими требованиями: - задания должны носить характер задач, вызывающих необходимость применения их на практике; - для закрепления навыка орфографической зоркости необходимо количество повторений в применении разных способов формирования данного навыка; - необходима методическая разработка вопроса о системности упражнений; - свидетельством прочности формирования навыка орфографической зоркости является его правильное функционирование при включении его в практическую деятельность. В результате проведенных диагностик было выявлено, что нужно ввести внутриклассную дифференциацию обучения и индивидуализацию учебного процесса. Формирование данного навыка позволяет преодолеть трудности в освоении учебного материала у младших школьников. Повышает интерес к учебе, благоприятно сказывается на психологическом состоянии учеников. Работа по данной теме позитивно повлияла на качество обученности по основным школьным предметам. Новизна исследования состоит в том, что отслежены и систематизированы оптимальные варианты обучения орфографии на уроках русского языка, предоставлен разнообразный методический материал по формированию навыка орфографической зоркости и достижения высоких предметных результатов, тренировочные задания, позволяющие выявить объективную подготовку учащихся. Анализируя задачи исследования делаем вывод, что задачи выполнены, цель достигнута. Однако, считаем, что недостаточно в ходе эксперимента уделено внимания развитию навыков эффективного слушания и грамотного списывания. Надо регулярно повторять правила слушания и постоянно их соблюдать. Ставим перед собой следующие задачи: - продолжать знакомиться с имеющимися в методической литературе материалами по формированию и совершенствованию навыка орфографической зоркости; - найти оптимально выгодную форму реализации совершенствования навыка орфографической зоркости с учетом психологических особенностей детей; - разработать методические рекомендации и дидактический материал с целью анализа навыка орфографической зоркости и закрепления его на практике; - с целью выявления формирования навыка орфографической зоркости проводить диагностику орфографической зоркости и анализировать результат. Благодаря экспериментальной работе, проведенной в 3 этапа на уроках русского языка, появилась возможность выявить наиболее эффективные и действенные методы и приемы работы над формированием навыка орфографической зоркости в младших классах, проследить процесс освоения детьми системы средств, обеспечивающих полноценное восприятие курса русского языка в начальных классах.

61


© 2010-2022